Реферат: Московский Кремль
В
экспозиции привлекает внимание золотой крест- мощевик XVI-начала XVII века, на котором искусно выполнены гравированные
изображения. Русское ювелирное искусствоXVII столетия
представляло значительным числом светских и культовых произведений, среди
которых есть весьма редкие экспонаты. Так, обращает на себя внимание чеканная
серебряная стопа( стакан) с портретами Петра I и
государственных деятелей его времени, выполненная томственным московским
серебряником Никитой Тимофеевым. Гравированный серебрянный церковный дискос
1750 года - одно из ранних произведений выдающегося мастера Якова Семенова.
Конец XIX и начало XX столетия представлены на выставке изделиями
известных русских ювелирных фирм и фабрик - Сазикова, Хлебникова,
Овчинникова,Курлюкова, Чубина и Фаберже.
Большой
интерес представляют дары музеям Московского Кремля. В 1983 году Оружейная
палата получила в дар от Союза художников СССР около 400 авторских произведений
советских художников. Это созданные в 1960 - 1980 годы женские украшения работы
известныхмастеров из различных регионов нашей страны:
РСФСР, Украины, республики Прибалтики и Закавказья.
За
колокольней Ивана Великого находится ИВАНОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ. На ней в старину
размещались здания пиказов - государственннных учреждений. Утром дьяки оглашали
здесь царские приказы. Из - за шума толпы кричать приходилось очень громко,
отсюда и возникла русская поговорка « кричать
во всю Ивановскую».
У
подножия колокольни Ивана Великого стоит знаменитый ЦАРЬ - КОЛОКОЛ.Онбыл отлит
в Кремле опытным литейщиком Иваном Моториным и его чыном Михаилом в 1733-1735
годах. Русские мастера Василий Кобелев, Петр Серебряков, Петр Галкин, Петр
Кохтев и другие искусно украсили поверхность колокола рельефным орнаментом,
изображениями царя Алексея Михайловича и царицы Анны Ивановны, а также
надписями, в которых излагается история отливки уникального колокола.
В 1737
году в Москве произошел пожар, который охватил и Кремль. От неравномерного
охлаждения при тушении огня раскаленный, висевший на деревянных лесах колокол
дал трещины. От него откололся кусок весом 11,5 тонны. После пожара колокол
долгое время находился в яме, и лишь в 1836 году по специально разработанному
проекту архитектора А.А. Монферрана он был поднят и установлен на постамент.
Царь-колокол- самый большой в мире. Его вес- 200 тонн,высота- 6,14 метров,
диаметр- 6,6 метра.
Важным
событием в истории этого замечательного памятника русского литейного искусства
стала его реставрация, впервые проведенная советскими специалистами. В 1979
году по инициативе музеев Московского Кремля было начато исследование состояния
самого Царь-колокола и его постамента. Специалисты сделали дефектоскопию колокола
и составили карту, на которой были зафиксированы имеющиеся в памятнике трещины.
Величину и направление трещин в теле памятника удалось установить с помощью
ультрозвука. На основе проведенных исследований были разработаны мероприятия по
сохранению этого уникального памятника русского литейного искусства.
Реставраторы провели ремонт Царь-колокола и его постамента. Отколовшийся на
пожаре кусок был приподнят на поверхность земли. Дело в том, что за полтора
столетия со времени установки Царь-колокола на постамент эта глыба была
заглублена культурным слоем земли примерно на 40 сантиметров.
Летом
1980 года в Москве проводились ХХ11 Олимпийские игры, москвичи и гости столицы
впервые увидели колокол-гигант после обновления.
Недалеко
от колокола установлен другой интересный памятник литейного искусства -
ЦАРЬ-ПУШКА. Отлил ее из бронзы известный русский мастер Иван Чохов в 1586 году.
Вес пушки- 40 тонн, длина- 5 метров 34 сантиметра, калибр- 890 миллиметров. По
калибру это самая большая пушка в мире. Стрелять из нее должны были картечью.
Царь-пушка отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым пушкам в
ХУ1 веке, и предназначалась для обороны Московского Кремля.
Лафет,на котором установлена Царь-пушка, и ядра, лежащие около нее,-
декоративные, чугунные,отлитые в 1835 году в Петербурге на заводе Берда. Вес
каждого пушечного ядра равен одной тонне.
Зимой
1980 года лафет Царь-пушки впервые был вывезен из Кремля для реставрации.
