рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: Особенности национального вероисповедания рефераты

Догмат о воскресении.

По правде, говоря, воскресение не вписывается в рамки научного представления мира. Видимо, все легенды о воскресении, это всего лишь легенды, в которых отражены давние желания людей победить саму смерть. Надо сказать, что воскресение одно из самых лакомых кусочков любого религиозного учения. Вспомним смерть и воскресение Осириса в древнем Египте, Ваала у финикийцев и ханаанеян, Адониса и Персефоны у древних греков, мальчика бедной вдовы, давшей приют израильскому пророку Илие, воскресение Лазаря и, естественно, наиболее скандальное – Иисуса Христа, у древних евреев.

А что же коммунисты? Правильно ли было оставить такой пробел в вероучении? Конечно же нет! И был найден простой, но оригинальный выход. Раз человек не может воскреснуть, нужно сделать так, что бы он не умер. Совершенно очевидно, что физическую смерть обмануть пока что не получается (и не известно, получится ли вообще когда-нибудь). Но можно ввести понятие бессмертия человеческих дел, и тем самым решить столь сложное противоречие между наукой и воображением.

Давайте вспомним, с какой простотой, и в ту же очередь, талантливостью такая возможность была реализована…

Ленин и теперь живее всех живых, наше знание, сила и оружие!

Дело Ленина живёт и торжествует!

И конечно же…

Ленин – жил, Ленин – жив, Ленин – будет жить!..

Догмат о конце мира и страшном суде.

Подобно догмату, о грехопадении людей, данный воплотился в новую теорию с точностью наоборот. Согласно библейской истории, наверное вернее будет сказать – традиции, человечество в процессе своего развития движется от хорошего к плохому. И только благодаря большим и малым жертвам, из этой огромнейшей массы грешников удаётся отбить кучку праведных и послушных людей. Конечной целью этого процесса будет окончательная фильтрация всего народонаселения когда-либо освятившего своим присутствием необозримые просторы планеты Земля и не только. Такой процесс именуется – Страшным Судом..

Немного в другом ракурсе представляется данный догмат в коммунизме. Человечество движется. Но эволюция происходит от плохого к хорошему, от хорошего к лучшему, от лучшего к самому лучшему, и наконец от самого лучшего к СВЕТЛОМУ БУДУЩЕМУ, как апогею этого движения.

Догмат о промысле божьем.

На всё воля божья – любимая поговорка отцов церкви и простых верующих.

Согласно церковной традиции, бог управляет созданным миром. Всё ему подчиняется, и вся история человечества заранее запрограммирована. Догмат интересен. Он глубоко засел в человеческом сознании и не воспользоваться таким шансом, что бы приспособить его под свои корыстные цели – просто глупо. Как следствие, вывод на историческую сцену, теоретической концепции о ведущей роли Коммунистической Партии, как нашего рулевого. Предполагалось глубоко не задумываться над проблемами современности, так как они решались, решаются и будут решаться партийным руководством. Нам же, простым смертным, осталось только жить да поживать. Приведу несколько слов, прочно засевших в нашем сознании:

Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи.

Догмат о душе и её бессмертии.

Как уже упоминалось душа в коммунистическом учении отвергалась, вместе с её бессмертием. Но отказаться от бессмертия, в каком либо проявлении, не вполне разумно. И как результат, об этом уже говорилось при рассмотрении догмата о воскресении, выводится теория о бессмертии человеческих дел, живущих и торжествующих в веках. Иными словами, каждый смертный может, и даже должен оставить след в истории, причём след как можно больше и глубже. Этим и будет выражаться его воплощение в собственное бессмертие!

Догмат о церкви.

Подытоживая данные рассуждения, можно сказать, что всё перечисленное никак не возможно без святое святых любой религии – это Церкви. Подобно, как Христос, основал церковь, и помазал на священство апостолов, так и в коммунизме, Теоретик и Учитель основал партию, помазав на царство своих ближайших сподвижников. Впоследствии партия оказалась не только в роли института власти, но духовного лидера и вдохновителя.

Культ.

Молитвы.

Как любой другой религиозной концепции, коммунизму была присущая молитва, как некая мистическая связь с наивысшими элементами. Правда в отличии от того же христианства, молитвой её, в полном смысле этого слова, назвать трудно, если вообще возможно.

По сути, молитва есть не что иное, как некоторый набор определённых фраз или мыслей, повторяемых в определённом месте и в определённое время. Причём существенную роль играет их последовательность.

