Реферат: Искусство средневекового Ирана
В 13 – 14 вв. мастера архитектурного орнамента продолжали
использовать технику резьбы по стуку, обогащая узор сюжетно и пластически.
Замечательный памятник декоративного искусства представляет убранство
интерьера мавзолея в Хамадане, который большинство исследователей относит к
началу 14 столетия. В интерьере мавзолея сохранились большие стуковые панно,
покрытые рельефным резным узором. Симметрично изогнутые и переплетенные между
собой ветви и стебли как бы обросли крупными цветами и листьями. Вся эта масса
растительных форм, «уложенная» на плоскости стены, не превращена в плоскостную
орнаментику: стебли изгибаются, далеко выдаются упругие закругленные края
крупных листьев. Поэтому поверхность стены напоминает «живую изгородь» из
растений, расположенных, однако, по законам декоративного орнамента, проникнутого
строгим и сложным ритмом. В мечетях 13 — 14 вв. резьбой по алебастру богато
украшены михрабы. В композиции орнамента и надписей, окружающих михраб,
господствуют определенный, канон и строгий ритм. Согласно твердо установившемуся
правилу, михрабная ниша трактована в виде одной или нескольких расположенных
одна в другой стрельчатых арок, опирающихся на полуколонны. Надписи из Корана,
широкой П-образно изогнутой лентой с трех сторон охватывая михраб и обрамляя
арки, воспринимаются как часть орнамента.
Рост декоративных тенденций вызвал развитие и широкое применение в
архитектуре цветной декорации. Особенно известны иранские люстровые изразцы
12—14 вв. Ими украшали михрабы. Самыми богатыми по рисунку и краскам были
звездообразные и крестообразные по форме изразцы, из которых но определенной
системе выкладывались в интерьерах зданий большие панели. На изразцах,
служивших украшением светских построек, часто изображены различные сцены с фигурами
людей и животных. Люстровые краски как бы светятся из-под глазури, что придает
им особую мягкую тональность.
В 14 в. цветное убранство стало применяться и на стенах снаружи
зданий. Появились новые технические и художественные приемы: узорная кладка из
глазурованных и неглазурованных кирпичей, резная керамическая мозаика, украшение
стены плитками расписной майолики и др.
Архитектура 16 – 17вв.
В иранской архитектуре 16 — 17 столетии господствуют ранее
выработанные, но еще жизненные каноны четырехайванной и купольной построек.
Большое количество дошедших до нас архитектурных памятников этой эпохи дает
возможность представить не только культовые, но и различные типы светских
зданий — торговые постройки, бани, жилую народную архитектуру, а также
планировку больших позднесредневековых городов. Многие старые города Ирана,
вероятно, сохранили основные черты плана от 13 — 15 вв., а в отдельных случаях
и от более раннего времени.
Для культовых сооружений 17 в. характерны большие купольные
святилища. Купола подняты на мощные цилиндрические барабаны и имеют
специфическую для этого периода, форму, заостренную кверху и несколько
приплюснутую, как бы набухшую в нижней части. Купола и барабаны высятся над
пештаками, хотя последние в этот период тоже отличаются крупными размерами и
вытянутыми вверх пропорциями. Архитектурные композиции больших мечетей и
медресе дополняет множество декоративных минаретов, расположенных по углам
здания и по бокам пештаков. На минаретах, подчеркивая их устремленность вверх,
возвышаются над балкончиками-фонарями тонкие башенки, увенчанные маленькими
куполками. Исключительной яркостью отличается облицовка расписными плитками и
керамической мозаикой, которая многоцветным кон-ром покрывает стены, своды и
купола построек. Преобладавший в керамических облицовках 15 в. синий тон сменяется
более пестрой, хотя и сгармонированной гаммой красок, включающей темно-синий и
белый, зеленый и желтый, голубой я черно-фиолетовый цвета.
