рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: МВД и векселя рефераты

Суммарные активы НПФ составили около 1500-1700 млрд. рублей, в т.ч. фондов, получивших лицензию,- 1133 млрд. рублей. Пенсионные фонды, сформированные в основном за счёт взносов вкладчиков - 658,7 млрд. рублей (87% взносов юридических лиц и 13% - взносы граждан) и инвестиционного дохода - 335,9 млрд. рублей. Размер собственных средств фондов - 138,3 млрд. рублей, в том числе уставной капитал составляет 69,1 млрд. рублей, или 48,9%.

По сравнению с 1994 годом совокупные активы пенсионных фондов увеличились более чем в три раза. Если в 1994 году число вкладчиков НПФ составляло 300-350 предприятий и организаций, то к началу этого года стало уже около 2000 юридических лиц и свыше 300 тысяч частных лиц. По прогнозу экспертов, в 1997 году эти цифры составят соответственно свыше 5000 юридических лиц и свыше 1 млн. граждан.

Сумма пенсионных выплат в прошлом году составила 36 млрд. рублей (в 1994 году - только 3 млрд. рублей). Дополнительную пенсию получили 76 тысяч граждан, а ее средний размер составил около 40 тыс. рублей в месяц.

В целом в структуре инвестиционного портфеля НПФ преобладают вложения в государственные ценные бумаги (68,1%), акции промышленных предприятий и банков (12,2%) и депозиты (13,8%). Доля вложений в недвижимость составляет лишь 1,5%, в валютные ценности - 0,5% и в ценные бумаги субъектов Федерации - 0,4%. На расчетных счетах фондов находится только 2,9% всех средств НПФ. Выборочный анализ портфелей московских НПФ показал, что доля государственных ценных бумаг составила 45,3%, а в Санкт-Петербурге - до 60% портфеля сформированы из муници­пальных ценных бумаг.

Незначительная доля долгосрочных финансовых вложений показывает, что НПФ, которые по сути своей должны являться долгосрочным и консер­вативным типом инвестора, пока не являются таковыми. Эта ситуация прежде всего обусловлена нестабильностью экономики, а также отсутствием законодательной базы.(Евгений Якушев - президент консултационной фирмы "Пенсионные и актуарные консультации" и Евгения Письменная,"Фин.известия").

ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ ОСАТЮТСЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ВАКУУМЕ

НПФ существуют в правовом вакууме, поскольку единственным правовы актом остаётся указ Президента "О негосударственных пенсионных фондах" N 1977 от 16.09.92г.Задержка с принятием федерального законодательства привела в усилению законотворческой инициативы в регионах, тем более что в Конституции РФ вопросы законодательного регулирования в сфере социальной защиты граждан находятся в совместной компетенции РФ и субъекта Федерации.

Впервые наиболее полная модель регионального регулирования и стимулирования деятельности НПФ была разработана и принята в Волгоградской области. Система региональных законодательных и нормативных актов Волгоградской области определяет порядок создания и регистрации, принципа организации и деятельности, систему государственного регулирования (через создание региональной Инспекции НПФ) и механизмы государственного стимулирования негосударственных пенсионных фондов, действующих на территории Волгоградской области (региональные налоговые льготы).

Губернатор Тульской области 18 марта 1996 года утвердил комплексную программу развития негосударственного пенсионного обеспечения жителей области. Концепция законодательного регулирования НПФ предусматривает преимущественное стимулирование профессиональных пенсионных схем (планов) предприятий, разработанных с учётом интересов и специфики региона. Таким образом, Тульская область стала первым регионом России, где предприняты практические меры по реализации постановления правительства РФ № 790 от 7 августа 1995 года "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации".

Действующее налоговое законодательство тормозит развитие негосударственного пенсионного обеспечения, а введение стимулирующего налогового режима для субъектов дополнительного пенсионного обеспечения (ДПО) остаётся пустой декларацией. Реально налоговые льготы в части сумм, зачисляемых в бюджет субъекта Федерации введены в Пермской и Волгоградской областях, в Красноярском крае и Республике Саха (Якутия). В Тульской и Иркутской областях будут введены не ранее 1997 года, после утверждения соответствующих законов областными законодательными органами.

