Курсовая работа: Задачи учета по совершенствованию платежного оборота в Украине
хозяйственной операции без проведения денежных расчетов, за ис-
ключением случаев межгосударственного клиринга, который осущес-
твляется по решению Президента Украины или Кабинета Министров
Украины.
Выручка от реализации продукции, работ и услуг в пределах
товарообменной (бартерной) операции определяется для целей нало-
гообложения, исходя из обычных цен на такую продукцию, работы и
услуги, которые действовали на дату выписки отгруженных докумен-
тов, а для товарообменных операций в области внешней торговли -
на дату прохождения таможенного контроля экспортируемой продук-
цией. Сумма выручки определяется предприятием на основе расчета,
представляемого государственной налоговой инспекции по местона-
хождению плательщика одновременно с декларацией о прибыли.
------------------------------------------------------------------
Получено платежных
документов 287,1 трлн.крб.
Акцептировано Не признано
(дано согласие) платежных документов
196,5 трлн.крб. 90,6 трлн.крб.
(68,5%) (31,5%)
Платежные требования, Задолженность, под-
погашенные по зачету лежащая оформлению
60,2 трлн.крб.(30,6%) векселями 136,2 трлн
крб. (69,4%)
Фактически оформлено Задолженность, не
векселями 33,7 трлн. крб. оформленная вексе-
(24,8%) лями, подлежащая
безакцептному списа-
нию на основании про
токольных решений
102,5
трлн.крб.(75,2%)
Векселя, оплаченные Векселя, оплаченные
15,3 трлн. крб. (45%) 18,7 трлн. крб.
(55%), в том числе
опротестованные
0,7 трлн. крб.
Схема 1. Состояние исполнения Указа Президента Украины от
14.09.94 г. N 530/94 "О выпуске и обращении векселей для
покрытия взаимной задолженности субъектов предпринимательской
деятельность Украины".
------------------------------------------------------------------
1.3. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.
Согласно ДКМУ "О взимании не внесенных в срок налогов и
неналоговых платежей N 8-93 от 21.01.93 и организации взимания
платежей являются:
а) по налогу, налоговому кредиту и другим платежам в государ-
ственный бюджет Украины, бюджет Республики Крым и др. бюджеты -
налоговые и другие гос. органы, которым действующим законода-
тельством предоставлено право взимания этих платежей или на кото-
рые возложено право исчисления соответствуюго платежа или кон-
троль за его уплатой..."
В настоящее время рост дебиторско-кредиторской задолжен-
ности, вызванный неплатежеспособностью предприятий, отрицательно
влияет на состоянии расчетов в Украине в целом. С целью смягчить
последствия неплатежеспособности субъектов предпринимательской
деятельности, Министерство Финансов Украины в Инструкции об осо-
бенностях применения ДКМУ N 8-93 "О взимании не внесенных в срок
налогов и неналоговых платежей" определяет следующие меры (раз-
дел 1Х): "В исключительных случаях плательщику может быть предос-
тавлена отсрочка или рассрочка платежей.
Отсрочка платежа - пренос на более поздний срок уплаты
платежа по решению соответствующего финансового органа.
Рассрочка платежа - распределение суммы платежа на нес-
колько сроков уплаты по решению соответствующего финансового ор-
гана.
Отсрочка и рассрочка платежей предоставляется на условиях
налогового кредита на срок не более трех месяцев, при этом взи-
маются проценты за пользование кредитом в размере 75% учетной
ставки НБУ на день оформления кредита, но не менее размера пени
за несвоевременную уплату налога или иного платежа. Действующим
законодательством государственным налоговым инспекциям предостав-
лено право на взимание, исчисление и контроль за уплатой отсро-
ченных и рассроченных платежей. Заявление плательщиков об отсроч-
ке и рассрочке платежа рассматривается после заключения ГНИ о фи-
нансовом состоянии плательщика и о состоянии расчетов с бюджетом
по лицевым счетам.
