рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: МВД и векселя рефераты

Эта картина по некоторым НПФ России в настоящее время выглядит следующим образом:

Н А К О П И Т Е Л Ь Н Ы Е  П Е Н С И О Н Н Ы Е В З Н О С Ы     |
НПФ

|Возраст уча-

|стника

Накопитель ный срок

|Размер пенсион-

|ного взноса

Пенсия пожизнен-| ная |

Сберфонд

Сберфонд

Сберфонд

Сберфонд

Сберфонд

"Интер-

рос-Дос-

тоинство

"Интер-

рос-Дос-

тоинство

|муж.  30 лет

|муж.  30 лет

|жен.  50 лет

|жен.  45 лет

|муж.  45 лет

|

|

|муж.  30 лет

|

|

|жен.  30 лет

3 года

3 года

5 лет

10 лет

15 лет

3 года

5 лет

|ежемесячно $10

|ежемесячно $50

|ежемесячно $100

|ежемесячно $100

|ежемесячно $100

|

|

|ежекварт.$636

|

|

|ежекварт.$534

ежегодно $400   |

ежегодно $2130  |

ежемесячно $76  |

ежемесячно $189 |

ежемесячно $397 |

|

|

ежемесячно $100 |

|

|

ежемесячно $200 |

Из приведённой таблицы видно, что, чем моложе клиент фонда, тем "дешевле" обойдётся ему пенсия. Причём, женщинам пенсия обойдётся чуть дороже, поскольку считается, что они живут дольше, а на пенсию выходят на 5 лет раньше мужчин. Поэтому в каждом фонде мужчины и женщины идут по разным "тарифным ставкам".

Кроме того, используются варианты с наследованием пенсионных сумм. При том принято считать, что в России единственно возможной в условиях 1994 года является схема с установленным размером взносов (накопительная). Лишь при особо благоприятных условиях и при тщательных актуарных расчётах возможны схемы с установленными размерами пенсионных выплат. В определённом смысле это мнение справедливо, но верно и другое: в выигрыше окажутся те негосударственные пенсионные фонды, которые начнут выплаты раньше других, а для определённых категорий своих клиентов начнут выплаты в установленных заранее размерах в самое ближайшее время (например с 1995 года).

КУАПФ может представлять собой ТОО или АО. Учредители либо параллельно создают НПФ и КУАПФ (и получают прибыль от доходов компании, а не фонда), либо они сначала создают АО, которое затем учреждает НПФ. Второй путь предпочтительнее с коммерческой точки зрения и потому получил значительное распространение в странах, где НПФ имеют пока ещё небольшую историю существования. В Чили, например, НПФ низведены к роли формального юридического лица, а регистрацию вкладчиков, расчёт выплат, начисление инвестиционного дохода и саму выплату пенсий осу­ществляет управляющая компания.

Когда НПФ и КУАПФ уже созданы, между ними заключается договор об управлении активами. Размер вознаграждения КУАПФ зависит от суммы переданных в управление активов, от величины приращённой стоимости, от превышения средней нормы дохода по банковским депозитам. Чем больше переданные активы, тем относительно меньше процент комиссионных.С этой точки зрения большие НПФ имеют преимущество перед малыми.

КУАПФ действует как обычный инвестиционный институт. Часть полученных активов держится в высоколиквидной форме для беспрепятственного покрытия (выполнения) текущих обязательств (в т.ч. обязательств НПФ перед вкладчиками). Сами вложения КУАПФ страхуются, т.к. по уставу пенсионные фонды имеют право вкладывать средства только в застрахованные инвестиционные программы. Инвестиции должны быть организованы по портфельному принципу и состоят частично из депозитных вкладов в банки, а частично из прямых инвестиций. При этом доля рисковых вложений не должна превышать 30%. Двадцать пять процентов от общей суммы средств должны резервироваться. В числе КУАПФ не могут быть ни банки, ни страховые компании.

Считается, что инвестиционная политика должна строиться на принципах диверсификации, минимального риска и долгосрочных вложений. Высокая инфляция, однако, вносит свои коррективы. Когда практически возникает дилемма "прокручивать" деньги или вкладывать их в долгосрочные программы, инфляция подталкивает к первой из этих альтернатив. Тогда как "пенсионные деньги" должны формировать новый финансовый рынок, а не отдаваться на откуп сиюминутной конъюнктуре. В то же время следует отметить, что для долгосрочных вложений необходимо накопить значительный по величине стартовый капитал. Поэтому преимущества крупных НПФ перед мелкими будут проявляться всё сильнее.

