рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Московский Кремль рефераты

             В экспозиции привлекает внимание золотой крест- мощевик XVI-начала XVII века, на котором искусно выполнены гравированные изображения. Русское ювелирное искусствоXVII столетия представляло значительным числом светских и культовых произведений, среди которых есть весьма редкие экспонаты. Так, обращает на себя внимание чеканная серебряная стопа( стакан) с портретами  Петра I  и  государственных деятелей его времени, выполненная томственным московским серебряником Никитой Тимофеевым. Гравированный серебрянный церковный  дискос 1750 года - одно из ранних произведений выдающегося мастера Якова Семенова.

             Конец XIX и начало XX  столетия  представлены на выставке  изделиями известных  русских ювелирных фирм и фабрик - Сазикова, Хлебникова, Овчинникова,Курлюкова, Чубина и Фаберже.

            Большой интерес представляют дары музеям Московского Кремля. В 1983 году Оружейная палата получила в дар от Союза художников СССР около 400 авторских произведений советских художников. Это созданные в 1960 - 1980 годы женские украшения работы известныхмастеров из различных  регионов нашей  страны: РСФСР, Украины, республики Прибалтики и Закавказья.

            За колокольней Ивана Великого находится ИВАНОВСКАЯ  ПЛОЩАДЬ. На ней в старину размещались здания пиказов - государственннных учреждений. Утром дьяки оглашали здесь царские приказы. Из - за шума толпы кричать приходилось очень громко, отсюда и возникла русская поговорка « кричать во всю Ивановскую».

            У подножия колокольни Ивана Великого стоит знаменитый  ЦАРЬ - КОЛОКОЛ.Онбыл отлит в Кремле опытным литейщиком Иваном Моториным и его чыном Михаилом в 1733-1735 годах. Русские мастера Василий Кобелев, Петр Серебряков, Петр Галкин, Петр Кохтев и другие искусно украсили поверхность колокола рельефным орнаментом, изображениями царя Алексея Михайловича и царицы Анны Ивановны, а также надписями, в которых излагается история отливки уникального колокола.

            В 1737 году в Москве произошел пожар, который охватил и Кремль. От неравномерного охлаждения при тушении огня раскаленный, висевший на деревянных лесах колокол дал трещины. От него откололся кусок весом 11,5 тонны. После пожара колокол долгое время находился в яме, и лишь в 1836 году по специально разработанному проекту архитектора А.А. Монферрана он был поднят и установлен на постамент.

            Царь-колокол- самый большой в мире. Его вес- 200 тонн,высота- 6,14 метров, диаметр- 6,6 метра.

             Важным событием в истории этого замечательного памятника русского литейного искусства стала его реставрация, впервые проведенная советскими специалистами. В 1979 году по инициативе музеев Московского Кремля было начато исследование состояния самого Царь-колокола и его постамента. Специалисты сделали дефектоскопию колокола и составили карту, на которой были зафиксированы имеющиеся в памятнике трещины. Величину и направление трещин в теле памятника удалось установить с помощью ультрозвука. На основе проведенных исследований были разработаны мероприятия по сохранению этого уникального памятника русского литейного искусства.

              Реставраторы провели ремонт Царь-колокола и его постамента. Отколовшийся на пожаре кусок был приподнят на поверхность земли. Дело в том, что за полтора столетия со времени установки Царь-колокола на постамент эта глыба была заглублена культурным слоем земли примерно на 40 сантиметров.

              Летом 1980 года в Москве проводились ХХ11 Олимпийские игры, москвичи и гости столицы впервые увидели колокол-гигант после обновления.

              Недалеко от колокола установлен другой интересный памятник литейного искусства - ЦАРЬ-ПУШКА. Отлил ее из бронзы известный русский мастер Иван Чохов в 1586 году. Вес пушки- 40 тонн, длина- 5 метров 34 сантиметра, калибр- 890 миллиметров. По калибру это самая большая пушка в мире. Стрелять из нее должны были картечью. Царь-пушка отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым пушкам в ХУ1 веке, и предназначалась для обороны Московского Кремля.

              Лафет,на котором установлена Царь-пушка, и ядра, лежащие около нее,- декоративные, чугунные,отлитые в 1835 году в Петербурге на заводе Берда. Вес каждого пушечного ядра равен одной тонне.