Анализ сложившейся  практики  регулирования  деятельности  НПФ на уровне субъектов Федерации и Администраций городов позволяет  выделить следующие уровни и механизмы регулирования:

- определение порядка государственной регистрации НПФ на территории города или региона;

- определение основных принципов деятельности НПФ, требования к учредительным и внутренним нормативным документам НПФ;

- предоставление налоговых льгот для предприятий-вкладчиков, НПФ и Компаний по управлению активами (КУАПФ);

- создание территориальных регулирующих органов, региональных Инспекций НПФ;

- контроль и координация инвестиционной деятельности НПФ, определение уровня реинвестиций в регион;

- региональные пенсионные программы развития негосударственного пенсионного обеспечения жителей данного района.

Государственной Думе необходимо учесть сложившуюся практику и мнение регионов при разработке федерального законодательства. В противном случае региональные власти будут просто вынуждены продолжить своё законотворчество, определив дополнительные требования к деятельности НПФ на своей территории (каждый на свой лад), а это, в свою очередь, будет означать различные правила игры для НПФ и соответственно для их участников, осуществляющих свою деятельность в различных регионах России.

Законодательная база существования НПФ крайне необходима как для государственных органов, осуществляющих контроль и регламентацию их деятельности, так и для участников НПФ, требующих гарантии сохранности средств и выплаты дополнительных пенсий в будущем. В последнее время появилось значительное количество противоречащих друг другу законопроектов, разработанных как депутатами, так и различными министерствами и ведомствами.

Проект закона "О негосударственных пенсионных фондах", разработанный в соответствии с вышеуказанным указом Президента, предлагает, что дополнительное пенсионное обеспечение будет осуществляться преимущественно через специализированные институты - негосударственные пенсионные фонды. НПФ как институты упоминаются в посланиях Президента Госдуме, правительство в 1994-1995 годах утвердило Положение об Инс­пекции НПФ и Положение о порядке лицензирования НПФ и КУАПФ, что поз­воляет говорить о некоторой последовательной политике государственного регулирования именно НПФ.

Проект закона "О негосударственном пенсионном обеспечении", разработанный Федеральной комиссией по ценным бумагам и Фондовым биржам (ФКЦБ), предполагает новый подход к регулированию дополнительного пен­сионного обеспечения, относя его к одному из видов коллективных инвес­тиций, при этом единицей организации пенсионного обеспечения считается пенсионная схема. Законопроект подготовлен в развитие Указа Президента "О комплексной программе защиты вкладчиков и акционеров" No 408 от 21 марта 1996 года, который предполагает усиление государственного контроля за всеми коллективными инвесторами (включая НПФ) и передачу ФКЦБ соответствующих депертаментов и подразделений из других ведомств.

Подобная противоречивость государственных решений вызвана отсутствием единого подхода к негосударственным пенсионным фондам в правительстве. Либо НПФ - это специалищированные институты, осуществляющие социальные функции по формированию и выплате дополнительных пенсий, либо пенсионные фонды - разновидность финансового института, аккумулирующего и инвестирующего денежные средства населения. Поскольку пенсионные фонды объединяют в себе обе функции и являются специализированным социально-финансовым институтом, то, по-видимому, необходимо более чётко определить место НПФ на финансовом рынке и в реформируемой пенсионной системе.(материалы фирмы "Калланд консалтинг" и "Пенсионные и актуарные консультации").

ШАГИ ПРАВИТЕЛЬСТВА К НАКОПИТЕЛЬНОЙ

ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

(фин.известия № 78 (429) 16.10.97г.)

