рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: Жак Неккер рефераты

В момент отставки раздосадованный реформатор мало заботился об этикете, сильно испортив отношения с Людовиком. Тот его не принял. Королева, напротив, беседовала с бывшим министром в течение часа и даже плакала при этом. Позднее, когда министерское кресло освобождалось, она и маршал де Кастри обращались к королю с просьбой вернуть опального, но встречали решительный отказ.

Сам Неккер был настолько потрясен случившимся, что проболел несколько недель. Расшатанной оказалась и нервная система жены. Лекарством стали домашние заботы и писательская деятельность. Вскоре семья сменила свой парижский адрес, переехав в новый дом по улице Бержер. В мае 1784 г. супруги приобрели недалеко от Женевы баронию Коппе. Некоторое время они пробыли здесь, а затем отправились в длительную поездку по Франции и только в сентябре 1785 г. добрались до своего владения Сен-Кан.

Огромное внимание уделялось единственной дочери. Жермен проявляла незаурядные способности, отличалась умом и красноречием. Она особенно привязалась к отцу, вела с ним многочасовые беседы. Юная девушка написала даже замечания к его знаменитому "Отчету". Вскоре встал вопрос о замужестве. Честолюбивая мать предлагала в женихи молодого британского премьера У. Питта Младшего. Но, в конечном счете, избранником оказался шведский посол во Франции барон де Сталь, что позволяло Жермен не уезжать из страны и не покидать горячо любимого отца. Невеста принесла жениху, который был старше ее на 17 лет, 650 тыс. ливров приданого. Мария-Антуанетта патронировала им. Брачный контракт подписали в присутствии королевской четы в Версале, а союз осветили в церкви шведского посольства 14 января 1786 года. В том же месяце супружеская пара была представлена ко двору.

Основным занятием Неккера оставалась экономика, но не руководство ею в масштабе страны и не деловые операции, а попытки осмыслить свои знания и опыт и обнародовать их. Экономист работал над капитальным трудом "Об управлении финансами во Франции", который закончил в мае, а выпустил в трех томах в декабре 1784 года. Книга, наполненная широкой и точной информацией, содержала все, что следовало знать о французских финансах. В этом она напоминала учебное пособие. Одновременно автор энергично защищал проведенные им преобразования и критиковал оппонентов.

Здесь он развивал уже высказанные прежде суждения о том, какой должна быть монархия во Франции. Неккер настаивал на гласности административных решений и привлечении управляемых к делам, затрагивающим их интересы, доказывал, что успех самых трудных реформ достижим благодаря тесному контакту правительства с населением. Таким образом, он твердо придерживался модели открытой реформаторской власти, прислушивающейся к общественному мнению, привлекающей образованные круги к рассмотрению насущных задач, особенно, хозяйственных.

Было бы, однако, большим преувеличением рисовать Неккера революционером или радикалом. Он, в целом, не оспаривал традиционных отношений в обществе. Отмечая неравенство провинций и сословий в налоговой сфере, Неккер лишь критиковал политику, которая его углубляет, но признавал и уважал привилегии как таковые.

Более остро он реагировал на проблему нищеты. Неккер был последователен в отстаивании прожиточного минимума для низов и предупреждал власти, что бедность - катализатор народных волнений.

Сочинение было опубликовано первоначально не во Франции, а в Лозанне, чтобы избежать цензуры. Вскоре появился его английский перевод и ряд переизданий. Книга стала в 1785 г. настоящим бестселлером. За автором закрепилась слава выдающегося эксперта по финансовым вопросам. Екатерина II расхваливала его реформы, а Иосиф II высказал пожелание использовать сочинителя на австрийской службе 35.

Человек эпохи Просвещения, Неккер обладал разносторонними интересами. Экономист по призванию, он уделял внимание политике и философии, вопросам религии и морали. В 1788 г. появилась его книга "О значении религиозных взглядов". Здесь он как будто спорил со скептиками и атеистами из числа философов. Неккер давал понять, что недостаточно предложить народу принцип естественных прав. Для гармонизации социальных отношений важна религия: только она может принести бедноте некоторое облегчение. Будучи глубоковерующим, Неккер считал необходимым сохранение всех религиозных обрядов 36. Он отличался цельностью характера: взгляды и идеи, изложенные в его произведениях, не расходились с поведением. В эпоху смут и потрясений Неккер сохранил и религиозность, и строгую мораль, и семейную верность.

