рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Малый бизнес место и роль в экономике рефераты

Реферат: Малый бизнес место и роль в экономике

Содержание

    Введение ………………………………………………………………………………..3

1. Характеристика   малого  бизнеса   и   необходимость   его  развития    в России

1.1    Этапы развития малого бизнеса …………………………………………..………4

1.2  Виды малых предприятий………………………………………………………….10

  1.3  Правовые основы малого бизнеса …………………………………………...……11

  1.4  Особенности и функции малого предприятия …………………………………...12

  1.5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой

       промышленностью..……………….………….……………………………………13

2. Проблемы  развития  малого  бизнеса  в  России  на  современном  этапе  и пути  их 

    решения

     2.1 Анализ текущего состояния развития малого  бизнеса  в России ……..………15

    2.2 Основные проблемы малого бизнеса ….…………………………………………28

    2.3. Инвестиционная политика ……………………………….………………………35

3. Взаимодействие  малого бизнеса с государством

    3.1. Государственная поддержка малого бизнеса ………………………………...…36

    3.2. Система налогообложения………………………………………………………..38

    3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса……………40

    Заключение……….…………………………………………………………………….45

   Список литературы…..…………………………………………………………………46

                                       

Введение

            Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

            Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

            Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

            Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

            Недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

            Развитие мелкого предпринимательства необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед российским малым бизнесом.

1. Необходимость развития малого бизнеса в   России, его характеристика.

          1.1 Этапы развития малого бизнеса.

            Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

            В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В реформировании российской экономики еще со времен пере­стройки ма­лые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя по­чвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня ча­стный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем ко­личестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимос­ти основных средств экономики России и 14% числа занятых, произ­водят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внут­ренних возможностях развития малого предпринима­тельства.

Расширение масштабов и изменение структуры малого предпринимательства потребовало внесения изменений в его законодательную базу, устанавливающую такие статусы принятых в международной практике понятий, как микрофирма (до 10-15 занятых), малое предприятие (от 15 до 100 занятых), среднее предприятие (от 100 до 300-500 занятых).

            В российской истории малого бизнеса можно выделить следующие этапы:

            Первый этап  (1985-1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

            Второй этап (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

            Третий этап (1989-1990 гг.) связан  с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

            Четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми вы­сокими с се­редины 80-х годов темпами роста числа малых предприя­тий (в 2,1 раза) и чис­ленности занятых в них. Этот факт носит фено­менальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализа­ция цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансо­вую базу малого предпринимательства. Бурная ин­фляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с дру­гой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не пре­одоленный до сих пор.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличе­нию числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслужива­ния. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяй­ства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению фун­кционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера на­родного образования (2,8 раза).

В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предприни­мательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфе­ре материального про­изводства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой тера­пии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательст­ва. Но следует признать, что в ус­ловиях активизации рыночных ре­форм МП продемонстрировали и свои пози­тивные возможности. Важ­нейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предос­тавление воз­можности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной за­нятости) средств к существованию.

Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере МП стала образовы­ваться нормаль­ная конкурентная прорыночная среда, характеризующа­яся борьбой малых пред­приятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не озна­чает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.

Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предприниматель­ства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благо­приятные условия для любой торговой деятельно­сти.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое пред­принимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовав­шихся ажиотажным спросом у российс­кого потребителя. Быстрая оборачивае­мость мелких торговых капи­талов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мел­кая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-эконо­мическую дифференциацию российского общества, группируясь в ни­шах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уров­нем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими тор­говыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с "челночной" деятельности.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов (сдача пози­ций военно-промышленного комплекса {ВПК}, утрата рынков стран Восточной Европы и пр.) полная "закупорка" ра­нее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими ры­ноч­ными, высокоэффективными каналами движения товаров от про­изводителей к потребителям. В стратегическом плане задача созда­ния такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложе­ний.

Однако малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движе­ния к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спа­сающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же ра­ботавших хозяйствен­ных связей.

Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и по­среднической деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть нало­говой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности долж­но было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей есте­ственную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный экс­тремизм правительственной налоговой полити­ки, направленной на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить налоги в полной мере. Предпринима­телей тем са­мым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокры­тия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориен­тированные на работу с трудноконтролируемыми наличными сред­ствами, открывали боль­шие возможности для ухода от налогов.

В целом ситуация 1992г. может быть охарактеризована обще­принятым термином "грюндерство". Малое предпринимательство было составным элемен­том этого массового процесса учредительства. Бир­жи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударствен­ные акционерные предприятия возникали по всей России в невероят­ных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для са­мостоятельной предпринимательской деятельности, право зани­мать­ся финансовым планированием, что ранее было абсолютной монопо­лией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с раз­валом государственных, прежде всего бюджетных пред­приятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное грюн­дерство объясняет­ся не столько экономическими причинами, сколько общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России си­туации кардинального общественного перелома.

Иллюстрацией к вышесказанному может служить массовое по­явление эфемерных фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на низкокаче­ственных почвах, где с точки зрения экономи­ческой целесообразности таких хозяйств в принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесо­образности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную "луч­шую жизнь" (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свобод­ного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процве­тания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

Именно этим объясняется феномен бурного появления много­численных частных мелких фирм в условиях очень быстро­го свертывания какого-либо спроса на научную продукцию из-за ост­рейшего инвестиционного кризиса, спада инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней.

            Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

    Шестой этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической дея­тельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преиму­щественно торгово-посреднической или, на­пример, научно-консуль­тационной ориентации либо прекратили свое существо­вание, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была ге­нерировать новые тенденции в развитии российского малого пред­приниматель­ства. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, со­провождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокраще­нием прироста числа МП.

Главными причинами приостановки роста числа малых предпри­ятий явля­лись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высо­кой доходностью, исчерпание психологичес­ких ожиданий беспредельных фи­нансовых возможностей самостоя­тельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыноч­ной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу. Оно идет вслед за ними в роли хотя и вполне дос­тойного, но все же аутсайдера.

Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая ма­лый бизнес, жила по законам первоначального на­копления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались слу­чаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоя­щие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, ры­ночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс погло­щения предприятий. Часто наи­более рентабельные малые предприя­тия оказываются первой жертвой таких по­глощений. Например, в Красноярске на месте еще недавно многочисленных индивиду­альных тор­говых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Менее рентабельные МП, не выдержавшие экономической конкуренции со средними и крупными фирмами, были вынуждены свернуть свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы цент­рализации и концентрации капиталов также противостоят увеличе­нию численности МП. Но в дальнейшем, возможно, новые крупные и средние предприятия будут самым активным образом сти­му­лировать создание новых МП в структуре формируемых новых хозяйственно-технологических цепочек, т.е. в будущем наибольшее распространение получат холдинги, т.к. именно они являются наиболее гибкой экономической структурой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7