Реферат: Армия Спасения в Российской империи. 1908–1916 гг.
Реферат: Армия Спасения в Российской империи. 1908–1916 гг.
М.И. Катин (г. Москва)
В
августе 1908 г. в купе поезда, следовавшего в Стокгольм и далее — в Санкт-Петербург,
неожиданно встретились два человека — Брамвель Бут, начальник штаба Армии
Спасения и английский журналист У.Т. Стэд. Узнав, что журналист следует в российскую
столицу, где он намеревался интервьюировать российского премьер-министра П.А. Столыпина,
Б. Бут предложил ему в ходе разговора поднять вопрос о допущении Армии Спасения
в Россию.
У.Т.
Стэду повезло, ему удалось встретиться с премьер-министром и взять у него
интервью. Написанный на его основе материал был опубликован в газете «Таймс».
Из него следовало, что на просьбу журналиста разрешить легальную деятельность
Армии Спасения в России, Столыпин задал три вопроса: «Не вмешивается ли Армия
Спасения в политику? Не рассчитывает ли она разжечь враждебные чувства в отношении
христианского населения империи? Как быть, если собрания под открытым небом
противоречат российским законам?»
Стэд
разъяснил, что в Англии и в других странах члены Армии Спасения никогда не вмешивались
в политику и не вели какой-либо враждебной деятельности против других
христианских церквей или иных вероисповеданий. Он подчеркнул, что Армия готова
учесть точку зрения правительства России в отношении проведения собраний под
открытым небом, и что ее филантропическая активность, «превращающая плохих
граждан в достойных», принесет большую пользу государству.
Итог
беседы был ободряющим. Столыпин заявил, что не видит причин, препятствующих
появлению Армии в России, но до принятия окончательного решения просил
представить для изучения устав данной организации. Чуть позже комиссар Армии
Спасения Мапп , бывший в то время одним из ближайших сотрудников генерала
Уильяма Бута, направил письмо Столыпину. В нем он заверил его еще раз, что
«если Армия Спасения придет в Россию, то ничего не попросит у российского
правительства, кроме разрешения на проведение любого вида социальной деятельности
за свой счет». При этом комиссар подчеркнул, что годовой доход Армии только от добровольных
пожертвований в виде денежных переводов составляет более 1 миллиона рублей .
Со
стороны могло казаться, что после встречи с премьером и его заверений сложились
как никогда ранее благоприятные условия для появления Армии Спасения в России,
и нужно сделать только еще одно усилие. Очевидно, именно так оценивал
обстановку генерал Уильям Бут , которому к тому моменту уже было 79 лет,
принимая решение лично посетить Россию.
Вопрос
о возможности визита генерала в Россию стал предметом острых споров в правительстве,
в аристократических салонах и в церковных (православных) кругах. Если высший
свет появление Бута не воспринимал как «вызов» союзу монархии и Русской церкви,
то Святейший правительствующий Синод и Департамент духовных дел МВД заняли
резко негативную позицию.
Думается,
что императорское правительство, давая согласие на приезд Бута, исходило из чисто
прагматических политико-дипломатических соображений. Положительный ответ на просьбу
посла Великобритании Артура Никольсона был демонстрацией намерений России
укреплять союзнические отношения с Великобританией, что было немаловажно в условиях
усложняющихся военно-политических отношений в Европе. Вместе с тем, правительство
России сделало все, чтобы предполагавшийся визит не выглядел как официальный, а
воспринимался как частный. Именно поэтому не предполагалось никаких публичных
мероприятий, встреч с представителями государственной власти и аудиенции Бута с
Николаем II, как об этом просили представители посольства Великобритании.
Максимум разрешенного — посещение и встречи в Государственной думе, выступления
в частных домах по приглашению отдельных лиц.
26
марта 1909 г., посетив предварительно Швецию и Финляндию, генерал Бут вместе с сопровождавшими
его ближайшими помощниками прибыл в Санкт-Петербург с двухдневным визитом.
В
первый день пребывания в России У. Бут посетил Государственную думу, где,
находясь в ложе для дипломатов, некоторое время наблюдал за ходом парламентских
дискуссий. Затем он встретился с заместителем председателя Думы бароном А.Ф. Мейендорфом.
В частной беседе генерал подымал вопрос о возможности для Армии Спасения
действовать в России, и ему была обещана поддержка.