Но в течение долгих семи лет знание, опыт, высокие нравственные качества этого человека не были востребованы властью. Хотя мнение зарубежного историка, квалифицировавшего 1781-1787 гг. как период "финансовой реакции" 37, представляется чересчур категоричным, политика, проводившаяся на первых порах после отставки Неккера, чуть ли не демонстративно порывала с его реформами. Генеральный управляющий финансами Жоли де Флери вернулся к традиционным методам наполнения казны: увеличил прямые и косвенные налоги, ввел третью двадцатину. Меры, нанесшие урон разным слоям общества, заставили практически все население сожалеть о прежнем министре. Флери восстановил и сокращенные его предшественником финансовые должности. Правда, следующий глава ведомства Лефевр д'Ормессон попытался продолжить дело Неккера, упразднив могущественную корпорацию генеральных откупщиков и заменив их управляющими на государственном жалованьи. Но финансисты с помощью лоббистов при дворе вызвали падение министра и назначение расположенного к ним Калонна 38.

Последний не стал ретроградом, а в 1786 г. даже выдвинул серьезный план реформ. Однако к сотрудничеству с опальным публицистом его мало что побуждало. Ведь они с Неккером не только были конкурентами, но и являлись выдвиженцами противоборствовавших придворных группировок. К тому же щепетильный в отношении государственных средств, отказавшийся от министерского жалованья Неккер сильно отличался от Калонна, которого упрекали в том, что он взялся за финансы королевства с целью поправить собственное материальное положение. Да и по воззрениям они существенно расходились: новый министр склонялся к идеям физиократов, а Неккер с ними давно спорил, выступал за поземельный налог, уплачиваемый всеми собственниками в натуральной форме.

Настоящий конфликт между ними разыгрался весной 1787 г., когда Калонн, оправдываясь перед нотаблями, доказывал, что дефицит бюджета образовался до него, имел место и при Неккере. Тот попросил у короля разрешение ответить, но, получив отказ, все же обнародовал свои объяснения. За это непослушного политика выслали из Парижа, что лишь усилило его популярность. Калонн же вынужден был уйти в отставку 8 апреля 1787 г. под давлением общественности.

Первым министром фактически стал Ломени де Бриенн, возглавивший Королевский Финансовый Совет. Архиепископ Тулузский, человек из окружения королевы не вызывал неприязни у Неккера, проводил реформы в его духе. Он упразднил дорожную барщину, отменил "предварительный допрос" - пытку, заставлявшую подозреваемого назвать сообщников. 19 ноября 1787 г. появился эдикт, предоставлявший гражданские права протестантам, к которым относился и Неккер. Де Бриенн потребовал создания на разных территориальных уровнях местных ассамблей. В их формировании следовало исходить из двойного представительства третьего сословия. Возникли и заработали подобные собрания в сельских приходах. Архиепископу удалось то, о чем мечтал Неккер, - лишить отдельных министров права бесконтрольно тратить средства на нужды своих департаментов. Теперь финансирование велось из одного центра, так называемой "Единой кассы".

И все же правительство сравнительно быстро потерпело крах, продержавшись менее полутора лет. Главной причиной явилась утрата остатков доверия к возможностям власти разрешить глубокий финансовый кризис. Попытки ввести бессословный поземельный налог и гербовый сбор блокировались парламентами. В ответ на это хранитель печатей Ламуаньон 8 мая 1788 г. продолжил судебно-административную реформу, которая лишала магистратов влияния на дела. Их юридические функции, в основном, передавались 47 окружным судам, а право регистрации эдиктов переходило к специально создаваемой Полномочной палате. В условиях острого общественного недовольства это вызвало не только солидарность с парламентами, но волнения и даже восстания в ряде провинций. Такое развитие событий подрывало позиции правительства. Тяжелое финансовое положение подтолкнуло Ломени де Бриенна к опрометчивому шагу: с 16 августа 1788 г. приостанавливались выплаты по государственным ценным бумагам, а среди их владельцев собирались разместить принудительный заем без установленных сроков погашения. Началась настоящая паника, вызванная страхом государственного банкротства.

В этой ситуации правящие круги осознали необходимость немедленного привлечения Неккера. Инициативу взяла на себя королева, попросившая поговорить с ним австрийского посла в Париже Мерси-Аржанто. Переговоры продолжались 20, 23, 24 августа. Женевец отказался работать под началом де Бриенна, понимая, что такое сотрудничество может его скомпрометировать 39. Последний был отправлен в отставку . 25 августа Неккер занял пост генерального директора финансов. Уже 27-го его объявили государственным министром и полноправным членом Высшего Королевского Совета, в который ему не удалось попасть во время своего первого министерства.

