рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Дипломная работа: Взляды Леонова в романе «Русский лес» рефераты

Считаем, сто вдумчивому читателю важно нравственное, эстетическое воздействие пейзажной поэтики. Духовная, эмоциональная, неразвитость, наряду с экологической необразованностью, являются одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе. Особенно эти мысли важны для воспитания подрастающего поколения. Юность по природе своей избегает мысли о конечности жизни. Литература напоминает об этом, тревожит вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя, все более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе земли, где мы живем. Если в творчестве писателей XIX века видна ненарушимая гармония природы и человека, выступающее как единое целое, то уже в творчестве М.Пришвина появляются тревожные нотки, они усиливаются в произведениях В. Солоухина, призывающего к сотрудничеству с природой и набирает силу в «Царь – рыбе» В.Астафьева, главная мысль которой в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведет к гибели самого человека. Человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя, в раскрытие этой проблемы неизменную роль играет пейзаж, причем он может одновременно сыграть несколько функций и нести в себе философические мысли автора.

Рассмотрим роль пейзажа на конкретных примерах прозы, обратим внимание на творчество В.Г. Короленко, который был учителем Л.М. Леонова, поэтому изучение особенностей его пейзажных описаний становится особенно интересным.

В.Г. Короленко. Литературоведы называют его тонким психологом и талантливым пейзажистом.

Проанализируем повесть «Слепой музыкант». Сложную задачу поставил перед собой Короленко – показать духовное становление обиженного судьбой человека. И в этом основную роль играет природа. Первый контакт с ней происходит к концу третьей в жизни мальчика зимы. Короленко описал живую многообразную весеннюю природу при помощи звуковых образов. Писатель использует звукопись, редко употребляющуюся в прозе, что придает особенную выразительность: «он слышал, как бегут потоки весенней воды, точно вдогонку друг за другом, прыгая по камням, прорезаясь в глубину размякшей земли; ветки бука шептались за окнами, сталкивались и, звеня легкими ударами по стеклам…».

Пейзаж дается и в восприятии «зрячих» героев, например, матери: «Был полдень. Солнце тихо катилось по синему небу. С холма, на котором они сидели, виднелась широко разлившаяся река…». В композиционном плане имеет место сравнение двух восприятии. Пейзаж увиденный глазами матери, столь же живописен, слышим пейзаж Петра.

Описание природы у Короленко не только реально, но и воображаемо: «В его воображении, вызванная чудесным мотивом, удивительно сливающееся с содержанием песни, выплыла эта картина, будто освященная каким-то меланхолическим отблеском заката. В мирных полях, на горе, беззвучно наклоняясь над нивами, виднеются фигуры жрецов. А внизу бесшумно проходят отряды один за другим, сливаясь с вечерними тенями долины».

Установление гармонии мальчика с окружающим миром сложно. Важную роль здесь играет сцена встречи Петра с Эвилиной. Здесь пейзаж выполняет психологическую функцию. Короленко показывает, как под влиянием перемен в природе меняется и состояние героев очевиден психологический параллелизм. «Эвелина передает Петру свои живые впечатления от окружающей природы. Они основаны на поэтических фольклорных представлениях. Так что в сознании Петра природа входит олицетворенной»[2].

Иные задачи ставит перед собой Короленко, вводя описание природы в очерк «Чудная». Пейзаж здесь довольно краток, но не менее выразителен, причем он многофункционален: является фоном повествования и играет роль выразительной детали, позволяющий передать глубину душевных переживаний героя, а также передает сибирский колит и фольклорные мотивы.

Но, пожалуй, ярче всего Короленко – пейзажист проявил себя в очерках «У казаков». Писатель часто одухотворяет природу, она активно участвует в развитии сюжета, автор сливает природу в одно целое с описываемым действием. Пейзаж в очерках Короленко несет большую идейную нагрузку, выполняет композиционную функцию. Так, для многих очерков пейзажная зарисовка является либо зачином, либо концовкой.

Пейзажи Короленко никогда не бывают большими по объему, зато мастер описывает максимально точно, стараясь, чтобы его зарисовки были просты в то же время отличались глубиной и яркостью.

Казаки живут в гармонии с природой, этим объясняется их отношение к реке и ее обитателям как к животным существам.

Иногда пейзажи Короленко выполняют символическую функцию. Одним из таких образов- символов является дорога, при помощи которой раскрывается тема времени, противоборство старого и нового.

Гармоничной близостью человека и природы произведения Короленко, дороги современному читателю.

Признанным мастером пейзажа в русской литературе является Константин Георгиевич Паустовский. Именно в «Мещерской стороне» впервые полно выявились творческие принципы Паустовского, которые определили его манеру писателя пейзажиста.

