рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Автоспорт - виды и особенности рефераты

     Для формул 1 и 2 существуют дополнительные требования в отношении кузова, деформируемых конструкций поверхностей баков для горючего и т.д.

     Требования к формуле 1: поршневой двигатель без наддува, с объёмом 3000 см3, с наддувом – 1500 см3.  Максимальное число цилиндров – 12, минимальный вес без балласта – 500 кг, ширина кузова 130 см, ведущие колёса – 2, коробка передач – пятиступенчатая.

     Требования к формуле 2: поршневой двигатель без наддува, с объёмом 2000 см3. Двигатель выбирается произвольно. Максимальное число цилиндров – 6, блок и головка блока должны быть от серийного, популярного автомобиля.

Классификация

Автомобили групп 1-5 разделяются на следующие классы, в зависимости от рабочего объёма двигателя:

Класс

Объём двигателя, см3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

менее 500

500…600

600…700

700…850

850…1000

1000…1150

1150…1300

1300…1600

1600…2000

2000...2500

2500…3000

3000…4000

4000…5000

5000…6000

свыше 6000 см3


Экипировка

     Почти для всех автоспортивных дисциплин требуется обязательное ношение защитного шлема. Всё больше уделяется внимания комбинезонам из невоспламеняющегося материала, плотно прилегающим в запястьях и щиколотках, прочным невоспламеняющимся кожаным перчаткам.

Мировые и международные рекорды

для автомобилей

     Рекорды трасс устанавливаются при старте с хода на дистанциях 1 км или 1 миля, при старте с места на дистанциях: 10, 100, 500, 1000 км  и более. Рекорды ускорения при старте с места существуют на дистанциях ¼ мили, 0,5 или 1 км, рекорды времени при старте с места – более 1, 6, 12 часов. Все рекорды должны быть сообщены и утверждены.

7. Виды спортивных автомобилей

7.1. Формула 1

     В настоящее время в «Формуле 1» участвуют гоночные автомобили, спроектированные конструкторами команд. Наиболее дорогую и сложную деталь – двигатель можно заказывать и на стороне. (Но команда «Феррари», например, традиционно сама производит моторы для своих гоночных машин).

     Чтобы до некоторой степени уравнять шансы участников чемпионата мира, многие параметры выходящих на старт болидов сделаны едиными. Все ограничения и обязательные признаки машин описаны в обширном документе – Техническом регламенте. Болид Формулы 1 – одноместная гоночная машина с четырьмя открытыми колесами. На ней установлен 10-цилиднровый впрысковый двигатель без наддува с рабочим объёмом не более 3 л. Привод осуществляется только на задние колёса. Машина имеет два антикрыла* – переднее и заднее, строго определённых геометрических параметров, для предотвращения отрыва машины от земли на высоких скоростях.

     Запрещено использовать электронные или электронно-механические системы, участвующие в управлении автомобилем, вроде автоматической коробки передач и антиблокировочной системы тормозов.

7.2. Внедорожные соревнования и Кэмел трофи

     Для этих соревнований используются вседорожники серийного производства, улучшенные и переоборудованные в нужной степени. Как правило, это вседорожники среднего класса с объёмом двигателя не менее 3 л, с жёсткой крышей.

     В качестве дополнительного оборудования устанавливают лебёдку самовытаскивания (лучше – механическую), подножки, органы дополнительного освещения, вынесенный вверх патрубок воздухозаброника, кенгурин*, багажник на крышу, перетяжки*, «лифт»* (Range rover), мощную защиту картера, кондиционер.

     Двигатель – тихоходный, однако очень тяговитый.

Трансмиссия: коробка передач – со сближенными передачами и понижающей передачей. Все дифференциалы  - блокируемые, как правило, принудительно, ход подвески – огромный, жёсткость иногда регулируется.

     В багажниках этих машин «путешествует» много запчастей, которые нередко используются во время рейдов.

    

7.3. Ралли

     Для ралли выбирают кузова серийных моноприводных автомобилей, начиняя тюнинговыми комплектующими. Это небольшие автомобили (седаны или хэтчбеки), внутри салона которых утсановлен каркас безопасности, специальные сиденья с трёхточечными ремнями безопасности, мощный вентилятор или кондиционер (в салоне стоит невыносимая жара).

     Двигатель – оборотистый, форсированный, только бензиновый. Очень чётко реагирует на действия акселератором.