Сложные реставрационные работы этого уникального памятника велись по специально
разработанной технологии. В частности, были сняты многослойные красочные
покрытия прежних лет, нанесено новое покрытие, разработанное с учетом последних
достижений науки. Прошло немного времени, и обновленная Царь-пушка возвратилась
в Московский Кремль на свое привычное место.
С
северо-восточной стороны Успенского собора находятся ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ и СОБОР
ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ, построенные в 1652-1655 годах при патриархе Никоне.
Разобрав находившуюся ранее в Кремле церковь Соловецких чудотворцев и расчистив
территорию бывшего двора Бориса Годунова, русские мастера, используя древние
подклети, возвели для патриарха грандиозные трехэтажные палаты. Простота и
скромность внешней архитектуры здания контрастировали с пышной, необычной
отделкой внутренних покоев крупнейшего феодала страны.
Патриаршие палаты представляют собой интересный комплекс архитектурных
сооружений. Он состоит из жилых палат и помещений общественного назначения,
включает в себя многочисленные комнаты, кельи, узкие лестницы и переходы,
характерные для русской архитектуры ХУ11 века. Особый интерес представляет
огромный зал- КРЕСТОВАЯ ПАЛАТА, перекрытая единым, без опоры в центре,
сомкнутым сводом. Площадь ее составляет около 280 квадратных метров. Крестовая
палата являлась парадным залом, в котором проходили заседания церковных
соборов, приемы высшего духавенства,устраивались праздничные парадные обеды.
Непосредственно к Патриаршим палатам примыкает домовая церковь. Возведенная
также при патриархе Никоне, церковь лишь в 1681 году получила название
Двенадцати апостолов. Собор украсили стенописью, установили резной иконостас,
пол выстлали муравлеными, то есть керамическими, поливными плитками. Но сильный
пожар 1682 года нанес большой ущерб и собору, и Патриаршему дворцу.
При
патриархе Андриане (с 1690 г.) вновь велись большие строительные работы.
Предполагают, что именно при нем с северной стороны собора была построена
открытая галерея-паперть на мощных столбах.
В
ХУ111- Х1Х веках Патриарший дворец находился в ведении Синода и неоднократно
перестраивался.
В 1720
-е годы архитектор И.П.Зарудный устроил под главами собора ризницу и установил
новый иконостас. В конце ХУ111 века М.Ф.Казаков перестроил некоторые помещения
дворца и Крестовую палату. С 1763 года в Крестовой палате раз в три года
готовили миро ( благовонное вещество ) для всех русских церквей. Палату стали
называть Мироварной.
Ныне
на втором этаже бывших Патриарших палат разместился МУЗЕЙ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
И БЫТА РОССИИ ХУ11 века. Около 1000 экспонатов музея рассказывают о
замечательном самобытном искусстве древнерусских мастеров, о быте правящей
верхушки русского общества того времени: царя, бояр, высшего духовенства.
В
экспозиции музея широко представлены образцы тканей лицевого и орнаментального
шитья, одежд, украшений, посуды. Интересно собрание печатных и рукописных книг.
Любопытны коллекции неповторимых по форме и отделке русских и иностранных часов
конца ХУ1 - начала ХУ11 века, пердметы для охоты, настольные игры, мастерски
выполненные из драгоценных материалов- серебра, янтаря, кости, и т.п. Интересна
также и коллекция древней мебели, сундуков, светильников и других предметов
быта.
После
Великой Октябрьской социалистической революции в Патриаршем дворце и церкви
Двенадцати апостолов велись большие реставрационные работы. В 1922 году с
северной стороны церкви была открыта заделанная ранее кирпичем паперть с белокаменной
резной колонной, а также начаты работы по раскрытию проездных арок. Летом 1955
года во время реставрации Соборной площади полностью восстановили проездные
арки под церквью, ведущие на бывший патриарший двор. В 1950-1960 годах и в
начале 1980-х годов были восстановлены архитектурные детали, живопись и резьба
иконостаса. Кроме того, специалисты реставрировали иконы. В результате
Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов предстали перед посетителями
Кремля в своем первоначальном виде.
В
соборе Двенадцати апостолов бережно сохраняется резной золоченый иконостас
первой трети ХУ111 века. Он перенесен сюда в 1929 году из бывшего Вознесенского
монастыря,находившегося в Московском Кремле.
В 1555 -1560 году
рядом с Лобным местом вырастает так называемый собор ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО.