Декоративна и архитектура сефевидских дворцов, которые трактованы
как отдельные павильоны, обычно расположенные среди парка. Даже при больших
размерах они кажутся стройными и легкими. На фасад, как правило, выходит
большая терраса, плоская крыша которой опирается на множество высоких деревянных
колонн.
В большом числе дошли до нас светские постройки 16—18 вв. —
караван-сараи, базары, бани, мосты и жилые дома. В их планировке и композиции
вскрываются народные истоки иранской монументальной архитектуры.
Караван-сараи, как правило, представляют четырехайванный тип
сооружений с квадратным или многоугольным планом. Крытые базары старых иранских
городов имеют своды и купола, показывающие не только богатство строительных
приемов, но и стремление придать этим сооружениям эстетическую выразительность.
Жилые дома строились в разных районах страны согласно местным
традициям и в соответствии с климатическими условиями. Особенно отличался
своеобразием жилой дом северного Ирана, обычно деревянный, с высокой
двускатной, а иногда четырехскатной кровлей. В других районах господствующим
был тип жилой усадьбы, которая представляла замкнутый двор с глухими
глинобитными стенами и помещениями, расположенными вокруг двора. Обязательный
компонент жилой усадьбы — терраса, плоский потолок которой поддерживают резные
деревянные колонны
Из прочих архитектурных памятников следует отметить многоарочные
мосты, построенные при Сефевидах в Исфахане.
Декор
Иранские мастера 17 в. создали и стенные росписи, образцы которых
сохранились в исфаханских дворцах Аликапу и Чехель-сотун. Орнаментальный
декор, украшающий некоторые залы, в других сменяется фресками, изображающими
нежно обнявшихся влюбленных, женщин, отдыхающих на лоне природы, сцены охоты и
придворных развлечений. Подобные стенные росписи, фоном которых служат садовые
пейзажи и где действуют томные изнеженные юноши, девушки с миндалевидными
глазами и одинаковым выражением округлого лица, передают характер праздной я
беззаботной жизни, протекавшей в роскошных загородных дворцах Исфахана.
Несомненно, эти произведения создавались теми же мастерами, которые
работали и в области миниатюры. В исполнении фресок и изразцов для исфаганских
дворцов иранские мастера 17 столетия далеки от понимания своеобразия и задач
монументальной стенной живописи. Их произведения в значительной степени
отмечены печатью эклектизма.
Живопись
На протяжении средних веков в Иране существовала
монументальная живопись. Письменные источники свидетельствуют о
создании еще в 8 — 10 вв. стенных росписей, изображавших сцены из эпоса
и жизни феодалов. Интересные фрагменты стенных росписей 8-9
вв. с изображением фигур людей и орнаментов открыты в Нишапурё
раскопками 1930-х гг. Памятников более позднего времени исследователям
известно очень мало. Не дошли до нас и иранские миниатюры,
датированные временем раньше 14 века; вероятно, эти произведения
погибли при завоевании страны монголами.
Однако роспись люстром и особенно цветными эмалями на
произведениях керамики 11—12 и особенно 13 столетий позволяет судить о характере
иранской живописи этого периода. Особенности, присущие росписям на керамических
изделиях, обнаруживают близость к миниатюрам арабо-месопотамской школы.
Ширазская школа иранской миниатюры
В конце 14 в. выдвинулась ширазская школа иранской миниатюры.
Главный город южноиранской провинции Фарс, один из древних культурных очагов —
Шираз — в период монгольского владычества и позднее сохранял значение видного
художественного центра. При дворе местных династий процветали поэзия и
живопись. К первым известным образцам ширазской миниатюры относятся иллюстрации
к «Шах-наме» 1370 г., а также более поздние, но близкие к ним по стилю
миниатюры «Шах-наме» 1393 г. Произведения эти, представляющие ранний этап в
развитии ширазской школы, еще достаточно примитивны. У них упрощенная
композиция, неразвитые пейзажные фоны, довольно тусклая гамма красок. На
плоскости листа размещены коротконогие и большеголовые фигуры людей со
своеобразным «ширазским» — широким и округлым — типом лица. Но уже и этим
миниатюрам присуща та лаконичная и выразительная простота, которая
характеризует ширазскую школу конца 14 — начала 15 столетия.