Природа в его произведениях – это не просто описание полей, перелесков, холмов и рек, рассветов и закатов, и не фон, на котором происходят основные события. Чувство природы для Паустовского равнозначно чувству Родины. Он говорит о том, что любовь к своей стране не возможна без любви к ее природе.

Для Паустовского отношение к природе – один из важнейших критериев оценки человека. По его мнению, нельзя быть равнодушным к стране, к ее лесам, полям, к ее селениям и людям.

Паустовский – романтик. Он, конечно, отталкивается от конкретного увиденного пейзажа, факта, но потом романтически преувеличивает его. Однако это не мешает ему видеть прямую связь между красотой русской земли и одаренностью ее народа, богатством и силой русского искусства.

Тема природы в книгах Паустовского раскрывается во многих аспектах. В «Кара-Бугазе» и в «Колхиде» перед читателем были развернуты картины преобразования природы. В «Черном море» природа выступала объектом познания, средством сильного влияния на личность человека.

В «Мещерской стороне» природа- источник лирического вдохновения, она обладает большой силой эстетического воздействия на читателя. Автор особенно дорожил этими лирическими красками родной природы. Воспевая в своих произведениях природу, Паустовский выступал ее защитником. Он утверждал: «Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом. Потому что он плодотворен, облагораживает человека, вызывает у него подъем душевных сил, успокаивает и создает жизнерадостное состояние, без которого не мыслям человек нашего времени».

Смысловая и эмоциональная нагрузка пейзажных зарисовок очень велика. Например, рассказ «Дождливый рассвет», насыщенный ими, приобретает лирическую взволнованность, природа в рассказе чутко отвечает переживаниям Кузьмина. Но пейзаж у Паустовского играет не только фоновые роли. Своеобразие произведений писателя в том, что природа входит в них в качестве героя, нередко главного. Этот герой учит читателя поэтическому видению мира, воспитывает в нем чувство прекрасного и любовь к родине.

В сравнении с произведениями Тургенева и Л.Толстого, Паустовский избегает развернутых описаний природы. Его стиль похож на манеру Чехова и Бунина, он умеет находить и укрупнять художественные детали, описывая из предельно лаконично. «Пейзажные миниатюры Паустовского имеют и свои индивидуальные особенности. Писатель представляет читателя к восприятию Пейзажа. Особая романтическая приподнятость, лирическая взволнованность повествования приводят к тому, что все чувства читателя обостряются: он зорче всматривается и, кажется, обоняет запахи, которыми пропитаны страницы произведения.[3]

Рассмотрим особенности пейзажа другого певца русской природы – М.М. Пришвина. Мы уже говорили о том, что у каждого художника свое видение мира. Если несколько уже сложившихся художников посадить рядом, писать один и тот же пейзаж, то у всех это описание получится разным, каждый художник проявит свои особенности. Дело здесь в отношении художника к тому, что он видит, в своеобразном видении мира.

Описания природы мира.

Описание природы у М.М. Пришвина всегда ярки, иногда они очень ярки, иногда они очень подробны, но всегда достоверны. Писатель рисует реалистическую картину мира. В то же время его видение природы поэтапно, недаром он иногда говорил про себя в шутку, что он поэт, распятый на кресте прозы, а свои короткие зарисовки природы в шутку называл поэмами».[4] В пейзажах Пришвина детали выходят на первый план, но здесь фотографическая точность сочетается с высокой поэтичностью. Он крупным планом показывает читателю не детали, которые его заинтересовали, и внимательно их разглядывает, изучая.

У большинства писателей пейзаж играет второстепенную роль: он помогает показать время и действие событий, создает настроение, помогает понять душевное настроение героев.

«У Пришвина описание природы имеет самостоятельное значение, но не настолько, чтобы он рисовал ту или иную картину только ради этой картинки, лесной пень ради пня, ночную фиалку ради ночной фиалки. Нет, они попадают на страницы пришвинской прозы только в том случае, если рождают в художнике, во-первых, движение души, а во-вторых, мысль как слитое воедино, как сплав, как акт искусства».[5]

Иногда Пришвину ставили в упрек отсутствие большого количества действующих лиц, людей, несмотря на то, что его герои, связанные с природой. Но это неверно. Основная цель его творчества – проблема «Человек и природа». Как человек воспринимает природу, как они взаимодействуют, влияя друг на друга, как отзывается человеческая душа на различные проявления природы – все это интересует писателя. Михаил Михайлович Пришвин написал много: «В краю непуганых птиц», «за волшебным колобком», «Адам и Ева», «Светлое озеро», «Черный араб», «Женьшень»…это далеко не все, что было написано писателем. И везде он оставался, верен своей основной теме Творчества «Человек и природа».

