Реферат: Фигурное катание
21. Группы эл-ов
одиночного катания. Определение, хар-ка.
Шаги – это комбинации толчков,
дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых
ф-ты перемеща-ются по площадке. Соединяют все эл-ты программы в единое целое
и выполняются в различ-ных скоростных режимах. Разли-чают шаги, выполняемые
на 1 ноге с переходом на другую и на 2 ногах.
Спирали – эл-ты, при выполне-нии
которых на льду остается след в виде линии с плавно ме-няющейся кривизной.
Различают ласточку, кораблик, циркуль и др.
Вращения. Опорные вращения –
пируэты. Длительное вращатель-ное движение тела вокруг вер-тикальной оси.
Вперед и назад. Пируэты стоя, в приседе, в положении ласточка, заклоны.
Прыжки во вращение – прыжки, в которых
вращение продолжается после приземления. Главная за-дача – большая высота
полета и быстрое устойчивое вращение после приземления. Различают с
приземление и вращением на толчковой ноге и с приземле-нием на маховую ногу.
Так же классиф-т по положению тела во вращении.
Прыжки многооборотные – прыжки с вращением тела
в полете и выездом после приземления. Главная задача – достижение наибольшего
числа оборотов. Делятся на реберные и носко-вые, с отрицат. и положит.
направлением вращения.
Виды педагогич. и
врачебного контроля в спорт. тренировке.
Поэтапный контроль. Задачи – определение
изменения состоя-ния спортсмена под воздейст-вием относительно длительного
периода тренировки и разрабо-тка стратегии на последующий макроцикл или
период трениров-ки. Оценивается уровень разви-тия различных сторон подготов-ленности,
выявляются недостат-ки и резервы для дальнейшего совершенствования. В рез-те
разрабатываются индивидуальные планы построения тренировочно-го процесса на
отдельный тре-нировочный период. Углубленные и этапные комплексные обследо-вания
(ЭКО, УКО).
Текущий контроль необходим для оптимизации
тренировочного процесса в течение дня, микро-цикла и мезоцикла. Контроль за
развитием адаптационных проце-ссов в организме фиг-та, появ-лением начальных
признаков переутомления. Основные задачи текущего обследования – оценка
уровня технической, физичес-кой, функциональной, психоло-гической
подготовленности сп-на, коррекция дальнейшего пла-на и хода подготовки.
Исполь-зуют наблюдение, анализируют тренировочные нагрузки, выпол-нение
контрольных прокатов, оценивают качество выполнения эл-ов.
Контроль тех.
подготовленности – курсовки, тесты, контрольные упр-я. Контроль
функциональной подгот-ти – регулярное наблюю-дение за состояним ССС,
нерв-но-мышечного аппарата, двига-тельного, вестибулярного и зрительного
анализатора. Биохимический контроль – оцен-ка уровня восстановления орг-ма,
оценка эффективности тре-нировочного процесса.
Парное катание. Техника и
МО подкруткам.
В подкрутках партнер
выталки-вает партнершу вверх, и она совершает в воздухе вращение изолированно
от партнера. Вращение приобретает за счет усилия партнера и собственной
группировки. Подкрутки разли-чают по способу отталкивания партнерши, типу
хвата партне-ров, исходному положению, кол-ву оборотов. Название подкру-тки
опред-ся способом оттал-кивания партнерши (подкрутка лутц-шпагат).
|
22. Группы эл-ов парного катания. Их определ.,
хар-ка.
Шаги – это комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек,
скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых ф-ты перемеща-ются по
площадке. Выполняют в теневом, зеркальном и совмест-ном вариантах.
Прыжки– прыжки с вращением тела в полете и выездом после
приземления. Выполняют парал-лельно или последовательно.
Раздельные вращения и прыжки во вращ-я. Эти эл-ты с после-довательным
или параллельным началом выполняют как можно ближе друг к другу, партнерша
как правило располагается на переднем плане по отношению к судьям.
Совместные вращения и прыжки в совместное вращ-е. Опорными у партнеров
могут бть и одноим-е и разноименные ноги. Смена ноги выполн-ся одновременно.
Вращение происходит как бы вокруг предполагаемой оси, расположенной
посередине пря-мой между опорными ногами пар-тнеров. По мере притягивания
партнеров к общей оси враще-ния, скорость увелич-ся.
Спирали – скольжение партнеров в различных позах на
различных дугах, выполняется вместе или раздельно.