В скором времени (конец октября 1997 года) правительство РФ должно рассмотреть концепцию реформирования пенсионной системы, подготовленной межведомственной рабочей группой, которую возглавляет первый заместитель министра труда и социального развития М.Дмиитриев. Сегодняшнее формирование смешанной пенсионной системы предполагает длительный поэтапный переход от распределительных к накопительным принципам финансирования трудовых пенсий. Поэтому только лет через 30 её плодами смогут воспользоваться те, кто сегодня ещё относительно молод. В интересах нынешних пенсионеров, а также тех, кому за сорок, будет параллельно проводиться реформирование уже существующей пенсионной системы, направленное на создание механизма осовременивания размеров пенсий с более жёсткой их увязкой с трудовым вкладом каждого участника распределительной пенсионной системы.

Затянувшийся кризис пенсионной системы России лишь доказывает то, что в период перехода к рыночной экономике распределительный принцип её построения не срабатывает. На фоне ухудшения экономической ситуации в стране и соответственного спада производства выявилась несостоятельность финансирования пенсионных выплат за счёт текущих доходов работающих.

Сегодня демографическая ситуация такова (на два пенсионера приходится три работника), что вряд ли она позволит, считает М.Дмитриев, сохранить существующую пенсионную систему в неприкосновенности. Со временем система может оказаться финансово недееспособной. Она слишком перегружена разного рода льготами. Повышение же налогового бремени может отрицательно сказаться на общем состоянии экономики страны.

К тому же число пенсионеров в России прибилизилось к 37 млн.чело­век. Выплаты из федерального бюджета по пенсиям и льготам в 1996 году составили 145 трлн.рублей (в 1995 году - 85 трлн.рублей). А сумма налогов, перечисленных в Пенсионный фонд, равна 124 трлн.рублей. (86 трлн.рублей). Расходы на пенсионные нужды составили 6,4% ВВП. Из них 25-30% ушли на льготы по досрочному выходу на пенсию.

Накопительная система существенно отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна в проблемам старения населения. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут не на выплату пенсии другому, а на индивидуальный счёт.

Переход на накопительный принцип связан с определёнными расходами, поскольку часть пенсионных взносов направляется работодателями на именные счета. Соответственно нужно возместить финансовые потери Пенсионного фонда по выплатам существующих пенсий. Исходя из финансовых возможностей, по подсчётам расзработчиков концепции, минимальные рас­ходы в первый год можно свести к 2,5 трлн.рублей путём ограничения возрастных категорий работников, которым будет позволено переёти на накопительную пенсионную систему, например до 29 лет. На первом этапе для покрытия издержек предлагается ввести дополнительный налог, связанный с реформированием системы досрочного выхода на пенсию. Величина налога будет установлена в размере, не превышающего 5% от уровня заработной платы предприятия, но в зависимости от того, сколько работников этого предприятия имеют право на досрочный выход на пенсию. По подсчё­там специалистов, это составит 15 трлн.рублей, или 0,6% ВВП. Тем не менее, Налоговым кодексом предусмотрено снижение общего уровня налогообложения фонда заработной платы с 75 до 35%.  Поэтому у тех предприятий, у которых нет таких работников, снижение будет ощутимее.

Через 30 лет сбережения пенионера (перечисленные работодателем взносы в размере 11% от заработной платы плюс инвестиционный доход) сформируют основу пожизненной пенсии, размер которой напрямую будет зависить от суммы именного пенсионного счёта. Организация вопросов перечисления, открытия именных пенсионных счетов, инвестирования пенсионных резервов и перечисление инвестиционных доходов на именные счета подлежит дальнейшей детализации и изучению. Предпогагается открыть именные счета в Сбербанке (он имеет 37000 отделений по стране) и СБС-АГРО (большое количество филиалов в сельской местности). Банки будут осуществлять функцию только по обслуживанию и ведению именных счетов. Для инвестирования будет создан (пока система не отлажена) специализированный государственный пенсионный фонд, который будет осуществлять на конкурсной основе управляющих компаний. После того, как ситема заработает, будут привлекаться и другие негосударственные пенсионные фонды.

Для граждан в возрасте от 30 до 40 лет изучается возможность предоставления им права выбота на пенсию в действующей системе или частичным переходом в накопительную систему со ставкой взносов 5% и правом на получение к накопительной пенсии государственной 15-20% средней заработной платы.

