Реферат: Формирование здоровья глухих детей
Реферат: Формирование здоровья глухих детей
С О Д Е Р Ж А Н И Е :
Введение.
Стр.
Глава 1. Формирование здоровья глухих детей в режиме дня
школы.
1.1.
Особенности физического и
функционального
развития глухих детей.
1.2. Формы и методы физического воспитания.
1.2.1. Урок – основная форма.
1.2.2. Физические упражнения в режиме дня школы.
1.2.3. Самостоятельные занятия физическими
упражнениями.
1.2.4. Внеурочные формы физического воспитания.
Глава 2. Цели, задачи, методы и организация
исследования.
2.1. Задачи исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Организация исследования.
Глава 3. Результаты исследования.
Выводы.
Практические рекомендации.
Список используемой литературы.
Приложение.
Введение.
Здоровье – это
состояние полного социального биологического и психологического благополучия,
когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и
окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические
дефекты.
Различают здоровье индивидуальное и общественное.
Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое
развитие, средняя продолжительность жизни.
Здоровье населения зависит от факторов: здоровый образ
жизни 50%, влияние окружающей среды 18%, работа 14-18%.
Физическое воспитание ребенка с недостатками слуха
также как и слышащих, является составной частью воспитания. Физическое
воспитание служит задачей всестороннего развития детей. Человек должен быть
развит не только в умственном, но и в физическом отношении. Чем более
гармонично будет развиваться человек, тем с большим успехом он будет решать
стоящие перед ним задачи. Огромную роль в укреплении здоровья детей играет
физическое воспитание.
Под физическим воспитанием подразумевается система
мероприятий, направленных на укрепление и развитие детского организма. Сюда
относятся создания необходимых санитарно-гигиенических условий, занятия
физической культурой и спортом, и ряд других мероприятий, способствующих охране
и укреплению здоровья детей. Физическое воспитание связано с умственным,
нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим обучением. При
проведении мероприятий по физическому воспитанию глухих детей необходимо иметь
в виду, что почти все они перенесли те или иные заболевания и в частности
мозговые, в результате чего имеют глухоту.
Очень важно знать, когда ребенок оглох: до появления у
него речи или после того как овладел ею. Надо учитывать и степень глухоты, то
есть абсолютно ли глухой ребенок или имеет те или иные остатки слуха, которые
могут быть использованы в процессе обучения и воспитания.
Учитывая ряд особенностей в развитии глухих детей, мы
должны уделить особое внимание индивидуальному подходу при изучении и обучении
ребенка с недостатками слуха. Большая часть ответственности ложится на школу за
воспитание таких детей также и потому, что она интернатного типа и ученик
находится в ее стенах 8 и более лет.
Глава 1. Формирование здоровья глухих
детей в режиме дня школы.
1.1.
Особенности физического и
функционального развития глухих детей.
У учащихся в процессе
учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц
тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо
несут статическую нагрузку. Мышцы спины и или даже при наличии самого удобного
сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает
внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и
низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают
предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение
крово- и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости
является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в
головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток.
В процессе учебных занятий у школьников происходит
снижение работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный
период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической
позы нарушается осанка. При этом у школьников отличается тенденция к увеличению
наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника. Работоспособность
у учащихся на протяжении урока не бывает постоянной.
С целью предупреждения снижения работоспособности
целесообразно сократить периоды непрерывной работы. Это позволит более
рационально организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха
учащихся.
Чередование учебных занятий и активного отдыха,
включающего физические упражнения в разных формах, способствует снятию
утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности
учащихся.
В первой половине учебного дня работоспособность
школьников постепенно повышается, достигая наиболее высоких показателей к 10-11
часам. Проведение гимнастики до учебных занятий способствует достижению
оптимального сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной
системы, благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу.
Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на
общеобразовательных уроках. Применение кратковременных физических упражнений
способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности, что в
свою очередь позволяет гораздо более эффективно продолжать занятия.
Исследования показывают, что проведение физических
упражнений и подвижных игр во время перемен способствует повышению умственной
работоспособности на следующих уроках.
Применение кратковременного отдыха в форме
физкультурных минут на уроках и физических упражнений на переменах оказывает
эффективное воздействие в периоды относительно высокого и устойчивого состояния
работоспособности. Во время ее существенного снижения следует организовывать
продолжительный активный отдых на открытом воздухе.
Установлено, что с началом систематического обучения
детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50%, но
потребность в движениях еще удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс
уровень двигательной активности резко снижается. При этом 82-85% дневного
времени большинство учащихся находится в статическом положении. Произвольная
двигательная активность у них составляет 16-19%, а на организованные формы
физического воспитания приходится лишь 1-3%.
