Реферат: Фигурное катание
Реферат: Фигурное катание
Начальные этапы развития фк в России.
Создание клуба в СПб в 1865 году. Юсуповцы сыграли
большую роль в развитии фк в России. Лебедев победил на соревно-ваниях уже в
1838 г. Лондон 1908 год Панин – ОЧ. 1914 год первый искусств. каток в
помещении кинотеатра «Аква-риум» (3 мес.). В СССР – парк им. Дзержинского. В
довоенное время фк не пользовалось попу-лярностью. Увлекались лишь в немногих
городах, кроме Москвы и Петербурга. В 1919 г ледовые площадки в
Петроп.крепости и Детском Селе. 1920 первое в СССР соревнование по фк на
катке бывшего ипподрома Семе-новского плаца. 1923 первый чемпионат Москвы.
1935 год Панин открыл отделение фк. Он создал первый в мире уч-к, где изложил
основы техники, поста-новочные, воспитательные аспе-кты тренировки и
соревнований фигуристов. Переломными в раз-витии фк стали 50-е годы. В 1947 г
СССР вступил в ИСУ. В 1956 наши спортсмены впервые вышли на европейский лед в
Париже. Первыми дорогу к пьедесталу проложили ленинг-радцы Инна и Станислав
Жук, которые в 1958-60 были серебр. призерами. Роднина-Уланов 69-72 г
завоевали «все золото мира», 72 ОЧ в Саппоро, Роднина Зайцев 76, 80 ОЧ.
Содержание психологической подготовки фигуриста.
В психологическую подготовку входят
морально-волевая и совершенствование психических возможностей фигуриста.
Двигательное представление – это психический вопрос,
в результате которого в сознании спортсмена возникает образ какого-либо
конкретного двига-тельного действия: прыжка, вращения, дорожки шагов. Дви-гательные
представления выпол-няют следующие ф-ции: 1. Прог-раммирующая – после показа
уп-ражнения возникает образ того, что и как ему надо делать. 2. Регулирующая
– образ двиг. де-йствия становится эталоном. 3. Тренирующая – идеомоторная
тренировка (мысленное выполне-ние упр-я сказывается на повы-шении точности
движений).
Чувство конька, ритм элемента, определение
пространства.
Базовые эл-ты фк. Петля.
Петля – это поворот, выполня-емый без смены
направления, фронта скольжения и ребра конька. Вперед наружу, вперед внутрь,
назад наружу, назад внутрь.
Механизм выполнения закл-ся в резком увеличении
угловой ско-рости вращения в первой ее половине и уменьшения во вто-рой
половине. Увеличение угло-вой скорости достигается приб-лижением свободной
ноги и рук к продольной оси тела при по-вороте плечевого пояса и таза
относительно опорной ноги. Для завершения петли необходимо увеличить линейную
скорость движения конька. Это осущ-ся разгибанием опорной ноги с
одновременным махом свободной, направленной вперед-вверх.
|
5.
Катание на коньках как средство передвижения. Игры и забавы. Формир-е
основных групп движений.
Психологическая
подготовка к соревнованиям.
Цель
– формирование у спортс-мена такого психического сос-тояния, при котором он
может в полной мере использовать свою функциональную и специальную готовность
для реализации в соревновании максимально воз-можного результата.
Психологич.
подготовка к старту: 1. Самоконтроль. Пере-ключение внимания и
отвлечение от мыслей об исходе соревно-вания. Самоободрение при неу-веренности
в своих силах. Самоубеждение – спортсмен до-казывает себе, что он показать
запланированный результат. Самоприказы типа «спокойно!», «возьми себя в
руки!» в моме-нты высокой степени эмоц-го возбуждения или подавленности перед
стартом. 2. Произвольное расслабление мышц. Управление дыханием. Управление
поведе-нием – сдерживание р-ций на воздействия извне, умение упр-авлять
быстротой, аплитудой и плавностью движений, ритмом. Использование разминки
для регуляции эмоционального сос-тояния. 3. Самовнушение.
Шаги.
Классификация, техника.