     Трансмиссия: привод – на передние колёса, коробка передач – ручная или «автомат», многоступенчатая. Подвеска – жёсткая короткоходная, дорожный просвет – минимальный.

     Раллийные автомобили лёгкие и приёмистые, отлично «держат дорогу», предоставляют пилоту самую широкую гамму приемов управления.

7.4. Кольцевые гонки

     В кольцевых гонках задействованы либо автомобили класса Формула 1, либо – КАРТ (упрощённый вариант «формулы»), либо «Гран туризмо», либо другие автомобили (в соревнованиях «монокласс»).

Гран туризмо (или просто «Туризм») проводятся на автомобилях известных производителей (от Феррари и Ламборджини до Альфы Ромео и ФИАТа). Это двухместные автомобили шоссейного типа с закрытыми колёсами. (Серийные или тюнинговые, моноприводные). Объём двигателя  и класс автомобиля особого значения не имеет.

Монокласс подразумевает соревнования на автомобилях одной марки и одного класса, о чём нетрудно догадаться из названия. Например, в России долгое время такими автомобилями были ВАЗ-2108, в настоящее время – ВАЗ-2112. (Серийные, моноприводные).

     Автомобили всех классов имеют развитые спойлеры, антикрылья, приёмистый двигатель, широкие низкопрофильные колёса.

7.5. Картинг

     Болиды для картинга изготавливаются на заказ. В картинге имеется несколько классов, в зависимости от рабочего объёма двигателя. Машины, как правило, одноместные, о открытыми колёсами. Автомобили формулы «К» имеют общий минимальный вес, который состоит из веса экипированного гонщика и общего веса автомобиля с двигателем.

     Двигатели – различаются одноцилиндровые и двухцилиндровые, серийные, воздушного или водяного охлаждения, двух- или четырёхтактные. В большинстве случаев  двигатели форсированные.

     Трансмиссия: привод – на задние колёса, коробка передач – механическая, с «длинными» передачами.

     Автомобиль не имеет органов освещения и кузова (вместо него – лишь каркас).

Картинговые автомобили имеют наименьшие размеры и вес, благодаря чему быстро разгоняются и сбрасывают скорость.

7.6. Кросс, багги

     Кросс проводится на автомобилях нескольких видов. Это могут быть и серийные легковые автомобили, и грузовики, и самые совершенные – багги.

     Легковые автомобили для кросса подвергаются оригинальным конструктивным изменениям, но, как правило, небольшим. Они могут касаться подвески, настроек двигателя, кузова.

     Кузов кроссовых автомобилей укреплен изнутри каркасом безопасности, снаружи же имеет, как правило, неприглядный вид – места под фары наглухо заварены, железо помято.

     Двигатель и трансмиссия могут быть установлены от легковых автомобилей большего класса.

     Кроссовые автомобили обуты в резину повышенной проходимости, благодаря чему уверенно держатся на трассе из грунта или снега.

     Грузовые автомобили, как правило, используются в серийном варианте. Важное ограничение: не должна быть нарушена целостность шин, например, установкой шипов.

     Багги, как и карты, не имеют кузова, агрегаты крепятся к каркасу. Проектирование багги является настоящим раздольем для конструкторов. Здесь может быть множество вариантов двигателя, трансмиссии, подвески.

     Двигатель – четырёхтактный, как правило, небольшого объёма.

     Трансмиссия: коробку передач стараются если не сблокировать с двигателем, то хотя бы разместить поближе к нему. Это сокращает массу машины.

     Экипаж состоит из одного водителя.

8. Правила спортивного вождения

     Существует множество правил и регламентов для конкретных видов автоспорта. Но также существуют и общие правила, которые должен знать и уметь применять автогонщик.

8.1. Техника автомобильных гонок

     Гонщик должен овладеть приёмами силового скольжения (Пауэрслайд) и приёмами езды боком (Броадсайд). Гонщик пытается по возможности выпрямить виражи дороги, этим он увеличивает радиус поворота.

Техника Пауэрслайд

     Автомобиль с увеличенной скоростью направляется в поворот, так что задняя часть его под влиянием центробежной силы перемещается на внешнюю сторону трассы. Гонщик управляет машиной благодаря специальной подготовке и с большой скоростью проходит повороты.

Техника Броадсайд

     На поворотах, которые быстро и безостановочно проходятся, гонщик заставляет ведущие колёса слегка скользить так, что автомобиль только немного соскальзывает в сторону и поэтому проходит повороты как бы в поперечном положении. Управляемые колёса не поворачиваются.

