Реферат: Армия Спасения в Российской империи. 1908–1916 гг.
Внимание
спасенцев обращено было и на те обездоленные семьи, где помимо скудной еды и невыносимых
жилищных условий была и еще одна беда — родители не имели возможности вывести
детей в летнее время на дачу. Санкт-Петербургская Армия Спасения стремилась
восполнить то, что не могла сделать власть, и летом 1915 г. в деревне Каукъярви
в Финляндии была устроена летняя колония, где за одно лето побывало 120 детей
резервистов. Сюда же в летнее время вывозили обитателей приюта для беженцев (40
человек), который был создан на деньги живших в Петрограде американских
дипломатов и членов их семей и управлялся финским унтер-офицером, русской по национальности,
Н.И. Константиновой.
Армия
Спасения в Финляндии и в Петрограде поддерживала инициативу отделений Армии в других
странах по оказанию гуманитарной помощи воюющей России. В марте 1916 г. Армия
Спасения Канады приняла решение о передаче в дар России пяти автомобилей
«скорой помощи», оборудованных для обслуживания раненых и перевозки их с поля
боя в лазареты. Император Николай II соизволил принять этот дар.
На
торжественном собрании, от имени России дар принял советник российского
посольства в Лондоне М.К. Набоков. Он зачитал телеграмму российского посла
графа Бенкендорфа, в которой, в частности, говорилось: «Я искренне убежден, что
этот дар высоко оценится в моей стране как знак братского расположения,
связывающего наши страны, и еще больше увеличит наше уважение к великому делу
Армии Спасения во всем мире, и к тем великим идеалам, которые она проводит в своих
непрестанных энергичных усилиях к облегчению страданий человечества» .
Созданная
непосредственно Армией Спасения или при ее участии сеть социальных организаций
в Финляндии, в Петрограде и в его пригородах требовала значительных денежных
средств. Основная часть из них поступала в виде добровольных пожертвований от разных
лиц. В архивных фондах благотворительных обществ, которые поддерживали
социальные проекты Армии, в перечне жертвователей можно встретить имена
известные всей России. Так, в письме от февраля 1916 г. назначенный послом в Англию
(в недавнем прошлом министр иностранных дел) С.Д. Сазонов, обращаясь к одной из
самых деятельных членов Татьянинского комитета С.К. Буксгевден, писал: «у меня
оказалась немного свободных рублей, которые я желал бы дать на дело призрения
семей наших павших воинов» .
Руководители
и члены Армии Спасения очень щепетильно относились к расходованию собранных
средств. На страницах «Вестника спасения» регулярно публиковалась информация о доходах
и расходах организации .
Весной
1915 г. К. Ларссон по приглашению российского солдата Армии Спасения Мари фон
Вайсберг побывал в ее имении Толстые под Каширой. В его дневнике остались
описания многих событий этой поездки. Одно из них было связано с празднованием
православной пасхи. Вот как об этом он пишет: «В пасхальный вечер я провел
собрание в маленьком помещении. Оно было полно народа. Я показал несколько
световых картин из жизни Христа, а также говорил на тему »Как Христос
привлекает к себе людей«. Немного рассказав о работе Армии Спасения в Финляндии
и Петрограде, я закончил рассказом о том, как я сам пришел к Христу…Из-за темноты
я никого не мог пригласить к скамье для покаяния, а призвал тех, кто хочет
отдать свое сердце Господу, поднять руку. Некоторые сделали это, и для них я провел
отдельное собрание».
По
дороге в Петроград, Ларссон заехал в Москву. В сопровождении своих московских
друзей полковник осмотрел Кремль и другие московские достопримечательности,
побывал на службах в различных храмах и молитвенных домах. Чтобы составить
собственное мнение о социальной работе городских властей и общественных
благотворительных организаций, Ларссон посетил и районы, где проживала
городская беднота. Московские бараки и общежития, подвалы и трущобы, условия
жизни многих десятков тысяч горожан, нищета и бедность произвели тяжкое
впечатление. «Здесь я увидел невероятное, — вспоминал он впоследствии. — Что
можно сказать о комнате, в которой, согласно решению полиции, висящему на двери,
нельзя было размещать на ночлег более одиннадцати человек, но где, по признанию
хозяйки, одновременно спали почти пятьдесят человек — мужчин, женщин и детей!