Шаги
– комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и
петель, с помощью которых фигурист пере-мещ-ся по площадке. Различают шаги,
выполняемые на одной ноге с переходом на другую и на двух ногах. Дорожка м.б.
по прямой, по кругу, по серпанти-ну. Различают шаги тройкой, скобкой, крюком,
выкрюком, петлей, на зубцах и др.
Перебежка
– простейшая разно-видность шагов. После овладе-ния перебежками вперед и
назад можно приступать к разучиванию шагов с поворотами. Простейшими
считаются шаги, в которых основной поворот – тройка. Эти шаги удобны для
увеличения скорости скольже-ния. Наряду с шагами на ребрах существую шаги на
зубцах. Обычно включаются в комбина-ции, чтобы подчеркнуть хара-ктерные
моменты музыки. В ком-бинациях следует чередовать шаги, позволяющие
увеличивать скорость движения, с шагами, в которых эта возможность выра-жена
слабее.
|
7. Панин и его вклад в развитие отечеств фк.
1902-1903 – чемпион России. 1908 – ОЧ. Основатель
современной теории по фк. Ему была присвоена степень кандидата педагогических
наук. Создал первый в мире фундаментальный учебник, в котором изложил
практически все основные технические, постановочные, воспитательные аспекты
тренировки и соревнований фигуристов. Сконструировал свою модель конька,
которая будучи модернизированной, остается и по сей день на вооружении у
фигуристов. 1935 – открыл отделение фк в Ленинградском институте им.
Лесгафта. 1940 – звание заслуженного мастера спорта. Вел активную работу по
организации массового фк.
Круговая тренировка, ее использ-е в подготовке
фиг-та.
Вращения. Классиф-ция. Техника и методика обучения
«волчку».
Вращение – длительное враща-тельное движение вокруг верти-кальной
оси без заметного пе-ремещения в точке опоры. Классификация: по направлению
вращения; по позе вращения (стоя, в волчке, в ласточке, заклон); по степени
сложности (простые, сложные); на одной и двух ногах.
Вращение состоит из: 1. Подход – осущ-ся с
целью набора ско-рости, выполнения приготовле-ния к вращению. 2. Въезд.
Цель – придание телу устойчивого вращения. Конек оставляет на льду линию с
плавно меняющейся кривизной. Движение выполня-ется на согнутой ноге. Исполь-зуется
круговое маховое дви-жение и толчок ноги при пере-ходе с дуги подхода на
въезд-ную дугу. 3. Вра-щение. Важны-ми явл-ся точность позы, ста-бильное
положение оси и центра вращения, сохранение осанки. Вращение в волчке
происходит на передней трети конька. В начале вращения допустимо лег-кое
касание льда зубцами. Наи-более частая ошибка – падение назад. Чтобы избежать
этого – свободную ногу и руки вытянуть вперед. 4. Выезд осущ-ся за
счет разгруппировки, что поз-воляет уменьшить скорость вра-щения.
Разгруппировка сопро-вождается небольшим сгибанием опорной ноги.
|
8. Устройство и
оборудование ледовой площадки. Подготовка и уход за льдом.
Катки бывают естественные
(на прудах, озерах), наливные (в парке) и искусственные. Разме-ры катка –
30х60 искусств., 40х70 естественный. Каток д.б. хорошо освещен. Освещение лам-повое
и прожекторное. Сила освещ-я 50-100 люкс. Заливают, когда почва замерзнет на
2 см и t -2. Шланг держат под углом
45 градусов (способ дождева-ния). Шлифуют горячей водой. Искусств. лед
заливают специа-льные комбайны, изготовленные на базе автомобиля. Комбайн
срезает специальным ножом тонкий слой льда и наливает слой горячей воды. Можно
испо-льзовать бочки с водой с отве-рстиями для разбрызгивания и полосой
толстой ткани для сглаживания неровностей.
Физ. кач-ва фигуриста.
Сила. Определение. Методика разв-я.
Сила способность человека про-тивостоять
сопротивлению и преодолевать его за счет мы-шечных напряжений. Силовые
способности зависят от физиол. поперечника мышц (соотношения разнлич. мыш.
