рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Логистика рефераты

Решения о выборе канала распределения, его длина, ширина являются одними из самых сложных. Можно выделить ряд факторов, влияющих на это решение, тем не менее в каждом конкретном случае решение может иметь свою специфику.

В общем случае среди факторов, влияющих на выбор канала можно выделить следующие:

1) характер товара;
2) транспортабельность товара;
3) географическое положение производителя;
4) наличие конкурентов;
5) широта ассортимента;
6) условия хранения;
7) сроки хранения.

В целом можно сказать, что чем выше массовость потребления товара, тем шире ассортимент, тем разветвленней будет сеть распределения. Однако в качестве ограничителей здесь могут выступать такие факторы как условия хранения, сроки хранения и т. д. Это, в частности, касается многих продуктов пищевой промышленности, в первую очередь хлебопекарной и молочной, где сроки хранения продуктов часто ограничиваются 24–36 часами. Это, естественно, не дает возможности применять разветвленные каналы распределения, хотя массовость потребления этих товаров очень высока. Стремясь использовать преимущества широкой сети распределения фирмы-производители используют при производстве своих товаров различные добавки, позволяющие увеличить срок хранения товаров в несколько раз. Так уже сегодня многие молокозаводы выпускают продукцию со сроком хранения до 6 месяцев.

Рассматривая основные типы посредников можно дать следующую характеристику.

Агент (маклер, брокер, комиссионер, коммивояжер и т. д.) – физическое или юридическое лицо, совершающее операции или выполняющее деловые поручения другого лица за его счет и от его имени, представляющее интересы покупателя или продавца на относительно постоянной основе, не принимающее на себя право собственности на товар. Агент ведет поиск потенциальных покупателей, продавцов, организует между ними переговоры, готовит проекты договоров, помогает в оформлении передачи права собственности на товары, рекламирует товар, заинтересовывает в покупке товара.

Брокер (оценщик, комиссионер) – физическое или юридическое лицо, выступающее посредником при заключении оптовых сделок между заинтересованными сторонами. Иногда брокер может принимать на себя право собственности на товар. За посредничество брокер получает вознаграждение в виде определенного процента от суммы сделки или заранее указанную в договоре абсолютную сумму.

Дистрибьютор – физическое или юридическое лицо – оптовый посредник, обслуживающий разные отрасли промышленности, имеющий склады и транспортные средства и осуществляющий коммерческую деятельность от своего имени и за свой счет.

Комиссионер – посредник в сделке, совершающий сделки за определенное вознаграждение (комиссионные), в пользу и за счет заказчика (клиента, но от своего имени.

Комитент – лицо, дающее поручение другому лицу (комиссионеру) заключить сделку с товаром от имени комиссионера, но за счет комитента.

Коммивояжер – разъездной агент торгового предприятия, фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам.

Консигнатор – оптовый торговец, получающий от поручителя товары и продающий их со своего склада и от своего имени, за вознаграждение, которое поручитель выплачивает консигнатору по договору.

Маклер – посредник при заключении сделок на биржах недвижимости, фондовых и универсальных биржах, совершающий операции за счет клиентов и получающий вознаграждение в виде комиссионных.

Как можно заметить, всех посредников можно объединить в две большие группы: 1) приобретающие товар в собственность и имеющие право влиять на цены (дистрибьютор, дилер); 2) действующие от имени и за счет продавца и не имеющие возможности влиять на цены (агент, брокер, маклер, комиссионер и т. д.).

У некоторых авторов эти группы носят название зависимых и независимых посредников. К первым относятся дистрибьюторы, на долю которых сегодня приходится более 80 % всех оптовых предприятий.

Дистрибьюторы делятся на 2 типа:

1) имеющие или арендующие складские помещения;

2) не имеющие и не арендующие складские помещения.

Последних часто называют торговыми маклерами. Торговые маклеры обычно имеют дело с крупногабаритными грузами, транспортировка и передача которых весьма трудоемки.

