Курсовая работа: Задачи учета по совершенствованию платежного оборота в Украине
рядку сдачи выручки предприятиями, организациями всех форм соб-
ственности, утв. Постановлением Правления НБУ от 02.02.95 г. N 21.
3. Временный порядок организации контроля за соблюдением кассо-
вой дисциплины, утв. Постановлением Правления НБУ от 02.02.95г.
N21.
В соответствии с Положением о безналичных расчетах в хо-
зяйственном обороте Украины, утв. решением Правления НБУ от 24
мая 1993 г., протокол N 37, субъекты хозяйственной деятельности
должны осуществлять все платежи по счетам в безналичной форме за
исключением следующего: наличные деньги могут быть получены из
учреждений банков предприятиями для расчетов с населением по оп-
лате труда, денежных выплат и поощрений, других выплат населению,
не входящих в состав средств, направленных на потребление, по-
мощь, компенсации, гонорары, стипендии, пенсии, расходы на коман-
дировки, закупку с/х продукции и продуктов ее переработки, живот-
новодческого и растениеводческого сырья, дикорстущих плодов и
ягод, лекарственных растений, макулатуры, ветоши, стеклотары, ло-
ма, страховые возмещения /если страховые взносы по страховым сог-
лашениям осуществлялись наличными деньгами или перечислением с
з/п работников/, ломбардами, осуществляющими исключительно лом-
бардные операции, в размерах в соответствии с действующими норма-
тивными актами.
Лимиты остатка наличных денег в кассе устанавливаются ком-
мерческими банками для каждого предприятия и организации ежегод-
но на протяжении первого квартала по месту открытия р/с с учетом
режима работы предприятия и графика заезда инкассатора.
Нормы расходования наличных денег из выручки /или кассо-
вых поступлений/ устанавливаются учреждениями банков при участии
руководителей предприятий.
Сроки и порядок сдачи выручки устанавливаются учреждения-
ми банков каждому предприятию, организации, учреждению по согла-
сованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения
оборотности денег и своевременного поступления их в кассы банков.
Учреждения банков в соответствии с Порядком ведения кассо-
вых операций в н/х Украины систематически, не реже одного раза в
два года, проверяют соблюдение кассовой дисциплины на всех обслу-
живаемых ими предприятиях.
1.2.ЭТАПЫ ПЛАТЕЖНОГО КРИЗИСА В УКРАИНЕ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Одним из атрибутов экономического кризиса является кризис
платежей, который сопровождается ростом дебиторско-кредиторской
задолженности при расчетах между субъектами предпринимательской
деятельности. Ликвидация цепочки неплатежей, уменьшение роста де-
биторско-кредиторской задолженности является не только средством
улучшения расчетных операций, но и финансового положения пред-
приятия.
Кредиторская задолженность слагается из долгов предприя-
тия другим организациям и отдельным лицам, например, поставщикам
- за полученные, но не оплаченные сырье и материалы, подрядчикам
- за выполненные работы и оказанные услуги, которые тоже не опла-
чены. Кредиторами могут выступать и отдельные лица, которым пред-
приятия за что-нибудь задолжало денежные суммы, например, удержа-
ло алименты, но еще на перечислило их получателям. Обязательства
по распределению общественного продукта представляют собой суммы
задолженности по начисленной, но еще не выплаченной зароботной
плате рабочим и служащим своего предприятия. Поскольку эта задол-
женность хроническая, в среднем двухнедельная,зарплата всегда на-
ходится в хозяйственном обороте предприятия и используется им как
источник заемных средств. Некоторое время в обороте предприятия
находятся так же сумма отчислений на социальное и обязательное
медицинское страхование, которые начислены, но еще не перечисле-
ны соответствующим страховым органам. К обязательным по распреде-
лению общественного продукта относятся и налоги. Между удержа-
нием налогов и их перечислением в бюджет всегда есть разрыв во
времени, и в этот промежуток деньги находятся в хозяйственном
обороте предприятия и используются или, поэтому задолженность по
удержанным, но еще не перечисленным суммам справедливо рассматри-
вается как кредиторская задолженность. В ходе производственной
деятельности предприятие испытывает нехватку средств, особенно
для осуществления каких-то крупных мероприятий: приобретение но-
вых машин и оборудования, освоение новых изделий, требующих круп-
ных затрат и др. Временную нехватку средств предприятие покры-
вает за счет банковских кредитов. Так возникает еще один вид кре-
диторской задолженности предприятий.