Уроки физической культуры лишь частично пополняют
недостаток движений – около 40% суточной потребности или 11% недельной. И если
школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом,
это может повлечь за собой задержу в развитии моторики.
Важное значение имеет организация двигательной
активности в режиме дня. В исследованиях Н.Т. Лебедевой показано, что у
школьников, особенно у младших, наблюдается практически ежечасная потребность в
движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультурных
минут и игр на переменах позволяет в определенной мере удовлетворить эту
потребность. Значительное повышение двигательной активности в утренние часы, в
середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и
удовлетворяется гимнастикой до учебных занятий, а также более продолжительными
занятиями физическими упражнениями: активным отдыхом в середине учебного дня,
занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе.
Из рисунка 1 видно, что виды
физкультурно-оздоровительной работы – гимнастика до учебных занятий,
физкультурные минутки на общеобразовательных уроках, физические упражнения и
игры на переменах, спортивный час – равномерно распределяются в течение учебной
недели и вместе с уроками физической культуры составляют ежедневный стабильный
двигательный режим, обязательный для всех школьников.
При проведении занятий физическими упражнениями в
режиме учебного дня можно выделить два направления: оздоровительная
направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых,
восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной
работоспособности, повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей
требованиям учебной программы и соответствующих ступеней комплекса ГТО.
Исследования, проведенные НИИ физиологии детей и
подростков, показали, что комплексное применение всех видов
физкультурно-оздоровительной работы обеспечивает эффективность двигательного
режима при условии использования рациональной методики проведения его
компонентов. Применение всех форм физкультурно-оздоровительной работы в режиме
учебного и продленного дня оказывает благоприятное воздействие на динамику
умственной работоспособности в течение года, четверти, недели и учебного дня.
При этом у школьников значительно повышается двигательная активность,
улучшается физическая работоспособность и двигательная подготовленность.
Глухие дети младшего школьного возраста имеют свои
отличительные особенности физического, функционального и психического развития.
Эти особенности обуславливают специфику их физического развития. Среди глухих
детей встречаются чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская
грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие. В этом же возрасте
показатели физического развития глухих детей (рост, вес тела, окружность
грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спины, живота и клетки)
также имеют отличия от показателей слышащих детей.
Наиболее заметны у глухих детей нарушения моторики. В
технике выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе
наблюдается шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой
амплитуде движений рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе
лишены пластичности, действия не точные.
Развитие такого жизненно важного качества как скорость
движения у глухих детей также отстает от результатов слышащих, такого же
возраста, особенно скорость двигательной реакции и одиночного движения.
Также имеется ярко выраженное отставание развития
двигательной памяти и уменьшение сохранить равновесие как статически, так и
динамически.
Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного
анализатора приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются
в виду дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление
плоскостопия, увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности
вестибулярного аппарата у школьников не всегда сопровождается устойчивостью
равновесия. Однако ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия
является лефуинциональное состояние вестибулярного аппарата или степень
сохранности слуха, а мышечно-суставное чувство и деятельность двигательного
аппарата.
В дыхательной системе у глухих проявляются следующие
отклонения: диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность
жизненной емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи.
В процессе физического воспитания в школах для глухих
детей, необходимо использовать устную речь. Включение речевого материала в
содержании уроков физической культуры положительно влияет на накопление и осмысление
словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием двигательных
умений и навыков на развитие интеллекта глухого ребенка.
1.2.
Формы и методы физического
воспитания.
За физическим воспитанием в школе-интернате №11
отвечают в первую очередь директор, школьный врач и учитель физической
культуры. В штат школы входят врач-терапевт, врач-отоларинголог, медсестра. Они
следят за тем, чтобы не только лечить заболевшего ребенка, но и предостерегать
других от заражения.
Так в школе имеется оборудованный кабинет врача и
комната изолятор, где проводят лечение и массаж детей. Когда поступает ребенок
в школу, на него заводят личное дело, в котором описывается анализ, собранный
врачем. Здесь регистрируются сведения о развитии ребенка, о причинах глухоты, о
заболеваниях, которые он перенес в различные периоды жизни. Затем производят
антропометрию и исследуют состояние внутренних органов.
Особенно уделяют большое внимание слуховому
анализатору. Это обследование и лечение детей проводит врач-отоларинголог.
Также ведут контроль по охране зрения детей.
Врач-окулист через определенный промежуток времени производит осмотр глаз.
После того как школьники возвращаются с каникул в
школу, врачи совместно с учителем физкультуры проводят медицинский осмотр.
После чего дети допускаются к занятиям физической культуры и спортом.
В школе-интернате №11 всегда присутствует чистота,
порядок и уют, что благоприятно действует на психику детей. Кроме того, каждый
месяц здесь проводится санитарный день, в котором принимают участие сами
ученики этой школы.