Христианская молитва вмещает две составляющие. Первая – это прошение себе всяческих благ, и вторая – хвала богу за их своевременное получение. Советская молитва вобрала в себя обе составляющие, но одну прямо, другую косвенно.

Для воссоздания реальной картины неповторимой советской молитвы представьте себе человека, застойного времени, выступающего на трибуне перед широкой аудиторией, с каким-либо докладом. Людям пережившим эту эпоху совсем не трудно воссоздать смысл такового. Начинаться он обязан так: "На XXVI съезде КПСС…", или так "В своём докладе на Апрельском пленуме партии товарищ…", а мог и так "Решения принятые на…"! То есть с обильного славословия в честь Партии и её лидеров. Причём, как живых, так и давно почивших. Далее монотонно перечитывался текст самого доклада, где все проблемы рассматривались сквозь призму классовой борьбы и её наивысшего проявления – империалистической агрессии. Заканчивалось всё, опять же, по одному сценарию – руководящей ролью партии, которая в конечном итоге приведёт к победе коммунизма на всей планете. Аминь!

Причём, что интересно, слова и фразы были порядочно изжёваны и избиты. Не произнеси здравницу в честь Рулевого и штурманов, можешь нажить серьёзные неприятности. Правда представить такую ситуацию у меня не хватает воображения.

Вторая составляющая христианской молитвы, то есть хвала, видна прозрачно. А что же первая, говорящая о прошении? А она следует из второй. Кто громче и сильнее стучит, тому шире отворится.

Почитание икон.

А это у нас в крови. Если молиться, то на что-то. Наверное не возможно было найти кабинет начальника без портрета, учебного заведения без бюста, и города без улицы, площади и памятника великого Вождя. Единственное чего не было, так это зажжённых свечей и противного запаха ладана. Но в противовес этому появились иконы, изображающие не одухотворённые предметы, а просто слова, с обильно расставленными восклицательными знаками. Это лозунги. И вот тут коммунисты не ударили лицом в грязь.

Многообразию и широте советских лозунгов можно посвятить не одну диссертацию. Среди них встречалось буквально всё. Например: глупый и примитивный лозунг – "Миру мир"; самоотверженный – "Дадим пятилетку в четыре года"; математический – "Увеличим производительность труда на 2%, и уменьшим себестоимость продукции на 0,5%"; физкультурно-оздоровительный – "Привет участникам соревнования"; и наконец похабно-патриотический – "Пионер, люби Родину свою – мать твою"!!!

Так что недостаток в иконописных святых, с лихвой компенсировался иконами, призывающими не к смирению и покаянию, а борьбе за светлое будущее, дотошно о себе напоминающее кричащими словами на куске алой ткани – "Мы прийдём к победе коммунизма!"

Культ святых.

Не менее забавно почитание святых на необъятных просторах нашей бывшей Родины. Православной церкви требовался большой сонм угодников, наличие которого считалось и, к сожалению, считается прямым доказательством истинности христианского учения (вообще сам факт вопиющий, но сейчас не об этом). Если так много людей трудилось, страдало и умирало за истину, не могло же это быть просто так.

Согласно православному вероучению святые подвергались чёткой градации по совершённым делам, занимаемому положению в обществе, качеству собственной смерти, наличию или отсутствию финансовых возможностей, приближённости к Божьему престолу и, наконец, по умственному развитию.

Листая историю страны, написанную в годы торжества социализма, можно без серьёзных усилий обнаружить примеры людей:

получивших от бога дар прозрения – пророков;

учеников самого Христа – апостолов;

святых прославившихся обращением ко Христу стран и народов – равноапостольных;

отцов церкви, достигших святости неустанным попечением о своей пастве – святителей;

святых прославившихся в монашеском подвиге – преподобных;

претерпевших страдание и смерть – мучеников (коих большинство);

страдавших, но избежавших мученической смерти – исповедников;

употреблявших, полученное от бога богатство и величие, для дел милосердия – благоверные цари и князья;

имевших дар врачевания и употреблявших его безвозмездно – бессребреников;

принявших личину безумия и терпящих поношения окружающих – юродивых;

и, наконец, бесплотных духов, служителей Господних – членов политбюро, прошу прощения, ангелов.

Культ мощей.

Наверное, стоит воздержаться от каких-либо слов по данному вопросу…

Обряды.

Понятно, что социализм, как доктрина, не мог обойтись без обрядовых действ. Главные из них, конечно, таинства. Но из семи православных таинств унаследовано было только три наиболее значимых. Это крещение, исповедь и священство. Более подробно о них я расскажу в дальнейшем.