Вечером
в доме генерала Сабурова генерал Бут выступил с докладом перед значительной
аудиторией. Вот как об этом пишет секретарь генерала Э.Д. Хиггинс: «После того
как все заняли свои места, генерал поднимается, чтобы произнести свою первую
речь в России. Генерал очаровывает своих слушателей. Рассказ о его собственном
обращении, о скромном начале Армии в восточном Лондоне, о расширении работы по всему
миру и ее современном состоянии на примере событий на различных полях битв
Армии, удерживал слушателей в напряженном внимании. Однако наибольший интерес
пробудили слова генерала о планах, которые он имел для России. С большими
надеждами он ожидал наступления того дня, когда Армия сможет начать работу в этой
стране, и поэтому видел теперь, что это время наступило. Генерал говорил около
часа с четвертью, и в это время внимание его слушателей ни на миг не ослабевало.
Когда он, наконец, сел, по комнате пронесся гул восхищения. Одна из присутствующих
дам выразила, очевидно, чувства всех слушателей, сказав: »Россия не может
больше обойтись без Армии Спасения« .
На
следующий день состоялись свидания Бута с министром финансов В.Н. Коковцовым,
заменявшим отсутствующего в тот момент Столыпина. В беседе Коковцов выразил
заинтересованность планами Бута распространить деятельность Армии Спасения из Финляндии
на всю территорию России. Вечером второго дня пребывания в российской столице
состоялось еще несколько встреч У. Бута с общественными деятелями России. Как
пишет в своих воспоминаниях офицер Армии Спасения К. Ларссон , «после приема,
которого удостоился тогда генерал Бут, обещаний и заверений, которые давали
влиятельные лица, казалось, будто двери России были распахнуты настежь, и нам
остается лишь войти под музыку, барабанный бой и радостные возгласы »Аллилуйя!«
Несмотря
на проявленное в аристократических кругах внимание к деятельности Армии
Спасения, реальных результатов поездка Бута в Россию не дала. Разочаровывающей
была и его встреча в Букингемском дворце, уже по возвращении из России, 6 апреля
1909 г., с вдовствующей русской императрицей Марией Федоровной, бывшей в гостях
у своей сестры английской королевы Александры . По мнению императрицы, Армия
Спасения в России могла бы в скором времени трансформироваться в христианскую
секту, неизбежно конфликтовавшую с государственной Российской православной
церковью. Попытка Бута указать, что большая часть населения не посещает храмы и
далека от понимания православного вероучения, а постоянные прихожане «рабски
привязаны к церкви с ее пышной обрядностью», встретила отпор со стороны Марии
Федоровны. Единство проявилось лишь в том, что Армия Спасения могла бы быть
полезной в России в деле борьбы с пьянством, которое особенно заметно в дни
церковных праздников.
Некоторое
время спустя журналист У.Т. Стэд повторно приезжал в Петербург. Его
интересовало, что конкретно должна была предпринять Армия для легализации своей
деятельности в России. Правительственные чиновники при встречах в довольно
доброжелательном тоне разъясняли, что согласно российским законам необходимо
подать официальное заявление в Министерство внутренних дел. Тотчас же в Россию
были направлены супруги Поульсен с поручением представлять Армию Спасения пред
российскими властями. В короткое время было подготовлено заявление. В прилагаемом
Уставе цель Армии Спасения сформулирована была следующим образом: «Армия Спасения,
уповая всецело на благословение Божие, при содействии Духа Святого, имеет целью
привлечение к Богу, к благочестивой трудовой жизни людей, отпавших от веры и предающихся
пьянству, разврату и разным порокам, и направляет свои усилия преимущественно на
тех, которые никаких церквей не посещают и погибают в безбожии и грехе» .
Однако,
вопреки надеждам, скорого решения вопроса не состоялось. В ожидании ответа У. Бут
обратился к министру иностранных дел Великобритании с просьбой о содействии
регистрации Армии Спасения в России. Одновременно российского посла в Англии
графа А.К. Бенкендорфа посетил специальный представитель Армии Спасения. Он заверил,
что Армия заранее принимает все условия, которые были бы поставлены Российским
правительством для начала ее деятельности в России, и что, вообще, Армия
намеревается действовать исключительно в рамках российского законодательства и с
ведома правительства.
Граф
Бенкендорф информировал о состоявшихся переговорах российского министра
иностранных дел С.Д. Сазонова, уверяя последнего, что «Армия Спасения состоит
из лиц порядочных и добросовестных». 21 января 1911 г. Сазонов обратился к председателю
Совета министров П.А. Столыпину, извещая его о позиции Бенкендорфа и одновременно
высказывая свою точку зрения. Примечательно, что Сазонов в письме Столыпину
специально отмечал, что и он в годы работы в Российском посольстве в Лондоне
«имел возможность ознакомиться с деятельностью Армии Спасения и констатировать
ее поразительные результаты. Обществом отвращено от порока и всякого рода
искушений громадное количество лиц. Армия Спасения стремится к достижению лишь
нравственных целей и не носит какого-либо вероисповедного оттенка. Интересно
отметить, что духовенство всех исповеданий горячо приветствует ее успехи.
