рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Малый бизнес место и роль в экономике рефераты

Здесь еще более заметно расхождение во мнениях между основ­ными группами респонден­тов. Оценки руководителей крупных и сред­них предприятий более негативны: 56,0% считают вымогательства частым явлением. Но самыми яростными обвинителями коррупции выступают представители общественных организаций, поддерживаю­щих малый бизнес (ее наличие в этой группе отмечают практически все). Для них вообще характерно дистанцирование от официальной власти, от "чиновников" (на деле эта дистанция зачастую не столь велика). Что же касается самих чиновников, то данную проблему они закономерно предпочитают не акцентировать. Конечно, мало кто ут­верждает, что коррупции нет вовсе (менее чем каждый пятый), но большинство все же не считают вымогательства частым явлением.

В отраслевом разрезе опять лидируют финансисты (к этой сфе­ре сейчас наблюдается особо пристальное внимание), затем следуют занятые в сфере науки и консалтинга, торговли и транс­порта. Чуть реже, судя по ответам, это касается сферы строительства.

Проявления силового давления выглядят как две стороны одной медали (их так и называют - "бю­рократический и криминальный рэкет"). Склады­вается впечатление, что одни группы живут в зоне насилия, а другие - в мире относитель­ного спокойствия. Где проходят границы между этими группами, еще предстоит выяснить исследова­телям.

Наиболее удручающий элемент вырисовывающейся картины свя­зан с оценкой возможно­стей успешного хозяйствования при принци­пиальном отказе от дачи взяток должностным лицам. В этом пункте общий оптимизм предпринимателей сильно повыветрился. Только каждый шестой (16,6%) наде­ется, что это возможно. 42,1% руководи­телей считают, что этого можно добиться с трудом. И почти столько же (41,5%) не питают в данном случае никаких надежд. Если ситуация с деловой обязательностью неблагоприятна, но все же поправима, то на победу над коррупцией, похоже, мало кто всерьез рассчитывает. Здесь витает дух обреченности. Это относится и к дру­гим опрошенным группам. За исключением самих чиновников, видя­щих ситуацию в более радужном цвете, все относительно единодуш­ны (несколько пессимистичнее оценки руководителей крупных и сред­них предприятий). В отраслевом разрезе среди пессимистов лидиру­ют занятые в сферах финансов, торговли и услуг населению. Но мне­ние производственников отличается несильно.

Делая следующий шаг, мы оставляем в стороне тех немногих, кому посчастливилось не на­блюдать "аномальных" явлений в сфере малого бизнеса, чтобы посмотреть, каковы ценностно-нормативные представления основной части респондентов, указывающих на имею­щиеся нега­тивы. Назовем "оптимистами" или "несогласными" тех, кто признает наличие этих явлений, но считает возможным их устра­нение. Тех, кто такой возможности не видит, назовем "пессимиста­ми" или "обреченными". Тех же, кто думает, что обойтись без таких явлений хотя и с трудом, но можно, будем считать "умеренными".

Когда речь идет о возможности не нарушать деловых обязательств, как это делается сегодня, оптимистов предостаточно (более полови­ны опрошенных). Почти половина руководителей опти­мистично смот­рят на возможность избавиться от силовых действий, вымогательств и угроз в от­ношениях между партнерами. А вот в то, что можно благополучно существовать, не прибегая к взяткам, верит лишь каж­дый девятый. Пессимистами же в первых двух случаях можно на­звать каждого девятого-десятого. А в случае с коррупцией 45% ру­ководителей убеждены, что она не только существует сегодня, но и непреодолима в будущем. Наконец, умеренные позиции выска­зыва­ют около 40% руководителей с небольшими вариациями в каждом случае.

В итоге представителей малого бизнеса при всей критичности их оценок современной си­туации можно считать оптимистами. Это, ви­димо, их "профессиональная" черта, помогающая им заниматься сво­им делом.

Те, кто занят государственным регулированием и поддержкой малого бизнеса, отстаивает интересы малого предпринимательства, в целом более пессимистичны. Возможно, управленцы и "обществен­ники" лучше информированы (в соответствии с поговоркой: песси­мист в нашей стране - это хорошо информированный оптимист). Оценки самих предпринимателей, исхо­дящих из своего личного опыта, более надежны, менее подвержены негативному влиянию средств массовой информации и потому более умеренны? С уверен­ностью на этот вопрос сейчас ответить трудно.

Многие наши гипотезы не подтвердились. Например, не всегда отчетливо проявляются от­раслевые различия. Отсутствуют также сколь либо заметные связи с географическим размахом хозяйствен­ной деятельности. Одно дело, если связи малого предприятия замк­нуты в пределах собственного города, другое - если имеются деловые партнеры по всей стране, третье - если суще­ствуют устойчивые кон­такты с дальним зарубежьем. Но различий в нашем случае не наблю­да­ется, всех ожидают общие трудности.

