рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Искусство средневекового Ирана рефераты

Реферат: Искусство средневекового Ирана

Оглавление

Введение                                                                                                            3

Архитектура 11 – 16вв.                                                                                    5

Мечети                                                                                                                                            5

Минареты                                                                                                                                       6

Мавзолеи                                                                                                                                          6

Декор                                                                                                                                                8

Архитектура 16 – 17вв.                                                                                  10

Декор                                                                                                                                              11

Живопись                                                                                                        11

Ширазская школа иранской миниатюры                                                                                  11

Багдадская школа миниатюры                                                                                                    14

Исфаханская школа                                                                                                                      14

Тебризская школа                                                                                                                          15

Прикладное искусство                                                                                    16

Керамика                                                                                                                                       16

Люстровая керамика                                                                                                        17

Керамика «минаи»                                                                                                           17

Керамика 16—17 вв.                                                                                                        18

Изделия из металла                                                                                                                      19

Ткани                                                                                                                                              20

Ковры                                                                                                                                             21

Литература

Введение

Сложившееся на основе   древних   традиций  иранское   средневековое искусство прошло   более чем тысячелетний   путь   развития. Эпоха феодализма в Иране, начавшаяся еще в 5—6 вв. н. э. распадается на три основных периода: раннефеодальный, охватывающий время по 9 столетие, время господства развитых феодальных отношений с 10 по 15 в. и начиная с 16 столетия — поздний период, завер­шившийся кризисом и упадком феодального строя. Искусство 5—7 вв. еще тесно связано с художественной культурой рабовладельческой эпохи. Однако в архитектуре и искусстве уже на первом этапе развития феодализма появилось новое качество: в образном строе художественных произве­дений возникли черты декоративности, получившие дальнейшее развитие в средне­вековом искусстве Ирана.

Завоевание Ирана в 7 в. н. э. арабами, стоявшими на более низком уровне соци­ально-экономического развития, на время затормозило рост феодальной художе­ственной культуры. В первые века ислама, пока сохранялась терпимость к другим религиям, существовали старые и, возможно, даже строились новые, зороастрийские и христианские храмы. Однако среди дошедших до нас памятников 8 —9 вв. преобладают мечети.                                                                                                                        

Ислам, отрицая возможность изображения бога, а затем и правомерность образа человека в искусстве, нарушил сложившиеся веками художественные тра­диции. Некоторые виды, в частности монументальная скульптура, перестали существовать почти полностью. Однако в средневековом Иране никогда не ис­чезало изобразительное начало в различных видах прикладного искусства, разви­валась миниатюра, украшавшая рукописи, в дворцовых покоях иногда исполня­лись сюжетные стенные росписи.

Переход от раннего к зрелому феодализму в истории Ирана связан с осво­бождением страны из-под власти Арабского халифата. В 9 в. возникли факти­чески самостоятельные государства Тахиридов, а затем Саффаридов.

Эпоха зрелого феодализма, несмотря на то, что Иран за это время дважды подвергся разрушительному нашествию завоевателей: тюрок-сельджуков в 11 в. и особенно жестокому и страшному вторжению монголов в 13 в.— была перио­дом высокого подъема иранской средневековой культуры. Развитие культуры про­исходило в условиях ожесточенной идеологической борьбы, которая косвенно, а иногда и прямо отражала народные движения, направленные против феодаль­ного гнета. В 10 в. арабский бого­слов Ашари создал систему «правоверного богословия» (калам), развитую на рубеже 11 — 12 вв. иранцем имамом Газали. С 11 в. в Иране широкое рас­пространение получил суфизм — мистическое течение в исламе. Правда, иногда под видом суфизма высказывались вольнодумные и еретические мысли; проповеди некоторых суфийских сект, содержавшие призыв отказаться от стяжательства и быть воздержанными. Подлинно народными истоками питалась замеча­тельная поэзия Ирана, которая по своим жизнеутверждающим тенденциям проти­востояла религиозной мистике и иной раз вступала в открытый конфликт с офи­циальным религиозным вероучением. Первым в плеяде поэтов стоит классик таджикской и иранской литературы Фирдоуси (934—1020)—автор величественной Эпической поэмы «Шах-наме». На рубеже 11—12 вв. творил Омар Хайям, поэт-философ, создавший необыкновенные для той эпохи по вольномыслию и глубине содержания четверостишия (рубай). 13 и 14 столетия украшены про­никнутыми любовью к людям, протестующими против насилия и тирании нраво­учительными поэтическими произведениями Саади (1184—1291), образно пазван-ньпт им «Голистан» («Розовый сад») и «Бустан» («Плодовый сад»), а также «нанизанной как жемчуг» тончайшей лирикой Хафиза (ум. 1389).