Выгодно ли для КУАПФ иметь дело с НПФ ? Если судить по небольшой величине комиссионных, то ответ должен быть отрицательным, т.к. первоначально КУАПФ получает небольшую прибыль. Однако уже на втором году инвестиционная компания, если число вкладчиков НПФ растёт, получает в своё распоряжение значительные средства, причём на длительный срок. Никаким другим путём при нынешней экономической ситуации в России получить деньги на таких условиях нельзя, если исключить льготные кредиты государства (которых становится всё меньше).

Имеется предельная норма сбережений, показывающая, какую часть совокупных денежных доходов семейные хозяйства сберегают. Эта часть обычно устойчива. Сбережения семейных хозяйств S = sy, где s - предельная норма сбережений, y - совокупный денежный доход граждан. Для условий современной России s = 0,15-0,20. Так, в 1993 году совокупные денежные доходы населения России составили 18 трлн.рублей. Из них на различные виды сбережений было направлено 5 трлн.рублей.

Для быстрого накопления средств вновь создаваемый НПФ начинает не столько с физических лиц, сколько с предприятий. Поэтому важное значение (сравнимое по значимости с рекламой) имеет отработка процедуры заключения коллективных договоров на пенсионное обслуживание с предприятиями, а также технологии втягивания в сферу своего влияния мелких НПФ, создаваемых обычно на отдельных предприятиях. При этом должна использоваться различная тактика для рентабельных и убыточных предприятий (банкротов).

Взнос представляет собой определённый процент от фонда оплаты труда предприятия, а выплачивается он из прибыли. В результате пенсионный фонд получает сразу значительные накопления, в то же время это выгодно и для клиентов - не страдает их заработная плата. В перспективе выгодными сферами вложений активов служат жильё, недвижимость, высокие технологии и человеческий капитал (здоровье, образование, переквалификация, трудоустройство и пр.). НПФ России должны выполнять следующие не свойственные им функции:

- приобретение в пользу клиента фонда акций предприятий и предос­тавление ему для этого беспроцентной ссуды;

- выдача беспроцентных ссуд на приобретение недвижимости (дачи, квартиры и пр.);

- повышение защищённости клиента от безработицы;

- открытие и содержание специальных магазинов для пожилых и малоимущих  клиентов,  ведущих продажу по сниженным ценам.

Но НПФ не может выполнять все эти функции непосредственно, поскольку он должен оставаться некоммерческой организацией. Возникает своеобразное противоречие: чтобы не прогореть и приумножить свои средства, пенсионный фонд должен выполнять функции, какие он непосредственно выполнять не может. Разрешение этого противоречия лежит в усложнении структуры пенсионного фонда. Простая линейная структура НПФ - КУАПФ должна быть заменена многозвенной двухэтажной  структурой. Её первый этаж упрощённо можно считать из: одной или нескольких крупных корпораций, осуществляющих масштабные вложения средств в не быстроокупаемые проекты, нуждающиеся в значительных по размерам заёмных средс­твах в виде длинных денег.

Не менее важен второй этаж, включающий страховую компанию, банк, структуру для спекуляций короткими деньгами, реализующую торгово-посреднические операции, а также инвестиционный фонд для осуществления прибыльных среднесрочных вложений. Средства именно этого фонда могут вкладываться в недвижимость, жильё и человеческий капитал.