волокон разных видов). Виды силовых способ-й: 1. Максимальная сила –
наивыс-шие возможности при максималь-ном произвольном мышечном сок-ращении.
2. Взрывная сила – способность преодолевать соп-ротивление с высокой
скоростью мышечного сокращения. 3. Сило-вая выносливость – способность
длительное время поддерживать оптимальные хар-ки движений. Выделяют
собственно силовые (в статич. режиме и медленных движениях) и скоростно-силовые
способности (динамическая сила в быстрых движениях).
Для юных фиг-ов основную
роль играет прочность мышц стопы. Разбег и отталкивание в прыж-ках м.б.
выполнены при доста-точном развитии скор-силовых качеств мышц ног. Важную
роль для вращения имеет активная работа мышц, скручивающих ту-ловище. В полет
–мышцы спины и брюшного пресса. В фк воспиты-вают силу методом максимальных
усилий. Для сп-ов более низкой квалификации – метод повторных усилий (работа
с непредельным отягощением).
Вращения. Классиф-я.
Техника и метод. обучения «либеле».
Вращение – длительное враща-тельное
движение вокруг верти-кальной оси без заметного пе-ремещения в точке опоры. Классификация:
по направлению вращения; по позе вращения (стоя, в волчке, в ласточке,
заклон); по степени сложности (простые, сложные); на одной и двух ногах.
Вращение состоит из: 1. Подход
– осущ-ся с целью набора ско-рости, выполнения приготовле-ния к вращению. 2. Въезд.
Цель – придание телу устойчивого вращения. Конек оставляет на льду линию с
плавно меняющейся кривизной. Движение выполня-ется на согнутой ноге. Исполь-зуется
толчок ноги при пере-ходе с дуги подхода на въезд-ную дугу. Маховое движение
при вращении в ласточке не всегда эффективно, тк.к может привес-ти к
выведению свободной ноги вперед. 3. Вращение. Важными явл-ся точность
позы, стабиль-ное положение оси и центра вращения, сохранение осанки. В
ласточке необходимо вращаться на плоскости конька, не каса-ясь льда зубцами.
Начинающие фигур-ты часто теряют равно-весие уже в начале вращения, т.у.
чрезмерно перемещают центр тяжести тела вперед. Чтобы этого избежать, надо
оттягивать свободную ногу назад. 4. Выезд осущ-ся за счет
разгруппировки, что поз-воляет уменьшить скорость вра-щения. Разгруппировка
сопро-вождается небольшим сгибанием опорной ноги.
|
9.
Гигиенические требования и обеспечение безопасности при занятиях фк.
Катки бывают естественные (на прудах, озерах),
наливные (в парке) и искусственные. Разме-ы катка – 30х60 искусств., 40х70
естественный. Каток д.б. хорошо освещен. Освещение ламповое и прожекторное.
Сила освещ-я 50-100 люкс. Заливают, когда почва замерзнет на 2 см и t -2. Катки на водоемах –
толщина льда при t
не выше -10 градусов для выхода одного человека не < 7 см, группы – 18 см,
машины – 35 см. Надо иметь инвентарь для спасения утопающих (доски, веревку,
лестницу). На открытых площа-ках t воздуха без ветра до -18-20, с ветром до -8-10.
Меры безопасности: требование к одежде,
метеорологические условия, требования ко льду, освещенности, оборудованию
вспомогательных помещений, нормы загрузки катка, психо-ого-педагогические
причины травматизма и их устранение.
Физ.
качества фиг-та. Выносли-вость. Определ, методика разв.
Выносливость
– способность противостоять утомлению в какой-либо деят-ти. Утомление м.б.
умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое. Критерием вынос-ти явл-ся
вре-мя, в течение которого человек способен поддерживать заданную
интенсивность деят-ти. Вынос-ливость по отношению к какой-либо деят-ти наз-ся
специаль-ной. Бывает локальная и общая. Для воспитания общей выносл-ти –
метод равномерного упр-я. Работа с ЧСС < 130 уд/мин не приводит к
увеличению аэробных возможностей орг-ма. При вос-питании анаэробных
возможнос-тей, используют интервальный метод. Длит-ть 30 сек – 2 мин, 3-4
серии. Пауза между сериями снижается от 5 мин до 2.