Семьи поселялись там за несколько копеек за сутки. Есть несколько подобных
ночлежек, некоторые из них предназначались только для женщин, но туда также
пускали и мужчин. Мы видели бесплатную раздачу еды, которую сразу захватила
шайка мужчин. Они смотрели, чтобы не пропустить никого другого» .
В
Москве же Ларссон познакомился с популярным и авторитетным в московских кругах
ученым, богословом и руководителем студенческого христианского кружка
профессором В.Ф. Марцинковским. Между ними сразу установились добрые отношения,
что позволило в ходе долгих и откровенных бесед обсудить вопросы о положении
религиозных организаций в России, о возможности налаживания отношений между
Русской церковью и Армией Спасения. С разрешения Марцинковского, Ларссон
выступил перед группой студентов из различных учебных учреждений Москвы,
которые с интересом восприняли информацию об Армии Спасения и задавали
множество вопросов. Из этих встреч и обсуждений Ларссон вынес твердое
убеждение: наличие государственной церкви в России, ее диктат и монополия в духовной,
да и в других сферах, является проблемой не только для Армии Спасения, но и для
всех иных, прежде всего, протестантских объединений, которые, по мнению властей
и церкви, «не подходили для России».
Под
впечатлением от увиденного и услышанного в поездках по России, Карл Ларссон
вновь и вновь в своих раздумьях обращался к вопросам, которые он ставил перед
генералом Бутом в письме в феврале 1914 г. Прошло два года, многое изменилось и
в Европе, и в России, но оставался актуальным призыв развернуть де-факто широкую
социальную деятельность в России. В этот раз Ларссон свои наблюдения,
предложения и выводы облек в форму записки, которая предназначалась для руководства
Армии Спасения. Она имела символическое название «Россия и Армия Спасения.
Открытые двери и призыв России к Армии Спасения» .
Почему
же должна Армия Спасения придти в Россию, задается вопросом Ларссон? И сам же
приводит многочисленные к тому основания: глубокая религиозность населения и одновременно
духовный голод, который оно испытывает; стремление значительного числа людей
приносить пользу ближним каким-либо конкретным делом; отсутствие достаточного
количества социальных учреждений; детская беспризорность; пьянство и проституция,
захлестнувшие большие города; низкий уровень жизни большей части населения.
«Позвольте
мне сказать прямо и откровенно, — писал он, — Армия Спасения не может быть
теперь признанной официально или получить официальное разрешение работать в России….Единственно,
что нам следует делать, это идти прямо и начать работу без официального
разрешения. Разрешение для всякого рода работы, кроме митингов, может быть
легко добыто неофициальным путем, и позволение для митингов может быть добыто
позднее. Власти, включая правительство, два года уже были осведомлены о нашей
работе, и если бы оно хотело избавиться от нас, ничего не было бы легче, как
выслать нас. Поэтому, вероятно, что мы должны сначала вступить с социальной
стороны, а не с духовной, как обыкновенно».
Вместе
с тем, Ларссон не считал, что вхождение Армии Спасения в Россию влечет для нее
забвение «духовных вопросов». Нет, утверждал он, солдаты и офицеры должны жить
по вере и свидетельствовать о своей вере. Но при этом, они не должны «вступать
в борьбу» с государственной Православной церковью или какими-либо другими
российскими церквами и вероисповеданиями. Ларссон предлагает иной путь: не «отделять»
народ от национальной церкви, а самой Армии Спасения «приспособиться» к религиозным
традициям и особенностям духовной жизни многомиллионного народа. И потому —
разрешить своим православным членам сохранить некоторые, дорогие им, обряды и таинства
(исповедь, крещение, венчание, отпевание, крестное знамение), отмечать
православные праздники, носить нательный крестик, размещать в домах иконы.
Судя
по архивным источникам, Ларссон работал над этим документом в течение
нескольких месяцев. Но сделать окончательно вывод, был ли он завершен и отправлен
в Штаб-квартиру Командования Армии, мы пока не можем. Ясно одно, что Ларссон
придавал особое значение записке, и она постоянно находились на его рабочем
столе.
Социальная
и благотворительная работа Армии Спасения проходила на фоне сложной
политической обстановки военного времени как в России, так и в Финляндии.
С
началом Первой мировой войны в финском обществе заметно активизировалась борьба
между сторонниками различных политических партий. Часть общества надеялась, что
демонстрацией лояльности к России можно вернуть себе автономные права и поэтому
выступала за поддержку русской администрации в Финляндии. Другая часть
высказывалась за большую ориентацию на Англию и Францию, надеясь, что в послевоенных
условиях такая позиция скажется самым благоприятным образом на отношениях
Финляндии с западными странами.
