рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Дипломная работа: Формирование среднего класса в России рефераты

Самозанятые весьма активны в сберегательной сфере, имеют заметно больше накопленных средств, нежели наемные работники, действуют несколько более разносторонне, чем предприниматели. При этом если говорить об отличии от предпринимателей, ими движет не столько забота о развитии своего небольшого дела, сколько более приземленные материальные мотивы (например, покупка необходимых вещей).

Кредитная активность самостоятельных работников на формальном рынке (как и у основной массы населения) близка к нулю. Зато они активнее прочих берут деньги в долг у частных лиц.

Самозанятые демонстрируют повышенную трудовую мобильность, они менее всех прочих привязаны к основному месту работы. При этом их трудно отнести к трудоголикам. Среди основных трудовых мотивов, помимо высокого дохода, находится гедонистическое стремление иметь больше свободного времени. Они не слишком стремятся к какому-то служебному и профессиональному росту, особо не ценят “богатство человеческого общения”. Они - прирожденные или вынужденные индивидуалисты.

Некоторые выводы

Малые предприниматели образуют обособленную группу с четко выраженными качественными признаками. Сама группа обладает повышенной внутренней неоднородностью, разброс количественных параметров в ней достаточно велик. Но в отношении других социально-профессиональных групп - самозанятых, наемных работников, неработающих - предприниматели выступают как относительно однородная общность.

Консистентность (согласованность) признаков в группе малых предпринимателей весьма высока. Они заметно обходят другие группы и по уровню образования, и по всем параметрам материального благосостояния, и по основным формам социально-экономической активности. Предприниматели в среднем более квалифицированы, лучше обеспечены материально, более мобильны. Не менее трех четвертей малых предпринимателей фактически по всем рассмотренным признакам могут быть отнесены к средним классам, включая высший средний класс.

Ситуация самостоятельных работников более сложная и противоречивая. Они выделяются своей активностью, мобильностью, но не всегда дотягивают до среднего уровня по уже достигнутым позициям. Уровень образования здесь ниже, а высокие материальные притязания не всегда подкреплены соответствующим материальным достатком. В итоге по одним признакам самозанятые приближаются к предпринимателям, а по другим примыкают к наемным работникам. По многим показателям группа самозанятых находится на границе средних классов. И часто водораздел проходит через ее середину. Можно предположить, что в состав средних классов входят по разным признакам около половины самостоятельных работников. Это подкрепляет гипотезу о том, что самозанятых следует рассматривать как средний протокласс.

2.3. Средний класс в терминах самоидентификации

Среди наиболее репрезентативных источников информации о самоидентификации среднего класса следует выделить:

· мониторинг общественного мнения, проводимый ВЦИОМом;

· блок вопросов, направленных на исследование оснований самоидентификации, включенный в базу данных RLMS;

· локальное исследование Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН) «Адаптация и идентичность»(далее ИСЭПН-лок);

· исследование Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) «Средний класс в России» (1999 г.)

Наибольший опыт в исследовании самоидентификационых характеристик населения России имеет ВЦИОМ.

Таблица 4. Распределение статусных позиций (ВЦИОМ)

Статусная позиция
Месяц, год высокая средняя низкая
Декабрь 1989 11 66 20
Апрель 1994 11 58 27
Ноябрь 1994 9 63 22
Ноябрь 1995 7 62 24
Ноябрь 1996 11 62 24
Ноябрь 1997 12 64 24
Доля в общем числе опрошенных 11 62 23
Дисперсия 2,2 4,3 7,3

Относительное сохранение численности самоидентификационных групп не исключает внутригрупповых перемещений - статусной миграции. В наиболее общем виде изменение статусных позиций за ряд лет наблюдений свидетельствует о том, что значительная часть респондентов оценивает нынешний статус ниже по сравнению с тем, который они имели раньше. Наименее устойчивым оказывается положение высших статусных групп: менее половины их представителей сохранили его, в то время как в наиболее многочисленных низших и средних группах на тех же ступеньках оказалось более 80%. В целом же доля высших групп заметно уменьшилась с 17 до 11%, низших выросла с 16 до 23%, средние же понесли наименьший урон (с 67 до 62%).