В случае, если в решении Министерства Финансов или местно-
го финансового органа определено предоставление налогового креди-
та как на существующую задолженность, так и на авансовые или фак-
тические платежи текущего года, ГНИ плату за налоговый кредит на-
числяет в карточках лицевых счетов плательщиков, также ГНИ на ос-
новании решения финансового органа вносит изменения в лицевые
счета плательщиков. Подача заявлений о предоставлении налогового
кредита не прекращает взимания надлежащих платежей в бюджет.
При погашении налогового кредита по частям плата за
пользование кредитом рассчитывается ГНИ по каждой отдельной сум-
ме, исходя из количества календарных дней пользования каждой час-
тью кредита без принятия решения финансовых органов. В случаях
досрочного погашения налогового кредита ГНИ на день погашения
кредита производит перерасчет суммы платы за налоговый кредит,
которая ранее определена в распоряжении финансовых органов.
Если суммы платежа по налоговому кредиту не возвращены в
установленный срок или возвращены неполностью, то начисляется пе-
ня со следующего дня, за днем окончания отсрочки или рассрочки в
размерах, предусмотренных действующим законодательством по от-
дельным видам платежей.
Согласно Разъяснениям НБУ относительно использования в
практической деятельности Указов Президента Украины от 16.03.95 N
227/95 и от 31.03.95 N 227/95 "О мерах по нормализации платежной
дисциплины в народном хозяйстве Украины" подлежат безакцептному
списанию суммы кредиторской задолженности за энергоносители и по-
гашение кредитов, полученных на их оплату учреждениями банков по
платежным требованиям предприятий, организаций и учреждений.
Если плательщик не осуществляет в установленный срок пере-
числения средств на р/с, учреждение банка ставит в известность
ГНИ и списание средств кредиторской задолженности осуществляется
по ее распоряжению.
Учреждение банков принимают на исполнение от ГНИ платеж-
ные требования на бесспорное взыскание пени в размере 1,5% от
суммы платежа в местный бюджет за каждый банковский день просроч-
ки платежа."
1.4. ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
РАСЧЕТОВ.
Выборы наиболее рациональной формы расчетов позволит сок-
ратить разрыв между временем получения покупателем ТМЦ и соверше-
нием платежа, ликвидировать образование необоснованной кредитор-
ской задолженности и рост остатков ТМЦ в пути.
Безналичные расчеты, проходящие через банк, создают
реальные условия для всестороннего, действенного и повседневного
контроля за деятельностью предприятий и оргнизаций со стороны
банка, а также для организации взаимного контроля хозорганов и их
вышестоящих звеньев. Возможность для осуществления такого контро-
ля заложена в принципах организации безналичных расчетов и преж-
де всего в том, что все хозяйственные организации обязаны хра-
нить свои денежные средства на счетах в банке и осуществлять пла-
тежи только через банк. Опираясь на эти принципы, банковский кон-
троль способствует рациональной организации экономических связей
между предприями и организациями, экономному расходованию средств
плательщиков и банковского кредита, увеличению выпуска продукции
высокого качества, содействует укреплению договорной и платежной
дисциплины. Банковский контроль начинается на исходной стадии ор-
ганизации безналичных расчетов, а именно при выборе определенных
форм расчетов. Учреждение банка совместно с предприятиями и орга-
низациями должны рассматривать правомерность применения той или
иной формы расчетов на основе анализа условий поставок, характе-
ра сложившихся хозяйственных связей и принимать меры к внедрению
экономически целесообразных форм и способов расчетов. Учреждения
банков осуществляют контроль по расчетам непосредственно в про-
цессе совершения операций. При приеме документов для расчетов
проверяются правильность их оформления, своевременность представ-
ления в банк. Банк следит за законность совершаемой операции,
соблюдением правил проведения расчетов в соответствии с Положе-
нием о безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины. Банк
при приеме расчетных документов проверяет ссылку на номер и дату
договора, на дату отгрузки и номера тарнспортных документов, т.е.
на наличие обязательных реквизитов.