Обводки – совместный эл-т, в котором партнер, завершая
спираль, наход-ся в положении «циркуль» и обводит вокруг себя партнершу,
которая может скользить в любой позиции по любой из дуг.
Тодес – партнерша скользит на одной ноге почти в
горизонт. положении, а партнер выполняет циркуль назад-наружу.
В подкрутках партнер выталки-вает партнершу
вверх, и она совершает в воздухе вращение изолированно от партнера.
Выбросы – подкрутки, в которых партнер не ловит партнершу
во время приземления.
Содержание ОФП и СФП начина-ющих фиг-ов.
Задача ОФП – развитие ССС, ОДА и улучшение общей
координации. СФП должна строится с учетом биохим-ой структуры эл-ов фк.
1. Скор. и ск-силовые упр-я. а) сп. Ходьба,
кроссы, бег на время, бег с ускорением, на дистанцию. б) прыжки с места, с
разбега, в длину. в) сочета-ние беговых и прыжковых эл-ов. 2. Упр. на общую
силу. 3. Упр. на прыгучесть. 4. Гимнаситчес-кие упр. (туры с выездом,
раз-личные серии прыжков, имитация отдельных эл-ов).
Вращения. Классиф. Техника и МО комбинированным
вращениям.
Вращение – длительное враща-тельное движение вокруг
верти-кальной оси без заметного пе-ремещения в точке опоры. Классификация: по
направлению вращения; по позе вращения (стоя, в волчке, в ласточке, заклон);
по степени сложности (простые, сложные); на одной и двух ногах.
Освоение пируэтов вперед и назад открывает большие
возмо-жности для выполнения различ-ных комбинаций: волчок со сме-ной ноги,
вращение в ласточке со сменой ноги, варианты смены положения тела и ноги.
|
23. Спортивные танцы на льду. Общая хар-ка.
Позиции. Основ-ные эл-ты, их определ-е.
Сп.танцы – совместное исполне-ние танцевальных
шагов в стан-дартных и нестандартных танце-вальных позициях. Троеборье.
Основные танцевальные эл-ты можно разделить
на 2 группы: 1. Эл-ты без смены фронта дви-жения: основной шаг вперед, назад,
беговые шаги вперед, назад, простые и скрещенные шассе, кросс-роллы.
2. Эл-ты со сменой фронта дви-жения, к которым
относятся наиболее сложные танцевальные эл-ты: тройка, моухок, чоктау, крюки,
выкрюки, твизлы.
Позиции: Простейшая – «рука в руке» - партнерша
нах-ся спра-ва от партнера и смотрит в од-ном направлении с ним. Закры-тые
или вальсовые позиции – партнеры стоят лицом друг к другу и один из них
скользит вперед, а другой – назад. При этом правая ладонь партнера нах-ся на
левой лопатке парт-нерши, а левая ладонь партне-рши – на правом плече партне-ра.
Позиция «танго» или боко-вая позиция – бедра и плечи партнеров
параллельны, но сдвинуты вправо или влево относительно друг друга. В фокстротной
позиции положение рук и кистей аналогично валь-совой позиции, но партнеры
скользят в одном направлении. В позиции «килиан» партнеры скользят
рядом в одном напра-влении, правое плечо партнера нах-ся за левым плечом парт-нерши.
Левая рука партнерши вытянута и закреплена в левой ладони партнера. Партнер
обх-ватывает партнершу сзади и кладет правую руку на ее та-лию, а та
накрывает ее сверху своей правой ладонью.
Организация и методика много-летней подготовки в
СДЮШ и СДЮШОР.
Контингент уч-ся спорт школ в зав-ти от возраста и
уровня подготовленности делится на группы НП, УТ, СС, ВСМ. В СДЮЩ обычно
создаются группы НП и УТ, в СДЮШОР – НП, УТ, СС, а в ШВСМ – группы СС и ВСМ.
Для всех групп предусматрив-ся конкурсный набор, система от-бора, перевода и
выпуска из спорт. школы. Если отдельные ф-ты достигают высоких резуль-татов в
более короткие сроки, чем стандартные, они могут быть в порядке исключения
переведены в следующую группу при условии выполнения всех спортивных
нормативов, с раз-решения врача и тренерского совета школы.
Парное катание. Техника и МО выбросам.
Выбросы – подкрутки, в которых партнер не ловит партнершу
во время приземления. Они также получают название по способу отталкивания
партнерши (выброс Акселем-кауфман, выброс
петлей).
|
24.