Вращения. Классиф-я. Техника и метод. обучения «заклону».
Вращение – длительное враща-тельное движение вокруг
верти-кальной оси без заметного пе-ремещения в точке опоры. Классификация: по
направлению вращения; по позе вращения (стоя, в волчке, в ласточке, заклон);
по степени сложности (простые, сложные); на одной и двух ногах.
Вращение состоит из: 1. Подход – осущ-ся с
целью набора ско-рости, выполнения приготовле-ния к вращению. 2. Въезд.
Цель – придание телу устойчивого вращения. Конек оставляет на льду линию с
плавно меняющейся кривизной. Движение выполня-ется на согнутой ноге. 3. Вра-щение.
Важными явл-ся точность позы, стабильное положение оси и центра вращения,
сохранение осанки. 4. Выезд осущ-ся за счет разгруппировки, что поз-воляет
уменьшить скорость вра-щения. Разгруппировка сопро-вождается небольшим
сгибанием опорной ноги.
Заклоны выполняют со значите-льным прогибом назад
или в сторону с откинутой головой. Это усложняет пространственную
ориентировку, вызывает наруше-ние координации движений, мо-жет сопровождаться
головокру-жением. Положение заклона при-нимают после начала вращения. Может
сопровождаться различным положением рук.
|
14. Основные эл-ты фк. Хар-ка. Терминология.
Дуга – скольжение по кривой окр-ти, без изм. фронта и направления
дв-я. Перетяжка – смена направления скольжения. Тройка –
положит. поворот со сменой фронтов скольжения. Скобка – отрицат-й
поворот со сменой фронтов скольжения. Петля – поворот, выполняемый без
смены направл-я, фронта скольжения и ребра конька. Крюк – отриц.
поворот со сме-ной фронта и направл-я сколь-жения. Выкрюк – положит.
пово-рот со сменой фронта и напр. скольжения.
Опорная нога – на которой ско-льзит ф-т. Свободная
нога – не касается льда. Смена направле-ния – переход от
скольжения вправо к скольжению влево или наоборот. Смена фронта –
пере-ход от скольж. вперед к ско-льж. назад или наоборот. Скру-чивание
туловища – поворот ве-рхней части по отношению к ни-жней по продольной
оси. Поло-жит. направл. – скручивание туловища по напр. в сторону закручивания
дуги, отрицат-ое –в сторону, противоп. закруч-ю
Правила соревнований. Опреде-ление победителей.
На чемпионатах ISU исп-ся эле-ктронная система
ввода и демо-нстрации оценок. Судейские оценки не могут быть изменены без
положительного решения Ре-фери. По завершении выступле-ний каждой из Команд,
на табло должны демонстрироваться Суде-йские оценки. Объявление оце-нок вслух
– необязательно. Во время Произв-го катания, долж-ны демонстр-ся места каждой
команды в Короткой программе, Произвольном катании и Оконча-тельный
результат. Подсчет результатов может произв-ся с использованием
Калькуляционных Форм или электр-го компьютера. При использовании Калькуляци-онных
Форм, обязанностью Орг. Комитета является обеспечение соревнований двумя
опытными секретарями, которые ответст-венны за ручной подсчет резу-льтатов.
По окончании каждого из видов Соревнований должно быть определено место,
занятое каждой из участвовавших Команд
Для
каждой Команды д.б. сде-лано прямое сравнение резуль-татов со всеми
остальными Командами. Это сравнение дела-ется по всем Судьям, сравнивая
окончательные суммы баллов. Наивысшая сумма баллов у Судьи засчитывается как
«Судья в пользу» и присуждается два (2) «очка в пользу». Команда, по-лучившая
максим-е количество «сравнительных очков», занима-ет 1 место; второе
количество – 2, и т.д.
Если две или более Команд набирают одинаковое
количество «сравнительных очков», высшее место занимает Команда с наи-больш.суммой
«очков в пользу».
Если не определить место, Ко-манды объявляются
поделившими это место. Если две Команды делят 1 место, то следующее, будет 3
(а не 2).
