рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Учет материальных активов рефераты

Крах 1929 года на мировых фондовых рын­ках, породивший многолетний глобальный экономический кризис в индустриально развитых странах и регионах, выявил недостаточ­ность применявшейся системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Концептуальные принципы составления финансовой отчетности в разных странах и даже в разных компаниях одной стра­ны существенно отличались друг от друга. Отчетность разных компа­ний не всегда правильно понималась пользователями. Она оказыва­лась несопоставимой, непригодной для серьезного делового анализа, приводила к ошибочным и неоднозначным выводам о результатах деятельности и финансовом положении компаний, представивших отчетность.

В начале 1930-х годов в США начали разрабатывать систему национальных общепризнанных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые добровольно применялись крупными компа­ниями, представленными на фондовых биржах. На этой основе со временем возникла система ГААП США, дошедшая до наших дней. В Европе пошли по пути обяза­тельного применения компаниями национальных планов счетов бухгалтерского учета по модели известного австрийского бухгалтера Э.Шмалленбаха. После второй мировой войны из этих планов сче­тов бухгалтерского учета возникла система национальных счетов для учета внутреннего валового продукта и других показателей нацио­нальной экономической статистики. [44;c.9]

Национальные общепризнанные стандарты бухгалтерского учета (ГААП), зародившиеся в США, получили распространение в Кана­де, Англии. Мексике, Италии и др. Однако они неуклонно и неотвратимо вытесняются Международными стандартами финансовой отчетности. Хотя MCФО впитали в себя многие «общепризнанные принципы бухгалтерского учета», но они по­шли намного дальше последних в разработке стандартных норм по отраже­нию в финансовой отчетности новых явлений в экономике и финан­сах.

Разработка проблем МСФО началась в 1960-е годы под эгидой  Центра Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН в начале 1960-х годов, президент США Джон Кеннеди обратил внимание мирового сообщества на развитие глобальных экономических отношений, возникающих на основе транснациональных корпораций. Для нормального функционирования новых отношений необходим универсальный язык общения бизнесменов». В качестве такого языка он назвал бухгалтерский учет и финансовую отчетность, дос­тупную и понятную всем заинтересованным лицам. [44;c.11]

Сегодня уже можно говорить о том, что сложилась глобальная си­стема бухгалтерского учета на базе МСФО. Работающий с 1973 года в Лондоне Комитет по международным стандартам финансовой от­четности (КМСФО) является независимым органом, целью которого признается унификация принципов бухгалтерского учета, использу­емых компаниями во всем мире для составления финансовой отчет­ности. К концу XX века в КМСФО были представлены более ста стран мира.

В настоящее время финансовую отчетность в полном соответ­ствии с МСФО добровольно составляют более 40 тыс. транснацио­нальных корпораций, имеющих более 200 тыс. дочерних и зависи­мых организаций по всему миру.

В апреле 2000 года Европейская комиссия приняла решение о со­ставлении финансовой отчетности соответствии с МСФО всеми компаниями, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках. В течение пяти лет национальное законодательство стран Европейского Союза должно быть приведено в соответствие с МСФО и полностью завершен переход на международные стандар­ты. Американцы дольше других держались за национальную систе­му ГААП. Но необходимость унификации стандартов финансовой отчетности в связи с глобализацией фондового рынка заставила их пересмотреть свои консервативные позиции. Федеральная комиссия по ценным бумагам США решила не позднее 2007 года полностью перейти на финансовую отчетность по МСФО и отказаться от при­менения ГААП США. [44;c.14]

Высокое качество МСФО, охватывающих все аспекты бухгалтер­ского учета и отчетности, последовательное следование их предписа­ниям и полное, без всяких отступлений, применение обеспечивает необходимую прозрачность финансовой отчетности для всех потен­циальных пользователей. Каждый стандарт, наряду с вопросами классификации и оценки, содержит полный перечень информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности. Полное раскры­тие информации — залог прозрачности представляемой отчетности, без которой невозможно достичь необходимого доверия между опе­раторами любого рынка.