Прекрасным образцом ширазской миниатюры второй половины 14 в. могут
служить иллюстрации «Хамсе» Хосрова Дехлеви. Среди иллюстраций преобладают
лирические сюжеты, часто встречаются изображения влюбленных. Сходные с
упомянутыми иллюстрациями «Шах-наме», эти миниатюры обнаруживают большую
зрелость стиля. Немногофигурные, очень ясные по композиции, красивые по цвету,
уравновешенные по ритму, они сочетают простоту с изяществом, обобщенность с
изысканностью. Преобладают светлые фоны, на которых особенно четко выступают
плавные очертания несколько приземистых фигур. Нарядно сочетание красных,
оранжевых, кремово-розовых, желтых тонов.
В указанных миниатюрах 14 в. образ природы только намечен. Обычно
это плоский традиционный холм со скудной растительностью, горные скалы,
одинокие деревья. Однако повышенный интерес к пейзажу, первые попытки его
развернутого изображения составляют особенность раннеширазской школы. Если не
в самом Ширазе, то, во всяком случае, как считают некоторые исследователи, в
какой-то провинциальной школе Фарса были созданы двенадцать пейзажей,
украшающие стамбульскую «Антологию персидской поэзии» 1398 г.. Большинство из
них занимает всю страницу рукописи, другие, меньшего размера, помешены внизу
текста в виде своеобразных концовок. За исключением одной, все миниатюры
изображают фантастический горный пейзаж, лишенный каких-либо живых существ,
только па первой помешены сидящие на деревьях птицы и купающиеся в источнике
дикие утки. Изображена как бы большая горная страна, где высокие вздымающиеся к
голубому или светло-фиолетовому небу вершины занимают почти всю плоскость
листа. Среди желтых, охряных, зеленых, розовых, лиловых и пурпурных гор, очерченных
золотыми, коричневыми и темно-красными контурами, извивается показанная без
всякого перспективного сокращения большая серебряная или светло-лиловая река,
впадающая в овальное озеро. Горы покрыты богатой тропической растительностью:
здесь стройные темные кипарисы с золотыми стволами, различные сорта пальм,
вьющиеся золотые лианы, цветущие плодовые деревья; почва усеяна цветами. На
темно-зеленом фоне крон некоторых деревьев эффектно выделяются отдельные
листья, уподобленные золотому звездчатому узору. Изображение совершенно плоскостно,
условно и по композиции и по цвету. Наряду с близкой к природе передачей
реальных форм встречаются элементы стилизации, поиски чисто орнаментальной
выразительности.
В первой половине 15 в. в Ширазе искусство книги стояло на большой
высоте. Художественный язык миниатюры становился богаче и совершеннее.
Изображение пейзажной и архитектурной среды, человеческих фигур, передача
движения, система цветовых отношений приобрели более сложный характер. Среди
произведений начала 15 в. наиболее интересны манускрипты «Антологии персидской
поэзии» 1410 и 1420 гг. и «Шах-наме» первой четверти столетия. В миниатюрах
«Антологии» 1410 г., которые были выполнены для правителя Шираза Искандера
Султана, привлекают внимание два листа, посвященные поэме Низами «Хосров и
Ширин». На одной миниатюре изображен на троне царь Хосров и окружении свиты, на
другой — единоборство Хосрова со львом. Запечатлены те эпизоды поэмы, в которых
проявляются как бы два аспекта столь сложного, сотканного у Низами из
противоречий образа Хосрова — могучего богатыря и отважного героя и вместе с
тем надменного властелина, видевшего цель жизни в наслаждениях и праздных
забавах. Единоборство Хосрова со львом происходит в саду, на фоне покрытого драгоценными
тканями шатра. Характерно, что в этой драматичной по содержанию, действенной
сцене наиболее ярко выступает условность изобразительного языка миниатюры.