Групповое катание (точные линии). Определение. Общая хар-ка.
Комплектование команд. Терминология.
Технические
средства обучения в подготовке фигуриста.
К
техническим средствам относятся упражнения – подводящие, имитационные,
соревновательные.
1.
Шаги и спирали.
Шаги – это комбинации толчков,
дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых
ф-ты перемеща-ются по площадке.
Спирали – эл-ты, при выполне-нии
которых на льду остается след в виде линии с плавно ме-няющейся кривизной.
Скольжение
по дугам с различным радиусом, повороты, толчки, беговые шаги, упр. со сменой
фронта и направления. Когда освоены, объединяют в спирали.
2.
Вращения и прыжки во вращ.
Вращение - длительное вращательное
движение тела вокруг вертикальной оси. Прыжки во вращение – прыжки, в
которых вращение продолжается после приземления.
Простые
пируэты, имитац-е упр-я, упр. направленные на развитие гибкости и равновесия;
подводящие упр-я, позволяющие целостно и расчелененно изучать
подготовительные, основные и заключ-е действия во вращениях.
3.
Прыжки многооборотные – прыжки с вращением тела в полете и выездом
после приземления.
Разбег
с длительным скольже-нием в позе, соответст-ей положению тела непосредственно
перед началом толчка; последо-ват-ть исполнения троек, серии прыжков на 2
ногах из положе-ния назад в 1 оборот с призем-лением на 2 ноги; прыжки лутц,
флип и тулуп без поворота в воздухе; прыжки с подставки, имеющей форму стула.
Парное
катание. Техника и МО совместным вращениям.
Совместные
вращения.
Опорными у партнеров могут быть и одно-им-е и разноименные ноги. Во время
комбинированного враще-ния возможна смена положения тела и смена опорной
ноги, ко-торая выполняется партнерами одновременно или в разное вре-мя. Дуги
въезда в момент сое-динения партнеров переходят в окружность с постоянным
цент-ром. Диаметр окружности равен расстоянию между коньками пар-тнеров.
Вращение происходит как бы вокруг предполагаемой оси, расположенной
посередине пря-мой между опорными ногами пар-тнеров. По мере притягива-ния
партнеров к общей оси вра-ще-ния, скорость увелич-ся.
|
25. Массовые формы работы по фк
Цели: оздоровительная и досуг.
Задачи: привлекать детей к систематическим
занятиям спортом. Выявлять в процессе занятий наиболее одаренных детей,
осущ-ть успешное обу-чение с достижением соответст-вующих результатов.
Массовые формы фк закладывают прочный фундамент
азов техники катания на коньках, дают воз-можность широкому контингенту
зан-ся овладеть основными на-чальными эл-ми и на этой осно-ве выявить
наиболее одаренных и перспективных детей для да-льнейших занятий в
специали-зирых отделениях и школах фк.
Средства и методы СФП в фк
СФП строится с учетом биоме-ханической структуры
эл-ов фк. ФК развивается в основном за счет увеличения скорости ско-льжения и
усложнения многообо-ротных прыжков. Особенно высо-кие нагрузки испытывает
орга-низм при исполнении произволь-ной программы: необходимо вы-полнить
скольжение на высокой скорости, прерываемое прыжка-ми, вращениями, дорожками
ша-гов, а в парном катании и тан-цах – различного рода поддерж-ки и
подкрутки. Чтобы выдер-жать такую программу, нужен высокий уровень развития
дви-гательных качеств. Излишняя гипертрофия рабочих мышц или мышц, не
участвующих в работе, приводит к нарушению выполне-ния эл-ов фк. Для
обеспечения СФП необходимо выяснить, какие двиг. качества проявляются в
первую очередь, и установить хар-р работы мышц при выпол-нении основных эл-ов
фк.
Прыжки в наибольшей степени отражают атлетические
возмож-ности спортсмена. Разбег может быть выполнен при достаточном развитии
скоростно-силовых качеств мышц-разгибателей ног, приводящих мышц бедра. При
толчке решающее значение игра-ет сила мышц-разгибателей ног и спины. Для
создание вращения – работа мышц, скручивающих туловище, и осущ-их маховое
движение ноги и рук. В полете работа мышц спины и брюшного пресса для
удержания туловища в прямом положении относитель-но продольной оси. Приземление
при слабом развитии мышц, фик-сирующих коленный и голеносто-пный суставы, может
привести к травме.