Контроль за состоянием платежной дисциплины осуществляет-
ся банком при проведении специальных проверок на местах. При этом
анализируются причины образования и состав длительной дебитор-
ской и кредиторской задолженности. Однако, предусмотрена мате-
риальная ответственность и самих учреждений банков при нарушении
правил организации безналичных расчетов. Например, за несвоевре-
менное (позднее следующего дня после получения соответствующего
документа) или неправильное списание средств со счета владельца,
а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком
сумм, причитающихся владельцу счета, банк уплачивает в его пользу
штраф в размере 0,5% за каждый день задержки; за отсылку не по
назначению платежных требований, исполнительных документов, сдан-
ных в банк на инкассо, а так же кредитовых авизо или отсылку их
позднее следующего дня, банк уплачивает поставщику (взыскателю)
штраф; за невыполнение банком правил проверки сохранности това-
ров, находящихся на ответственном хранении, в течение месяца банк
уплачивает поставщику штраф в размере 0,5% суммы счета; за уве-
домление поставщика об использовании товаров, принятых на ответ-
ственное хранение, позднее трех рабочих дней после установления
факта их использования банк уплачивает поставщику штраф.
Основной задачей учета в организации рациональной системы
расчетов является оперативное и корректное отражение расчетов в
системе бухгалтерских счетов на предприятиях, в организациях и
учреждениях для контроля за сохранностью всех форм собственности,
наличием и состоянием средств предприятия на всех стадиях их дви-
жения, соблюдением сметной, финансовой и платежной дисципли-
ны;для контроля за мерой труда и его оплатой. Учет позволяет осу-
ществлять контроль за состоянием расчетов, а также анализ деби-
торской и кредиторской задолженностей и путей их устранения.
Информационная функция учета расчетов реализуется в подго-
товке сведений для анализа платежеспособности предприятия, соблю-
дения финансовой дисциплины и управления материально-денежными
ресурсами. Она также способствует формированию полной, достовер-
ной и оперативной информации о результатах деятельности и финан-
совом положении предприятия, необходимой для руководства и управ-
ления, и для использования инвесторами, поставщиками, покупателя-
ми, кредиторами, налоговыми и банковскими органами.
----------------------------------------------------------------------
2.КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.
Севастопольское авиационное предприятие является предприя-
тием государственной собственности. Оно осуществляет ремонт авиа-
ционной техники (вертолетов), тип производства - единичное; а
также выпуск товаров народного потребления,тип производства -
мелкосерийное. Ассоритмент ремонтируемых вертолетов: МИ-8, МИ-14,
МИ-17. Ассоритмент выпускаемой продукции ТНП: радиостанции ИФТ,
электрозажигалки, антенны, телевизионные разветвители, бигуди,
расчески, пуговицы, бетономешалки и др.
Структура предприятия определяется типом производства и
ассоритментом выпускаемой продукции - ремонтом вертолетов и това-
рами народного потребления. Предприятие имеет следующие структур-
ные подразделения:
Основное производство:
- ц. 10 - разборный;
- ц. 11 - сборочный;
- ц. 12 - электро-механический;
- ц. 13 - механический, покрасочный;
- ц. 14 - радио-монтажный;
- ц. 15 - трансмиссия;
- СЛИ - станция летных испытаний.
Производство товаров народного потребления:
- ц. ТНП.
Вспомогательное производство:
1. Энерго-механический отдел (ЭМО):
- компрессорная станция;
- аккумуляторная станция;
- участок связистов;
- участок электриков;
- сантехнический участок;
- слесарный участок.
2. Материально-технический отдел (МТО):
- отдел материально-технического снабжения (ОМТС);
- склады N 1-10.
3.Ремонтно-строительный отдел (РСО):
- столярный участок.
Управление:
- бухгалтерия;
- отдел организации труда и заработной платы(ООТиЗ);
- планово-экономический отдел(ПЭО);
- планово-диспетчерский отдел(ПДО);
- отдел кадров(ОК).