Фигуры Хосрова и льва подчеркнуто статичны и декоративно распластаны на
плоскости. В остальных персонажах чувства ужаса и восхищения мужеством царя
переданы главным образом традиционным жестом изумления. И в то же время в
некоторых фигурах, особенно женщин, выглядывающих из шатра, мастер сумел
передать реальную выразительность движений человеческого тела и даже в
условных жестах уловил ощущение смятенности и беспокойства.
Произведения начала 15 в. при несомненном усложнении образного
строя сохраняют общие черты, свойственные ширазской школе, — немногословность,
величавую простоту, своеобразную «монументальность» стиля. Мастера тяготеют к
изображению немногочисленных довольно крупных фигур, скупому показу деталей. К
середине 15 в. ширазская школа стала заметно отставать в своем развитии по
сравнению с другими центрами миниатюры, особенно Гератом. Процесс этот еще
усилился со второй половины столетия, когда Иран был вовлечен в борьбу между
захватившими большую часть страны тюркскими кочевыми племенами. Своеобразная
архаизация, возврат к старым примитивным формам отличают ширазскую миниатюру
этого времени. Композиция ее упрощается, палитра становится пестрой и
малогармоничной, движение теряет гибкость и живость, угловатые фигуры людей
напоминают марионеток.
В 16 веке ширазская школа в значительной мере восприняла ту
подчеркнутую изысканность стиля миниатюры, которая культивировалась в это
время, особенно в Тебризе. Произведения, созданные в Ширазе, сложны по
композиции, богаты по краскам, насыщены деталями, обладают утонченной
декоративностью. Вместе с тем Ширазу был присущ и некоторый оттенок
провинциальности.
Багдадская школа миниатюры
В сложении миниатюры как особого жанра средневековой восточной
живописи каждый из художественных центров, будь то Тебриз в Азербайджане или
Шираз в Иране, явился своего рода необходимым звеном в общей цепи развития.
Немалую роль сыграла здесь и 14 в., представленная творчеством замечательного
мастера Джунаида Султани.
В этот период Ирак, входивший в состав государства Джелаиридов, был
в культурном отношении тесно связан с Ираном и Азербайджаном. Столица находилась
в Багдаде, где при дворе Джелаиридов и работал художник Джунаид Султани. Его
кисти принадлежат миниатюры 1396 г. к «Хамсе» Хаджу Кермани. Из них шесть
иллюстрируют одну из поэм Кермани, повествующую о любви персидского принца
Хумаи и китайской царевны Хумаюп, В произведениях Султани прослеживаются черты
влияния китайского, искусства, которые сказываются в трактовке архитектуры,
некоторых элементов пейзажа, в деталях одежды и т. п. Мастер конца 14 столетия,
в своем творчестве он во многом предвосхитил достижения, которыми отмечено
дальнейшее развитие миниатюры. В своих произведениях Султани расширил сферу
изображения реального мира. В его миниатюрах наметилась тенденция к созданию в
пределах «ковровой» композиции своеобразного впечатления пространственности. Миниатюра
развертывается как бы ввысь по всей плоскости листа, включая в себя
многофигурные сцены, пейзаж, нарядные сооружения архитектуры. Фигуры тонкие,
вытянутые, с маленькими головами и схожими лицами — воплощают общий идеал
красоты. Земля нежных оттенков обильно покрыта ковром цветов. Ощущение
праздничности в миниатюрах Султани усиливает радостная, также предвосхищающая
колорит 15 столетия многокрасочная палитра. Пространство здесь воспринимается
словно с птичьего полета, причем и более близкие и более отдаленные фигуры,
часто заслоняющие друг друга, изображены фронтально. Этот новый прием, впервые
разработанный Султани, в дальнейшем стал характерной чертой миниатюры Среднего
Востока.