На сей раз финансовые вопросы, ради которых Неккера и позвали в правительство, не стали основными в его деятельности. Высокое доверие к нему позволило получить восьмидесятимиллионный заём у населения. Банкротства удалось избежать, а приостановленные де Бриенном выплаты по государственным ценным бумагам возобновились. Относительная стабилизация финансов оказалась достигнутой.

Но огромный государственный долг тяготил страну. Почему же одаренный экономист не попытался облегчить бремя, не прибег к срочным мерам для смягчения финансовой проблемы? В разгар политического кризиса возможности маневрирования для власти, и ранее слабые, еще больше сузились. Любой шаг государства в финансовой сфере мог быть расценен как проявление ненавистного "министерского деспотизма". Главная же причина "бездействия" Неккера состояла в ожидании начала работы Генеральных штатов. Министр безмерно уважал общественное мнение. Овеществленное в избранном народом органе оно должно было, по его мнению, стать партнером правительства. Осторожный и законопослушный Неккер надеялся, что собрание поможет определиться с принципами налогообложения, финансовой политики вообще. Опираясь на его поддержку, он мог бы проводить реформы без оглядки на враждебные силы.

Если в период своего второго министерства Неккер на время отложил финансовые вопросы, то положение дел с продовольствием требовало срочных и энергичных мер. Главной причиной обострения этой проблемы явились неблагоприятные погодные условия 1788-1789 годов. Засушливое лето, сильнейшее градобитие 13 июля 1788 г., ранняя, необычно продолжительная и самая холодная зима столетия - всего этого было вполне достаточно для настоящей катастрофы. В таких условиях скептическая в отношении популярной доктрины свободы торговли позиция Неккера оказалась более чем уместной. Министр ответил на природные катаклизмы решительными действиями. 7 сентября 1788 г. он перекрыл вывоз зерна из Франции, 23 ноября запретил торговать хлебом вне рынков. Активно стимулировался импорт продовольствия в страну: предусматривались высокие премиальные для тех, кто привезет хлеб из Америки и Европы. Всего за границей закупили 1 млн 404 тыс. 463 кинтала (1 кинтал - 48 кг 950 грамм) зерна и муки. Победить стихию и разрешить продовольственную проблему не удалось: продукты питания подорожали. Но предпринятые Неккером акции спасли Францию от массового голода.

Главным предметом его забот стал созыв Генеральных штатов, обещанный еще предшественником. К возвращению Неккера принципиально изменилась расстановка социальных и политических сил в стране. В антиабсолютистском лагере, цементировавшемся свободолюбивыми устремлениями, неприятием "министерского деспотизма" обнаружились глубокие расхождения. Разночинцев раздражала дискриминация в правах, а дворяне ожесточенно отстаивали привилегии. Успех в этом противоборстве во многом зависел от количественных квот для каждого сословия в будущем собрании и от порядка принятия решений в нем. Привилегированные сословия настаивали на прежнем регламенте, одинаковом представительстве сословий и раздельном голосовании, что давало им преимущество 2 к 1. Простолюдины добивались удвоения числа своих депутатов и поголовного голосования, что вело к их преобладанию.

Будучи выходцем из третьего сословия, Неккер осознавал его роль в обществе и поддерживал идею двойного представительства, приверженность к которой показал еще при формировании провинциальных ассамблей. Одновременно природная осторожность побуждала избегать поспешных и резких шагов, подталкивала к консультациям с политической элитой. С вопросами, касавшимися работы Генеральных штатов, министр обратился к собранному по его инициативе второму совету нотаблей 6 ноября - 12 декабря 1788 года. Но лишь одно бюро данного органа из семи и то с перевесом в один голос согласилось на двойное представительство третьего сословия. Это не остановило Неккера. Дважды предложение выносилось на Королевский Совет и получило сначала поддержку 5 из 9 голосовавших, а потом 7. Удалось убедить короля и королеву. В опубликованном по докладу Неккера 27 декабря 1788 г. "Результате Королевского Совета" число депутатов от третьего сословия удваивалось и их становилось столько же, сколько представителей двух первых сословий вместе взятых, но вопрос о способе голосования оставался открытым. Можно ли упрекать в этом министра? Идея поголовного голосования вызывала яростное сопротивление привилегированных и была бы провалена двором. Принятое же решение открывало для третьего сословия хорошие перспективы, стимулировало борьбу за единое, без сословных перегородок Собрание, где оно обретет большинство.