Но
имелась группа политических деятелей и их сторонников, считавших, что именно в условиях
войны создаются наиболее оптимальные условия для полного отделения Финляндии от
России. Стоит признать, что такие настроения, антирусские по своей
направленности, имели широкое распространение. Они могли выражаться по-разному,
в пассивном неповиновении, демонстративном безразличии, неприятии и неучастии в
каких-либо акциях и мероприятиях, организованных русской администрацией. Или,
напротив, в призывах к активным действиям против русской администрации.
Последнее было характерно для многочисленных студенческих кружков, призывавших
к организации вооруженного восстания и одностороннему выходу из состава России.
О реальности подобных настроений свидетельствовало и командование Северного
фронта, когда указывало в своих донесениях в течение 1915–1916 гг.: «в Финляндии
под личиной спокойствия и лояльности подготовляется вооруженное восстание с целью
отторжения ее при помощи Германии от России».
Со
стороны властей в качестве своеобразной «предохранительной меры» выдвигалось
предложение об ограничении ввоза продовольствия в Финляндию. Результат не заставил
себя ждать. К началу 1916 г. стал ощущаться недостаток продовольствия,
вводилась нормированная выдача масла и сахара. К этому добавлялись набирающая
высокие темпы инфляция, недостаток промышленных товаров. В сообщениях
Финляндского генерал-губернатора Ф. Зейна председателю Совета министров Б.В. Штюрмеру
неоднократно сообщалось: «в крае явный недостаток предметов продовольствия, а искусственное
их скопление нигде не наблюдалось». Даже в докладах начальника Финляндского
жандармского управления генерал-майора А.М. Еремина отмечалась острота
«продовольственного вопроса» и необходимость «энергичного вмешательства
властей» в улучшение тяжелого положения «неимущего класса» дабы не спровоцировать
взрыв недовольства населения. Из архивных документов этого периода складывается
впечатление, что ни местная, ни центральная власти не только не стремились
что-либо предпринять для ликвидации «продовольственного кризиса«, но и преднамеренно
преступно бездействовали. Можно предположить, что рассчет сводился к тому,
чтобы волнения и недовольство населения подавить с помощью уже имеющихся и при
необходимости дополнительно вводимых в Финляндию русских войск.
С
начала войны на Финляндию распространялись законы военного времени и цензуры.
Тогда же здесь, как и на других прифронтовых территориях, активизировались
действия российских спецслужб, и тотчас же жандармские управления были
буквально завалены доносами по обвинению разных лиц в шпионаже, политической
неблагонадежности или сочувствии к воюющим странам.
В
атмосфере всеобщего психоза подозрительности Департамент полиции МВД обратил
внимание и на Армию Спасения. В срочном запросе он потребовал от Финляндского
жандармского управления информации о ее деятельности. Однако в ответной
шифрованной телеграмме генерал-майора А.М. Еремина каких-либо компрометирующих
сведений не содержалось. Генерал писал: «Во главе отделения стоит шведский
подданный, оратор и поборник трезвости Карл Ларссон; деятельность заключается в
благотворении, содержании приютов, убежищ, борьбе с пьянством и развратом, в духовной
и материальной поддержке павших, в издании духовно-нравственной литературы.
Члены обоего пола носят форму - подобие военной, собираются для
духовно-нравственных бесед, пения псалмов под аккомпанемент духового оркестра,
маршируют по улицам. С началом войны собрания допускаются только в закрытых
помещениях, хождение по улицам воспрещено. Никаких неблагоприятных сведений об обществе
не имеется ни в управлении, ни в полиции» .
Летом
1916 г. всем жандармским управлениям в Финляндии, Лифляндии, Эстляндии и Петербурге
было дано распоряжение усилить наблюдения за Армией Спасения, дабы выяснить и пресечь
ее «противозаконную деятельность». Сигналом к началу этой акции послужили
представленные начальником Свеаборгской крепостной жандармской команды сведения
о задержании военной цензурой послания из Германии в Гельсингфорс на имя Карла
Ларссона. Подозрение вызвала содержащаяся в письме фотография немецкого
солдата. Это было воспринято как доказательство связи с иностранным
государством и шпионажа в пользу воюющего противника. Тотчас Штаб Армии
Спасения в Гельсингфорсе и квартира К. Ларссона, были подвергнуты обыску. Был
собран материал, указывающий, по мнению спецорганов, «на крайне вредную и опасную
деятельность этой организации» и на необходимость ее «немедленной ликвидации
распоряжением департамента полиции».