Для укрепления здоровья и предупреждения заболеваний
необходимо составить организационный режим. При этом нужно учитывать возраст
детей. Для младших школьников это будет один режим, а для старшеклассников –
другой. Также должны сочетаться различные виды труда и отдыха. Особое внимание
в режиме дня школы уделяется деятельности во внеурочное время, где указываются
часы проведения прогулок, игр и другое. Важную роль играет не только установить
режим, но и убедить учащихся в необходимости его выполнения.
Вместе с режимом деятельности учитывается режим
питания, что очень важно для развития детей. В питание должны входить все
необходимые элементы.
1.2.1. Урок –
основная форма физического воспитания.
Урок физической культуры является основной и
обязательной формой физического воспитания в школе-интернате №11. На уроке
ученики получают необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных
программой по физической культуре для глухих детей, повышают уровень своего
физического развития.
Структура урока физкультуры в школе включает 3 части:
подготовительную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое
обоснование и содействует решению задач урока.
Программа состоит из разделов: теоретические сведения,
гимнастика с элементами ритмики, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные
игры, плавание. Всего 70 часов.
Теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе
изучения физических упражнений на уроке так, как эти сведения способствуют
усвоению учебного материала. На занятиях гимнастики дети должны овладеть
навыками: в простейшем построении и перестроении; ходьбе, бега по прямой и с
изменением направления и скорости передвижения, лазания; перелезания; техники
прыжка и метания. Общеразвивающие гимнастические упражнения направлены на
воспитание координации движений и развития двигательных качеств.
Упражнения на формирование правильной осанки
направлены на воспитание и исправление дефектов опорно-двигательного аппарата.
Физические упражнения, выполненные в воде, также способствуют формированию
правильной осанки.
В разделе лыжной подготовки предусмотрено обучение
детей простейшей технике спусков, подъемов на пологие склоны и передвижению по
ровной местности. Уроки проводятся при температуре не ниже -12°С.
Подвижные игры позволяют совершенствовать технику
основных движений в более сложных условиях. Необходимо выбрать те игры, которые
способствуют развитию чувства равновесия, двигательной координации, зрительной
ориентации, внимания, скорости движения, навыков бега, метания, прыжков, лазания,
перелезания.
При организации и проведении всех видов физических
упражнений, в том числе и подвижных игр, учитель по возможности должен
постоянно находиться в поле зрения всех учащихся для того, чтобы они могли
видеть сигналы, движения и речь учителя.
Речевой материал дается во время изучения и
совершенствования упражнений и включает в себя словарь и фразеологию.
Оценка успеваемости на уроках физкультуры в начальной
школе выставляется в форме текущего учета за качество исполнения упражнений и
за выполнение требований по программе.
1.2.2. Физические
упражнения в режиме дня школы.
Гимнастика до
занятий.
Гимнастика до занятий в школе-интернате №11 решает
задачи: организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность
учеников на первых уроках, предупреждает искривление осанки. С этой гимнастики
должен начинаться учебный день, она является составной частью
физкультурно-оздоровительной работы школы. Ее цель – оптимизировать уровень
возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы,
воздействовать на все органы и системы организма. Наряду с этим гимнастика до
занятий способствует организованному началу учебного дня.
Организация проведения включает: определение мест
каждому классу и отдельному ученику на площадке и в помещении (но не в классе).
Лучше всего проводить гимнастику не ниже +10°С или в хорошо
проветренных коридорах.
Проводят гимнастику по классам (1 - 3, 4 - 6, 7 - 8)
или с каждым классом отдельно.
Основным положением методики являются составление
комплекса, состоящего из 5 – 7 упражнений динамического характера,
воздействующего на все группы мышц; правильное выполнение упражнений с особым
вниманием к осанке и дыханию, чего легче достичь, используя наглядность.
Комплексы должны постоянно обновляться, их характер и
интенсивность выполнения соответствовать времени года. Продолжительность не
более 15 минут. Учитель, проводивший первый урок, должен находиться в это время
около класса, наблюдать за порядком, правильным выполнением упражнений и при
необходимости оказывать помощь.
Физкультурные
минутки и физкультурные паузы.
Цель этих двух форм – вернуть уставшему ребенку
работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление,
предупредить нарушение осанки.
Организация включает подготовку помещения (открытие
окон, форточек) и учащиеся для выполнения упражнений выходят из-за парт,
ослабляют пояса, воротники.
В школе №11 проводятся физкультминутки в 1 – 8
классах, особенно уделяется большое внимание в начальном звене, где на каждом
уроке при появлении признаков утомления проводят также мероприятия. Время
начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок.
В течение урока в младших классах учителя проводят 2 –
3 паузы.
Требования при проведении этих форм следующие:
1)
упражнения не должны быть трудными
для изучения;
2)
упражнения должны быть
комбинированными;
Страницы: 1, 2
|