Особо следует отметить роль банка в этой двухэтажной структуре. В этой структуре НПФ он играет одну из ключевых ролей:

- проведение расчётных операций для фонда;

- хранение обязательных денежных резервов фонда;

- кредитование и иные формы банковского обслуживания мелких пенсионных фондов, втянутых или втягиваемых в сферу влияния ведущего НПФ;

- прямое открытие личных пенсионных счетов граждан, особенно в регионах, где деятельность некоммерческих организаций законом ещё не определена;

- спекуляция в интересах фонда короткими деньгами и ценными бумагами. В то же время, самостоятельно банк может освоить только рынок коротких и средних денег, а пенсионный фонд в автономном режиме - только рынок длинных денег. Совместно они могут играть на всём денежном рынке, что значительно повышает эффективность каждого из них;

- оказание различных банковских услуг вкладчикам пенсионного фон­да, выдача им целевых льготных ссуд;

- открытие сложного инвестиционного счёта, в котором вкладчик сам или с помощью финансового менеджера определяет, какую часть сбережений он отдаёт:

а) на накопление

б) в пенсионный фонд

в) на страхование

г) на иные цели,  в т.ч.на приобретение различных ценных бумаг;

- открытие зарубежного филиала, вложение средств фонда в различные зарубежные активы, облегчение прямых иностранных инвестиций в предприятия, являющиеся клиентами фонда.

Главным обобщённым показателем развития пенсионного дела в России

служит размер активов (а не величина уставного капитала). Основным динамическим показателем является период удвоения величины фондов. Представление о темпах их роста даёт следующая таблица:

Время    число НПФ

ноябрь   1991                        1

январь   1993                       20

июль      1993                       45

декабрь 1993                       85

июль      1994                      500

По прогнозам темпы роста НПФ в России будут увеличиваться. В их создании заинтересованы большие финансово-промышленные группы, страховые компании и отдельные промышленные предприятия. Для них "свои" пенсионные фонды - источник относительно легкодоступных длинных денег. Три четверти вновь созданных пенсионных фондов находятся в провинции.

Интерес предприятий к этим фондам устойчивый и серьёзный. Благодаря им предприятия могут получить значительные налоговые льготы, решить проблему закрепления кадров, получить необходимые финансовые средства для развития собственного производства. Если, положим, предприятие поможет фонду сформировать актив в 20 млн.$, то фонд может привлечь валютные кредиты этому предприятию под небольшие проценты (Бундесбанк, например, готов выдавать их под 6-8% годовых). И эти деньги могут быть направлены на развитие производства партнёров фонда.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Фирма "Пенсионные и актуарные консультации"

"Известия" (Экспертиза) от 28.12.94г. N 249

I. Правовое регулирование

Процесс образования НПФ принял лавинообразный характер. Одной из основных проблем, препятствующих цивилизованному развитию рынка допол­нительного пенсионного обеспечения, созданию действенных механизмов социальной защиты будущих пенсионеров, является отсутствие нормативной

базы, порядка лицензирования и налогообложения НПФ.

Правовая неопределённость наносит ущерб не только государству, но и пенсионным фондам. Государство теряет возможность организовать и контролировать новый социально-финансовый институт личных сбережений и долгосрочных инвестиций, разгружая действующую систему социального обеспечения. Пенсионные фонды не могут брать на себя долгосрочные обя­зательства перед участниками, так как трудно определить пути развития законодательства в контексте грядущей реформы пенсионного обеспечения.

НПФ испытывают серьёзные затруднения в общении с государственными контролирующими органами из-за противоречивости и неопределённости действующих нормативных актов и их неоднозначного толкования.

Существуют несколько команд по подготовке проекта закона о него­сударственных пенсионных фондах. В том числе рабочая группа в аппарате правительства (Юрий Яров), Комитета по труду и социальной поддержке (Эмма Памфилова), группа экспертов из Великобритании (David Kolland), группа экспертов при ГКИ и другие. Основные положения всех вариантов законопроекта базируются на документах, разработанных рабочей группой при Министерстве соцзащиты (Михаил Алёхин).

II. Анализ деятельности НПФ

Количество НПФ достигло 479. Они зарегистрированы и действуют в 80 из 90 регионов Российской Федерации. Однако по-прежнему между фак­том регистрации и реальным началом работы с вкладчиками проходит нес­колько месяцев. Можно предположить, что вообще зарегистрированных фон­дов, в том числе не прошедших "лицензирование" в Минсоцзащиты, дости­гает 800-900.

Регионы-лидеры по числу зарегистрированных НПФ:

Москва             188             - 39%

Санкт-Петербург     32     -  7%

Екатеринбург        13         -  3%

Кемерово            11             -  2%

Красноярск          11           -  2%

Пермь               11                -  2%

В отличие от западных стран, где пенсионные фонды стали элементом многоуровневой системы социальной защиты, в России основным мотивом

создания НПФ является интерес к долгосрочному инвестированию  активов.