Для
расширения круга поиска компрометирующих Армию Спасения источников, Департамент
полиции подключил петроградского градоначальника А.Н. Оболенского, доверительно
прося его уточнить, насколько легально действует Армия в Петрограде. В конце
сентября 1916 г. А. Оболенский сообщил, что действующие в Петрограде
объединения Армии Спасения не имеют регистрации. Хотя в тоже время, он и оговаривался,
что не располагает какими-либо сведениями «о преступной деятельности
петроградских учреждений общества Армии Спасения, а равно и вышеназванных
членов этого общества». Лишь Департамент духовных дел МВД полностью
солидаризировался с мнением начальника Свеаборгской крепостной жандармской
команды об «опасном для государственного порядка направлении деятельности Армии
Спасения» и необходимости в связи с этим ее «ликвидации».
Несмотря
на активную переписку вокруг «дела о ликвидации Армии Спасения», документы и материалы,
собранные летом 1916 г. при обыске в штабе Армии и на квартире Ларссона, вплоть
до октября 1916 г. оставались без движения. Как выяснилось, Свеаборгская
крепостная жандармская команда не располагала достаточным числом
офицеров-контрразведчиков, способных квалифицированно разобраться в данном
деле. Им удалось лишь разобрать вещественные доказательства — тетради и блокноты.
Тогда как общий объем изъятого составлял шесть больших тюков разных сочинений,
донесений и переписки на английском, шведском и финском языках. Но все же
контрразведчики пришли к мнению, что «разбором вещественных доказательств,
отобранных по обыску у полковника Армии Спасения Ларссона и в штабе этой Армии
в Гельсингфорсе, устанавливается не только противоправительственная
политическая деятельность означенной Армии в России, но также и стремление ее разрушить
религиозные основы православной церкви». Стремясь придать особую значимость
своей работе, контрразведчики выдвинули и просто курьезные обвинения в адрес
Армии Спасения, некоторые из них звучали так:
o
«руководители международной Армии Спасения отнюдь не ограничиваются показной
благотворительностью, а стремятся произвести какую-то перегруппировку среди
всех государств и образование новых»,
o
видна ясная цель настойчиво внедриться в Россию «для производства внутренней
разрушительной работы»,
o
Армия «представляет собой боевой элемент каких-то других могущественных
организаций, ведущих планомерную борьбу с существующим строем во всех
государствах для установления в них в будущем какой-то однообразной формы
правления и подстраивающей для этого международные столкновения» .
К
осени 1916 г. поступили и первые сведения о результатах наблюдения за Армией
Спасения на территории Эстляндии и Лифляндии. Однако в них не содержалось
каких-либо компрометирующих данных. Так, Эстляндское жандармское управление
докладывало: «Проверкой и наблюдением в течение двух месяцев… до сего времени
не замечено, чтобы общество проявило какую-либо деятельность в районе
Эстляндской губернии вроде открытия приютов, устройства молитвенных митингов,
посещения бедных кварталов, ухода за больными и тому подобных благотворительных
выступлений, равно как устной и печатной пропаганды идей того же общества.
Нигде в районе Эстляндской губернии до сего времени не замечено распространения
также и печатного органа общества »Вестник спасения«, который предполагается к выпуску
обществом не только для печатной, но и устной пропаганды через продавцов». По докладу
Лифляндского жандармского управления «ни самой организации »Армия Спасения«, ни
ее членов в пределах Лифляндской губернии до настоящего времени не обнаружено».
По
мере того, как «дело о противозаконной деятельности» Армии Спасения обрастало
справками, отчетами, донесениями, сведениями, оно становилось предметом все
более разгоравшейся склоки между Особым отделом Департамента полиции и Департаментом
общих дел. Каждый из них стремился «перепихнуть» друг на друга ответственность
за принятие решения о ликвидации Армии Спасения и непосредственное его
выполнение.