Комбинации прыжков, каскады прыжков. Техника и МО
Каскады – это комбинации прыж-ков без поворота и смены
ноги между прыжками.
Комбинации – 2 или более пры-жка, следующих один за другим и
объединенных общим техничес-ким или эстетическим замыслом.
В каскадах для выполнения пос-ледующего прыжка
используется скорость скольжения, оставша-яся от предыдущего. Для дости-жения
наибольшей скорости, 1-й прыжок выполн-ся по пологой траектории полета, что
облег-чает амортизацию при приземл.
2 вар-та соединения прыжков каскадом: 1. для
вращения в последующем прыжке используют остаточное вращение от преды-дущего
прыжка. Важна слитность исполнения и нежелательна глу-бокая амортизация между
прыж-ками. 2. начальное вращение создается так же как при выпо-лнении
одиночного прыжка. При-земление из предыдущего прыжка вып-ся в положение,
исходное для толчка.
В каскаде важно сохранить жес-ткость взаимного
положения звеньев тела в полете. Большие требования предъявляются к уровню
развития физ. качеств спортсменов.
|
26. Содержание классифика-ционной программы по
фк
КлПрогр
содержит нормативные требования для следующих разрядов: юный ф-т, 3-1
юношеский, 3-1 взрослый, КМС, МС.
Разрядные
требования юного ф-та включают выполнение отдель-ных эл-ов: прыжков с коэф-ом
1,2,3, вращений, шагов и спи-ралей.
Начиная
со 2 юнош. и по 3 взр. разрядные требования включают выполнение отдельных
эл-в и кор. программы. Во всех выше-изложенных разрядных нормати-вах отсутств-т
коэф.сложности.
2
взр. состоит из выполнения отдельных эл-в (коэф. 0,4), кор. прогр. (коэф.
0,6) и произв. прогр. (м. 3,30; д. 3м; коэф. 1).
1
взр. состоит из выполнения отдельных эл-в (коэф. 0,4), кор. прогр. (коэф.
0,6) и произв. прогр. (ю. 4 м; д. 3,5; коэф. 1).
КМС
Кор.пр. (коэф. 0,5), произв. пр. ю. 4 м; д. 3,5; коэф. 1)
МС
Кор.пр. (коэф. 0,5), произв. пр. м. 4,5 м; д. 4; коэф. 1)
Способы создания начального вращения в прыжках.
Вращательное движение вокруг продольной оси тела
возникает во время толчка. В полете фи-гурист лишь увеличивает или уменьшает скорость
вращения.
3 способа: 1. Скольжение по дуге. ВО время
движения по толчковой дуге тело сп-на приобретает начальное враще-ние, кол-во
которого опред-ся кривизной толчковой дуги, вре-менем скольжения по этой дуги
и положением звеньев тела относительно оси вращения (сальхов).
2. Вращение верхней части те-ла. Голова, плечи и
руки ф-та энергично поворачиваются. В результате верхняя часть тела
приобретает вращательное дви-жение. Из-за ограниченной под-вижности плеч
относительного таза, верхняя часть тела увле-кает нижнюю; таким образом, все
тело приобретает вращение.
3. Стопорящее движение. Потери горизонтальной
скорости правой и левой частями тела в рез-те стопорящего движения неодина-ково,
а это равносильно возни-кновению вращения вокруг про-дольной оси. В носковых
прыж-ках стопорящее движение осущ-ся зубцами конька, в реберных торможение
выполн-ся преимуще-ственно ребром конька.
Спортивные танцы на льду. Тех-ника и МО
обязательным танцам.
Сп.
танцы на льду – совместное выполнение танцевальных шагов в стандартных и
нестандартных танцевальных позициях.
3 группы обязательных танцев: В сезоне 2003-04 г.
у МС – венский вальс, ровенбургский вальс, Янка-полька, полуночный блюз; у
юниоров – австрийский вальс, килиан, пасадобль, румба.
При разминке дается 6 музыка-льных сопровождений.
Первые пять включаются на соревнова-ниях. Танцоры не могут испо-льзовать свою
музыку.
Каждый из партнеров изучает свою партию шагов.
Совершенст-вуют отдельные части танцы. Целостное исполнение танца и
совершенствование артистичес-кого мастерства. Учет арти-стич. способностей,
крутизны дуг, чистоты ребра.
|
27. Планирование в фк
Планирование – определение ус-ловий, средств,
методов, спо-рт. задач, которые ставят пе-ред спортивной подготовкой в
предвидении спортивных резуль-татов, которые д.б. достигнуты спортсменами. Данные
для пла-нирования: возраст начала за-нятий, продолжительность под-готовки для
достижения соотв. результатов, оптимальный воз-раст для достижения высоких
результатов, индивид-ые особе-нности, условия, нагрузка.
