рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Дискуссия о школьном курсе «Основы православной культуры» как духовный портрет современного российского общества рефераты

Изучение православия в школе его сторонники называют возвращением блудного сына – из аморального и невежественного советского прошлого к истокам традиционной культуры. Чтобы христианство стало фактором педагогического воздействия, необходимо, считает ректор Русского Христианского гуманитарного института Д.Бурлака, «создать обучающие программные продукты различных структурных уровней – курсы, дисциплины, блоки дисциплин, модели образовательного процесса в целом, и реализовать их в светской аудитории»[38].

Многие сторонники введения в школу ОПК исходят из соображения «может, польза и небольшая, но вреда никакого». Потому что в самом тезисе «нельзя учить православию инаковерующих» содержится лицемерие: ибо подавляющее большинство граждан нашей страны – просто неверующие; они не верят ни по православному, ни по какому-либо другому образцу. Они ни во что не верят, они «никаковерущие», и этот факт подтверждён многими социологическими исследованиями. Почему же априори считается, что нерусские семьи, живущие в России, вдруг оскорбятся, если их дети познакомятся с православной культурой – основополагающей культурой той страны, где они живут и собираются жить дальше? Если же всё-таки речь идёт об инаковерующих семьях, они всегда могут освободить своих детей от изучения православия, как это было до революции. Когда церковь предлагает ввести изучение в школе ОПК, речь идёт не о вмешательстве церкви в дела государства, а о её помощи воспитанию молодежи. Ведь религия не учит плохому. Церковь помогает обществу избавиться от многих пороков – преступности, пьянства, наркомании, детской беспризорности. Что плохого в том, что дети узнают о Сергии Радонежском, о святых Борисе и Глебе?

Итак, два аргумента – нравственный и эстетический – целиком за изучение Православия. Даже самый свирепый атеист согласится с тем, что вся мировая культура стоит на плечах Библии. Не зная Святого писания, мы тонем в омуте невежества – нам недоступны мировые шедевры живописи, литературы, музыки. Сейчас обскурантами становятся те, кто противится приходу религии в школу. Ратуя за прогресс, они хотят оставить детей в советском прошлом – невежественном и аморальном. Место религии в сознании человека всё равно остается незанятым – просто на её месте появляется оккультизм, суеверия и сектантство. Десятки лет антицерковной пропаганды вымарали из народной памяти всё прекрасное, высокое, героическое, что связывалось с Православием, а взамен оставили портреты тупых, жадных, злых попов, черносотенные лозунги и призывы к пастве терпеть эксплуататоров. Настоящая история Православной церкви, её место в российском обществе – тайна за семью печатями. Знание этой истории входит в государственные интересы. Ведь российским гражданам надо уметь не только презирать свою страну, не только испытывать за неё мучительную боль, стыд и неловкость, видеть в ней не только кровавые преступления, но и гордиться ею; не отпихивать с брезгливой гримасой её многовековую историю, а почувствовать в ней высокий смысл, красоту, величие.

Кому выгодно запрещать преподавание ОПК? – задаются вопросом его сторонники. Тем, кто хотел бы превратить русского юношу в западного «экономического человека», эгоиста и индивидуалиста, оторванного от своих родовых корней.

ПРОТИВНИКИ изучения религии в школе мотивируют свой протест, исходя из концепции России как светского государства. Если допустить в светское образование Православие, надо допустить туда и все другие конфессии. Но как в многоконфессиональной стране можно заставить учеников массовой школы изучать одно только Православие? Навязывать школьникам какую-либо одну веру нельзя. Никакого обязательного изучения религии в школах не должно быть. Для изучения религии во всём мире существуют воскресные школы – православные, иудейские, протестантские, лютеранские. Главное – в школе не должно быть насильственного изучения религии. Не должно быть конфессионального влияния на детей. Навязывание знаний об одной религии может привести к ответной реакции со стороны представителей других конфессий. Нужно оставаться только в рамках общеобразовательной культуры.

РАДИКАЛЬНЫЕ ПРОТИВНИКИ считают, что ни в коем случае, даже факультативно, нельзя изучать Православие в школе. Не мир, но меч принесёт в страну преподавание ОПК в российских школах. Идеологическое принуждение в сфере образования приносило всегда только отрицательный результат. Уроки Закона Божьего, если верить многим страницам русской литературы, навевали на школьников отчаянную скуку – и это в условиях поголовной религиозности населения и поточной подготовки квалифицированных преподавательских кадров для обучения Закону Божьему. Возможно, детям из буддистских, мусульманских, католических, иудейских семей разрешат не посещать уроки ОПК. И русские дети только утвердятся во мнении, что те «верят неправильно», что «они другие», «не наши», и это станет причиной межконфессиональной розни в классе.