Надежность и прозрачность информации определяется высоким качеством стандартов учета и отчетности, готовностью тех, кто составляет отчетность, неукоснительно следовать установленным стандартам.

Применение международных стандартов способствует привлечению иностранных инвестиций и дает возможность приобщения к международным рынкам капитала. Далее, международная практика показывает что отчетность, сформированная согласно международным стандартам отличается высокой информативностью. Ведь сами стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. Именно по пути стандартизации отчетности и движется сейчас Республика Беларусь.

С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами  в 1998 году была проведена программа, предусматривающая следующие направления реформы:

1.            законодательное обеспечение и нормативное регулирование учета;

2.            формирование нормативной базы;

3.   кадровое обеспечение реформы;

     4.    международное сотрудничество [16, с.29].

Вопросы  финансовой отчетности рассматриваются в международном стандарте финансовой отчетности 1, который опубликован в новой редакции в 1997 году и заменяет и отменяет действующие до этого три стандарта: международный стандарт финансовой отчетности 1 «Раскрытие учетной политики», международный стандарт финансовой отчетности 5 «Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности», международный стандарт финансовой отчетности 13 «Представление краткосрочных активов и краткосрочных обязательств». Стандарт предусматривает наличие следующих форм отчетности: «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет об изменениях в капитале», «Отчет о движении денежных средств»,  заявление об учетной политике, а также пояснительные замечания к отчетности [22, с.38-39].

В соответствии с международным учетным стандартом № 2 "Оценка и отражение в учете товарно-материальных запасов на основе фактических издержек в прошлом" оценка и представление товарно-материальных запасов в финансовых отчетах осуществляются на основе фактических издержек (система, наиболее распространенная в финансовой отчетности).

В стандарте дается четкое определение понятия "товарно-материальные запасы", показаны составные части фактических издержек по указанным запасам, формулы исчисления издержек, классификация запасов.

Под товарно-материальными запасами понимается реальное (осязаемое) имущество, которое:

предназначено для продажи в ходе обычной коммерческой деятельности (готовая продукция, товары);

находится   в   процессе   производства   с   целью   такой   продажи (полуфабрикаты, часто именуемые как незавершенное производство);

должно быть потреблено в ходе производства товаров или услуг, предназначенных для продажи (материалы).

Составными частями фактических издержек товарно-материальных запасов (фактической себестоимости запасов) являются: затраты на приобретение, затраты на обработку (преобразование); чистая реали­зуемая стоимость.

Фактическая себестоимость запасов - совокупные издержки, связанные с приобретением, обработкой, перемещением и иными операциями по приведению запасов в их нынешнее местоположение и состояние.

Затраты на приобретение - цена покупки, включая импортные и иные пошлины, транспортные расходы и другие, связанные с приобретением, за исключением торговых скидок и субсидий.

Затраты на обработку (по полуфабрикатам) - издержки, непосредственно связанные с элементами производства (живой труд, прямые затраты и субподрядные работы и другие производственные издержки, определяемые на основе метода калькуляции по переменным издержкам или метода калькуляции с полным распределением затрат).

Чистая реализуемая стоимость - расчетная рыночная цена за вычетом затрат на комплектование и затрат, необходимых для продажи.

Основными методами (формулами) оценки товарно-материальных запасов  являются:

"первая партия на приход - первая в расход (ФИФО);

среднее значение стоимости;

последняя партия на приход - первая в расход (ЛИФО);

базовый (основной) запас;

детализация издержек;

следующая партия на приход - первая в расход (НИФО);

последняя покупная цена.

В формулах ФИФО, среднего значения стоимости, базового запаса и детализации издержек учитываются издержки, произведенные предприятием в тот или иной период времени. При этом с помощью метода детализации конкретные суммы издержек относят к конкретным установленным предметам запасов (применяется к предметам запасов закупленным или произведенным, а затем отделенным для особых целей). Сущность метода базового запаса заключается в учете всех потребленных запасов по их текущим закупочным ценам в момент потребления.