Для всех остальных, не подпадающих под новую накопительную систему, с 1 января 1998 года будет введён индивидуальный трудовой коэффициент пенсионера. Он позволит упростить метод исчисления пенсии, с одной стороны, и обеспечить более жёсткую увязку выплаты пенсии с размером средней заработной платы, с другой. Пенсионный фонд России уже внедряет систему персонифицированных взносов.

В перспективе предусматривается снятие существенной нагрузки на фонд заработной платы предприятий. Поскольку работники будут заинтересованы в пополнении своих именных счетов, это будет способствовать также легализации и формализации трудовых отношений в России. Сегодня присутствует большой удельный вес неформального сектора, незарегистрированной занятости. Это связано с несовершенством трудового законодательства. Для сокращения неформальных трудовых отношений и легализации их Министерством труда и социального развития рассматривается вопрос о повсеместном введении элементов контрактности в отношениях между нанимателем и работником.

Начало перехода на новую накопительную систему запланировано на 1 января 1999 года.

РОССИЙСКИЕ ПЕНСИОНЕРЫ НЕ ТЕРЯЮТ НАДЕЖДЫ НА

ОБЕСПЕЧЕННУЮ СТАРОСТЬ

В Российской Федерации насчитывается свыше 37 млн. пенсионеров, и ежегодно на пенсию выходят ещё около 2,5 млн. человек. Средняя пенсия составляет 35-40% от средней заработной платы, что приводит к резкому снижению уровня дохода после выхода людей на пенсию и, соответственно, необходимости продолжать трудиться. В среднем каждый пятый пенсионер вынужден продолжать трудовую деятельность. Работающие пенсионеры (11% от занятых в экономике) составляют серьёзную конкуренцию на рынке труда. При этом уровень занятости пенсионеров-женщин в возрасте до 55 лет составляет 47% и 51% для мужчин-пенсионеров в возрасте до 60 лет, для пенсионеров-женщин (55-59) и мужчин (60-65) уровень занятости составляет 43% и 32% соответственно.

Из-за регулярных индексаций и компенсаций средний размер пенсий увеличился в 43 раза за период с 1992 по 1995 год, значительно отставая от индексации цен, который увеличился в 720 раз за этот же период времени. В результате пропала связь между трудовым вкладом (размером заработка и стажем работы) и размером пенсии. Директор и уборщица получают одинаковую пенсию, размер которой законодательно ограничен сверху. Для того, чтобы получить максимальную пенсию (не более трёх минимальных размеров пенсии), необходимо иметь заработок в размере 60-70% от средней зарплаты по стране. Остальная часть зарплаты практически не учитывается при расчёте размера пенсии. Пенсионный кризис является одним из следствий экономического спада, поразившего нашу страну при переходе к рыночным отношениям. Спад в экономике вызвал сокращение рабочих мест и снижение доли оплаты труда в структуре денежных доходов населения. Сократилась база для взимания обязательных отчислений в Пенсионный фонд России, а неплатежи и задолженности предприятий окончательно подорвали финансы пенсионного обеспечения.

Утверждённая правительством Российской Федерации концепция пенсионной реформы предполагает значительное увеличение роли дополнительного пенсионного обеспечения граждан, однако необходимо понимать, что на ближайшие 10-15 лет основу пенсионного обеспечения по-прежнему будут составлять государственные пенсии.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется на принципах солидарности поколений и регионов и финансируется за счёт обязательных отчислений, и, следовательно, является наиболее устойчивой конструкцией. Реформа государственного пенсионного обеспечения в конечном итоге сводится к изменению принципов учёта взносов, назначения пенсий и к большей дифференциации размеров пенсии, отражающих реальный трудовой вклад работника, а также к сокращению расходов за счёт постепенного перевода льготных пенсий в профессиональные пенсионные системы. Однако изменение принципов перераспределения ресурсов не повлияет на общий уровень пенсионного обеспечения в России, а с точки зрения современных плательщиков взносов практически не окажет влияния на уровень их будущих доходов.