Службы:
1. Главного инженера:
- технический отдел(ТО);
- техническая библиотека;
- центральная заводская лаборатория(ЦЗЛ);
- механическая лаборатория;
- делопроизводство.
2. Метролога.
3. Информационно-вычислительный центр(ИВЦ).
4. Отдел технического контроля(ОТК).
5. ВОХР.
6. Пожарная охрана.
Хозяйства:
1. Гараж.
2. Столовая.
3. Медпункт.
Одним из звеньев структуры предприятия является бухгалте-
рия. Структура бухгалтерии определяется наличием трех отделов:
расчетного, материального, производственного.
Главный бухгалтер
Зам. главного бухгалтера
Расчетный Материальный Производственный Касса
отдел отдел отдел
В расчетном отделе производится расчет начисленной зарпла-
ты, удержаний и зарплаты к выдаче, осуществляемый частично на
ПЭВМ. Здесь же осуществляется распределение зарплаты по счетам
бухгалтерского учета. Кроме того, ведется учет депонированной
зарплаты и задолженности работников перед предприятием, а также
их погашение.
В материальном отделе производится учет расчетов с постав-
щиками и подрядчиками, учет товарно-материальных ценностей на
складах, а также учет расхода материалов и запчастей по заказам.
Здесь же осуществляется учет реализации товаров ТНП по бартеру с
поставщиками товарно-материальных ценностей, учет реализации ма-
териалов на сторону и сотрудникам, учет основных средств. Кроме
того, подсчитывается дебиторская и кредиторская задолженность в
расчетах с поставщиками.
В производственном отделе осуществляется накопление зат-
рат и накладных расходов по заказам и счетам бухгалтерского уче-
та, составляется сводная калькуляция,определяется фактическая
производственная себестоимость продукции. Здесь же ведется учет
готовой продукции, ее отгрузки и реализации,рассчитывается НДС и
определяется прибыль предприятия. Оптовая цена предприятия, ис-
пользуемая для расчета НДС, рассчитывается в плановом отделе и
утверждается Министерством. Кроме того, в произвольной форме под-
считывается дебиторская задолженность по отгруженной, но неопла-
ченной продукции.
Все три отдела находятся в подчинении главного бухгалтера,
у которого есть один заместитель. Главный бухгалтер обеспечивает
организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль за ра-
циональным, экономным использованием материальных, трудовых и фи-
нансовых ресурсов; достоверный учет издержек производства, реали-
зации продукции; правильное начисление и перечисление налоговых и
неналоговых платежей; методическую помощь и проверку организации
бухгалтерского учета и отчетности в цехах и отделах; своевремен-
ный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, кон-
троля отчетности; правильность расходования фонда зарплаты, уста-
новления должностных окладов, строгое соблюдение штатной финансо-
вой и кассовой дисциплины; соблюдение установленных правил прове-
дения инвентаризации денежных средств, ТМЦ, основных фондов, рас-
четов и платежных обязательств; взыскание в установленные сроки
дебиторской и погашение кредиторской задолженности; соблюдение
платежной дисциплины; законность списания с бухгалтерских балан-
сов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.
Заместитель главного бухгалтера выполняет функции финан-
систа.
----------------------------------------------------------------------------
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И
КРЕДИТОРАМИ.
3.1.ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ДОКУМЕНТООБОРОТ.
По своей экономической сущности все расчеты делятся на рас-
четы по товарным операциям, расчеты по финансовым обязательствам
и расчеты с работающими. К расчетам по товарным операциям отно-
сятся: расчеты с поставщмками и подрядчиками, расчеты по авансам,
расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты по претензиям, рас-
четы по векселям выданным и полученным. К расчетам по финансовым
обязательствам относятся: расчеты по внебюджетным платежам, рас-
четы с бюджетом, расчеты по страхованию. К расчетам с работающи-
ми относятся: расчеты по оплате труда, расчеты с подотчетными ли-
цами, расчеты по возмещению материального ущерба, расчеты с рабо-
чими и служащими по другим операциям, расчеты с разными дебитора-
ми и кредиторами.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|