Важным достижением, которым Франция, обязанная Неккеру, смогла пользоваться во время предвыборной кампании, явилась широкая свобода слова и печати. Местные парламенты, особенно безансонский и реннский, пытались запретить выход тех или иных брошюр, преследовать памфлетистов, но наталкивались на решительное противодействие министра. Популярность Неккера постоянно росла. На улицах выкрикивали здравицы в его честь, целовали ему руки, края одежды. Энергичный деятель выполнял огромный объем работы, связанный с ответами на поток писем и посланий, с разъяснениями по поводу процедуры выборов. Показательна жалоба лишившегося части должностных функций хранителя печатей Барантена королю с требованием ограничить активность своего коллеги по правительству сферой финансов. Фактически же Неккер исполнял роль Первого министра 40.

Положение Неккера осложнилось с открытием представительного органа. Его позиции была присуща некоторая двойственность. Политик, сделавший блестящую карьеру при Старом порядке, оставался лояльным королю, "встроенным" в существовавшую систему, добивался ее модернизации, но не ломки. С другой стороны, он испытывал симпатии к простолюдинам и их представителям, считался с общественным мнением, желавшим перемен. В новых условиях возможности для маневрирования сокращались: становилось все труднее сохранять одновременно доверие монарха и третьего сословия. Поведение Неккера в течение двух месяцев до начала революции менялось. Масштабность исторического момента и роль Генеральных штатов не были им поначалу оценены в должной мере.

Открывшиеся 5 мая 1789 г. Генеральные штаты представлялись консультативным и призванным для разрешения финансовых проблем Собранием. Неккер полагал, что Генеральные штаты ограничатся, в основном, вотированием налогов и утверждением государственных займов. От этого он отталкивался в речи от 5 мая, не произведшей на депутатов благоприятного впечатления ни по форме, ни по содержанию. Неккер не был прирожденным оратором: уже через полчаса у него перехватило дыхание и длинный текст зачитал другой человек. В речи ни разу не упоминалось слово "конституция"; то был доклад, посвященный финансам. Но и в этой сфере Неккер не предлагал новшеств. Он настаивал на том, что разрешение трудностей можно достичь обычными методами, коими уже пользовался во время своего первого министерства: экономией средств за счет сокращения пенсионных обязательств короны, пересмотром контрактов с генеральными откупщиками. Депутатов, считавших финансовый кризис важнейшим основанием для критики общественно-политической системы, такой подход разочаровал.

В дискуссии о способе голосования Неккер склонялся к компромиссу, предусматривавшему вынесение части вопросов на рассмотрение сословиями в отдельности, а части - для их разбирательства сообща. На протяжении нескольких недель пока шли споры о проверке полномочий избранных и представители третьего сословия требовали, чтобы она была совместной, он не высказался в пользу такого решения, которое вело к конституированию единого Собрания и установлению большинства третьего сословия в нем.

Ситуация изменилась после 10 июня, когда, устав от словопрений, представители ротюрье объявили себя глашатаями всей нации и призвали другие сословия присоединиться к ним для общей работы. На следующий день их лидер Мирабо встретился с Неккером, после чего тот стал энергично готовить проект предложений короля. Министр и прежде считал, что политическая инициатива должна исходить от монарха, а события в Собрании заставляли действовать немедленно.

Программа предусматривала, в частности, уничтожение пережитков феодализма и продолжала начатый еще во время первого министерства курс. Неккер добивался отмены мэнморта (права мертвой руки) на территории всей страны, упразднения дорожной барщины. Неизбежным являлся пересмотр фискальных обязательств. Большинство дворянства соглашалось на налоговое равенство, чтобы не уронить себя в глазах народа. В этом свете Неккер планировал замену тальи на налог, уплачиваемый всем населением. Поднималась тема реформирования габели и других косвенных налогов. В развитие своей линии времен выборной кампании в Генеральные штаты Неккер выступил за индивидуальные свободы и свободу печати. Он склонялся также к мысли, что многие вопросы в представительном органе должны решаться сословиями совместно. Самым значительным шагом вперед в его программе была идея равного доступа французов к государственным должностям вне зависимости от сословной принадлежности 41.

Планами Неккер поделился с королевой, прежде ему покровительствовавшей. Но последняя не только отвергла их, но и прониклась неприязнью к реформатору. Расхождения во взглядах оказались глубокими. Решительно отстаивая привилегии и абсолютизм, Мария-Антуанетта вместе с младшим братом короля графом д'Артуа становилась знаменем ретроградных сил.

Страницы: 1, 2, 3, 4