Прыжок Риттбергер. Техника, МО
Петля – реберный прыжок без перемены ноги с
положительным направл-м. Выполн-ся аналогич-но петле назад-наружу. Обучение
рек-ся начинать с ра-зучивания петлевого шага. Сле-дить, чтобы свободная нога
на-х-сь перед толчковой в скреще-нном положении. Наиболее прос-той подход –
тройка вперед-наружу – назад-внутрь с поста-новкой толчковой ноги на ход
назад-наружу. Рука, одноимен-ная толчковой ноге, отведена наза, голова по
ходу.
Начальное вращение достигается вращением верхней
части тела.
|
15. Крепление коньков к ботинкам. Способы
заточки.
Лезвие приваривается к двум пластинам с
отверстиями, через которые конек крепится к ботинку. Коньки для танцев –
укороченная пятка, более тон-кое лезвие, меньше зубец. Кри-визна полоза в
передней части наибольшая, в задней – наиме-ньшая, средняя часть самая
плоская. Для точки используют станки 2-х типов – поперечной и продольной
точки. На станке поперечной точки удобно испра-влять и уточнять кривую полоза
конька, после нее необходима значительная шлифовка. Станки продольной точки
позволяют вытачивать канавки практически любой глубины и конфигурации.
Диаметр канавки 30-35 мм, для танцев 25-30 мм.
Правила соревнований. Состав судейской коллегии.
Рефери; Ассистент Рефери; Ассистент Рефери у льда;
Нече-тное количество Судей, не ме-ньше пяти (5) и не больше девяти (9); Запасной
Судья.
Запасной Судья оценивает соревнование независимо,
испо-льзуя закрытое судейство, и должен быть готов в любое вре-мя заменить
любого Судью, ко-торый не может по любым при-чинам продолжать судить далее.
Зап. судья должен находиться рядом с другими
Судьями, но не должен разговаривать с ними, вводить свои оценки отдельно. В
случае невозможности выпол-нения своих обязанностей одним из официальных
Судей, он заме-щает этого Судью и занимает его место в бригаде Судей. Оценки
замененного Судьи на момент замены записаны (зане-сены в компьютер) и использ-ся
для подсчета результатов, а оценки Запасного Судьи начи-нают использ-ся с
момента за-мены и до конца Соревнований.
Ассистент
Рефери у льда должен находиться на уровне льда и недалеко от выхода на лед с
целью наблюдения за состоянием ледовой площадки.
Судьи должны быть расположены в центре или в его
близи вдоль длинной оси катка с целью наилучшего наблюдения за выступлениями.
Прыжок Тулуп. Техника и МО.
Тулуп
– это носковый прыжок с переменой ноги и положительным направлением движения.
Толчок выполн-ся после поворота трой-кой вперед-внуть-назад наружу, затем следует
постановка носка конька толчковой ноги назад в направлении общего движения.
Для толчка используют также троечный переход вперед-нару-жу. Первый способ
предпочтите-льней при выполнении максима-льного числа оборотов, второй способ
обеспечивает более устойчивое выполнение толчка. В конечный момент толчка –
стопорящее движение коньком толчковой ноги. Распространенная ошибка –
чрезмерное скрещенное сзади положение толчковой ноги в начале отталкивания. В
каче-стве вспомогательного упр-я целесообразно включать в тре-нировки
последовательное выпо-лнение троек вперед-внутрь-назад наружу.
|
16. Виды спорт.
соревнований.
Методика обучения фк детей дошкольного возраста.
Упр. на мышечную силу для детей 4-6 лет лучше
выполнять сидя или лежа на полу, исполь-зовать многоскоки, упр-я со
скакалкой. Имитация упр: пры-жки на месте с имитацией выез-да, комбинации
прыжков (пере-кидной-перек.-луоп), ласточка, пистолетик.