В 14 столетии, когда после монгольского завоевания усилилась эксплуатация трудящихся масс, по Ирану прокатилась волна народного протеста; особенно Значительным было так называемое сербедарскоское движение, длившееся более сорока лет и окончательно сломленное лишь мощной армией Тимура.

Центрами развития культуры были крупные средневековые города, экономи­ческое и политическое значение которых стало расти еще в 9—10 столетиях. В это время начал изменяться и архитектурный облик городов, в 11—12 вв. полу­чивший ярко выраженный феодальный характер. В начале феодальной эпохи для Ирана были типичны так называемые шахристаны — небольшие поселения, воз­никавшие вокруг или рядом с укрепленными усадьбами владетелей округи. К 10 в. центр хозяйственной жизни был перенесен в рабады — торгово-ремесленные предместья, которые стали окружать крепостными стенами. В рабадах сосредоточива­лись базары, около базарных площадей строились мечети и другие культовые и общественные здания. Самыми крупными городами 10—11 вв. были Рей, Исфа­хан, Шираз, Нишапур, сохранявшие свое значение и позднее.

16—17 столетия занимают особое место в истории Ирана. В 16—17 вв. средневековая художественная культура Ирана пережила свой последний подъем, коснувшийся, однако, далеко не всех видов архитектуры и изобразительного искусства.

Культура Ирана в этот период носила ярко выраженный придворный характер. Религия с ее фанатизмом укрепила свои позиции. Вольнодумие, даже в условной поэтической форме, жестоко преследовалось. Изобразительное искусство в сильной степени зависело от придворных вкусов; не только создание миниатюр для руко­писей, но и изготовление произведений художественного ремесла было сосредо­точено по преимуществу в шахских мастерских.

Широкие экономические связи способствовали установлению культурных взаимоотношений Ирана со странами Ближнего, Среднего Востока и с государ­ствами Европы. Некоторое ослабление многовековых экономических культурных связей наблюдалось лишь в отношении Средней АЗИИ. Эта тенденция ясно про­ступает в иранской литературе, которая в этот период более тяготеет к придвор­ной культуре Великих Моголов в Индии.

Архитектура 11 – 16вв.

С 8 по 15 столетие средневековое иранское зодчество прошло большой путь развития, включавший периоды, как высокого подъема, так и временного ослабления, особенно в годы разрушительного вторжения кочевников. Сохранившиеся памят­ники показывают крупные достижения иранских зодчих в разработке конструкций,   в   выработке    пластически   ясных   архи­тектурных  форм, в своеобразном решении синтеза монументальной архитектуры к декоративного  орна­мента. В 13 и особенно в 14 столетии монументальная архитектура Ирана достигла большого совершенства. Единая по строительным и художественным принципам, она вместе с тем отличалась своеобразием в различных областях и крупных горо­дах страны. В конце 14 и в 15 в. зодчество Ирана развивалось под сильным воздействием замечательных достижений архитектуры Самарканда и других городов Средней Азии.

Мечети

В дальнейшем основу компо­зиции средневековой иранской мечети составляет открытое в прилегающий двор сводчатое или купольное помещение. В этом помещении, своего рода «святилище», обращенном к Мекке, помещался михраб. Происхождение такого сооружения свя­зывают с архитектурной традицией древнеиранских зороастрийских храмов.

В 11 —12 вв. во многих городах Ирана стали строить большие четырехайванные мечети, также возродившие старую иранскую архитектурную традицию, «Свя­тилище» располагалось за айваном, обращенным в сторону Мекки.