Виды планирования: 1. Перспек-тивное
(4-летнее, НП – 2 го-да). 4 года, потому что ОИ. За 4 года накапливаются
данные о не полностью учтенных факторах планового процесса подготовки:
резервах, научно-тех. достиже-ниях, изменениях в условиях подготовки, в
соотношении сил на международной арене и т.д. 2. Текущее (годовой план
под-готовки). В нем детально опре-делены задачи года, периодов подготовки,
средства и методы, динамика тренировочных и соре-вновательных нагрузок. 3. Опе-ративное
(месячные, недельные, ежедневные). Учитывают преи-мущественную
направленность, величину тренировочных нагру-зок (число тренировок в неде-лю,
кол-во выходных, объем работы, ее интенсивность), хар-р тренировочных
нагрузок (методы и средства), результа-ты контрольных упр-й.
Прыжки. Классиф-я. Деление прыжка на периоды и
фазы.
Классиф-ция: 1. по способу отталкивания – реберные
и нос-ковые. 2. по направлению вра-щения тела в полете – положи-тельные и
отрицательные.
Периоды: 1. Разбег – фаза при-обретения скорости и
фаза под-готовки к толчку. 2. Период толчка – фаза амортизации и фаза
активного отталкивания. 3. Период полета – фаза груп-пировки и фаза
разгруппировки. 4. Период приземления – фаза амортизации и фаза выезда.
Спорт. танцы на льду. Техника и МО оригинальному
танцу
Сп. танцы на льду – совместное выполнение
танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях.
Каждая пара составляет свой оригинальный танец в
заданном ритме и темпе из предложенных ИСУ на все соревнования дано-го
сезона. Разрешили голосовое сопровождение.
Предписанные элементы: 2 тан-цевальные поддержки,
один совместный пируэт, совместные шаги по кругу (в том же нап-равлении, что
и весь танец), параллельные шаги (раздельно) по прямой. Пируэт и поддержки не
должны использоваться в комбинации. Музыка должна состоять из 2 или 3 частей,
но одинаковых по размеру. Разрешен разъезд партнеров не >, чем на 10 с в
начале и в конце программы. Методика обу-чения: подбор музыки, изучение
характерных особенностей дан-ного танца, компоновка музыки, подбор шагов,
поддержек.
Важна осанка партнеров. Движе-ния рук и туловища
должны под-черкивать ритм танца, его хар-р.
|
28. Периодизация спорт. тре-нировки в фк
3 периода тренир-го процесса:
1. Подготовительный. Начало периода
преимущ-но ОФП несход-ная по структуре с упр. дано-го вида спорта, но хар-р
рабо-ты бывает аналогичен. В конце периода СФП. В процессе тре-нировки
соверш-ся спец. каче-ства: взрывная сила, чувство конька, партнера,
равновесия, спец. выносливость. Хореогра-фиическая подготовка, отрабо-тка
программ.
2. Соревновательный период. Может
начинаться с сентябра и до апреля в зав-ти от кален-даря соревнований. На
протяже-нии всего период надо поддер-живать высокий увовень физ.
подготовленности. Не следует проводить силовые тренировки за 10-12 дней до
соревнований. Преимцщ-е внимание способности организма работать в анаэроб-ном
режиме. Для этого полные прокаты программ 4-6 раз с сокращающимися
интервалами от-дыха. З а1-2 дня до соревнова-ний – углеводное питание.
3. Переходный период – созда-ются
предпосылки для освоения новых программ. Основная цель – снять эмоциональные
и нер-вные нагрузки прошедшего сезо-на. Использ-ся средства, спо-собств-е
восстановлению (бег, плавание). Освоение новых эл-ов, соверш-ие техники.
Причины возникновения типичных ошибок в процессе
разучивания осн. эл-ов фк, методика их предупреждения и устранения.
Основные ошибки: неравномерное распределение веса
тела на но-ги (потеря равновесия), Недос-таточное сгибание ног в коле-нях,
Излишний наклон корпуса вперед, Опускание головы вниз, Недостаточный перенос
веса те-ла с одной ноги на др., Недос-таточный разворот стоп, Недос-таточная
сила отталкивания, Осуществление толчка зубцом, Неритмичная работа рук и ног,
Отсутствие центровки во враще-нии, Пропуск фазы полета и прыжках и подскоках,
Недоста-т-й наклон и нажим на ребро.