«Сегодня мы введём в школы “Основы православия”, завтра объявим православие государственной религией, а послезавтра проснёмся в тоталитарной стране. Нелепо “назидать” юношество представлениями о мировой культуре и морали, основанными только на житиях православных святых. И без того наша православная церковь стоит особняком – и довольно агрессивным – к остальному христианскому миру (даже к христианскому!). Теперь она желает стать наставником всей молодой России – без национальных и религиозных ограничений. А ведь мы хотим принести мир в наше больное общество. Мир, а не меч!»[39]. «Идея введения в систему среднего образования курса ОПК есть не что иное, как попытка Русской православной церкви каким-то образом гарантировать своё привилегированное место в обществе и обеспечить стабильность своего существования. Цель сама по себе неплоха – она естественна для любого сообщества людей, что бы их ни объединяло. Плох метод её достижения: внедряться в ослабленную систему, преследуя главным образом собственные цели, в живой природе называется “паразитизм”. Увы, это не оскорбление, это термин»[40].

6

И вот как откликнулись читатели на обсуждение в прессе темы «Православие в школе». Приведу лишь самые радикальные точки зрения. «Воспитывать в детях морально-нравственные качества может не только религия – но и этика, эстетика, литература, искусство. Ведь не только в религиозных семьях рождаются высокодуховные, воспитанные дети. Почему возрождение России видится только через насильственное внедрение православия?»

«Не нравится настырность нашей православной церкви, которая всеми способами старается насадить религию в светских школах. Такое впечатление, что церковь разными путями идёт к одной цели – зомбировать подрастающее поколение. Она хочет поставить себя выше президента. А это уже борьба за власть».

«Прежде чем изучать религии – надо изучить Декларацию прав народов мира, Конституцию своей страны. А Уголовный кодекс надо знать как “Отче наш”»[41].

Отечественная пресса пишет о попытках «воцерковления» светской системы образования, как правило, весьма негативно.

Скептически цитировалось, например, выступление председателя координационного совета по взаимодействию Министерства образования и Московской патриархии архиепископа Калужского и Боровского Климента на конференции «Изучение православной культуры в светской школе», которая состоялась в рамках традиционных Рождественских чтений. По его словам, современная школа напрочь утратила воспитательную функцию, поэтому её должна взять на себя церковь. Но церковь не имеет возможности влиять на школьную молодёжь, ибо школьники в церковь не ходят. Говоря о новом предмете (ОПК), владыка подчеркнул, что речь идёт не об изучении истории религии. Православие – не одна из конфессий, а ось общественного развития. «Главное, чтобы ученик смог ответить на Божью любовь праведной жизнью без греха»[42]. Почему-то, недоверчиво замечает обозреватель газеты, нести Божью любовь в массы должны именно православные священники.

Особенно возмутил светскую прессу комментарий заместителя министра образования Л.Гребнева. Раскритиковав духовную нищету западной культуры, он заявил: «Существуют два вопроса: “кто виноват?” и “что делать?” Оба очень вредны. Вопрос “кто виноват?” чужд православному. Последний обязан нести ответственность за первородный грех; постановкой подобного вопроса христианин снимает с себя всю вину. “Что делать?” – ещё один вопрос, которого всякий православный должен чураться. Ибо очевидно: тот, кто прочитал Новый Завет, подобный вопрос не задаст себе никогда»[43].

Педагогическая общественность восприняла это выступление официального лица как декларацию министерских инициатив по выращиванию послушного электората, который не будет задавать власти неприятных вопросов. Но и с точки зрения историка русской литературы чиновничий запрет на «проклятые вопросы» выглядит малоубедительно: ведь сформулированы они были русскими писателями XIX века, жившими в православном государстве и знавшими Священное Писание. Так что, следуя простой и гибкой логике высокопоставленного чиновника Министерства образования, надо властным указом отменить всю ту великую русскую литературу, которая на протяжении столетия «мучилась Богом» и болела «проклятыми вопросами».