Общая классификация независимых оптовых посредников представлена на рис.1 (См. приложение)

Производитель может продавать продукцию непосредственно дистрибьюторам, которые затем самостоятельно сбывают ее непосредственным потребителям. Выбор такого канала эффективен, если:

1) рынок разбросан, а объем сбыта в каждой географической зоне недостаточен для оправдания расходов по прямому каналу распределения;

2) изделие должно сбываться потребителям многих отраслей промышленности, что требует широкой сети оптовиков;

3) потребители предпочитают закупать изделия мелкими партиями, неудобными для складской и транзитной обработки;

4) разница между себестоимостью продукции и продажной ценой слишком мала для содержания производителем собственной сбытовой сети.

Зависимые посредники не претендуют на право собственности на продаваемые ими товары и работают за комиссионное вознаграждение. Размер вознаграждения зависит от объема и сложности совершаемых ими сделок. На долю брокеров и агентов в развитых странах приходится около 9 % оптового товарооборота. Классификация зависимых посредников на рис. 2 (См приложение)

Наиболее распространенной формой зависимых посредников являются торговые агенты, которые разделяются на промышленных и сбытовых. Промышленные агенты, как правило, заменяют службу сбыта предприятия, но получают на заработную плату и комиссионное вознаграждение, которое может колебаться от 3 до 10 % от объема сбыта. В большей степени, чем все другие посредники этой группы промышленные агенты зависят от указаний производителя. Промышленные агенты, как правило, работают на одного производителя и пользуются исключительным правом сбыта на окружающей территории, поэтому они могут избегать конфликтов и иметь достаточно полный ассортимент продукции. Крупные предприятия могут иметь агентов для каждой ассортиментной группы. Промышленные агенты очень ограниченно влияют на маркетинговую программу производителя и уровень цен.

Сбытовые агенты имеют дело с небольшими предприятиями и отвечают за маркетинг всей продукции.

По существу они становятся маркетинговым подразделением производителя и полномочны вести переговоры по ценам и другим условиям реализации. Конторы сбытовых агентов расположены в непосредственной близости от потребителя.

Брокеры сводят покупателей и продавцов для совершения сделки. Они хорошо информированы о состоянии рынка, условиях продаж, уровне цен, владеют искусством вести переговоры. В отдельных случаях могут обеспечить доставку и хранение продукции. За посредничество между покупателем и продавцом брокер получает комиссионное вознаграждение, как правило, от обеих сторон сделки, чем отличается от других зависимых посредников.

Комиссионеры получают продукцию от изготовителей на принципах консигнации, состоящей в поручении одной стороны (консигната) другой стороне (консигнатору) продать товар со склада от своего имени, но за счет продавца. Комиссионеры располагают конторой, а также складскими помещениями для хранения и продажи изделий. Комиссионеры могут вести переговоры по ценам с потребителями в интервалах, определенных производителем.

Аукционы – один из видов сбытовых предприятий, работающих на рынке антиквариата, предметов роскоши, а так же бывшего в употреблении оборудования. Операционные расходы аукционов в общем объеме оптовых продаж составляют около 3 %. Тем не менее аукционная форма торговли в нашей стране имеет благоприятные перспективы, поскольку рынок подержанного оборудования у нас довольно значителен.

Подводя итог, необходимо отметить, что часто предприятиям целесообразно использовать разные каналы товародвижения. Так, при высокой концентрации потребителей однородной продукции в одном регионе рационален прямой канал, при их разбросанности в другом – реализация с использованием посредников (рис 3., см. приложение). Обобщенная характеристика каналов сбыта представлена в таблице 1 (См. приложение)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача 1

Определить полезную и общую площади складов проката чёрных металлов и количество мостовых кранов. Продолжительность одного цикла работы крана 300 сек, коэффициент использования крана по грузоподъёмности 0.8. Чёрные металлы поступают на склад равномерно в течение года (365 дней). Склад работает в одну смену 8 часов.

Металлопрокат поступает в следующих количествах:

Вид металлопроката

Годовое поступление (т)

Балки и швеллеры

10000

Сталь сортовая рядовая крупная

20000

Сталь сортовая рядовая средняя

25000

Сталь сортовая рядовая мелкая

10000

Трубы стальные большого диаметра

20000

Трубы чугунные

15000

Итого

100000

Склад открытый оборудован мостовым краном грузоподъёмностью 10 т, пролёт 23 м; срок  хранения металла на складе 30 дней; балки и швеллеры хранятся в штабелях с нагрузкой 3 т/м2; мелкосортный прокат хранится в консольных стеллажах, нагрузка 2.8 т/м2; сталь крупносортная хранится в стоечных стеллажах, нагрузка 3 т/м2. На плане склада выделить полезную и вспомогательную площади. Общую площадь определить через коэффициент использования площади в пределах 0.3-0.4.