              Зимой 1980 года лафет Царь-пушки впервые был вывезен из Кремля для реставрации. Сложные реставрационные работы этого уникального памятника велись по специально разработанной технологии. В частности, были сняты многослойные красочные покрытия прежних лет, нанесено новое покрытие, разработанное с учетом последних достижений науки. Прошло немного времени, и обновленная Царь-пушка возвратилась в Московский Кремль на свое привычное место.

             С северо-восточной стороны Успенского собора находятся ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ и СОБОР ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ, построенные в 1652-1655 годах при патриархе Никоне. Разобрав находившуюся ранее в Кремле церковь Соловецких чудотворцев и расчистив территорию бывшего двора Бориса Годунова, русские мастера, используя древние подклети, возвели для патриарха грандиозные трехэтажные палаты. Простота и скромность внешней архитектуры здания контрастировали с пышной, необычной отделкой внутренних покоев крупнейшего феодала страны.

            Патриаршие палаты представляют собой интересный комплекс архитектурных сооружений. Он состоит из жилых палат и помещений общественного назначения, включает в себя многочисленные комнаты, кельи, узкие лестницы и переходы, характерные для русской архитектуры ХУ11 века. Особый интерес представляет огромный зал- КРЕСТОВАЯ ПАЛАТА, перекрытая единым, без опоры в центре, сомкнутым сводом. Площадь ее составляет около 280 квадратных метров. Крестовая палата являлась парадным залом, в котором проходили заседания церковных соборов, приемы высшего духавенства,устраивались праздничные парадные обеды.

           Непосредственно к Патриаршим палатам примыкает домовая церковь. Возведенная также при патриархе Никоне, церковь лишь в 1681 году получила название Двенадцати апостолов. Собор украсили стенописью, установили резной иконостас, пол выстлали муравлеными, то есть керамическими, поливными плитками. Но сильный пожар 1682 года нанес большой ущерб и собору, и Патриаршему дворцу.

            При патриархе Андриане (с 1690 г.) вновь велись большие строительные работы. Предполагают, что именно при нем с северной стороны собора была построена открытая галерея-паперть на мощных столбах.

            В ХУ111- Х1Х веках Патриарший дворец находился в ведении Синода и неоднократно перестраивался.

             В 1720 -е годы архитектор И.П.Зарудный устроил под главами собора ризницу и установил новый иконостас. В конце ХУ111 века  М.Ф.Казаков перестроил некоторые помещения дворца и Крестовую палату. С 1763 года в Крестовой палате раз в три года готовили миро ( благовонное вещество ) для всех русских церквей. Палату стали называть Мироварной.

              Ныне на втором этаже бывших Патриарших палат разместился МУЗЕЙ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И БЫТА РОССИИ ХУ11 века. Около 1000 экспонатов музея рассказывают о замечательном самобытном искусстве древнерусских мастеров, о быте правящей верхушки русского общества того времени: царя, бояр, высшего духовенства.

               В экспозиции музея широко представлены образцы тканей лицевого и орнаментального шитья, одежд, украшений, посуды. Интересно собрание печатных и рукописных книг. Любопытны коллекции неповторимых по форме и отделке русских и иностранных часов конца ХУ1 - начала ХУ11 века, пердметы для охоты, настольные игры, мастерски выполненные из драгоценных материалов- серебра, янтаря, кости, и т.п. Интересна также и коллекция древней мебели, сундуков, светильников и других предметов быта.

             После Великой Октябрьской социалистической революции в Патриаршем дворце и церкви Двенадцати апостолов велись большие реставрационные работы. В 1922 году с северной стороны церкви была открыта заделанная ранее кирпичем паперть с белокаменной резной колонной, а также начаты работы по раскрытию проездных арок. Летом 1955 года во время реставрации Соборной площади полностью восстановили проездные арки под церквью, ведущие на бывший патриарший двор. В 1950-1960 годах и в начале 1980-х годов были восстановлены архитектурные детали, живопись и резьба иконостаса. Кроме того, специалисты реставрировали иконы. В результате Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов предстали перед посетителями Кремля в своем первоначальном виде.

             В соборе Двенадцати апостолов бережно сохраняется резной золоченый иконостас первой трети ХУ111 века. Он перенесен сюда в 1929 году из бывшего Вознесенского монастыря,находившегося в Московском Кремле.