Равным образом, Армия не преследует политических целей. Однако по характеру
своей деятельности она является противницей учений социалистического и анархистского».
Столыпин
поручил собирать материал об Армии Спасения министерству внутренних дел. Уже
первое обращение в Департамент полиции показало, что рассчитывать на получение
от него каких-либо серьезных сведений об истории и деятельности Армии за рубежом
и в России не приходится. Департамент лишь уведомил, что располагает только
несколькими «образчиками» сведений об Армии Спасения, а также информацией о воспрещении
въезду У. Буту в Россию в 1891 г.
Неосведомленность
Департамента полиции, очевидно, можно объяснить характером его деятельности в 80-90-х
годах XIX столетия, сосредоточенной исключительно на контроле за революционным
движением. То было время контрреформ (крестьянской, земской, городской,
судебной), сопутствовавших правлению Александра III, и осуществлявшихся с помощью
нещадных репрессий, карательного террора в отношении всякого вольномыслия и свободолюбия.
Приведем выдержку из книги известного исследователя политических процессов в России
Н.А. Троицкого, характеризовавшего руководителей репрессивных органов Империи:
«Правой рукой Александра III и своеобразным дополнением к нему в качестве
главного вершителя реакции на правах министра внутренних дел и шефа жандармов
был граф Д.А. Толстой… К борьбе с революционерами, а в особенности с террористами,
до умопомрачения ненавистными и опасными, Толстой готов был свести всю
внутреннюю политику правительства. Государственный секретарь А.А. Половцев 30 января
1885 г. записал в дневнике: »Его интересуют одни динамитисты и то в замыслах их
против его особы«. Не страдали избытком гуманности и другие сановники,
ответственные за карательную политику царизма: министр юстиции 1885–1894 гг. Н.А.
Манасеин; ближайший помощник (товарищ министра внутренних дел)… И.Н. Дурново;
другой товарищ министра внутренних дел, бывший директор департамента полиции,
напористый, цепкий и безжалостный В.К. Плеве,… командир корпуса жандармов П.В. Оржевский…Все
они были преданы интересам дворянско-крепостнической реакции и вносили в карательную
политику максимум жестокости, угождая тем самым »каменносердому маньяку всея
Руси«, как назвал Александра III Марк Твен» .
В
поисках информации об Армии Спасения директор Департамента общих дел МВД А.Д. Арбузов
17 февраля 1911 г. обратился к генерал-губернатору Финляндии Ф.А. Зейну. В ответной
обстоятельной записке Зейн информировал об истории Армии Спасения в Финляндии,
основных направлениях ее современной деятельности. По его данным на территории
Финляндии к 1911 г. было открыто 61 отделение (корпус) и в них насчитывалось
4185 человек (302 — офицера и кадета, 551 - унтер-офицер, 3332 - солдаты).
Армия Спасения, как отмечал генерал-губернатор, «придерживается главным образом
начал религиозного самосовершенствования и благотворительной помощи бедному
населению и каких-либо отклонений в сторону вмешательства в общественную жизнь
не замечено». Вместе с тем, Зейн склонялся к мнению «о нежелательности
легализации деятельности Армии Спасения» по причине нахождения управленческого
центра за границей, что лишает российские власти какого-либо контроля за его
деятельностью.
Вслед
за Финляндским генерал-губернатором, о нежелательности разрешения деятельности
Армии Спасения в России заявили Департамент духовных дел и Департамент полиции
МВД, Святейший Синод. Все они посчитали недопустимым и даже опасным регистрацию
Армии Спасения, поскольку, по их мнению, это законно давало возможность
иноверной и отрицательно относящейся к православию организации действовать и совращать
православных; кроме того, неприемлем был сам факт деятельности на территории
России иностранной религиозной организации, управляемой из центра, находящегося
за пределами страны.
Вопрос
о регистрации Армии Спасения выплеснулся и на страницы российской прессы.
Основная часть публикаций весьма недружелюбно относилась к возможности начала
деятельности Армии Спасения в России и в самом негативном свете представляла
историю Армии, жизнь и деятельность ее основателя У. Бута. К примеру, автор,
скрывшийся за инициалами Е.К., писал в газете «Колокол»: «Приняв за основу
всего военную дисциплину, Бут принял и внешние формы военного устройства;
приняв звание »генерала«, он разделил своих последователей на »солдат« и »офицеров«
разных рангов, причем »солдат« обязывался безусловным повиновением «офицеру», а
каждый «офицер« — старшему над ним, а над всем царит с правами автократора —
Бут. Заимствовав от иезуитов и масонов (что вряд ли не одно и тоже)
организацию, Бут взял оттуда и руководящий принцип: цель оправдывает средства,
и дал в руководство своим подчиненным следующее правило катехизиса. В нем
задается такой вопрос: Как можно завоевать массы? Ответ следует такой:
заставляй их идти на наши богослужения, привлекай их, как и чем — безразлично»
.