Всё же неподготовленность проекта ОПК как со стороны Церкви, так и со стороны Министерства образования глубже всего проявилась в вопросе – кто именно будет учить школьников основам православия. Многочисленные опросы убедительно продемонстрировали солидарное стремление российского общества к сохранению светского характера школьного образования: Это должно быть светское преподавание. «Основы православной культуры» могут изучаться в рамках курса «Основы мирового искусства». История религии может стать частью курса обычной истории. Наибольшие возражения курс ОПК может вызвать у физиков и биологов, которым предложат изложить принципиально иную версию образования вселенной. Историю современных религий можно и нужно изучать в школах, если её будут преподавать не священники, а специально подготовленные историки. Но где их взять?

И главное: курс ОПК требует не религиозного вещания, не проповеди и назидания, а именно преподавания, взаимодействия, вопросов-ответов, философских бесед, дискуссий, споров – тогда он принесёт пользу. Если ОПК будут преподавать священники, то нет гарантии, что они это время не станут использовать на подготовку кадров для своих конфессий. На какие деньги будет издаваться учебник по курсу ОПК? Вряд ли удастся обойтись без помощи Церкви, а брать деньги у РПЦ – значит впасть в зависимость от одной из конфессий.

«Попытки ввести изучение религиозных предметов в школе вообще шокируют и вызывают опасение, что инициаторы давно не общались с детьми школьного возраста. Если вы хотите оттолкнуть детей от религии – заставьте их учить источники. А ещё лучше – сдавать экзамены», – такую позицию озвучил год назад председатель думского комитета по законодательству П.Крашенинников[44].

По последним данным, Министерство образования решило остановиться на самом мягком варианте – введении курса истории мировых религий со светским преподавателем-историком. Это значит, что Церковь и культура, Церковь и общество учатся прислушиваться друг к другу. «Единственное, что теперь всерьёз может помешать детям узнать основы православной культуры, – это сами православные, – пишет диакон Андрей Кураев, советуя, как использовать Закон о свободе совести для защиты православия в школе. – Православие вновь будет изгнано из школ, если православные будут вести себя агрессивно. Если православный педагог в обычной школе будет вести себя как цензор, если он присвоит себе право идеологически цензурировать курсы других преподавателей – то быть беде. Увы, и с этим уже нередко приходится встречаться. Педагоги, обратившиеся в православие, требуют отмены уроков по изучению теории эволюции (“атеизм!”), Льва Толстого (“еретик!”), Пушкина (“растлитель!”)… Бывают случаи, когда детей даже отлучают от народных сказок (“там лешие и нечисть!”). В общем, если православный педагог будет помнить о “факультативности” своей веры, то есть о том, что самое главное в его жизни, мягко говоря, неочевидно для всех остальных – как детей, так и коллег, – то будет меньше поводов для взаимных недоумений между Церковью и школой. Тогда мы сможем говорить друг с другом уже не на языке статей закона, а на языке более уважительном и человечном. И вместо “вы обязаны”, будем говорить: “давайте попробуем”»[45].

Школьный курс по основам православной культуры является предметом культурологическим (а не религиозным), и поэтому его нужно преподавать в школе так, как необходимо преподавать математику. Так считает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев)[46]. Реализовывать эту в целом правильную программу можно по-разному, утверждает московский священник Георгий Кочетков. «К сожалению, в Церкви произошёл некий соблазн, когда многие восприняли это как введение Закона Божьего в школах. Конечно, в школах может преподаваться катехизис для желающих, это нормально. Но это, во-первых, должно быть делом добровольным, во-вторых, об этом надо говорить открыто, не надо делать этого исподтишка. Меня лично расстраивает вся эта ситуация как некая двойная игра. Хотите преподавать катехизис в школе, говорите об этом открыто. Да, сейчас этого нельзя, и, наверное, нужно было бы очень серьёзно исследовать, насколько это целесообразно (исходя из опыта того же дореволюционного времени). Но кто хочет, пусть говорит об этом открыто. Но, увы, есть некоторая нечестность в этой ситуации как со стороны защитников обязательного курса “Основ православной культуры”, так и со стороны тех, кто отрицательно относится к этому»[47].

Стоит обратить специальное внимание на то, что с критикой перегибов в деле «ускоренного воцерковления народа» выступают не светские критики Церкви, не её хулители, а её верные служители. Это внушает надежду на преодоление кризисной ситуации во благо и Церкви, и обществу в целом.