В
конце концов, управляющий министерством внутренних дел генерал-лейтенант П. Курлов
принимает решение направить в Финляндию своего специального представителя. Им стал
чиновник особых поручений IV класса, статский советник П.М. Митрович. Ему было
предписано: «отправиться в город Свеаборг, где в канцелярии…начальника
крепостной команды ознакомиться подробно с ликвидационным материалом для
определения, заключаются ли в результатах ликвидации данные для возбуждения
дознания в порядке 1035 статьи Устава Уголовного судопроизводства или же
представляется более соответственным провести по делу переписку в порядке
Правил о местностях, объявленных на военном положении».
В
течение октября-ноября Митрович штудировал собранные «обвинительные материалы»,
проводил встречи с должностными лицами и агентами секретных служб. Плодом его
трудов стала обстоятельная секретная записка на имя товарища министра
внутренних дел от 14 декабря 1916 г. В ней он описал всю историю возникновения
Армии Спасения в Российской империи, изложил существо «претензий» спецорганов к
деятельности К. Ларссона и его штаба, подробно разобрал юридические основания
возможных санкций в отношении Армии. Статский советник пришел к выводу, что нет
оснований рассматривать Армию Спасения в качестве политической организации и потому
ее деятельность не подлежит уголовному наказанию. Хотя тут же отмечалось, что
есть все основания подозревать в «политической неблагонадежности» и даже в «прикосновенности»
Карла и Бертеля Ларссона к «сообществу, составившемуся для учинения
государственной измены путем способствования правительству или агенту
иностранного государства в собирании сведений, касающихся внешней безопасности
или вооруженных ее (России — М.К.) сил или сооружений обороны», и ставилась
задача продолжить за ними наблюдение, а затем «выслать за границу по распоряжению
Финляндского генерал-губернатора«.
Суть
же претензий к Армии Спасения как к «религиозному учреждению» выражена была
следующей фразой: «Армия Спасения, пародирующая в своем устройстве военную
систему и привлекающая людей легко в число своих последователей делами
фактического и непосредственного благотворения в среде низшего и обездоленного
класса населения, представляется организацией, не только противоречащей по своему
вероучению правилам церкви Православной, но и достаточно способной для
отвлечения от нее истинно верующих православных христиан, — организацией,
быстро развивающейся и ныне стремящейся, путем применения принципа
приспособляемости, распространиться в Российской империи, каковые стремления
Армии, как совершенно недопустимые в России, должны быть своевременно
предупреждаемы и пресекаемы». Как следствие, предлагалось приостановить издание
журнала «Вестник спасения» как «органа сектантской пропаганды», возбудить
судебное преследование «против виновных в издании и распространении журнала» и установить
тщательное «наблюдение за деятельностью членов Армии Спасения в их благотворительных
учреждениях для своевременного законного пресечения их сектантской словесной
публичной пропаганды« .
Рубеж
1916 — 1917 гг. был временем, тягостным для Российской империи: военные
поражения, разрушение экономики, обнищание населения, нехватка продуктов
питания, забастовки. Почти физически ощущались разложение власти, потеря ею последнего
авторитета в российском обществе, ее неспособность предотвратить надвигающуюся
катастрофу. В этой агонии власть лихорадочно искала «виновников» такого
положения, тех, кто препятствовал, по ее мнению, укреплению патриотического
духа в борьбе с внешним врагом — Германией и ее союзниками. По стране
прокатилась волна поиска врагов «внутренних», вылившаяся в погромы против
еврейского и немецкого населения, выходцев из стран, входящих в воюющий с Россией
блок. Были арестованы или высланы из страны многие лидеры протестантских
церквей и общин, закрыты молитвенные дома, вводился запрет на распространение
религиозной литературы.
Эта
развернувшаяся ожесточенная война с «внутренним врагом» впрямую затронула и организации
Армии Спасения. Секретная справка Митровича стала основанием для практической
деятельности Департамента полиции. В декабре 1916-феврале 1917 гг. директор
Департамента А.Т. Васильев направляет информации в Главное управление по делам
печати, Петроградскому градоначальнику А. Оболенскому, в штаб Командующего VI армией,
в департаменты общих дел и духовных дел МВД с жесткой характеристикой
деятельности Армии Спасения, с предложением о принятии мер к закрытию «Вестника
спасения» и началу судебного преследования членов Армии, к высылке из Финляндии
К. и Б. Ларссона.
Однако
Февральская революция предотвратила осуществление плана «ликвидации» Армии
Спасения, предоставив ей шанс вместе с другими ранее гонимыми религиозными
организациями, пережить бурное возрождение в недолгие месяцы религиозной
свободы в России.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusoir.ru/
|