По числу действующих фондов Россия сильно опережает страны бывшего восточного блока, однако там в ряде стран либо приняты, либо обсуждаются законы, регулирующие деятельность НПФ.

В основном учредителями НПФ стали коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании, инвестиционные фонды и промышленные предприятия.  Фонды стали хорошим инструментом первоначальных действий по соз­данию промышленно-финансовых групп и холдингов, устанавливаются тесные связи между промышленниками и финансовыми кругами, на предприятих пенсионные программы помогают решать социально-производственные проблемы.

Быстрый рост числа пенсионных фондов уже привёл к определённому насыщению рынка. Это особенно заметно на региональном уровне. Появление новых источников финансовых ресурсов, которые могут быть использованы для инвестиций в регионе, позволяет предположить, что местные администрации издадут протекционистские распоряжения, ограничивающие активность фондов (в основном московских и межрегиональных), перекачивающих средства из региона в центр.

Активность центральных пенсионных фондов, действующих по хорошо налаженным каналам старой административно-ведомственной системы, заставляет задуматься руководителей предприятий. Действуя под девизом возрождения отрасли и реинвестирования пенсионных активов в производство, используя личные и административные связи, а также знание местных условий и проблем, корпоративные (отраслевые) фонды имеют некоторое преимущество. Оно может быть реализовано в наиболее конкурентоспособные пенсионные схемы и программы, приемлемые для работников и руководителей предприятий.

По мнению ряда экспертов, конкуренция пенсионных фондов приведёт к совершенствованию продуктов, предлагаемых НПФ потребителям, и выра­зится в улучшении показателей финансовой отчётности.

Следуя мировой практике, в России учреждено Российское общество актуариев, призванное объединить практиков и учёных, занимающихся актуарной математикой. Отсутствие профессионалов в этой области не позволяет говорить о введении в страховое и пенсионное законодательство института независимых актуариев. Между тем, заключение независимого актуария, подтверждающее обоснованность пенсионных обязательств, должно стать равным аудиторскому заключению, подтверждающему достоверность финансовой отчётности компании.

III. Активы фондов

Отсутствие налоговых льгот в отношении пенсионных взносов, существующее практически во всём мире, не затормозило развитие российского рынка дополнительного пенсионного обеспечения.Активы НПФ на октябрь 1994 года оценивались на сумму от 100 до 200 миллиардов рублей (в январе 1993 года - 216 миллионов рублей).

По некоторым оценкам, средний инвестиционный доход за 1994 год, объявленный пенсионными фондами, составит 100-120% годовых в рублях, что позволяет оценить размер пенсионных активов на январь 1995 года в 400-500 миллиардов рублей.

Наиболее актуальной проблемой в скором времени станет оценка результатов деятельности НПФ и КУАПФ. С одной стороны, пенсионный фонд является консервативным инвестором и вкладывает средства только в надёжные проекты и направления. С другой - фонд обязан давать реальную положительную ставку доходности, превышающую показатели инфляции. Возникает вопрос о средневзвешенных индикаторах, позволяющих по единой методике сравнивать НПФ. Это особенно важно с развитием концепции перемещения участников (вкладчиков) между фондами.

Наибольшее развитие НПФ в России получат, когда:

- темп инфляции уменьшится и долгосрочные вложения капитала на основе современных достижений НТП станут прибыльными;

- процесс обновления постоянного капитала в России будет производиться за счёт национальных, а не только за счёт иностранных инвестиций;

- начнётся массовая выплата пенсий;

- появятся серьёзные налоговые льготы для предприятий, переводящих часть средств в пенсионные фонды;

- совокупные активы НПФ станут сравнимыми с совокупными активами коммерческих банков.

ИНСПЕКЦИЯ НПФ ПОДВЕЛА ИТОГИ ЗА 1995 ГОД

(Финансовые известия N 49 (283) от 14.05.96г.)

По оценке инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, на сегодняшний день существуют около 950 НПФ. Регитсрацию учредительных документов в инспекции прошло 418 фондов, а лицензию на право заниматься негосударственным пенсионным обеспечением получили  118  фондов  и  29 компаний по управлению активами.

Страницы: 1, 2, 3