Проблемы реформирования пенсионного обеспечения необходимо рассматривать на макро-и микроуровнях. На макроуровне стабильность пенсионной системы напрямую зависит от состояния экономики, поэтому улучшение материального положения нынешних пенсионеров возможно только после выхода страны из экономического кризиса. С другой стороны, на микроу­ровне для отдельного гражданина или работников конкретного предприятия пенсионная реформа даёт возможность формировать пенсионные накопления за счёт собственных средств и средств работодателя. Так как накопление

- процесс достаточно долговременный, то негосударственное пенсионное обеспечение будет оказывать реальное влияние на экономику и общий уро­вень жизни пенсионеров лишь через 10-15 лет, хотя при это отдельные граждане смогут получать дополнительные пенсии уже через несколько лет.

В ходе реформы к действующей пенсионной системе присоединятся профессиональные (отраслевые), региональные и муниципальные пенсионные системы. Граждане получают возможность формировать пенсионные накопления в негосударственных пенсионных фондах, страховых компаниях и, возможно, на специальных пенсионных банковских счетах. Государственные пенсии будут составлять от 40 до 60% от уровня последней зарплаты, а негосударственные (профессиональные, региональные, муниципальные и частные) пенсии будут обеспечивать ещё до 20-40% уровня доходов пенси­онеров.

За 70-летний период государственной пенсионной монополии сформи­ровался стереотип, что нашу пенсию обеспечивает государство. Государс­тво в нынешних сложных условиях не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров. Переход к рыночным отношениям ведёт и к из

менению менталитета общества: ответственность за будущий уровень пенсионного обеспечения несут и государство, и работодатель, и сам гражданин. Для трудоспособных граждан уже реально заранее определить желательный уровень жизни на пенсии, а размер будущих дополнительных пенсий зависит уже от сегодняшних отчислений.

Если не учитывать постепенное микровлияние негосударственного пенсионного обеспечения на повышение общего уровня пенсионного обеспечения, то в целях обеспечения устойчивости государственной пенсионной системы и повышения размеров государственных пенсий, возможно, придётся пойти на такие непопулярные меры, как увеличение пенсионного возраста, отказ от выплаты льготных пенсий и пенсий работающим пенсионерам. Подобные решения вызовут серьёзный социальный протест в обществе.

С другой стороны, можно попытаться увеличить нагрузку на предприятия, и в 1995 году уже обсуждался вопрос об увеличении тарифа обязательных отчислений в Пенсионный фонд РФ, однако принято было более "мягкое" решение о расширении базы для взносов. Теперь взносы в ПФР взимаются не только с заработной платы, но и практически со всех видов материальной поддержки, оказываемых предприятиями своим работникам. Складывается парадоксальная ситуация, когда целевые взносы предприятий на именные пенсионные счета работников в негосударственных пенсионных фондах, направленные на формирование дополнительной пенсии от предпри­ятия, облагаются подоходным налогом и обязательными отчислениями в ПФР как текущий доход. Более того, эти суммы не учитываются при расчёте пенсии данному работнику, что противоречит действующему пенсионному законодательству.

К сожалению, противоречивые действия министерств и ведомств вызваны в первую очередь, отсутствием полноценного законодательства, учитывающего специфику и значимость негосударственного пенсионного обеспечения. Для успешного хода пенсионных реформ необходимо разработать и принять закон "Об основах пенсионного обеспечения в РФ", определяющего основные принципы и механизмы государственного и негосударственного пенсионного обеспечения. Новый закон "О государственных пенсиях" должен учесть основные идеи и положения утверждённой правительством концепции пенсионной реформы, а закон "О негосударственном пенсионном обспечении" может определить институты и механизмы организации дополнительного пенсионного обеспечения. Закон "О негосударственных пенсионных фондах, разработанный депутатами Государственной Думы, позволит наконец определить специфику и социальную направленность этого института, а также механизмы контроля и гарантии соблюдения прав участников.


Страницы: 1, 2, 3