Задача 1 года обучения – нау-чить владеть коньком
(скользи-ть, посадка, жим). Средства: упр. на 2 ногах (фонарики,
змейки, приседания), подскоки, перепрыгивание через препятст-вие, старты и
торможения, ду-ги, веревочки, перебежки, про-стые спирали, циркуль, простые
вращения. Последоват-ть обу-чения: приобрести устойчивое положение на
льду без доп. опоры, освоение основной стой-ки фигуриста, приобретение умения
скользить на двух но-гах, обучение толчку, приоб-ретение умения скользить на
одной ноге реберно.
Прыжок Флип. Техника и МетОб.
Флип – носковый прыжок без перемены нги с
положительным направление вращения. Обычно выполн-ся после тройки
вперед-наружу - назад-внутрь с поста-новкой конька толчковой ноги сзади на
зубцы. Перед толчком свободная нога и одноименная рука отведены назад, что
обле-гчает последующее вращательное движ-е верхней части тела. К начальному
вращению, получен-ному поворотом верхней части тела, добавляется вращение,
возникающее вследствие стопо-рящего движения зубцами конька толчковой ноги.
Добиваться энергичного разгибания не только толчковой ноги, но и опорной,
иначе при приземлении тело наклонится вперед. Может начинаться переступанием
с хода вперед-внутрь на ход назад-внутрь.
|
17. Физиологич. основы фк. Роль сенсорных
систем.
Свойственны смешанные упр-я, преобладают
ациклические дв-я. Различный хар-р прилагаемых усилий требует развития разли-чных
физ.качеств. Надо разви-вать статическую и динамичес-кую силу, соверш-ть
гибкость, ловкость.
Многочисленные ускорения и за-медления, наклоны и
вращения, сложность сохранения равнове-сия на малой площади опоры повышают
тонкость анализа по-ложений и перемещений тела и развивают вестибулярный аппа-рат.
Повыш-ся мышечно-сустав-ная и тактильная чувствит-ть, точность глазомера,
диффере-нцировка слуховых ощущений, способность к комплексному восприятию инф-ции
от многих сенс-ых систем (чувство льда).
Исполнение программ относится к зоне субмакс-й
мощности. При такой длительности упр-й обра-зование энергии осущ-ся как
аэробным, так и анаэробным путем.
Физиолог. изменения в орг-ме определ-ся величиной
нагрузки и психологическим напряжением вследствие тех. сложности мно-гих
эл-ов, высокой эмоцион-ю.
Содержание коротких программ парного катания.
Подкрутка, параллельный прыжок 3 оборота, паралл.
дупель, выброс, тодес, 2 вращения со сменой ног (не < 3 позиций),
совместное вращение (не < 1 смены ног), поддержка.
Прыжок Лутц.
Лутц – носковый прыжок без пе-ремены ноги с
отрицат. направ-лением движения. Один из наи-более сложных прыжков. Исх.
Положение – скольжение назад-наружу, свободная нога впере-ди, одноименная
рука несколько отведена назад. При подготовке к толчку свободную ногу
отво-дят рядом с опорной назад, а плечи разворачивают в сторону,
противоположную вращению в по-лете. Толчковую ногу ставят на лед на
расстоянии 2-3 длин конька сзади опорной ноги. В результате энергичного
оттал-кивания обеими ногами ф-т от-рывается ото льда. Первой по-кидает лед
опорная нога, затем толчковая. Вращательное дви-жение создается вращением
вер-хней части тела и стопорящим движением зубцов конька толч-ковой ноги
(поворот туловища нач-ся чуть раньше).
В качестве подводящих упр-й использовать прыжок
валлей, в котором ярко выражено враща-тельное движение верхней части
туловища.
|
18. Биомеханические основы фк. Скольжение по
дуге. Принцип выполнения техники эл-ов фк.
Задача обучении ф-та – сообще-ние телу движения и
овладение искусством управлять движением в процессе скольжения. Качест-во
шагов в большой степени опред-ся реберностью скольже-ния. Это возможно только
при движении по кривой. Двигат. задача при выполнении вращений – управление
приобретенным вращательным движением путем сокращения и расслабления мышц при
приближении и удалении звеньев тела от оси вращения. В прыжках разгибание
толчковой ноги и маховые дв-я в толчке должны выполняться так, чтобы
преобразовать часть энергии скольжения в энергию вращате-льного движения
вокруг продо-льной оси и сообщить телу дви-жение вперед-вверх.