К сожалению, нет возможности продлить динамический ряд за пределы 1997 г., поскольку методика ВЦИОМ претерпела изменения и социальное положение в мониторинге, начиная с 1998 г., оценивается респондентами по следующей шкале ( Таблица 5 )

Таблица 5. Определение социального положения в 1998-99 гг. (ВЦИОМ)

Социальный статус июнь 1998 июнь 1999
Низший 14,0 15,6
Рабочие 34,2 35,1
Низшая часть среднего слоя 16,7 15,2
Средний слой 23,1 21,8
Верхняя часть среднего слоя 2,0 2,8
Высший слой 0,2 0,2
Затруднились ответить 10,1 9,3

По приведенным данным можно заметить, что доля лиц, идентифицирующих себя со средними слоями, в период с 1997 г. по 1999 г. сократилась с 65% до 40%. Однако, учитывая нарушение сопоставимости в связи с переформулированием исходного вопроса, данный вывод был бы не вполне корректен. Наоборот, заслуживает внимания тот факт, что в рамках единой методологии ( Таблица 5 ) распределение оценок накануне и год спустя после кризиса практически не изменилось. Таким образом, данные ВЦИОМ не подтверждают распространенное положение о размывании средних слоев после кризиса 1998 г.

Субъективная оценка общественного положения, которая являлась предметом анализа в рамках обследования РНИСиНП ( Таблица 6 ), строится на классификации, приближенной к западной методологии (lower middle – middle middle – upper middle).

Таблица 6. Самооценка материального положения респондентов (%) (РНИСиНП)

Положение в настоящее время Верхний слой среднего класса Средний слой среднего класса Нижний слой среднего класса Бедные
Значительно лучше, чем у окружающих 45,8 7,7 0,8 1,3
Несколько лучше 39,6 49,0 20,9 9,7
Такое же 12,5 39,2 58,9 42,2
Несколько хуже 1,1 4,0 17,1 34,5
Значительно хуже, чем у окружающих 1,0 0,1 2,3 12,3

Очевидным выводом является лишь то, что только верхний слой оценивает свое положение как исключительное. Уже в среднем слое среднего класса (собственно среднем классе) число респондентов, оценивающих свое положение как «такое же, как у других», достигает почти 40%, и соответствующая группа растет вместе с понижением статуса. Удовлетворенность (полная или частичная) своим общественным положением также характерна только для верхнего слоя. Уже в следующей группе насчитывается почти треть респондентов, в той или иной степени неудовлетворенных своим общественным положением. Из этого можно сделать вывод, что верхняя граница среднего класса, которая слабо фиксируется объективными показателями (дохода, уровня сбережений и т.д.), достаточно четко фиксируется на уровне субъективных характеристик общественного сознания.

Таблица 7. Оценка респондентов перспектив (через 2-3 года) своего материального положения (%) (РНИСиНП)

Положение в через 2- 3 года Верхний слой среднего класса Средний слой среднего класса Нижний слой среднего класса Бедные
Значительно лучше, чем у окружающих 43,7 11,9 1,4 1,3
Несколько лучше 39,6 38,8 16,7 8,4
Такое же 14,6 44,5 62,7 42,9
Несколько хуже 2,1 3,6 13,5 24,7
Значительно хуже, чем у окружающих 0,0 1,2 5,7 22,7

Верхний слой демонстрирует значительно больший социальный оптимизм. Средний слой уже не столь оптимистичен, а слои, находящиеся в нижней части статусной лестницы, отличаются гораздо большей неудовлетворенностью своим нынешним положением и пессимизмом в отношении будущего ( Таблица 7 , Таблица 8 ).

Таблица 8. Степень удовлетворенности своим положением в обществе (%) (РНИСиНП)

Степень удовлетворен-ности Верхний слой среднего класса Средний слой среднего класса Нижний слой среднего класса Бедные
Удовлетворены 60,4 19,7 3,8 1,9

Скорее

Удовлетворены

35,4 40,5 19,1 9,7

Скорее не

Удовлетворены

2,1 23,4 41,9 27,9
Не удовлетворены 1,0 8,1 25,2 51,3
Затруднились с ответом 2,1 8,3 10,0 9,2

С этими данными вполне согласуются данные исследования ИСЭПН-лок: 19,8% опрошенных рассматривают свое положение как низкое; 28,1% - «ниже среднего»; 46,2% как среднее; 4,8% - «выше среднего» и 1,1% как высокое.

Все эти оценки свидетельствуют о высоких статусных притязаниях респондентов: 80% оценивших свое общественное положение как «низкое» и «ниже среднего» не удовлетворены своим status-quo, причем большинство из них – «совершенно не удовлетворены». Только пятая часть респондентов, считающих свою позицию средней, удовлетворены существующим положением. Частичная или полная удовлетворенность соответствует лишь высоким статусным позициям.