Исследовав функции пейзажа в творчестве некоторых русских писателей, составим особенности картин природы в творчестве М. Пришвина, К. Паустовского, В. Короленко и в работах Л. Леонова.

Приятно считать мастерами пейзажа Пришвина и Паустовского. Дело в том, что у этих писателей описание природы очень красочное и порой объемные. М. Пришвин сделал природу главным объектом изображения в своих лирико-философических произведениях, искал и находил в ее жизни ответы на волновавшие его проблемы бытия. Он говорил: «Реализм, которым занимаюсь я, есть видение души человека в образах природы».[6] Пришвин более достоверен.

Паустовский же, напротив, романтик. Его описания позволяют читателю вообразить, представить то, что ощущает автор.

У Короленко эти две особенности соединены вместе, его пейзаж часто и реален и в то же время воображаем.

Практически все функции описания природы можно выделить и подтвердить цитату из произведений трех из перечисленных выше авторов. Но особое внимание обратим на пейзаж Леонида Леонова.

Леонид Максимович, на первый взгляд, взял пейзаж таким, каким он веками складывался в литературе, и сохранил его традиционным. Хотя это мнение может, сложится при поверхностном взгляде. В романах писателя поэтика пейзажа претерпела некоторые изменения.

Можно заметить парадоксальное противоречие: несмотря на глубокое знание родной природы и мастерство ее изображения, Леонова редко относят к числу писателей-пейзажистов, хотя объективно у Леонова скрупулезная, зачастую ботаническая точность Пришвина и дыхание романтики, поэзии свойственной Паустовскому, находятся в нерасторжимом сплаве. В подтверждение этому откроем страницу романа «Русский лес»: «Да и теперь еще грозу, как порадуется, как заскрипят с ветром в обнимку онежские то боры, как дохнут раскаленным июльским маревом, так даже подушки три ночи подряд пахнут горячим настоем земляники и хвои…».[7] По своему философическому замыслу описания природы Леонида Леонова ближе к пейзажу его учителя, В.Г. Короленко, который не просто описывал окружающую среду. Для него очень значимо формирования мировоззрения позиции человека, где немаловажную роль играет природа. Ее влияние на личность, проблема Человек и природа увлекают писателя.

Л.М. Леонов пошел по стопам своего учителя. Эта тема не оставляла его равнодушным, но он преломляет ее через призму своего видения мира. Для Леонида Максимовича эта проблема звучит во вселенском масштабе. В его произведениях проходит мысль об ответственности всего человечества за сохранность и приумножение природных богатств. До Леонова никто из писателей не поставил этот вопрос так актуально. Художественно-философическая концепция Леонова явилась своеобразным импульсом для развития литература. Творчество писателя оказало действенное влияние на работу его последователей. Ближе всего к Леонову с точки зрения функций пейзажа и философии мышления стоят В. Астафьев («Царь-рыба») и В. Распутин («Прощание с Матерой»). Среди писателей, совершенствующих свое мастерство без влияния Леонова можно назвать Е.Носова, В.Белова, С.Крутилина, В.Шукшина, В. Лихоносова, В. Личутина. Суда же отнесем и Ю.Бондарева. В романе «Берег» автор решает философические вопросы, его герои раскрываются через отношение к женщине, красоте, любви, природе. Испытывая вину за непрочность красоты жизни, ускользающей от человека, обрекающий его на одиночество и тоску, Никитин, герой романа, хочет логически осмыслить, вывести закон, при котором возможна гармония в человеческих отношениях, слияние с миром природы, братство честных людей. У Никитина воплощение конечной истины предстает в виде солнечной картины деревенского берега, пахнущего травами и сеном. Философический образ берега приобретает национальную окраску.

«Берег» Близок «Русскому лесу» своей философией, символичностью образов, жанрово конструктивным отношением.

Леоновский пейзаж играет больную роль как в композиционно-временном. Так и в сюжетообразующем отношении. Его описания природы, разлитые в повествовании утрачивают приобретенную ими в произведениях русских классиков хрестоматийность. Пейзаж Леонова тесно связан с основными действиями произведения, немыслимыми отдельно от него, как и само действие вне него.

В романе изображена многообразная жизнь природы в ее непрерывном движении, изменении развитии. Лес и его обитатели показаны во все времена года. Леонов описывает пробуждение леса после долгой зимней спячки, показывает его в ярком зеленном одеянии, рисует в дни полного увядания. Пейзаж в романе сохраняет свою самостоятельную познавательную роль и остается отражением объективно существующих свойств предметов и явлений материального мира. Проанализируем пейзажные описания из «русского леса», которые выступают как средства отражения действительности. Хотя, как правило, эти зарисовки многофункциональны.