  В 1555 -1560 году рядом с Лобным местом вырастает так называемый собор ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО. Главный собор с крупным, ясно читающимся силуэтом. Около него,с юго - восточной стороны, вертикаль колокольни или выполняющей те же функции церкви, с юго - запада - княжеский дворец.

            Уже во второй половине XVII века с этой церковью во многом связывается общественная жизнь столицы. Недаром Иван Грозный ознаменовывает взятие Казани строительством именно здесь деревянного храма Покрова с приделами во имя тех святых, на чьи дни памяти пришлись наиболее значительные события Казанского похода. В 1555 - 15560 годах деревянный храм заменяет  церковь Посника и Брамы - собор Покрова « на рву», или, в народном обиходе, - Василий Блаженный( по имени достроенного в 1588 году придела), ставший еще одним своеобразным символом Москвы.

            В 1595 году  здесь же  предпринимается не менее маштабное стрительство - каменных торговых рядов. По словам « Временника», « в лето 7103( 1595) на Москве в Китае заложены лавки в рядах каменные и совеашены в 7104 году». Быстрота строительства никогда не была в Москве чем - то необыкновенным.

            Надо отметить еще один не мало важный собор - ВЕРХОСПАССКИЙ  СОБОР, иначе Спас, « что наверху» или Cпас « за Золотой решеткой».В 1635 - 1636 годах строители Теремного дворца Б.Огурцов, Т.Шарутин и т.д. одновременно с с этим дворцом и возводят Верхоспасский собор. Собор предназначался стать домовой церковью мужской части царской семьи. В 1663 году Никита Шарутин пристроил к нему трапезную.Всоборе сохранились фрагменты росписей 1670 года,две груглые печи конца XVII века. Резной иконостас, относящийся ко второй половине XVIIIвека.Также много других не менее ценных вещей.                                 

                              

                           ПОТЕШНЫЙ ДВОРЕЦ

            В ХУ1 веке между Троицкими и Боровицкими воротами размещались многочисленные хозяйственные постройки: поварни, медоварни, мыльни, сытные, кормовые и хлебные дворы с подвалами, погребами и ледниками. В начале ХУ11 века при царе Михаиле Федоровиче некоторые из них были перенесены в другие места или уничтожены, а на этом месте возвели Потешную палату, связанную с конюшенным , или аргамачным, двором.

            В Потешной палате в присутствие царя и его приближенных показывались, как повествуют современники, « смеховая хитрость» скоморохами. Они давали небольшие, сочиненные ими театральные пьесы и « кукольные комедии», которые издавна были любимым народным увеселением в Москве. В Потешной палате хранилась также разная « потешная  рухлядь» - костюмы скоморохов, музыкальные инструменты, в том числе цимбалы и органы.

            В середине XVII века царь Алексей Михайлович перестраивает палаты и возводит Потешный дворец, центральная часть которого дошла до наших дней. Здание это первоначально было отдано тестю царя боярину И.Д.Милославскому, но после его смерти оно вновь поступило в дворцовое ведомство. В 1679 году Потешный дворец был расширен, к нему пристраиваются терема и деревянные дворцы. В этом дворце жили и получали образование подрастающие царские дети.

            При Алексее Михайловиче в Потешном дворце разыгрывались уже настоящие пьесы, устраивались различные увеселительные зрелища. Даже женская половина царской семьи принимала участие в театрализованных представлениях. При дворце держали сказочников, песенников, гусельников, « скрипотчиков» Театральные « потехи» проходили здесь до ПетраI, который приказал построить для них специальную « комедиальную храмину» на Красной площади.

            Позже в Потешном дворце разместились стрельцы и переводцики из посольского приказа. После жестокого подавления Петром I  стрелецкого бунта в Потешном дворце проходили судебные расследования дел, связанных со стрелецким восстанием.

            В 1874 - 1875 годах, во время ремонтных работ, облик Потешного дворца был изменен. Со стороны кремлевской стены к нему пистроили балкон на  кувшинообразных стобах, а со стороны улицы - белокамееный портал, украшенный великолепным резным растительным орнаментом. Верхний ярус дворца образует терем, в котором раньше помещалась дворцовая церковь. Над ее трапезной до сих пор сохранилась башенка на четырех столбах, которая в свое время использовалась как колокольня и дозорная вышка.                   