Главный собор с крупным, ясно читающимся силуэтом. Около него,с юго - восточной
стороны, вертикаль колокольни или выполняющей те же функции церкви, с юго -
запада - княжеский дворец.
Уже во
второй половине XVII века с этой церковью во многом связывается
общественная жизнь столицы. Недаром Иван Грозный ознаменовывает взятие Казани
строительством именно здесь деревянного храма Покрова с приделами во имя тех
святых, на чьи дни памяти пришлись наиболее значительные события Казанского
похода. В 1555 - 15560 годах деревянный храм заменяет церковь Посника и Брамы
- собор Покрова « на рву», или, в народном
обиходе, - Василий Блаженный( по имени достроенного в 1588 году придела),
ставший еще одним своеобразным символом Москвы.
В 1595
году здесь же предпринимается не менее маштабное стрительство -
каменных торговых рядов. По словам « Временника»,
« в лето 7103( 1595) на Москве в Китае заложены лавки в
рядах каменные и совеашены в 7104 году». Быстрота
строительства никогда не была в Москве чем - то необыкновенным.
Надо
отметить еще один не мало важный собор - ВЕРХОСПАССКИЙ СОБОР, иначе Спас, « что наверху» или Cпас « за Золотой решеткой».В 1635 - 1636 годах
строители Теремного дворца Б.Огурцов, Т.Шарутин и т.д. одновременно с с этим
дворцом и возводят Верхоспасский собор. Собор предназначался стать домовой
церковью мужской части царской семьи. В 1663 году Никита Шарутин пристроил к
нему трапезную.Всоборе сохранились фрагменты росписей 1670 года,две груглые
печи конца XVII века. Резной иконостас, относящийся ко второй
половине XVIIIвека.Также много других не менее ценных
вещей.
ПОТЕШНЫЙ ДВОРЕЦ
В ХУ1
веке между Троицкими и Боровицкими воротами размещались многочисленные
хозяйственные постройки: поварни, медоварни, мыльни, сытные, кормовые и хлебные
дворы с подвалами, погребами и ледниками. В начале ХУ11 века при царе Михаиле
Федоровиче некоторые из них были перенесены в другие места или уничтожены, а на
этом месте возвели Потешную палату, связанную с конюшенным , или аргамачным,
двором.
В
Потешной палате в присутствие царя и его приближенных показывались, как
повествуют современники, «
смеховая хитрость» скоморохами. Они давали небольшие, сочиненные ими театральные пьесы и « кукольные комедии», которые издавна были любимым народным увеселением в
Москве. В Потешной палате хранилась также разная « потешная рухлядь» - костюмы скоморохов, музыкальные инструменты, в том
числе цимбалы и органы.
В
середине XVII века царь Алексей Михайлович перестраивает палаты и
возводит Потешный дворец, центральная часть которого дошла до наших дней.
Здание это первоначально было отдано тестю царя боярину И.Д.Милославскому, но
после его смерти оно вновь поступило в дворцовое ведомство. В 1679 году
Потешный дворец был расширен, к нему пристраиваются терема и деревянные дворцы.
В этом дворце жили и получали образование подрастающие царские дети.
При
Алексее Михайловиче в Потешном дворце разыгрывались уже настоящие пьесы,
устраивались различные увеселительные зрелища. Даже женская половина царской
семьи принимала участие в театрализованных представлениях. При дворце держали
сказочников, песенников, гусельников, « скрипотчиков» Театральные « потехи» проходили здесь до ПетраI,
который приказал построить для них специальную « комедиальную
храмину» на Красной площади.
Позже в
Потешном дворце разместились стрельцы и переводцики из посольского приказа.
После жестокого подавления Петром I стрелецкого
бунта в Потешном дворце проходили судебные расследования дел, связанных со
стрелецким восстанием.
В 1874
- 1875 годах, во время ремонтных работ, облик Потешного дворца был изменен. Со
стороны кремлевской стены к нему пистроили балкон на кувшинообразных стобах, а
со стороны улицы - белокамееный портал, украшенный великолепным резным
растительным орнаментом. Верхний ярус дворца образует терем, в котором раньше
помещалась дворцовая церковь. Над ее трапезной до сих пор сохранилась башенка
на четырех столбах, которая в свое время использовалась как колокольня и
дозорная вышка.
АРСЕНАЛ
Здание
бывшего Арсенала стоит между Троицкой и Никольской башнями Московского Кремля.