Дебиторская задолженность слагается из долгов перед пред-
приятием покупателей - за отгруженную им, но не оплаченную ими
продукцию, например, - сырье, материалы, заказчиков - по предоп-
лате за невыполненные работы и неоказанные услуги.
Всю дебиторско-кредиторскую задолженность можно сгруппиро-
вать по видам:
- нормальная задолженность, обусловленная порядком счетов;
- безнадежная, необоснованная, просроченная, спорная.
Дебиторско-кредиторская задолженность, по которой истек
срок исковой давности, подлежит погашению.
Предельные сроки права на иск определены Гражданским ко-
дексом Украины /ст. 7/. Окончанием срока исковой давности по сум-
мам кредиторской задолженности считаются три года /в 1993 и 1994
- один год/:
- со времени зачисления сумм на счет предприятия или взятия на
учет ТМЦ, если договором не предусмотрено условий расчетов между
поставщиком и покупателем;
- от момента проведения последней операции получателей в порядке
плановых платежей;
- на суммы, полученные предприятиями и организациями в счет опла-
ты выполненных ими работ и услуг, от дня фактического выполнения
этих работ и услуг, но не позже обусловленного договором срока;
- по суммам депонентской задолженности для начисления этих сумм
на счет 70 "Расчеты по оплате труда" субсчет "Депонированная за-
работная плата".
В соответствии с "Положением об организации БУ и отчетнос-
ти в Украине", утв. ПКМУ от 3 апреля 1993 г. N 250, указано, что
суммы просроченной кредиторской и депонентской задолженностей с
просроченным сроком исковой давности подлежат отнесению на ре-
зультаты финансово-хозяйственной деятельности или на увеличение
финансирования в следующем месяце после окончания срока исковой
давности. Однако ПКМУ от 5 июня 1993 г. "О внесении изменений в
Положение об организации БУ на Украине" внес изменения: госпред-
приятия, которые до 1 января 1993 г. имели кредиторскую и депо-
нентскую задолженность с просроченным сроком исковой давности,
должны вносить ее в доход бюджета, а предприятия негосударствен-
ной формы собственности должны относить эту задолженность на ре-
зультаты финансово-хозяйственной деятельности. Этот порядок рас-
пространяется на суммы кредиторской задолженности, сроки исковой
давности которой исчисляются после 17 мая 1993 года.
Если истек срок исковой давности по просроченной дебитор-
ской задолженности, порядок ее погашения следующий для предприя-
тий государственной и негосударственной форм собственности:
- если арбитражем отказано в удовлетворении иска о дебиторской
задолженности, ее относят на собственные средства предприятия,
т.е. покрывают за счет использования прибыли текущего года;
- если арбитраж удовлетворил иск о дебиторской задолженности, но
должник средства не вернул, задолженность относят на убытки пред-
приятия.
В соответствии с Положением об организации БУ и отчетнос-
ти в Украине N 250-93 г."предприятиям разрешено создавать резерв
сомнительных долгов в части дебиторской задолженности за отгру-
женную продукцию, если она была учтена на счете реализации, не
оплачена в установленный договором срок и не обеспечена соответ-
ствующими гарантиями. Резерв создается по задолженности, которая
образовалась до начала года, не оплачена на протяжении 4-х меся-
цев, если более длительный срок не установлен договором.
В Разъяснениях НБУ относительно использования в практичес-
кой деятельности Указов Президента Украины от 16.03.95г N 277/95
и от 31.03.95 г. "О мерах по нормалицации платежной дисциплины в
народном хозяйстве Украины" предусмотрены ужесточающие меры к
ликвидации задержек расчетов. Так за несвоевременную оплату за-
долженности предприятия-должники оплачивают в пользу кредиторов
кроме суммы задолженности пеню в размере 0,5 процентов от суммы
задолженности, а за энергоносители и электроэнергию в размере
0,75 процентов за каждый день просрочки платежа, если больший
размер пени не предусматрен договором сторон. Уплаченная при этом
пеня относится на результаты финансовой деятельности предприя-
тия-должника.