Праздники.

Ну а как без них-то. Народ должен иногда пить, гулять и веселиться. Правда религиозная подоплёка всего этого была с корнем выкорчевана. Подобно, как христианские праздники создавались на замену языческим, так и новые коммунистические были приурочены к самым значительным и торжественным церковным. Пасхальный крёстный ход успешно трансформирован в первомайскую демонстрацию, где вместо привычных икон и других предметов культа, люди несли портреты коммунистических святых и упомянутые выше лозунги. Разговенье заменялось народными гуляниями в честь солидарности трудящихся, с принятием на грудь. Рождество благополучно превратилось в Новый Год. А к любимому народному празднику Масленицы придуман международный женский день Восьмое Марта, когда все мужчины стройными рядами пьют за здоровье, красоту и долголетие женщин.

Посты и запреты.

Согласно церковному вероучению, пост – это частичное или полное ограничение на пищу вообще или некоторые её виды. Однако любой священнослужитель вам расскажет, что телесный пост не есть самоцель церковного поведения. Главное пост духовный. То есть богоугодное средство для решительной борьбы со своим греховным началом, ради спасения бессмертной души. Логически обосновать необходимость поста вразумительно никто не сможет.

Кроме всего прочего церковь возлагала на верующего широкий ассортимент различных запретов, касающихся не только пищи но и духовной жизни вообще. Так верующим предписывалось читать только определённого направления литературу, не усердствовать в посещении увеселительных заведений, составлялся целый каталог церковных праздников во время которых работать грех. Одним словом, культовые служители пытались контролировать каждый шаг верующего, удерживая его на праведном пути, не допуская служения дьяволу либо другому культу.

Коммунизм ликвидировал всяческие мелкие и разрозненные посты, введя единый и перманентный. Правда в истории бывали случаи когда поста было не достаточно, и тогда партия и правительство устраивали плановый голодомор, по всей видимости для чистоты человеческой популяции на одной шестой части суши.

Что касается запретов, то всю жизнь людей при социализме можно было охарактеризовать одним огромным запретом. Что только не запрещалось, при формальной провозглашении свободы. Легче спросить, что разрешалось.

Таким вот образом, устаревшую, однако, существенно перекроеную и перекрашенную, но всё же не до конца вышедшую из моды, доктрину православия, было позаимствовано в коммунистическое учение.

Воспитание…

Первоочередное внимание советское государство уделяло воспитанию подрастающего поколения. Говоря языком попроще – нас воспитывали. Да ещё и как.

Начиналось всё с блаженного возраста, когда детки переступали высокий порог школы. Им предстояло пройти чёткую партийную иерархию, подобной которой история не знает. И первая ступень – это октябрята.

Октябрята – будущие пионеры!

А у пионеров красивые алые галстуки Ты же не дорос. Так что о галстуке на шее да размашистом пионерском салюте мечтать мечтай, но получишь только годика через два с полтиной, при условии хорошей учёбы.

Октябрята – прилежные ребята, хорошо учатся, любят школу, уважают старших.

Мечты, мечты. Октябрята не очень любят учиться, но всё же стараются. Правда получается у всех совершенно по разному. И у многих не слишком хорошо. А в правильных книжках написано, как должно быть. Судите сами.

Даёт ко-ро-ва мо-ло-ко…

Писать нужно грамотно и без помарок.

…Ну проспал я на боку,

А вот это не ку-ку…

Октябрята никогда не должны опаздывать, быть честными и искренними.

Ах ты девочка чумазая,

Где ты ручки так измазала…

Приходить в школу нужно чистым и аккуратным. И главное:

На прививку, первый класс,

Вы слыхали – это нас…

Нужно быть смелым, решительным и непреклонным. Трусам у нас не место!!!

Но и этих слов, оказывается, не вполне достаточно. На стенах, большими буквами, дописаны окончательные напутствия подрастающему поколению: "Учиться, учиться и учиться".

Что касается любви к школе и уважению к старшим, то первое в общем-то никогда так и не было приобретено, а второе ещё не было утеряно, хотя время такой процесс корректировало и направляло в соответствующее русло.

Октябрята – честные и правдивые ребята.