Виды стартов

     Различается одиночный и групповой старт, старт с места и старт с хода. Самым распространённым стартом является групповой старт с незаведённым двигателем. Решающим для построения в групповом старте является лучшее время, показанное во время обязательной тренировки (лучшее время означает самое благоприятное место на старте). При единичном старте по горной местности и в заездах надёжности обычно дают старт с заведённым мотором. В этом случае даётся интервал в 1-2 мин. Отсчёт времени ведётся с момента пересечения стартовой линии первым участником.

Экономичное вождение

     Это заезды на автомашинах серийного производства, во время которых водитель должен проделать определённый путь, после чего бак пломбируется. На финише водитель может установить, находится ли расход горючего в пределах технической границы, которая обязательна для используемого им типа машины.

Туристические поездки

     Эти заезды в самой разнообразной форме организуются автоклубами. Они способствуют тому, чтобы члены автоклуба ближе знакомились с достопримечательностями своего края и расширяли свои знания.

8.2. Программы повышения квалификации

     Для настоящих ценителей езды существуют школы высшего мастерства. Они обучают водителей управлению автомобилем в критических ситуациях и на разных видах дорог, что одновременно повышает уровень подготовки водителей и повышает безопасность езды. 

  Подготовка в школах позволяет приобрести практические навыки управления автомобилем, недоступные обычным водителям. Это приемы и целые композиции из арсенала лучших автогонщиков нашей страны, приемы, которым невозможно обучиться во время повседневной езды.

Обычно обучение проходит по  одной из следующих программ (Автошкола категории «В»):

·     теоретическая и тренажерная подготовка:
летняя «для начинающих - "Первые шаги"»;
летняя контраварийная «Школа устойчивости»;
зимняя контраварийная «Школа скольжения».

     Известно, что большинство водителей, прошедших обучение в обычной автошколе, практически не владеют элементарными навыками безопасного управления автомобилем и представляют на дороге большую опасность как для окружающих, так и для самих себя. Многие из них остаются "чайниками" на многие годы или вовсе отказываются от самостоятельной езды (обычно после первого же ДТП). Поэтому основная задача подобных автошкол – не только обеспечить человека "правами", но и научить управлять автомобилем так, чтобы после сдачи экзамена в ГИБДД он мог самостоятельно передвигаться по улицам, не создавая помех другим и не рискуя стать участником ДТП.
  При обучении нередко используются разработки профессоров, а так же учитывается опыт других автошкол.
  Хорошая методика должна отличаться индивидуальным подходом в зависимости от способностей курсанта и позволять практически любого обучить безопасному управлению автомобилем.

Что такое тренажерная подготовка

  Практика и исследования «Центра Высшего Водительского Мастерства» подсказывают, что ни один(!) человек не способен без специальной подготовки стабилизировать автомобиль в заносе (самой простой критической ситуации). Не потому ли бывалые водители так его боятся? (Автор обучился некоторым приёмам на основе материалов литературы). А между тем выработать необходимые навыки доступно каждому человеку. Для стабилизации автомобиля при заносе необходимо сделать минимум 4 движения руками в секунду на рулевом колесе, причем правильных движений, обеспечивающих высокую скорость руления при минимальных физических затратах. Довольно просто проверить, под силу ли это данному водителю. Нужно вывесить передние колеса  автомобиля и попробовать быстро повернуть руль от упора до упора и обратно пять раз подряд за 15 секунд (для ВАЗ-2108 и т.п.). Если получится, тренажерную подготовку можно не проходить. Кстати, 15 сек. – это максимум, на слабенькую «троечку».

Что такое теоретическая подготовка

  Сколько существует приемов торможения? Что такое траектория движения автомобиля? Как заставить автомобиль поворачивать, если он этого не хочет? Как безопаснее пройти поворот? Как перепрыгивать открытые колодцы и канавы? Как избежать потери устойчивости автомобиля и что делать, если это произошло? И много другой интересной и полезной информации. Её может оказаться так много, что с первого раза  не всем удастся её запомнить.

 
·     Автодромная подготовка


  Занятия проводятся в группах, как правило,  по 5-6 автомобилей. Причем каждый должен познать возможности и тонкости управления именно СВОИМ автомобилем. Безопасность водителю и его автомобилю гарантируется. Инструктора не сидят с водителем в машине, а общаются с ним.по.радиостанции.