Список литературы

[1]Речь идёт о книге А.В.Бородиной «Основы православной культуры» (Москва, изд-во «Покров», 2002. 254 с., тираж 10 000 экз.), рекомендованной Министерством образования РФ и Московской Патриархией в качестве учебного пособия общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. По этому учебнику ведётся преподавание в различных регионах России, его активно распространяют отделы катехизации различных православных епархий.

[2] См.: http://www.religare.ru/document4850.htm

[3] См.: http://www.rv.ru/content.php3?id=640 Кроме того, учебник обвинили в прямой агитации за обращение в христианство и православие. «На с. 112 учебника приводится приблизительный пересказ событий, связанных с судом и казнью Христа, поданный с откровенно примитивной антисемитской позиции, с юдофобскими обвинениями в духе худших образцов черносотенной и нацистской пропаганды, с тезисом о “врождённых” аморальных качествах евреев. По версии, изложенной на с. 114, евреи сами распяли Христа, поскольку “мечтали только о богатстве, власти над другими народами, национальной независимости”. Вызывает большую тревогу, что в основу национального самосознания граждан России (детей и подростков) будут положены средневековые национал-религиозные представления, основанные на неприятии других вер и народов. Миллионы евреев были убиты, замучены или дискриминированы именно из-за мифа о коллективной ответственности еврейского народа за казнь Христа, а также из-за утверждений о стремлении евреев к мировому господству. К делу приложена экспертиза директора Центра Изучения Религий РГГУ Н.Шабурова с оценкой книги А.Бородиной как антисемитской апологии православия». См.: Там же.

[4] См.: http://www.rv.ru/content.php3?id=640

[5] См.: http://odgroup.narod.ru/in-centr.html

[6] См.: http://www.rv.ru/content.php3?id=640 Союз православных граждан Украины «выразил свою солидарность с братьями в России и предупредил всех тех, кто посмел поднять свою богоборческую руку на Святое Православие: мы не останемся в стороне от этой проблемы и организуем массовый приезд в Москву верующих из Украины на все мероприятия и акции в поддержку Основ православной культуры, которые будут проводить братья из Союза православных граждан. Долой антицерковное лобби в России!!!».См.: Там же.

[7] http://religion.sova-center.ru/events/13B7455/13DF6DE?mode=full&print

[8] Накануне Пасхи 2004 г. служба ROMIRMonitoring выясняла, какое место в жизни россиян занимает религия. Было опрошено 1600 человек в 107 городах и селах. Выяснилось, что для 57 % опрошенных граждан религия в той или иной степени важна, 40% заявили, что она скорее всего или совсем не важна. Выяснилось также, что вера для граждан, назвавших себя верующими, не всегда связана с церковью. Так, из 57% (тех, для кого религия важна) посещает религиозные службы хотя бы раз в году только треть (36%). На вопрос: «Соблюдаете ли вы Великий пост?» – отрицательно ответили 89%, утвердительно – 11%. Надо полагать, что число тех, кто регулярно посещает церковь, исповедуется и причащается, то есть живёт полноценной церковной жизнью, ещё меньше. (См.: Вечерняя Москва. 2004. 4 апреля).

[9] См.:Состоялся ли в России религиозный ренессанс? // http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros212.html

[10] См., напр.: Олег Недумов. Московская Патриархия становится «однопартийной» // НГ РЕЛИГИИ. 2004. 21 января.

[11] Назову лишь общеизвестные скандальные случаи, когда иерархами РПЦ проверялась церковная деятельность о. Георгия Кочеткова, о. Александра Борисова, о. Павла Адельгейма (см.: КИФА. 2004. Октябрь–ноябрь).

[12] Дмитрий Матвеев. «Всем оставаться на своих местах!» // Там же.

[13] Александр Петров. Горькие плоды просвещения. [Интервью с Э.Д.Днепровым] // НГ РЕЛИГИИ. 2004. 17 ноября.

[14] См., напр.: «Я уж не говорю о тех родимых соотечественниках, что на глазах у всего честного народа в истёкшем десятилетии дружно покинули парткомы и притекли под сень креста со спешно затепленными свечками в руках» (Дмитрий Урушев. Церковь или стая? Какое место занимает религия в современном обществе [Интервью с Львом Аннинским] // НГ РЕЛИГИИ. 2004. 15 декабря).

[15] Цит. по: Благовест-Инфо. 2000. № 12.

[16] См.: Ответы протоиерея Александра Шаргунова // Русский дом. 2004. № 6. С. 47.

[17] Людмила Улицкая. Культ масс // Новая газета. 2004. 15–17 ноября.