Спорт. танцы на льду. Техника и МО произвольному
танцу.
Сп. танцы на льду – совместное выполнение
танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях.
После конгресса ИСУ 2002г были внесены следующие
изменения: после выполнения твизлов парт-неры должны выполнять одинако-вое
кол-во оборотов, шаги по кругу должны выполняться в це-нтре. Разъезд на 5 м
не более чем на 5 с.
Современный произвольный танец – маленькая
танцевальная мини-атюра, которая сочетает техни-ческие и артистические возмож-ности
сп-на.
Методика: выбор музыки, испо-льзовать всю
площадку, сбала-нсированность программы, акце-нты движений на акценты
музы-ки, оригинальные поддержки, шаги.
|
29. Методика отбора в
ФК. Этапы отбора, их содержание.
Отбор предполагает выбор из
определенной группы сп-ов, которые в наибольшей мере со-ответствуют данного
вида спор-та, могут достичь высокого спорт. результата, а в усло-виях
обострения конкурентности демонстрируют высокую надежно-сть и
результативность. Спорт. отбор – многоступенчатый от-бор, охватывает все
периоды спорт. тренировки. Основан на изучении способностей создании
благоприятных предпосылок для их формирования. Не яркое про-явление
способностей не гово-рит о том, что у человек их нет. Спорт. способности
зави-сят от наследственных факторов – необходимость учитывать мало изменчивые
признаки. Нельзя забывать о гетерохронности ра-звития ф-ций. Проблема отбора
должна решаться комплексно. Этапы отбора: 1. Первичный от-бор (серия
контрольных испы-таний, проводимых в начале и конце 2 учебного года.
Методи-ка отбора включает показания, противопоказания по состоянию здоровья;
оценка особенностей телосложения, склада хар-ра; умение катания на коньках;
рез-ты контрольных показаний по ОФП и СФП. 2. Текущий от-бор. Углубленная
проверка со-ответствия предварительного отобранного кандидата. 3. Зак-лючительный
этап. Отбор для достижения ВСМ.
Принцип составления
коротких прогр. Методика их тренировки.
Важно равномерно
расположить обязательные элементы по всей площадке. Сложные элементы лучше
исполнять в начале прог-раммы. Подготовительная работа начинается с
ознакомления с правилами соревнований. В ап-реле-мае начинают составление
комбинаций. Подбор музыки ве-дется на протяжении предшест-вующего сезона.
Вначале распо-ложить элементы, примерить их к музыкальному сопровождению.
Далее на льду проводят опробо-вание заранее составленных комбинаций под
выбранное музы-кальное сопровождение. При многократном повторении комби-нации
определ-ся точное место элемента на площадке. Когда составление программы
вчерне завершено, необходимо неско-лько раз прокатать ее целиком, чтобы
выяснить, успевают ли ф-тф выполнить эл-ты и связки в соответствии с
акцентами музы-кального сопровождения, разме-щ-ся ли элементы на
запланиро-ванных местах площадки и т.д. Совершенствуют композицию за счет
изменения шагов, связок, направления перемещений, смещения некоторых эл-ов на
площадке.
Парное катание. Техника и МО
спиралям и обводкам.
Спирали – скольжение партнеров в
различных позах на различных дугах, выполняется вместе или раздельно.
Положение партне-ров, направление и фронт ско-льжения могут оставаться
пос-тоянными или меняться. Свое положение, особенности хвата, входа и выхода
из спирали пар-тнеры уточняют перед зеркалом. На льду все эл-ты изучают в следующей
последоват-ти: движение ходом веред и назад с изменением направления
сколь-жения, положения партнеров, фронта скольжения с разъеди-нением и
соед-ем партнеров.