                                  АРСЕНАЛ

            Здание бывшего Арсенала стоит между Троицкой и Никольской башнями Московского Кремля. Его начали строить еще при Петре I- в 1701 году. Работы вели архитекторы Д.Иванов и Х.Конрад. Арсенал предназначался для хранения всевозможного военного снаряжения. В нем предполагалось собрать медные и чугунные пушки, воинские доспехи и знаки отличия, взятые в боях с неприятелем, и другие трофеи. Однако постройка здания непредвиденно растянулась на долгие годы.

            Начатое строительство было преостановлено в связи с Северной войной. В 1722 году постройка возобновилась и была закончена в 1736 году. Но во время Троицкого пожара, бушевавшего в Москве в 1737 году, здание и размещавшиеся в нем коллекции сильно пострадали.

            Восстановление и переделка здания после пожара велись по проекту инженера А.И.Герарда под руководством архитектора М.Ф.Казакова. Большие по объему работы были закончены лишь в 1787 году. Но и на этом эпопея кремлевского Арсенала не завершилась: в 1812 году при отступлении из Москвы наполеоновские войска взорвали часть здания, а остальная часть сгорела. В 1817 - 1828 годах здание Арсенала вновь было восстановлено архитектором Ф.К.Соколовым. В таком виде оно сохранилось до наших дней.

            В середине XIX века в Арсенале предполагалось создать музей Отечественной войны 1812 года. Поэтому стены здания были украшены лепными изображениями военных атрибутов. Великолепный, с пышными лепными украшениями портал главного входа Арсенала придает всему зданию величественный, торжественный вид.

            Посетители Московского Кремля могут увидеть вдоль юго-восточного фасада Арсенала большое число старинных трофейных пушек, отбитых русскими войсками и партизанами у Наполеона при его отступлении из России. Стволы пушек отлиты из бронзы в 1790-1810 годах в Париже, Лионе, Бреславле, Дуэ и других городах. Здесь же экспонируются и другие старинные пушки известных русских мастеров.

            В 1970-х годах пушечные стволы XVI-XVII веков и трофейные орудия 1812 года, расположенные вдоль фасадов Арсенала, были тщательно отреставрированы по специально разработанной научной методике.

 

                         ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

            Здание знаменитой Оружейной палаты ,расположенной в Московском Кремле, возле Боровицких ворот, на склоне Кремлевского холма, построено специально для музея в 1851 году. Проект разработан архитектором К.А.Тоном. Строительство этого здания завершило формирование грандиозного архитектурного ансамбля Московского Кремля, складывавшегося на протяжении столетий. Парадный фасад музея, обращенный к Москве-реке, богато украшен белокаменными резными колоннами и оконными наличниками в подражание дренерусской архитектуре XVII столетия.

            История создания Оружейной палаты и ее коллекции тесно связана с развитием Московского Кремля, становлением многонационального Русского государства. В течении столетий создавалось это редкое по своей ценности собрание, где хранятся золотые и серебряные изделия, государственные регалии, драгоценные ткани, древнейшее оружие, конское убранство. Многие изделия,представленные в государственном хранилище, выполнялись здесь же, в мастерских Кремля, или их привозили ко двору русских государей в качестве посольских даров. Большая часть предметов на протяжении веков использовалась в быту и при официальных церемониях. Уже в XIV веке Оружейная палата представляла собой сокровищницу великих князей. Постепенно росла великокняжеская казна, и для ее хранения к концу XV столетия между Архангельским и Благовещенским соборами было выстроено специальное каменное здание ( 1484-1485 ), которое позднее стало называться Казенным двором. Со временем великокняжеская казна приобрела значение государственного хранилища.

            Надо отметить, что Оружейная палата в начале своей деятельности была одновременно и хранилищем государственных ценностей, и производственными мастерскими.Здесь изготовляли различные оружия и доспехи для русских воинов. Тут же с древнейших времен при дворе работали художественные и живописные мастерские. Художники-живописцы расписывали царские хоромы, кремлевские соборы и церкви, создавали парсуны ( портреты ) и иконы.

            В конце XV- начале XVI века наряду с Оружейной палатой появился Конюшенный приказ, в ведении которого находилась царская конюшня, а следовательно,и церемониал дворцовых парадных выездов. В его обязанности вменялось также поставка лошадей для войска и тому подобное. Конюшенный приказ имел свои мастерские, в которых изготовлялось парадное конское убранство и предметы, связанные с парадными выездами. В XVII веке для этого приказа возводят специальное двухэтажное здание около Боровицких ворот.

Страницы: 1, 2, 3, 4