·     «Школа молодого бойца» (5 дней по 3 часа)

     Эта программа предназначена для начинающих водителей, со стажем до 1 года. К сожалению, уровень подготовки водителей в некоторых автошколах сейчас настолько низок, что многие водители, получив "права", не могут самостоятельно сесть за руль своего автомобиля.
Что.делать?
     Многие автошколы предлагают свои услуги, где за «очень дополнительную» плату те же инструктора доучивают недоученных ими курсантов(!).
Хорошая методика позволяет в безопасных условиях автодрома за 5 дней научить тому, на что потребовались бы годы. Бессмысленная езда по городу с инструктором автошколы не может дать такого же эффекта. После автодромной подготовки "чайники" отдыхают, выезжая в город.
Основу программы составляют упражнения на развитие чувства статических и динамических габаритов автомобиля.

* * *


Заключение

     Таким образом, мы рассмотрели основные особенности автоспорта, общепринятую классификацию спортивных машин, наиболее известные виды автоспорта и их правила. Говоря об автоспорте, было бы неуместным не рассмотреть также приемы вождения и программы повышения  квалификации спортсменов, проводимые в настоящее время. Ведь спорт подразумевает одновременное совершенствование и спортсмена, и его снаряжения. В одних видах автоспорта больше внимания уделяется совершенствованию технических сторон (Формула 1,  «кольцо»), в других – развитию физических и психологических качеств спортсмена (Кэмел трофи), однако нигде не игнорируется меньшее. Видимо, в этом и заключается секрет такой высокой популярности автомобильного спорта в мире. А какие именно качества тренировать – каждый решает сам (хотя, конечно, мода и мнение товарищей оказывают влияние). Можно также рассматривать автоспорт как некую иерархию, где в начале пути стоят «лёгкие» подвиды, а по мере накопления навыков – более сложные. Однако не все спортсмены придерживаются такой точки зрения, многие посвящают целую жизнь одному виду соревнований. И даже если общественное мнение классифицирует данный вид спорта как лёгкий, истинные спортсмены не ищут лёгких путей и вновь радуют нас своими победами.


Словарь

Ž Антикрыло – дополнительное приспособление, установленное на крышке багажника или на крыше. Увеличивает прижимающую силу.

Ž Кенгурин – сооружение из труб, смонтированное на автомобиль спереди. Служит для защиты передка от повреждений.

Ž Клиренс – расстояние от земли до нижней точки автомобиля.

Ž Лифт – устройство, изменяющее дорожный просвет (а значит, и клиренс) автомобиля.

Ž «Начинка» - комплектующие автомобиля, обусловливающие его характеристики

Ž Перетяжки – тросы, защищающие лобовое стекло и капот внедорожника от повреждений ветками деревьев.

Ž Присадка – компонент, добавляемый в топливо для улучшения характеристик двигателя. 

Ž «Чайник» - обладатель прав, владеющий «базовыми» навыками вождения.


Список литературы и источников:

1)   «Аванта+» – Спорт, том 20, энциклопедия. Издательский центр «Аванта+», М., 2001 г.

2)    «Физкультура и спорт», малая энциклопедия. Перевод с немецкого. М., «Радуга», 1992 г.

3)   Факторы риска и продолжительность жизни элитных групп спортсменов, Геселевич В.А.  «Вестник спортивной медицины России». М., 1995.

4)   «За рулём», журнал, М., издательский центр «За рулём»,  № 8`01, 2 и 4`02.

5)   www.4na4.ru

6)   www.autosport.ru – сайт, посвящённый нескольким видам автоспорта

7)   www.baggi.ru

8)   www.shatoon.ru – сайт Дальневосточного клуба внедорожных соревнований.

* * *


[1] «Факторы риска и продолжительность жизни элитных групп спортсменов», Геселевич В.А.  «Вестник спортивной медицины России». М., 1995.

[2] www.baggi.ru

[3] «Аванта+» – Спорт, том 20, энциклопедия. Издательский центр «Аванта+», М., 2001 г.

[4] www.avtosport.ru, «Аванта+» – Спорт, том 20, энциклопедия. Издательский центр «Аванта+», М., 2001 г.

[5] www.shatoon.ru, www.4na4.ru

[6] «За рулём», журнал, М., издательский центр «За рулём»,  № 8`01, 2 и 4`02.

[7] «Физкультура и спорт», малая энциклопедия. Перевод с немецкого. М., «Радуга», 1992 г.


Страницы: 1, 2, 3