Решение

Полезная площадь определяется способом нагрузки на 1 м2 площади пола:

,

где qзап - величина установленного запаса соответствующего материала на складе (т);

d - нагрузка на 1 м2 площади пола (т/м2).

   

  

Общую площадь Fобщ (м2) можно определить по формуле:

где fпол - полезная площадь, м2,

a - коэффициент использования площади.

Производительность машин периодического действия определяется по формуле:

Qчас=q×n×al,

где q - грузоподъёмность машин, т; n - количество циклов за час; al - коэффициент использования машины по грузоподъёмности (0.8).

Количество сделанных циклов за час определяется по формуле:

,

где Т - время, расходуемое на один цикл, равно 300 сек.

 Qчас = 10 × 12 × 0,8 = 96 т.

Количество ПТО периодического действия определяется по формуле:

m=Qc/(Qчас×Tc) или m=Qг/(Qчас×Tг),

где Qc,Qг - суточный и годовой грузообороты,

Тс, Тг - количество часов работы ПТО за сутки, год.

m = 100000/(96 × 365 × 8) » 0,357

m = 273,97/(96 × 8) » 0.357

Ответ: Вся полезная площадь составляет fпол = 2796,8 м2

      Общая площадь склада равна Fобщ = 9322,67 м2

      Количество мостовых кранов равно одному.

Задача 2

Требуется определить рациональные каналы товародвижения при поставках угля из пунктов добычи А, Б, В до пунктов потребления К1, К2, К3. При этом возможны различные варианты поставок: прямая поставка, через посредника или сочетание этих форм.

Критерием оптимального варианта поставки является минимум суммарных затрат на доставку материалов, их хранение на складах посредника и сооружения складских помещений у потребителя. Условия задачи приведены в таблице.

Вариант 1. Прямая поставка. (Таблица 1)

Объём поставок (тыс.т.)

Поставщик

Потребитель

Расстояние перевозки, l1, (км)

Стоимость перевозки, С1, (руб/т.км)

К1

К2

К3

К1

К2

К3

К1

К2

К3

А

35 98 106 216 310 148 48 95 61

Б

48 33 92 200 410 180 92 31 55

В

104 72 31 350 220 160 33 98 72

Вариант 2. Косвенная поставка (Таблица 2)

Потребитель

Расстояние перевозок через посредника Д, lj, (км)

Поставщик

К1

К2

К3

А

350 420 290

Б

380 510 280

В

400 330 300

Себестоимость 1 т угля для производителя:

А = 50 тыс.руб за 1 т;

Б = 60 -«»-;

В = 45 -«»-.

Складская наценка посредника установлена в размере 25% на тонну поставляемой продукции.

При решении задачи также учесть, что прямая и косвенная поставки угля вызывают дополнительные расходы на сооружение складских площадей у потребителей. Расходы на сооружение складов принять из расчёта 160 тыс.руб за 1 кв.м общей складской площади (для всех потребителей одинаковой).

Срок хранения угля на складах потребителей - 45 дней, уголь хранится в штабелях размером: длина l=20 м, ширина b=10 м, высота h=3 м. Ёмкость штабеля qоб (т) определяется по формуле:

qоб = Vшт·r (т),

где r - плотность угля в штабеле = 0.9 т/м3, Vшт -объём штабеля, (м3):

Vшт = a × b × h

Vшт = 20 × 10 × 3 = 600 (м3)

Отсюда: qоб = 600 × 0,9 = 540 (т)

Полезная площадь Fпол (м2) определяется по формуле:

где n - количество штабелей; fшт - площадь одного штабеля; qзап - запас хранения угля в т.

Для прямой поставки:

Общая площадь склада определяется по формуле:

где a - коэффициент использования полезной площади = 0.3.