Рассматривая дебиторско-кредиторскую задолженность, необ-
ходимо контролировать причины образования безнадежной и просро-
ченной задолженности и выявлять виновных лиц. Так же необходимо
контролировать правильность и своевременность проведения инвента-
ризации дебиторско-кредиторской задолженности; сроки проведения
инвентаризации расчетов определены Положение о бухгалтерских от-
четах и балансах.
Предприятие может иметь одновременно кредиторскую и деби-
торскую задолженности. Покрывать одну задолженность другой запре-
щается. Дебиторская задолженность показывается в активе, креди-
торская - в пассиве бухгалтерского баланса.
Контролируя дебиторско-кредиторскую задолженность, необхо-
димо проверять правильность ее отнесения, чтобы не допустить бе-
зосновательного уменьшения налогооблагаемой прибыли предприятий.
К предприятиям, допустившим это, налоговая инспекция применяет
санкции согласно Закона Украины "О государственной налоговой
службе Украины", утв. 24.12.93 г.
Как известно, Украину периодически сотрясают шквалы по-
вальных неплатежей. И каждый раз из этого испытания она выходит
обремененная той или иной практикой их преодоления.
Одним из наиболее серьезных кризисов неплатежей был фев-
ральский 1994 года, когда НБУ впервые использовал опыт эмиссии
средств на специальный счет. В тоже время впервые в практическом
разрезе стала дисскутироваться и практика векселей, хотя сама
возможность вексельного обращения в Украине была зафиксирована
летом 1992 года, был издан Указ Президента об использовании век-
селей для хозяйственных расчетов.
Первоочередной потребностью предотвращения платежного кри-
зиса является создание цивилизованного рынка долгов. Ведь многие
из них вовсе не безнадежные, а некоторые - просто очень ликвид-
ный товар. Первым магом в создании рынка долговых обязательств
можно считать Указ Президента от 14 сентября 1994 года "О выпус-
ке и обороте векселей для покрытия взаимной задолженности субъек-
тов предпринимательской деятельности Украины" и "Порядок проведе-
ния зачета взаимной задолженности и оформления их векселями",
разработанный НБУ в соответствии с Указом. В статье 6 Указа пре-
дусмотрено, что "субьект предпринимательской деятельности Украи-
ны, в том числе, на государственной собственности, выдавший век-
сель, или взявший на себя другие имущественные обязательства, от-
вечает по таким обязательствам в установленном порядке, принадле-
жащим ему /закрепленным за ним/ имуществом.
"С целью обеспечения условий для преодоления платежного
кризиса, повышение имущественной ответственности субъектов пред-
принимательской деятельности Украины за несвоевременное выполне-
ние ими платежных обязательств и в соответствии с п.7-4 статьи
114-5 Конституции Украины постановляю: НБУ обеспечить через ком-
мерческие банки Украины проведение до 10 октября 1994г. взаимно-
го зачета задолженности субъектов предпринимательской деятельнос-
ти Украины по состоянию на день подписания Указа. По результатам
этого зачета оформить до 1 ноября 1994 г. просроченную задолжен-
ность /в т.ч. задолженность по банковским ссудам/ простыми вексе-
лями в пользу кредиторов со сроком платежа 28 февраля 1995 года".
Кроме срока действия векселей ограничивается и сумма - один век-
сель не может быть выписан на сумму, большую 100 миллионов.
Субъекты предпринимательской деятельности на первом этапе осво-
бождаются от уплаты государственной пошлины за бланки векселей.
Если задолжавший уклоняется от оформления суммы долга векселем,
кредитор имеет право безакцептного списания средств со счета де-
битора, а при отсутствии средств - партнер объявляется "несостоя-
тельным".
Процедура вексельного зачета, разработанная НБУ, оказалась
несколько громоздкой и вызвала в последствии многочисленные воп-
росы на местах. На некоторые из них НБУ ответил уточняющим
письмом от 30 сентября 1994г.
Рассмотрим результаты этого вексельного взаимозачета /см.
схему 1/. Прежде всего, само оформление задолжэенности платежны-
ми документами дало реальную сумму всего в 287,1 трлн. крб. /до
этого неплатежи по разным данным оценивались в 400-700 трлн.