Самым значительным памятником нового типа является соборная мечеть  в Исфахане. Построена она была еще в 9 в., но неоднократно перестраивалась. В большой прямоугольный двор мечети выходят четыре айвана, украшенные огромными пештаками (переделаны в 14—16 вв.). За юго-западным пештаком сохранилось без  изменений ку­польное    «святилище»   с   михрабом; вторая  купольная  постройка   11    в. находится в северной части ансамбля. За аркадой  двора  размещены  боль­шие   молитвенные   залы   с  квадратными   столбами,   несущими   арки   и кирпичные своды. В исфаханской со­борной   мечети   сохранилось   более 470   различных  сводчатых перекры­тий. В колонных  залах  мечети  над лесом   столбов   и арок  раскинулись разнообразные  по   форме и декора­тивной отделке своды и купола, ча­сто снабженные световым отверстием в центре. Линии кладки арок, а так­же крупные геометрические фигуры и нервюры сводов, образуя динамич­ный   узор,   обогащают   архитектуру колонного зала. В громадном куполь­ном помещении «святилища» превосходно разработана конструкция яруса тромпов с применением стрельчатой арки. Арки яруса тромпов и фриз с надписью, отгра­ничивая свод купола от стен помещения, четко членят объем,  пространство интерьера по вертикали на три части. Большая угловая ниша включает в себя многоярусную систему арочек и сводов, при помощи которых тяжесть купола передается на стены. Ярус тромпов, обогащен­ный дробной аркатурой, контрастирует с гладкой поверхностью стен и купола.

Большие четырехайванные мечети, построен­ные в 11—12 веках, сохранились в Ардестано Гольпайгане, Казвине и других городах.

В 13 —14 вв.  были созданы различные архитектурные типы мечети. Наряду с постройками, которые имеют двор, окруженный аркадами и двумя или четырьмя айванами, помещенными на главных осях, получил распространение тип здания мечети, состоящий из большого перекрытого куполом квадратного помещения и портала со стороны входа. Крупнейшие мечети этого периода были построены в Верамине (первая четверть 14 в.), в Натанзо (начало 14 в.), в Кермане (1349) и в ряде других городов.

Минареты

Рядом с мечетями возвышались минареты. Иранский минарет 11 — 13 вв. представляет высокую и тонкую, круглую в сечении башню с балкончиком, поме­щенным в своеобразный фонарь, увенчивающий постройку. Муэззин поднимался наверх по винтовой лестнице, заключенной внутри башня. Конструктивная связь кладки лестницы и стен башни придает иранским кирпичным минаретам удиви­тельную антисейсмическую устойчивость. По высоте минарет иногда делится на два яруса, из которых нижний имеет граненую форму. Стройные по пропорциям изящно орнаментированные кладкой из кирпича минареты 11 и 12 вв, до сих пор возвышаются в Дамгане, Бестаме, Исфахане и многих других городах. В 14 в. воз­водились парные минареты, фланкирующие небольшой портал.

Мавзолеи

В Иране сохранилось большое количество мавзолеев — архитектурных соору­жений, воздвигнутых над могилами особо почитаемых лиц. Обилие сохранившихся в Иране мавзолеев объясняется культом святых, харак­терным для шиитского толка ислама. Особенно многочисленны могилы «имамзаде» (сыновей имама), служившие местом поклонения.  Различаются мавзолеи нескольких типов: башнеобразные постройки, увенчан­ные шатром, кубические или многогранные в плане купольные сооружения, портально-куполъпые здания и другие.

Первый тип, получивший широкое распространение в Хорасане, Мазендеране и на территории современного центрального астана (области) Ирана. В этих районах страны в 11 — 12 вв., по-видимому, уже сложились местные школы зодчества, связанные единством твор­ческого метода, но отличавшиеся строительными и художественными приемами. О происхождении башенного типа мавзолеев с шатровым покрытием имеются различные теории.   Самый старый точно датированный башенный  мавзолей сохранился  и Хорасане это башня Кабуса близ Горгана, построенная в 1006—1007 гг. Для облика этого мавзолея характерны строгость почти не украшенных архитектурных форм, стройность пропорций, под­черкнутый вертикализм линий. Круглая   столпообразная,  слегка сужающаяся кверху башня снабжена во всю пятидесятиметровую высоту   десятью двугранными выступами, расположенными на равных расстояниях один от другого. Коническое слегка   нависающее над всем   сооружением шатровое покрытие завершает строй-нут   композицию.  Башня   Кабуса  стоит  на   высоком,  вероятно,  искусственном земляном   холме.   Она  хорошо   обозрима,   и   ее   архитектурная  форма  восприни­мается   монолитной,   как   своего   рода   обелиск.   Интересные варианты   башенного типа пред­ставляют  мавзолеи 12—начала 13 в. в Рее и Верамине, а также в ряде пунктов Мазсндерана.