Его начали строить еще при Петре I- в 1701
году. Работы вели архитекторы Д.Иванов и Х.Конрад. Арсенал предназначался для
хранения всевозможного военного снаряжения. В нем предполагалось собрать медные
и чугунные пушки, воинские доспехи и знаки отличия, взятые в боях с
неприятелем, и другие трофеи. Однако постройка здания непредвиденно растянулась
на долгие годы.
Начатое
строительство было преостановлено в связи с Северной войной. В 1722 году
постройка возобновилась и была закончена в 1736 году. Но во время Троицкого
пожара, бушевавшего в Москве в 1737 году, здание и размещавшиеся в нем
коллекции сильно пострадали.
Восстановление и переделка здания после пожара велись по проекту инженера
А.И.Герарда под руководством архитектора М.Ф.Казакова. Большие по объему работы
были закончены лишь в 1787 году. Но и на этом эпопея кремлевского Арсенала не
завершилась: в 1812 году при отступлении из Москвы наполеоновские войска
взорвали часть здания, а остальная часть сгорела. В 1817 - 1828 годах здание
Арсенала вновь было восстановлено архитектором Ф.К.Соколовым. В таком виде оно
сохранилось до наших дней.
В
середине XIX века в Арсенале предполагалось создать музей
Отечественной войны 1812 года. Поэтому стены здания были украшены лепными
изображениями военных атрибутов. Великолепный, с пышными лепными украшениями
портал главного входа Арсенала придает всему зданию величественный,
торжественный вид.
Посетители Московского Кремля могут увидеть вдоль юго-восточного фасада
Арсенала большое число старинных трофейных пушек, отбитых русскими войсками и
партизанами у Наполеона при его отступлении из России. Стволы пушек отлиты из
бронзы в 1790-1810 годах в Париже, Лионе, Бреславле, Дуэ и других городах.
Здесь же экспонируются и другие старинные пушки известных русских мастеров.
В
1970-х годах пушечные стволы XVI-XVII веков и трофейные
орудия 1812 года, расположенные вдоль фасадов Арсенала, были тщательно
отреставрированы по специально разработанной научной методике.
ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
Здание
знаменитой Оружейной палаты ,расположенной в Московском Кремле, возле
Боровицких ворот, на склоне Кремлевского холма, построено специально для музея
в 1851 году. Проект разработан архитектором К.А.Тоном. Строительство этого
здания завершило формирование грандиозного архитектурного ансамбля Московского
Кремля, складывавшегося на протяжении столетий. Парадный фасад музея,
обращенный к Москве-реке, богато украшен белокаменными резными колоннами и
оконными наличниками в подражание дренерусской архитектуре XVII столетия.
История
создания Оружейной палаты и ее коллекции тесно связана с развитием Московского
Кремля, становлением многонационального Русского государства. В течении
столетий создавалось это редкое по своей ценности собрание, где хранятся
золотые и серебряные изделия, государственные регалии, драгоценные ткани,
древнейшее оружие, конское убранство. Многие изделия,представленные в
государственном хранилище, выполнялись здесь же, в мастерских Кремля, или их
привозили ко двору русских государей в качестве посольских даров. Большая часть
предметов на протяжении веков использовалась в быту и при официальных
церемониях. Уже в XIV веке Оружейная палата представляла собой сокровищницу
великих князей. Постепенно росла великокняжеская казна, и для ее хранения к
концу XV столетия между Архангельским и Благовещенским
соборами было выстроено специальное каменное здание ( 1484-1485 ), которое позднее
стало называться Казенным двором. Со временем великокняжеская казна приобрела
значение государственного хранилища.
Надо
отметить, что Оружейная палата в начале своей деятельности была одновременно и
хранилищем государственных ценностей, и производственными мастерскими.Здесь
изготовляли различные оружия и доспехи для русских воинов. Тут же с древнейших
времен при дворе работали художественные и живописные мастерские.
Художники-живописцы расписывали царские хоромы, кремлевские соборы и церкви,
создавали парсуны ( портреты ) и иконы.
В конце
XV- начале XVI века
наряду с Оружейной палатой появился Конюшенный приказ, в ведении которого
находилась царская конюшня, а следовательно,и церемониал дворцовых парадных
выездов. В его обязанности вменялось также поставка лошадей для войска и тому
подобное. Конюшенный приказ имел свои мастерские, в которых изготовлялось
парадное конское убранство и предметы, связанные с парадными выездами. В XVII веке для этого приказа возводят специальное двухэтажное здание около
Боровицких ворот.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|