крб./. Во-вторых, в процессе самого зачета /до выписки векселей/
из признанной задолженности было оплачено 60,2 трлн. крб. долгов.
Плюс еще 15,3 трлн.крб. оплаченных векселей. В конечном итоге из
выставленных требований (287,1 трлн.крб.) было оплачено 26,3%.
Это, конечно, не много , но игра безусловно стоила свеч. Сущес-
твуют три основные причины, снизившие эффективность первого взи-
мозачета: элементарное отсутствие опыта в этом деле, отсутствие
полноценной законодательной базы для вексельного обращения, а так
же до сих пор не существует четкой неотвратимой ответственности
за не уплату долгов.
В настоящее время по последним данным Минстата, сумма кре-
диторской задолженности достигла 1,6 квадриллиона (что больше
всего ВВП на тот же период года), а дебиторской - 1,2 квадриллио-
на. Однако одна из значительных частей этих неплатежей на самом
деле оплачена в теневом секторе. По данным НБУ объем невернувшей-
ся наличности в банк достиг 160 триллионов крб.
Во исполнение распоряжения Президента Украины от 22 мая
1995 г. "О мерах по разрешению кризиса платежей и поддержке оте-
чественных предпринимателей" и Постановление КМУ и НБУ от 31 мая
1995 г. "О проведении зачетов взаимной задолженности субъектов
предпринимательской деятельности Украины и оформлении просрочен-
ной задолженности векселями" на безэмиссионной основе проводится
зачет взаимной задолженности субъектов предпринимательской дея-
тельности Украины всех форм собственности, с дальнейшим оформле-
нием просроченной задолженности (в т.ч. задолженности по банков-
ским ссудам) векселями в пользу кредиторов.
Особенность этого взаимозачета - его неэмиссионная основа,
поэтому "прогона" эмиссии по цепочке неплатежей, как это практи-
ковалось в предыдущие годы, не ожидалось. Взаимозачет по нормати-
вам должен был продлиться с 19 по 23 июня. Оформление задолжен-
ности векселями должно было завершиться 10 июля 1995 г. Порядок
проведения, сообщенный НБУ, ничем от прошлогоднего принципиально
не отличался. Небольшая разница в том, что платежные требования
кредиторов впредь не пречисляются друг другу, а будут проходить
через электронную систему платежей НБУ. Это позволяет ускорить
как само прохождение и оформление депозивов, так и их системати-
зацию. Также как и при первом взаимозачете, субъекты предпринима-
тельской деятельности освобождаются от уплаты государственной
пошлины за вексельные бланки.
Возвращаясь к причинам неплатежей, следует упомянуть еще
одну. К концу 1994 г. в производственных запасах было сосредото-
чено 52,7% оборотных средств. И 72,7% ВВП за этот период было
поглощено ростом запасов ТМЦ. Постоянное и нарастающее перелива-
ние оборотных средств с запасы, безусловно, еще одна существен-
ная причина роста кредиторской задолженности. В этих запасах
скрывается убыточность предприятий Украины. На рост запасов так
же работают инфляционные ожидания. Вероятно, значительная доля
того, что числится в запасах, на самом деле давно переработана и
не единожды продана. И все в том же безналоговом секторе. А
деньги за эти запасы, действительно, легально не заплачены. Часть
из "ушедших в тень" средств недополучена бюджетом, отсюда еще од-
на причина неплатежей в целом.
В современных условиях прехода к рыночной экономике, ког-
да проблема неплатежей пронизывает не только Украину, но и все
страны СНГ, реальной возможностью осуществления хозяйственных
связей между предприятиями является бартер. Нормативной базой
применения бартерных операций в Украине являются следующие:
Письмо Минфина Украины "О бухгалтерском учете бартерных (това-
рообменных) операций N 18-4147 от 30.11.92 г. и другие норматив-
ные документы.
В законе Украины "О налогообложении прибыли предприятий"
дано следующее определение: товарообменная (бартерная) операция
это хозяйственная операция субъекта предпринимательской дея-
тельности, предусматривающая расчет за реализованную продукцию,
работы и услуги иной, нежели в денежной форме, включая какие-ли-
бо виды погашения (зачета) взаимозадолженности между сторонами
Страницы: 1, 2, 3, 4
|