Обводки – совместный эл-т, в
котором партнер, завершая спи-раль, наход-ся в положении «циркуль» и обводит
вокруг себя партнершу, которая может скользить в любой позиции по любой из
дуг. Вход и выход, положение партнеров и хватов уточняют в зале. На льду
пар-тнеру важно освоить циркуль, а партнерше – фиксированное по-ложение
частей тела в спирали. Последовательность обучения: обводки, в которых
партнер вы-полняет циркуль вперед-внутрь; … назад-наружу; тодесы. Вна-чале
разучивают обводки хватом за плечо или за талию партне-рши, затем рука в
руке, чтобы ф-тка постепенно привыкала к возрастающему действию центро-бежной
силы.
|
30. Организационная структура управл-я фк в
России
Руководящая роль – федерация фк в России. Ей
подчиняются федерации городов. Права и обязанности федерации: 1. Раз-работка
и реализация комплек-сных программ развития фк. 2. Подготовка сборных команд
к соревнованиям высшего ранга. 3. Разработка нормативов и требований единой
спортивной классификации, правил и поло-жений соревнований внутри страны. 4.
Изучение и обобще-ние отечественного и зарубеж-ного опыта работы в фк. 5. Фо-рмирование
календаря соревно-ваний в стране. 5. Представле-ние интересов федерации в
ИСУ.
Принцип составления произвольных программ.
Методика их тренировки.
Важно равномерно расположить элементы по всей
ледовой площадке. Сложные элементы лучше исполнять в начале прог-раммы.
Подготовительная работа начинается с ознакомления с правилами соревнований. В
ап-реле-мае начинают составление комбинаций. Подбор музыки ве-дется на
протяжении предшест-вующего сезона. Вначале распо-ложить элементы, примерить
их к музыкальному сопровождению. Далее на льду проводят опробо-вание заранее
составленных комбинаций под выбранное музы-кальное сопровождение. При
многократном повторении комби-нации определ-ся точное место элемента на
площадке. Когда составление программы вчерне завершено, необходимо неско-лько
раз прокатать ее целиком, чтобы выяснить, успевают ли ф-тф выполнить эл-ты и
связки в соответствии с акцентами музы-кального сопровождения, разме-щ-ся ли
элементы на запланиро-ванных местах площадки и т.д. Совершенствуют композицию
за счет изменения шагов, связок, направления перемещений, смещения некоторых
эл-ов на площадке.
Специальные упр-я для обучения прыжкам.
1. При разучивании подготовки к толчку в первую
очередь ов-ладевают устойчивым, уверенным скольжением перед толчком. Для
этого можно сочетать разбег с длительным скольжением в позе, соответст-ей
положению тела непосредственно перед началом толчка.
2. Ф-т разбегается, принимает фиксированную позу,
а переход к толчку выполняет только по сигналу тренера. Вырабатыв-ся навык
выполнять толчок из устойчивого ИП.
3. Для уверенного создания начального вращения
целесооб-разно исп-ть специальные упр-я – последовательность исполне-ния
троек, серии прыжков на 2 ногах из положения назад в 1 оборот с приземлением
на 2 но-ги, последовательное выполне-ние прыжка валлей.
4. Стопорящее движение зубцами конька разучивают
прыжком лутц, флип и тулуп без поворо-та в воздухе, а также путем имитации
этих прыжков, заменяя вращение в полете вращением на льду.
5. Для совершенств-я приземле-ния исп-ся прыжки с
подставки, имеющей форму стула.
6. Для совершенствования поз, увеличения высоты
полета испо-льзуют отягощения, для совер-шенств-я позы используют лон-жу.
|
17. Физиологич. основы фк. Роль сенсорных
систем.
Свойственны смешанные упр-я, преобладают
ациклические дв-я. Различный хар-р прилагаемых усилий требует развития
разли-чных физ.качеств. Надо разви-вать статическую и динамичес-кую силу,
соверш-ть гибкость, ловкость.
Многочисленные ускорения и за-медления, наклоны и
вращения, сложность сохранения равнове-сия на малой площади опоры повышают
тонкость анализа по-ложений и перемещений тела и развивают вестибулярный
аппа-рат. Повыш-ся мышечно-сустав-ная и тактильная чувствит-ть, точность
глазомера, диффере-нцировка слуховых ощущений, способность к комплексному
восприятию инф-ции от многих сенс-ых систем (чувство льда).
Исполнение программ относится к зоне субмакс-й
мощности. При такой длительности упр-й обра-зование энергии осущ-ся как
аэробным, так и анаэробным путем.
Физиолог. изменения в орг-ме определ-ся величиной
нагрузки и психологическим напряжением вследствие тех. сложности мно-гих
эл-ов, высокой эмоцион-ю.
Содержание коротких программ парного катания.