Падение государства Джелаиридов и захват Багдада на рубеже 14 и 15
вв. Тимуром сопровождались уводом ремесленников и мастеров в Среднюю АЗИЮ.
Возможно, что вместе с ними были переселены на Восток и художники багдадской
шкоды 14 в.
Исфаханская школа
Когда Исфахан в конце 17 в. приобрел значение ведущего центра
художественной культуры, при дворе шаха Аббаса I возникла исфаханская школа живописи. С одной стороны, в ней
сохранялись традиционные формы миниатюры, которые, однако, не шли уже дальше
повторения канонических сюжетов, образов и приемов. Вместе с тем сказывалось
стремление мастеров к новым формам, поиски ими новых художественных средств. В
развитии последней тенденции определенную роль играло возросшее воздействие
европейского искусства, так как в начале 17 столетия в Иран проникают
произведения главным образом европейской гравюры. Влияние это носило по
существу своему поверхностный характер и сводилось лишь к принятию некоторых
изобразительных моментов, а также к распространению новых сюжетов, например,
христианской мифологии. Все это в целом обусловило большую противоречивость
общей картины развития исфаханской школы живописи.
Одной из ее характерных особенностей является то, что органическая
связь миниатюры с книгой нарушилась. Художники, вводя в книжную иллюстрацию
новые, чуждые ей черты, постепенно отказались от тех принципов красочной
декоративности и подчеркнутой плоскостности, которые обусловливали столь
характерную для прошлого периода глубокую слитность всех элементов образного
строя миниатюры и книги в целом. Стремление к станковым изображениям сказалось
в том, что господствующую роль начала играть миниатюра на отдельных листах. И
здесь художников привлекала не столько декоративность красочных пятен, сколько
изысканность линейного контура, создание тонкого рисунка тушью — пером или
кистью, иногда с легкой подцветкой.
На отдельных листах редко встречаются сюжетные композиции, чаще
всего это своеобразные портреты, которые кажутся увеличенными в масштабе
персонажами миниатюр. Появление подобных произведений объясняется, несомненно,
возросшим интересом художников к человеку. Но изображение человека не выходит
из рамок традиционности.
Выдающимся представителем исфаханской школы на рубеже 16 — 17 вв.
был придворный шахский художник Реза Аббаси. Как и большинство современных ему
исфаханских мастеров, Реза Аббаси создавал миниатюры на отдельных листах и
обращался к тем же традиционным образам. Однако — и в этом проявилась известная
противоречивость творческих исканий мастера — он стремился воплотить в
миниатюре новые, более демократические жанровые сюжеты.
Тебризская школа
Тебризская школа миниатюры, одна из средневосточных школ
миниатюрной живописи, развивалась в Тебризе. Первонач. сложилась в концу 13 —
началу 14 вв. при дворе монгольских правителей Хулагуидов (ильханов) под
значительным воздействием дальневосточной живописи: для миниатюр характерны
крупные фигуры с жёстко очерченным контуром, монголоидный тип персонажей,
введение китайских мотивов— «драконов», «фениксов», «лотосов» («Джами
аттаварих» Рашид-ад-дина, 1306, 1314; «Шахнаме» Фирдоуси, 30 — 40-е гг. 14 в.,
Бостонский музей изящных искусств и др. собр.). Новый расцвет Тебризская школа
в 16 в. при Сефевидах связан с творчеством выдающихся миниатюристов и каллиграфов
— Сутана Мухаммеда, Мирза Али, Ага Мирека, Мир Сеид Али, а также Бехзада (в
1522 поставлен во главе придворной 6иблиотекики-мастерекой—
«китабхане»). В 16 —начале 17 вв. значительную роль в развитии Тебризской школы
играло творчество Садиги-бек Афшара. Произведения Тебризской школы выделяются
гармоничным единством изобразительных и декоративных начал, трактовкой пейзажа
как среды действия, мажорным звучанием и изысканным ритмом цветового строя.
Страницы: 1, 2, 3
|
|