Скольжение по дуге в одноопор-ном положении ялв-ся
основным режимом движения и характ-ся такими величинами, как ско-рость,
ускорение, радиус дуги скольжения, сила инерции, сила давления конька на лед,
сила трения.
Содержание коротких программ одиночного катания.
Ж: Дупель; каскад; прыжок 3 оборота; Заклон;
Комбинированное вращение; прыжок во вращение; спираль; дорожка шагов.
Ж: Дупель; каскад; прыжок 3 или 4 оборота; Заклон;
Комбинированное вращение; прыжок во вращение; спираль; дорожка шагов.
Парное катание. Техника и МО шагам.
Шаги служат для разбега, сое-динения эл-ов и как
элементы программы. Могут вып-ся в те-невом, зеркальном и совместном вар-ах. Особое
внимание уде-ляется скатанности партнеров.
На начальном этапе разучивание основ совместного
скольжения на льду произв-ся в такой пос-ледовательности: изучение хва-тов,
позиций, вступительных шагов, скольжения вперед и назад в различных позичиях,
смены позиций, смены направ-ления движения, шагов различ-ной формы. Следующий
шаг – имитация вступительных шагов к выполеннию перебежек и комби-наций шагов
с различными хва-тами (рука в руки, за плечо, предплечье). Путь движения по
ледовой площадке предварите-льно вычерчивают на схеме и дают партнерам
объяснения. Имитация движения партнеров производится перед зеркалом для
контроля за положением частей тела. Совместное сколь-жение нач-ся с изучения
всту-пительных шагов на льду. Перед перебежкой вперед влево это обычно дуги
левая вперед-наружу и правая вперед-наружу. После освоения дв-я в одном
направл-ии переходят к дв-ю со сменой направления (напр. по 8 или параграфу).
Можно услож-нить переводами партнерши из одной позиции в другую. Пара-ллельно
изучают переходы из скольжения вперед в скольжение назад.
Изучение основ раздельного скольжения включает
формиро-вание навыка контроля друг за другом, способов сохранения равновесия
и подстройки при выполнении комбинации шагов. Перед началом выполнения
уточ-няется направление каждого шага комбинации, темп и ритм движений.
|
19. Эстетические основы фк.
В фк нельзя разделять спортив-ное и эстетическое
начала. Практическое решение эстетиче-ских задачзакл-ся в совершен-ствов-ии
применения средств хореографии и повышении музы-кальной культуры во всех их
проявлениях.
Понятие хореография охватывает различные виды
танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью ус-ловных
выразительных движений. Программу фигуриста можно сра-внить с маленьким
самостояте-льным спектаклем. Артестичность ф-та иногда мо-жет компенсировать
недостатки спортивной стороны, погрешнос-ти техники.
Музыка явл-ся составной частью программы. Она
определяет хар-р и темперамент программы. Должно быть гармоничное соче-тание
музыки, драматургии, хореографии с искусством вла-дения коньками.
ФК воздействует на зрителей одновременно как
спортивное зрелище и как искусство.
Научно-исследовательская рабо-та в фк. Организация
и прове-дение, основные направл-я.
Этапы: выбор темы, литератур-ные источники,
уточнение за-ач, подготовка методики иссле-дования, организация работы,
проведение исследований и фик-сация полученных данных, обра-ботка данных,
анализ материа-лов и выводы, редактирование, оформление.
Оговаривается актуальность те-мы (представляет
научный инте-рес для дальнейшего совершенс-тв-я трен. процесса, в лит-ре
данный вопрос освещен недоста-точно, научная новизна).
Методы – наблюдение, экспери-мент, обобщение
опыта.
Парное катание. Техника и МО прыжкам.
Раздельные прыжки выполн-ся параллельно или
последовате-льно. Д.б. одинаковая форма, одновременный момент отталки-вания и
приземления. Постоянс-тво интервала в паралл. и дис-танции в последоват.
прыжке, стараться сводить их к мини-муму – 1,5м и <. Обычно парт-нерша
нах-ся на переднем плане по отношению к судьям, при послед. выполнении она
чаще всего прыгает за партнером.