Хотя,
справедливости ради, следует указать и на отдельные положительные публикации.
А. Оссендовский в статье «Клич войны» последовательно отметал расхожие
обвинения, выдвигавшиеся в российской прессе в адрес генерала Бута .
По
предложению Столыпина вопрос об Армии Спасения был вынесен в заседание
правительства. Обобщение материалов и подготовка итоговой справки были
возложены на товарища министра внутренних дел С.Е. Крыжановского. Составленная
им справка, оставляет двойственное впечатление. Кажется, что составитель,
представляя как положительную, так и отрицательную информацию о деятельности
Армии и возможных последствиях ее «вхождения» в Россию, не желал формулировать
свое собственное окончательное предложение, а хотел, чтобы выбор между «за» и «против»
сделали сами члены правительства в заседании Совета министров.
Окончательное
рассмотрение вопроса об Армии Спасения в заседании Совета министров было
намечено на 27 сентября 1911 г. Но в назначенный срок заседание правительства
не состоялось. Виной тому стали трагические события, происшедшие в Киеве, где
1-го сентября в зале Городского театра было совершено покушение на премьер-министра
П.А. Столыпина. Ранение оказалось смертельным и к вечеру 5 сентября 1911 г. Столыпин
скончался.
Новым
председателем Совета министров был назначен В.Н. Коковцов. Естественно, премьер
знал о намеченном на 27 сентября заседании Совета министров, где должен был
обсуждаться вопрос об Армии Спасения. Но в новых обстоятельствах он не стал
брать на себя ответственность за возможное решение. Было запрошено, как, якобы,
недостающее и весьма необходимое для определения в целом позиции правительства,
официальное мнение вновь назначенного на пост министра внутренних дел А.А. Макарова.
Тот, по ознакомлении с материалами своего ведомства, пришел к однозначному
мнению о необходимости отказать в удовлетворении просьбы генерала Бута.
Обоснование его позиции не было оригинальным и повторяло все то, что уже
высказывалось противниками присутствия Армии Спасения в России. В частности,
министр писал: «Ознакомившись с характером деятельности названного общества, я нахожу,
что, хотя Армия Спасения и не представляет из себя единения чисто религиозного
характера, но все же организация эта, в виду преследуемых ею целей, как,
например, устройства религиозных собраний и распространение христианской
литературы, несомненно, может вылиться в России в особую секту, что,
безусловно, по мнению моему, нежелательно. Кроме сего, я полагал бы, что
допущение деятельности этого общества, управление делами коего находится в Лондоне,
является нежелательным, в виду затруднительности осуществления надзора за подобного
рода организациями и отсутствия в настоящее время законов, нормирующих их деятельность».
В
заседании Совета министров, состоявшемся 15 декабря 1911 г., заявление Армии
Спасения о легальной деятельности в России было признано «неподлежащим
удовлетворению».
Генерал
Бут, еще не зная о решении Совета министров, направил 31 января 1912 г. специальное
письмо на имя В. Коковцова. В нем он обращался к нему, как к человеку, с которым
общался во время своего приезда в Россию в 1909 г. и который проявлял, как
казалось Буту, доброжелательность по отношению к Армии Спасения. Генерал
напоминал, что еще в феврале 1911 г. представители Армии Спасения в очередной
раз подали заявление и устав организации, ходатайствуя о разрешении действовать
на территории России. Однако никаких результатов им до сих пор не известно.
Может быть, именно это письмо стало причиной того, что Совет министров в феврале
1912 г. еще раз обращался к вопросу об Армии Спасения. Но и в этот раз решение
было отрицательным.
В
марте 1912 г. Коковцов настоял на том, чтобы официальный ответ по обращению
Армии Спасения был подготовлен министром МВД Макаровым и через российского
посла в Лондоне передан Уильяму Буту. В мае 1912 г. поступило ответное послание
Бута на имя министра внутренних дел А.А. Макарова. В нем генерал Бут выразил
сожаление об отрицательном решении Совета министров, которое, по его мнению,
было вызвано недостаточной осведомленностью русских властей о деятельности
Армии Спасения. Генерал выразил надежду, что это решение не окончательно и возможен
его пересмотр по мере того, как состоится «близкое знакомство с нашей
деятельностью» .
Страницы: 1, 2, 3
|
|