В исследованиях RLMS для анализа субъективного позиционирования в общественно значимом пространстве используется более сложная методика, которая включает четыре шкалы, описывающие различные основания самоидентификации: (1) «нищие - богатые»; (2) «бесправные - имеющие власть»; (3) «наименее уважаемые - наиболее уважаемые»; (4) «начинающие - профессионалы высокого класса» ( Таблица 9 ). Применение этой методики значительно ближе подводит к очерчиванию такого сложного социального образования, как средний класс, поскольку не только предполагает некоторую концентрацию оснований самоидентификации, но и позволяет выяснить, какие именно из этих оснований социально дефицитны.

Таблица 9. Доля респондентов, выбравших значение «5» и более по четырем идентификационным шкалам (RLMS)

Шкала (позиции 1- наименьшее значение,

9 – наибольшее значение)

Доля респондентов (%), выбравших позицию «5» и больше
«нищие - богатые» 17,1
«бесправные – имеющие власть» 12,2
«наименее уважаемые – наиболее уважаемые» 58,8
«начинающие – профессионалы высокого класса» 48,9

Отчетливо видно, что общественный престиж в сознании респондентов обоснован, и то не в полной мере, лишь уровнем профессионализма, но никак не материальным положением и, тем более, уровнем прав. Вырисовывается достаточно острая социальная коллизия, состоящая в том, что уважение в обществе, гарантируемое в системе прежней идеологии определенным категориям населения, сохранилось в сознании и опирается преимущественно на профессионально-квалификационный статус.

Таким образом, в обществе переходного типа основания самоидентификации не сливаются в некоторый комплексный критерий среднего класса, как это описано социальной теорией применительно к обществам западного типа. Вместо этого образуется несколько самостоятельных признаков и самостоятельных оценочных шкал. Наиболее явным образом выделяются две самостоятельные шкалы – «шкала материального достатка» и «шкала социального достоинства». Наличие альтернативной системы статусов, включающих две или больше самостоятельных статусных иерархий, превращает российский социум в вертикально расчлененное социальное пространство.

3. Количественные оценки масштаба среднего класса на основе концентрации признаков

Дальнейший анализ преследует своей целью оценку масштабов среднего класса по совокупности его признаков. В его основу положена гипотеза о том, что социальные группы, составляющие протосредний класс, характеризуются разным уровнем концентрации названных признаков. В соответствии с этой гипотезой средние классы могут быть стратифицированы по уровню концентрации доминантных признаков. Эта часть исследования также опирается на вторичный анализ уже существующих баз данных, но предполагает проведение серии оригинальных расчетов.

3.1. Источники информации о признаках среднего класса

Для количественного анализа масштабов и структуры среднего класса использованы три базы данных:

· социолого-экономического обследования домохозяйств по программе «Сбережения населения и перспективы ипотечного и потребительского кредита в России» Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (проведенного накануне августовского кризиса в июле 1998 г.) (далее - обследование ИСЭПН); объем выборки - 4000 домохозяйств;

· Российского лонгитьюдного мониторингового обследования благосостояния и здоровья населения, (проведенного после августовского кризиса в октябре 1998 г.) (далее – RLMS); объем выборки – 3830 домохозяйств;

· мониторингового исследования ВЦИОМ (май 1999 г.); объем выборки – 2400 респондентов.

Согласно теоретико-методологическим подходам к идентификации среднего класса, он может быть описан некоторой системой показателей, включающей как признаки, так и функции данного социального образования. Реализация критериального подхода в рамках используемых массивов дает возможность построить следующую цепочку признаков:

· материальные ресурсные признаки - уровень доходов (расходов, потребления); объем накопленных сбережений; уровень имущественной обеспеченности;

· нематериальные ресурсные признаки - уровень образования, профессионально-квалификационная позиция, должностная позиция;

· признаки социального самочувствия и успешного экономического поведения в условиях переходной экономики - стратегии успешного экономического поведения; самооценки успешности адаптации к новым экономическим условиям; самооценки комфортности нынешней жизни и пр.

Речь идет именно о взаимоувязанной и взаимообусловленной системе признаков, поскольку ресурсные признаки обеспечивают определенный статус, который, в свою очередь, дает относительно высокий уровень благосостояния, приносящий позитивное социальное самочувствие. Перечисленные признаки в этом смысле являются доминантными и их следует рассматривать как равнозначимые и равновесные. Социальные группы, отвечающие одному или нескольким доминантным признакам, в этом смысле можно рассматривать как российский прототип среднего класса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6