Рассмотренные нами проблемы сегодня поднимаются чуть ли не в каждом обсуждении, ка­сающемся вопросов предпринимательства или проводимом с участием предпринимателей. Но де­лаются ли ка­кие-нибудь практические шаги по улучшению ситуации?

Первые попытки прочертить нормативные границы в хозяйствен­ной деятельности, создать Кодекс чести предпринимателя были сде­ланы еще в 1990-1991 гг., но особого резонанса они не имели. В пос­леднее время в этой области наблюдается прилив творческой актив­ности. Только в 1995 г. были приняты: Кодекс чести банкира, Кодекс профессиональной этики российского обще­ства оценщиков, Кодекс члена Российской гильдии риэлтеров, Правила добросовестной дея­тель­ности членов профессиональной ассоциации участников фондо­вого рынка, Кодекс рекламной деятельности. Крупное объединение "Круглый стол бизнеса России" предложило "Хартию биз­неса", ос­новной идеей которой является призыв к неприменению силы в дело­вых отношениях (трагическая смерть главного инициатора Хартии, председателя "Круглого стола" И.Кивелиди придает этому призыву особый оттенок). Почти одновременно Торгово-промышленная пала­та России открывает новую программу "Деловая культура". Конеч­но, неизвестно, будут ли подоб­ные хартии и кодексы исполняться (в том числе теми, кто их подписал). И обоснованного скепти­цизма на этот счет предостаточно. Но по крайней мере понимание важности проблемы уже на­лицо. И потому не будем отказывать себе в надеж­дах на лучшую реальность.

2.3. Инвестиционная политика

Не менее важной проблемой является поиск инвестиционных ресурсов, иначе процесс становления малых форм предприниматель­ства будет чрезмерно длительным. У государства достаточных средств для этого нет и вряд ли они бу­дут, но есть государственная собствен­ность. Представляется целесообразным часть ее не выставлять на аук­ционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет дол­жен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благо­прият­ным предпринимательским климатом.

Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и све­дение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность. Одним из основных источников привлечения средств в государственные и регио­нальные фонды мо­гут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые через обли­гационные займы.

Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следова­тельно, и привлекательными для частных, особенно иностран­ных, инвесторов, если малые предприятия не получат налоговых льгот. В противном случае доход­ность (ликвидность) возможна только за счет построения финансовых пирамид.

Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообраз­но создать банк данных по предприятиям различных форм собственности. Основой банка данных призвана служить бизнес-карта, ко­торая должна стать источником ин­формации об имеющихся возмож­ностях и условиях инвестирования в создание новых предприни­мательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых произ­водственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ре­сурсах.

Одним из элементов целенаправленной политики в сфере малого предпри­нимательства должно стать обеспечение ее тесной связи с процессом приватиза­ции. В программе приватизации необходимо учесть возможности участия малого бизнеса. Доходы от приватиза­ции нужно направлять не только в федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, но и в аналогичные региональные фон­ды, которые могли бы получать примерно 20% дохода от реализации региональной и муници­пальной собственности. Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в сис­тему (объедине­ние) малых предприятий.

Исключительно важной задачей является создание более благо­приятных условий для привлечения иностранного капитала к учас­тию в процессе привати­зации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот малому предприни­мательству, включая предостав­ление права на владение контрольным пакетом акций.

Особенно актуальным является создание на приграничных тер­риториях межрегиональных межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-цен­тров). Целесообразность создания подобных структур должна быть обоснована при подготовке соответствующих межправительственных соглашений, таких же, как при формирова­нии финансово-промышленных групп. Необходимо обеспе­чить режим наибольшего благоприятствования для подобных структур. В част­ности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов, которые способствовали бы деятельности подобных бизнес-центров.

3.    Взаимодействие малого бизнеса с государством

                3.1. Государственная поддержка малого бизнеса

В условиях переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных связей между предприятиями, предпринимательство как важная часть преобразований экономических институтов, играет роль экономического демпфера. В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исходя из этого необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти.

Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на:

ü  создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;

ü  концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;

ü  формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным производством;

ü  информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитие региональных банков данных на единой классификационной основе);

ü  упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;

ü  формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;

ü  создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.

Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом основных характеристик можно выделить три группы регионов.

Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ. Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми ресурсами.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.

Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг.

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.

Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации  создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности. По прогнозным оценкам, к 2001 году в сфере малого предпринимательства более чем на миллионе малых предприятий только на постоянной основе может быть занято 10-13 млн. человек.

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налого­вых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законо­дательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, форми­рования сети бизнес-парков, нала­живания эффективной координации в этой об­ласти между федераль­ным центром и субъектами Федерации, а также с мест­ными органами власти. 

            Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

ü  производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

ü  производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

ü  лекарственных препаратов и медицинской техники;

ü  оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

ü  строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

            Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

            Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

3.2. Система налогообложения

Одним из факторов, препятствующих формированию цивилизо­ванного рынка в России, созданию подлинного класса собственников, является отсутствие эффективной общегосударственной политики развития малого предприниматель­ства в системе налогообложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7