И учили нас честности и сознательности. И примеры приводили разные. Восхищались мы поступками Мальчиша-Кибальчиша, и возмущались предательством Мальчиша-Плохиша. А чего только стоит поучительный пример Павлика Морозова. И это была система. На это равнялись, с соответствующими далеко не радужными последствиями. Об октябрятской, пионерской, комсомольской, партийной и другой честности я ещё скажу в дальнейшем.

Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Да – в дружбе наша сила. И не какой ни будь показной и неискренней, а настоящей, возвышенной и главное единодушной. Все октябрята одеты почти одинаково, пострижены одинаково и думают тоже по преимуществу – одинаково. Правда, некоторые больше (будущие отличники и хорошисты), а остальные поменьше (будущие троечники и двоечники). И это схема!

Вот и учили нас, как нужно дружить. Ну, например, твой товарищ не сделал домашнее задание. Естественно это грешно. И в виде расплаты он стоит бледный у доски и пытается связать из нечленораздельных звуков, какое ни будь простенькое предложение. Не выходит. А ты мог бы ему подсказать. Твоё-то положение более респектабельное. Во-первых, тебе просто повезло, что вызвали его, а не тебя; и во-вторых, книга – как вместилище истины лежит у тебя на парте распростёршись заданным параграфом вверх. Но ты обязан молчать! И объясняется это очень просто. Твой товарищ, естественно, получит не очень хорошую оценку и принесёт домой в дневнике её следы. Дома папа – потомственный слесарь-водопроводчик четвёртого разряда (допустим), рассмотрит данную ситуацию в различных плоскостях и применит некоторые воспитательные меры, и не исключено, определённого вида воздействия. Что останется твоему товарищу? Ясное дело, с неподдельной самоотверженностью наброситься на не выученный предмет. Не стоит и говорить, что на следующий день его ожидает триумф, когда он в блестящем стиле докажет всем и прежде всего себе, что вчерашнее блеяние около доски было не более чем печальный эпизод, и что нашлись в нём силы осмыслить, и главное исправить свои заблуждения. И теперь он очистившийся торжественно входит в новую, светлую страну знаний, послушания и утренней зарядки. А ты, как истинный друг, встречаешь его там с распростёртыми объятиями, как брата, и с видом некоторого превосходства говоришь: – "Я всегда верил, что ты изберёшь путь истины!"

Схема проста и гуманна, но оказалась совершенно не дееспособной. При всей греховности подсказки, без неё не обходится пожалуй не один полноценный урок. И дело вовсе не в том, что октябрята не дружные ребята. Дружные они, дружные. Но даже в своём малолетнем возрасте дружбу начинают воспринимать по особенному, разделяя её на теоретическую, или если можно так выразиться – духовную, и практическую – мирскую. Первая подразумевает какими возвышенными должны быть отношения между людьми, а вторая отвечает на вопрос – какие они есть. И вот такая дружба вполне допускает подсказку в качестве своего проявления. Можете спросить почему. Да потому, что подсказка выгодна совершенно всем (кроме, разве что, вундеркиндов или круглых идиотов, но и то и другое для средней школы редкость). Получается, что вся сумма знаний, записанная в школьной программе, должна быть распределена на всех участников учебного процесса. А это на много меньше чем сумма знаний для каждого индивидуума по отдельности. То есть школа превращается в своеобразный муравейник, имеющий некое коллективное знание. Единственная проблема, это по требованию вовремя, оперативно и главное незаметно передать информацию между членами такой семьи. Вот эту миссию и берёт на себя подсказка. Правда не всегда успешно. Не редко при передаче нарушается её конфиденциальность, а иногда срабатывает эффект испорченного телефона, что приводит к краху всего процесса.

Что касается весёлых ребят, то спору нет – истинная правда. Причём регулярно, один раз в неделю на уроке пения все поют, и на уроке ритмики танцуют (правда, как я неожиданно узнал не во всех школах культивировался такой предмет). А кроме принудительной еженедельной гимнастики голосовых связок и мышц ног, была ещё новогодняя ёлка, поздравление мальчиков с 23 февраля, ответный визит вежливости к девочкам на 8 марта и всё. Нет не всё. Забыл. Смотр строя и песни…

Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

И не спорте! Октябрята любят трудиться, но преимущественно принудительно. Правда пока физически не окрепли их не сильно гоняют на всяческие, вполне добровольные, сборы металлолома, макулатуры либо, на худой конец, просто субботники по уборке территории. Это удовольствие их ждёт впереди.

И растёт будущий пионер. И ждёт своего часа, когда его привяжут к пионерскому галстуку. И, опыт показывает, что дождётся.

Страницы: 1, 2, 3