В подкрутках партнер выталки-вает партнершу
вверх, и она совершает в воздухе вращение изолированно от партнера. Вращение
приобретает за счет усилия партнера и собственной группировки. Подкрутки
разли-чают по способу отталкивания партнерши, типу хвата партне-ров,
исходному положению, кол-ву оборотов. Название подкру-тки опред-ся способом
оттал-кивания партнерши (подкрутка лутц-шпагат).
Выбросы – подкрутки, в которых партнер не ловит партнершу
во время приземления. Они также получают название по способу отталкивания
партнерши (выброс Акселем-кауфман, выброс
петлей).
|
20. Организация массовых праздников и показат.
выступл.
Проведение праздников и пок. выст. обычно
привлекает боль-шое кол-во зрителей, что спо-собствует популяризации фк.
«Новогодняя елка», «8 марта». Основу праздника составляют соревновательные
упражнения, аттракционы на льду, показа-тельные выст-я лучших фиг-ов. Для
проведения праздника соз-дается орг комитет из родите-лей и детей старшего
возраста. Украшается каток, готовятся костюмы, маски. Хорошо, если праздник
носит карнавальный хар-р. Программа праздника утвержд-ся заранее. Афиши с
указанием сроков и места проведения. В празднике можно исп-ть скольжение с
различными перестроениями, пантомимы, от-гадывание загадок, одиночные и
групповые номера, конкурсы, игры на льду. Игры д.б. досту-пны всем и включать
в себя не только простое катание, но и простейшие элементы фк.
Учет тренировочных нагрузок.
Нагрузка – определенная велич-ина воздействия физ.
упр-й на организм человека. Классифиц-ся: 1. По хар-ру – тренировоч-ные,
совревнов-ые, специфич., неспецифич. 2. По величине – малые, средние
(околопред.), значительные, большие. 3. По направленности – по развитию
отдельных физ. качеств или их комп-в, на совершенств-е коор-динационной
структуры дв-й. 4. По психической напряж-ти – бо-лее и менее напряженные.
Внешняя сторона нагрузки м.б. представлена
показателями суммарного объема работы (в часах, км, кол-ве эл-ов). Интенсивность
– кол-во работы единицу времени. Показатели – темп дв-й, скорость выполне-ния,
время преодоления диста-нции, плотность выполнения упр-й в занятиях.
Внутр. сторона нагрузки отра-жается в р-ции
организма на эту нагрузку. Соотношение внешн. и внутр. нагрузки изме-н-ся в
зависимости от уровня классификации, подготовленнос-ти, функц-го состояния сп-на.
Регистрация: метод магнитофон. Записи,метод визуального наб-людения.
Задачи анализа трен. нагрузок: выявление динамики основных параметров
трениро-вочной нагрузки (время заня-тия, общее кол-во эл-ов, сум-марная
сложность эл-в, интен-сивность нагрузки) в 1 заня-тии, недельном, месячном и
го-дичном циклах; опред-е взаи-мосвязи основных параметров нагрузки
индивидуально для каждого сп-на.
Парное катание. Техника и МО поддержкам.
Поддержка – совместное движе-ние, при котором
партнер, ис-пользуя прыжок партнерши, под-ниает ее выше уровня плечевого
пояса за руки, под мышку, за талию или бедра. Различаются по исх. взаимному
положению партнеров (бок о бок, друг за другом, друг против друга), хвату в
начальной стадии под-ъема, способу отталкивания партнерши ото льда, положению
партнерши в упоре, способу спуска, положению партнеров при приземлении, пол
кол-ву поворотов партнера. Одна или обе руки партнеров в зав-ти от вида
поддержки должны быть вытянуты.
Вначале специальная силовая подготовка обоих
партнеров. Развивать силу мышц рук, пле-чевого пояса, брюшного пресса и
спины. Начинать обучение в зале с поддержек хватом за та-лию, под мышку, без
поворотов партнера и с простейшим поло-жением партнерши. Для облегче-ния
исп-ть помощь тренера, подъем с возвышения, лонжу.
|
Страницы: 1, 2
|
|