За потрясающий художественной точностью можно обращаться практически, а любую страницулеоновского романа. Вспомним, как лесоторговец Кнышев рубил древнюю многовековую сосну, считавшуюся матерью большого леса – Облога: « Теперь раздайсь маненько, православные, - тусклым голосом сказал Кнышев. – Дакось и мне погреться чуток!

Неожиданно для всех он сбросил с себя поддевку и остался в белой, кипения белой вышитой рубахе, опоясанным кавказским ремешком с серебреным набором. Десяток рук потянули ему сточенные, карзубные пилы; он выбрал топор у ближайшего, прикинул на вес, одобрительно, на пробу, тронул ногтем лезвие, прозвеневшее как струна, плюнул в ладонь, чтоб не скользило, и притопал снежок, где мешал, - прислушался к верховому шелесту леса и неторопливо как на эшафоте, с маковки до пяты оглядел свою жертву. Она была неслыханно хороша сейчас, старая мать Облога, в своей деревянной красе, прямая, как луч, и без единого порока; снег, как розовый сон, покаялся на ее отяжелевших ветвях. Пока еще не в полную силу, Кнышев размахнулся и с оттяжкой на себя, как бы дразня, ударил в самый низ, по смолистому затеку у комля, где подобно жилам, корни взбегали на ствол, а мальчик Иван чуть не ахнул от удивления, что коровка не забрызгала ему рук…

Сперва топор отскакивал от промерзлой заболони, но вдруг железо остервенилось, и в воздухе часто засверкала мелкая костяного цвета щепа. Сразу, без единой осечки образовался узкий точный выруб, и теперь нужна была особая сноровка, чтоб не увязить в древесине топора. Звонкие вначале удары становились глуше по мере углубления в тело и подобно дятловому цокоту отдавались в окрестности. Все замолкло кругом, даже лес. Ничто пока не могло разбудить зимнюю дрему старухи,… но вот ветерок смерти пошевелил ее хвою, и алая снежная пыль посыпалась на взмокшую спину Кнышева. Иван не смел, поднять головы, видел только краем увлажняющего глаза, как при каждом ударе подскакивает и бьется серебряный чехолок на конце Кнышевского ремешка. Никто не слышал последнего удара. Сосна стояла по-прежнему, вся в морозном сиянии. Она еще не знала, что уже умерла. Еле заметное движение родилось в ветвях, что-то деловито хрустнуло внизу и мелкой дрожью отозвалось в вершине. Сосна накренилась, все вздохнули с облегчением; второй заруб был чуть выше начального, лесина шла в безопасную сторону, опираясь в будущий откол пня. И вдруг целая буря разразилась в ее пробудившейся кроне, ломала сучья, сдувала снег, - сугробы валились наземь, опережая ее падение… Нет ничего медленней и томительней на земле, чем падение дерева, под чьей сенью посещали тебя смутные грезы детства!»

В общей развитии сюжета этому описанию отводятся разнообразные роли. Пейзаж здесь полифункционален. Остановимся на одной из основных функций картин природы. Обозначение места и времени действия, отражение действительности. Именно с помощью пейзажа читатель может представить, что описанное событие происходит в лесу («Все замолкло кругом, даже лес…»), который по зимнему скован сном («… снег, как розовый сон, покоился на ее отяжелевших ветвях»). Перед нами главная героиня эпизода – «старая мать Облога».

С помощью пейзажа автор сообщает и время действия. В данном отрывке он показывает пасмурный зимний день («… и вдруг все помрачнело кругом, и самое солнце от стыда спряталось»).

Но пейзаж это не «сухое» указание на место и время действия, а художественное описание, т.е. использование образного поэтического языка. Л.Леонов в своем описании природы применил различные изобразительно-художественные средства. Прежде всего, это описательные эпитеты: «верховой шелест леса на отяжелевших ветвях», «костяного цвета щепа», «зимняя дрема» и другие. Для создания более яркой образности Л.Леонов использует метафорические эпитеты («в морозном сиянии», «и в пробудившейся кроне»), а также собственно метафоры («корни выбегали на ствол», «железо остервенелость», «посыпалась алая снежная пыль»). Одним из самых распространенных художественно – изобразительных средств, которые использует писатель, является сравнение: « как на эшафоте», «как луч», «подобно жилам», Подобно «дятловскому цокоту» и другие. В данном отрывке писатель использует этот прием 11 раз, что не мешает восприятию текста, а наоборот увеличивают его художественную ценность. Автор использует прием олицетворения: «не что пока не могло разбудить зимнюю дрему старухи…»это позволяет Леониду Леонову представить сосну как символ жизни Облога, описать его величие и красоту.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5