Большая группа многогранных с шатровым покрытием мав­золеев 13 — 14 вв. находится в Куме. В архитектуре башнеобразных построек особенно заметны характерные для этого времени тенденции к вытянутым вверх пропорциям, к тонкой изящной моделировке архитектурных форм. Новые формы с их более сложным рит­мом обогащают архитектуру, лишают ее былой суровости, но не нарушают ясности композиции.

Новые качества архитектуры 13 —14 вв. ярко проявились в одном из лучших памятников иранского средневекового зодчества — мавзолее хана Олджейту в Султании. Это здание, возведенное между 1307 и 1313 гг. мастером Ходжи Ллишахом из Тебриза, представляет большую восьмиугольную трехъярусную постройку, увенчанную высоким вытянутым вверх и заостренным куполом, вер­шина которого расположена на высоте 52 м от уровня земли. Величественность художественного образа постройки достигнута гар­монией пропорций и тонко найденным соотношением архитектурно-пластических и декоративных приемов.

Восьмигранный объем мавзо­лея трактован  монументаль­но. На гранях нижних двух яру­сов прорезаны лишь невысокие стрельчатые входы и расположен­ные над ними узкие окна. Третий, верхний ярус облегчен аркатурой, выходящей в галерею, устроенную в толще степы по всему периметру восьмигранника. Для подъема на галерею служат лестницы, поме­щенные в треугольных в плане пристройках, примыкающих к двум граням здания. Громадный купол (составляющий две пятых общей высоты сооружения) был окружен восемью минаретообразными баш­нями, установленными над арка­турой третьего яруса на каждом углу постройки. Арки и минареты пластически обогащают архитектуру пластически обогащают архитектуру здания и связывают ее с окружающим про­странством.  При общей уравновешены стрельчатых контуров купола, ниш и арок вносит в архитектуру мавзолея момент динамики. Абрис огромного купола повторяется в мерном ритме арок, расположенных по три на каждой грани — широкая посередине и две более узкие по сторонам. На нижней массивной части здания стрельчатый абрис дробит поверхность стены, возникая не только в контуре дверных и оконных проемов, но и в целой сети плоских декоративных нишек. Важной новой чертой архитектуры мавзолея Олджейту является цвет на поверхности стен и купола мавзолея снаружи. Декора­тивность в архитектуре мавзолея Олджейту основана на контрасте ярких и бле­стящих цветных изразцов с охристой матовой поверхностью кирпичной кладки стен. Нижняя часть постройки и столбы галереи украшены сравнительно скромно бирюзовыми плитками; в тимпанах арок галереи узор выложен изразцовой мозаи­кой синего и бирюзового цветов. Верх восьмерика опоясывает широкий голубой сталактитовый карниз. Динамичный спиралевидный геометрический узор размещен на стволах минаретов и по низу купола. Нарастая кверху, цветовой аккорд завер­шался яркой, блестевшей в лучах солнца интенсивно голубой шапкой купола. Колористическая насыщенность, не нарушая монументального характера компо­зиции, придала архитектурному образу большую эмоциональную выразительность и подчеркнуто декоративный характер.

Здесь менее четко выражено членение на ярусы. Каждая из восьми граней помещения имеет высокую устремленную вверх стрельчатую нишу, внутри которой размещены вход и окна. Ярус тромпов заменен широким сталактитовым карнизом, который образует мягкий переход к глубокой полусфере купола. Как и снаружи, стены интерьера, своды и купол покрыты цветным узором и надписями, исполненными росписью по штукатурке, а также изразцами. Цвет­ным узором украшены также своды галереи, расположенной в верхней части постройки.

Декор

Строгость, свойственная иранской архитектуре 11 — 12 вв., не исключала, однако, применения орнаментальной декорации. В 11 — 12 вв. господствует монохром­ная архитектурная декорация: резьба по стуку, кладка из фигурных кирпичей или покрытых резным узором терракотовых плиток. Узорная кирпичная кладка получила большое развитие в Хорасане и, по-видимому, являлась одной из осо­бенностей местной архитектурной школы. В 12 в. начали применяться для укра­шения зданий цветные изразцы. Об изобразительных тенденциях в архитектурном декоре свидетельствуют происходящие, вероятно, из дворцовых построек стуковые рельефы 12 в. с фигурами всадников и различными сценами придворного быта, изящно вкомпонованными в орнамент.

Страницы: 1, 2, 3