Поддержка (руки партнера вытя-нуты, не <1 об.,
не >3,5); двойная подкрутка (лутц-шпа-гат); выброс 2 или 3 оборота;
параллельный прыжок; Парал-лельное вращение (со сменой ноги и позиции);
совместное комбинированное вращение (сме-на ноги и позиции); Тодес (вид
опред-ся каждый год, не < 1 об.); Последоват-ть шагов или спиралей (через
год).
Прыжок Лутц.
Лутц – носковый прыжок без пе-ремены ноги с
отрицат. направ-лением движения. Один из наи-более сложных прыжков. Исх.
Положение – скольжение назад-наружу, свободная нога впере-ди, одноименная
рука несколько отведена назад. При подготовке к толчку свободную ногу
отво-дят рядом с опорной назад, а плечи разворачивают в сторону,
противоположную вращению в по-лете. Толчковую ногу ставят на лед на
расстоянии 2-3 длин конька сзади опорной ноги. В результате энергичного
оттал-кивания обеими ногами ф-т от-рывается ото льда. Первой по-кидает лед
опорная нога, затем толчковая. Вращательное дви-жение создается вращением
вер-хней части тела и стопорящим движением зубцов конька толч-ковой ноги
(поворот туловища нач-ся чуть раньше).
В качестве подводящих упр-й использовать прыжок
валлей, в котором ярко выражено враща-тельное движение верхней части
туловища.
|
18. Биомеханические основы фк. Скольжение по
дуге. Принцип выполнения техники эл-ов фк.
Задача обучении ф-та – сообще-ние телу движения и
овладение искусством управлять движением в процессе скольжения. Качест-во
шагов в большой степени опред-ся реберностью скольже-ния. Это возможно только
при движении по кривой. Двигат. задача при выполнении вращений – управление
приобретенным вращательным движением путем сокращения и расслабления мышц при
приближении и удалении звеньев тела от оси вращения. В прыжках разгибание
толчковой ноги и маховые дв-я в толчке должны выполняться так, чтобы
преобразовать часть энергии скольжения в энергию вращате-льного движения
вокруг продо-льной оси и сообщить телу дви-жение вперед-вверх.
Скольжение по дуге в одноопор-ном положении ялв-ся
основным режимом движения и характ-ся такими величинами, как ско-рость,
ускорение, радиус дуги скольжения, сила инерции, сила давления конька на лед,
сила трения.
Содержание коротких программ одиночного катания.
М: Дупель или 3 аксель; Каскад (2+3, 3+3, 3+4);
прыжок с ша-гов (3 или 4); Комбинированное вращение (1 смена ноги, 3
позиции); прыжок во вращение; вращение со сменой ноги (1 смена ноги и позиции;
Дорожка шагов; Moves on the field.
Ж: Дупель или 3 аксель; Каскад (2+3, 3+3, 2+2);
прыжок с ша-гов (3 или 4); Комбинированное вращение (1 смена ноги, 3
позиции); прыжок во вращение; заклон; Последоват-ть шагов; послед-ть
спиралей.
Парное катание. Техника и МО шагам.
Шаги служат для разбега, сое-динения эл-ов и как
элементы программы. Могут вып-ся в те-невом, зеркальном и совместном вар-ах.
Особое внимание уде-ляется скатанности партнеров.
На начальном этапе разучивание основ совместного
скольжения на льду произв-ся в такой пос-ледовательности: изучение хва-тов,
позиций, вступительных шагов, скольжения вперед и назад в различных позичиях,
смены позиций, смены направ-ления движения, шагов различ-ной формы. Следующий
шаг – имитация вступительных шагов к выполеннию перебежек и комби-наций шагов
с различными хва-тами (рука в руки, за плечо, предплечье). Путь движения по
ледовой площадке предварите-льно вычерчивают на схеме и дают партнерам
объяснения. Имитация движения партнеров производится перед зеркалом для контроля
за положением частей тела. Совместное сколь-жение нач-ся с изучения
всту-пительных шагов на льду. Перед перебежкой вперед влево это обычно дуги
левая вперед-наружу и правая вперед-наружу. После освоения дв-я в одном
направл-ии переходят к дв-ю со сменой направления (напр. по 8 или параграфу).
Можно услож-нить переводами партнерши из одной позиции в другую. Пара-ллельно
изучают переходы из скольжения вперед в скольжение назад.
Изучение основ раздельного скольжения включает
формиро-вание навыка контроля друг за другом, способов сохранения равновесия
и подстройки при выполнении комбинации шагов. Перед началом выполнения
уточ-няется направление каждого шага комбинации, темп и ритм движений.
|
|