[18] Здесь и далее цитаты из произведений Ф.М.Достоевского даются в тексте по изданию: Ф.М.Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л., 1972–1990. В скобках указаны том и страница.

[19] См.: Все ли народы России равны? Круглый стол «ЛГ» // Литературная газета. 23–29 июня. № 24.

[20] Там же.

[21] «Возражения против всякого рода лженауки, в частности астрологии, тоже должным образом не отражены в достаточной мере. Критика рекламы всяческого мракобесия, шаманов, колдунов, которым ТВ уделяет немало места, практически отсутствует на экране» (В.Гинзбург. Вернём Россию на телеэкран! // Литературная газета. 2004. 28 января – 3 февраля).

[22] Цит. по: Телепрограмма Александра Архангельского «Тем временем». Эфир 7 июня 2004. 21.40.

[23] Цит. по: Телепрограмма «Постскриптум» с Алексеем Пушковым. Эфир 19 июня 2004. 21.00.

[24] См. об этом: Иннокентий Павлов. РПЦ в контексте политической трансформации России // Диа-Логос: Религия и общество 2000. Альманах. М., 2001. С. 60.

[25] Там же. С. 60–61.

[26] Николай Бердяев. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999. С. 275.

[27] Александр Солженицын. Красное Колесо. Узел III. Март Семнадцатого // Собрание сочинений. В 20 т. Т. 18. Вермонт–Париж: YMCA-PRESS, 1988. С. 231. Имеется в виду выражение Достоевского из материалов к предсмертному выпуску «Дневника писателя» (1881) «Церковь в параличе с Петра Великого (27: 49).

[28] См.: Леонид Жуховицкий. Верующий, но не церковный // Вечерняя Москва. 2004. 20 мая.

[29] Борис Споров. Кто же такой Кожинов? // День литературы. 2004. май.

[30] Игорь Шевелёв. Испытание мифов // Московские новости. 21–27 мая.

[31] См.: «У нас – русских – две родины: наша Русь и Европа, даже и в том случае, если мы называемся славянофилами (пусть они на меня за это не сердятся). Против этого спорить не нужно. Величайшее из величайших назначений, уже сознанных Русскими в своём будущем, есть назначение общечеловеческое, есть общеслужение человечеству, – не России только, не общеславянству только, но всечеловечеству» (23: 30–31).

[32] См. об этом: Александр Горбунов. Неприятие света // Литературная газета. 2004. 14–20 апреля.

[33] См.: Независимая газета. 1993. 2 сентября.

[34] См.: Юрий Фёдоров. Критический вызов для России // ProetContra. Т. 4. № 4. Проблемы глобализации. 1999. Осень. М.: Московский центр Карнеги, 2000. С. 16.

[35] Ю.Кристева. Тайное бремя православия: Истоки и корни восточно-европейской тяги к самоуничтожению // НГ-религии. 1999. 6 октября.

[36] Юрий Фёдоров. Критический вызов для России // ProetContra. Т. 4. № 4. Проблемы глобализации. 1999. Осень. М.: Московский центр Карнеги, 2000. С. 16.

[37] В.В.Бибихин. Бердяев о церкви // КИФА. 2004. № 3 (март).

[38] Дмитрий Бурлака. Россия и преобразования // Диа-Логос: Религия и общество 2000. Альманах. М., 2001. С. 83.

[39] Николай Ерофеев. Не мир, но меч (Православие в школе: за и против) // Вечерняя Москва. 2004. 29 января.

[40] Сергей Минаев. Православие и школа: дискуссия продолжается // Вечерняя Москва. 2004. 19 февраля.

[41] Православие и школа: дискуссия продолжается // Там же.

[42] См.: Новая газета. 2004. 29 января – 1 февраля.

[43] Илья Васюнин. Вопрос «кто виноват?» чужд православному // Новая газета. 2004. 29 января – 1 февраля.

[44] См.: Армен Гайванов. Ждут ли Россию аутодафе // НГ РЕЛИГИИ. 2003. 4 июня.

[45] Диакон Андрей Кураев. Давайте попробуем // Труд. 2003. 9 августа.

[46] См.: Даниил Щипков. Дебют Сергея Попова и бенефис митрополита Кирилла // НГ РЕЛИГИИ. 2004. 2 июня.

[47] Александра Колымагина. Катехизатор всея Руси // НГ РЕЛИГИИ. 2003. 21 мая.


Страницы: 1, 2, 3