Оптимальный вариант поставки угля от поставщиков всем потребителям района должен удовлетворять требованию:

где:

Зобщ - суммарные затраты на доставку угля, руб.;

li - расстояние перевозки угля от поставщика до потребителя, км;

gi - объём поставок угля, т;

ci - стоимость перевозки 1 т/км продукции, руб;

Fоб - необходимая потребная складская площадь для размещения угля у потребителей, м2;

К - стоимость строительства 1 м2 складской площади у потребителей, тыс.руб.;

Цi - стоимость 1 т угля для потребителя;

0.2 - коэффициент эффективности капитальных вложений.

SЗобщ= ((35000 × 216 × 48 + 98000 × 310 × 95 + 106000 × 148 × 61) + (48000 × 200 × 92 + 33000 × 410 × 31 + 92000 × 180 × 55) + (104000 × 350 × 33 + 72000 × 220 × 98 + 31000 × 160 × 72)) + ((36667+26667+32000) × 0,2 × 160000) + (50000+60000+45000) = 12580861 тыс.

Аналогичным способом считаем для косвенной поставки:

В условии задачи сказано: потребность в складской площади у потребителя при поставке продукции через посредника Д уменьшается в 4 раза за счёт сокращения запасов и частоты поставок. Это необходимо учесть при решении.

SЗобщ = ((35000 × 350 × 48 + 98000 × 420 × 95 + 106000 × 290 × 61) + (48000 × 380 × 92 + 33000 × 510 × 31 + 92000 × 280 × 55) +(104000 × 400 × 33 + 72000 × 330 × 98 + 31000 × 300 × 72)) + ((36667+26667+32000)/4) + ((50000+60000+45000) ×1,25) = =14654698 тыс.

Ответ: Сравнив затраты при прямой и косвенной поставке, можно сделать вывод о том, что прямая поставка будет выгоднее нежели через  посредника

Схемы различных вариантов поставок угля.

Вариант 1.

Схема 1

Вариант 2.

Схема 2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Вирабов С. А. Складское и тарное хозяйство. – Киев: «Вища школа», 1977, - 232с.

2.   Волгин В. В. Склад.- М.: Изд. дом. «Дашков и Ко»,  2000. -315 с.

3.   Логистика /Под. ред. Б. А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1998 –327 с.

4.   Маликов О. Б., Малкович А. Р. Склады промышленных предприятий. – Л.: Машиностроение, 1989, - 972 с.

5.   Практикум по логистике. /Под ред. Б. А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999 – 270с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1 Сравнительные характеристики каналов сбыта

Характеристика канала

сбыта

Каналы товародвижения

Прямые

Косвенные

Смешанные

оптовые фирмы

сбытовые агенты

Рынок

Объем сбыта

Контакты с изготовителями

Издержки сбыта

Вертикальный

Небольшой

Очень тесные

Самые высокие

Горизонтальный

Большой

Незначительный

Средние

Вертикальный

Средний

Малые

Самые низкие

Любой

Большой

Средние

Оптимальные

Политика цен

Очень гибкая

быстро учитывающая конъюнктуру рынка

Гибкая, оперативно учитывает изменения на рынке Недостаточно гибкая, требует согласования изменения цен с изготовителями В целом гибкая, удовлетворяющая потребителя и изготовителя
Знание предмета сбыта Отличное Удовлетворительное Хорошее Оптимальное
Зона действия Узкая, в месте концентрации потребителей Широкая, по всему рынку Узкая, по несколько агентов охватывают весь рынок Наиболее полная
Право собственности на изделие в процессе сбыта У изготовителя У посредника У посредника Нормальное
Финансовое состояние изготовителя Сильное Слабое, среднее Слабое Нормальное
Возможности технического обслуживания изделий Самые высокие Низкие Средние Нормальные
Норма прибыли Высокая Низкая Низкая Средняя
Уровень стандартизации Низкий Высокий Высокий, средний Любой
Качество отчетности Высокое Низкое Самое низкое Нормальное

Рис 1.

Общая классификация независимых оптовых посредников представлена на рис.1

Рис.  2

Классификация зависимых посредников на рис. 2

Рис. 3

Смешанные каналы


Страницы: 1, 2