Формулы НИФО и последней покупной цены предусматривают затраты, которые еще не осуществлены, и поэтому не являются оценкой стоимости по фактическим издержкам в прошлом.

По чистой реализуемой стоимости (ниже фактической стоимости) запасы оцениваются в случаях: уменьшения рыночной цены запасов; нанесения запасам ущерба; полного или частичного устаревания.

Размеры понижения стоимости рассчитывают отдельно: для конкретных предметов; для групп одинаковых предметов; для целого вида запасов (например, для материалов); для предметов, относящихся к какому-либо виду коммерческой деятельности.

Подсчет может осуществляться также на основе общей стоимости всех запасов предприятия. В результате частичного списания стоимости запасов происходит зачет потерь, связанных с нереализованной прибылью.

В зарубежной учетной практике наиболее широко используются методы ЛИФО, ФИФО и метод средней стоимости. Метод ЛИФО использовали 67% из 600 крупных компаний США, метод ФИФО - 63%, средней стоимости - 37%, другие методы -9%. Общая сумма процентов превышает 100, так как многие компании используют различные методы оценки для разных запасов.

Основная проблема при выборе метода оценки товарно-материальных запасов заключается в том, что они отражаются в балансе и отчете о прибылях и убытках. Метод ЛИФО наиболее целесообразен при составлении отчета о прибылях и убытках, поскольку наилучшим образом сопоставляет доходы от реализации товаров с их себестоимостью. Однако для оценки текущей балансовой стоимости товарных запасов при существующей тенденции повышения или понижения цен оптимальным является метод ФИФО, поскольку стоимость запасов на конец отчетного периода наиболее близка к текущим ценам и более реально представляет активы предприятия. Кроме того, нужно учитывать и влияние методов оценки запасов на налог на прибыль.

Фирмы выбирают метод оценки запасов, который должен использоваться из года в год. При наличии серьезных оснований фирма может начать пользоваться другим методом, изложив причины и последствия этого в годовом отчете.

Для отечественной практики наибольший интерес из международного стандарта представляют выделение составных частей фактической стоимости запасов, особенно накладных расходов, и формулы исчисления издержек. Таким образом возможно ООО «Камень» стоит пересмотреть базовый метод ФИФО и в дальнейшем пользоваться методом ЛИФО, т.к. при этом менее заметно влияние негативных факторов влияния переходной экономики (инфляции и др.)

Также в процессе работы на предприятии ООО «Камень» нами были выявлены следующие недостатки в работе отдела бухгалтерии данной организации.

1.       Плохо организовано разделение труда, т.е. нет документов четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. В следствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.

Таким образом будет целесообразным разработать перечень, четко определяющий обязанности работников предприятия, а также номенклатуру дел бухгалтерской службы.

2. На рассматриваемом предприятии отсутствует график документооборота. Это является значительным упущением, так как точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций. Поэтому считаем целесообразным порекомендовать главному бухгалтеру составить схему или перечень работ по созданию и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения.

       3. В целях недопущения подделки документации целесообразно создать документ с образцами подписей сотрудников, наделенных правом подписывать финансовые документы.

4. В учете товарно-материальных ценностей нами также были выявлены недостатки:

-         Оприходование  товарно-материальных ценностей часто следует с опозданием;

-         Имеют место случаи отсутствия счетов-фактур. Следует проводить проверки наличия документов на предприятии не реже одного раза в полгода.;

-         На   предприятии ООО «Камень» инвентаризация проводится один раз в год, а инвентаризация МБП раз в три года. Рекомендуется проводить инвентаризацию каждые полгода, а инвентаризацию материальных оборотных активов  каждые два месяца, т.к. на предприятии были случаи выявления недостачи.

Устранение этих недостатков на наш взгляд позволит предприятию в дальнейшем более эффективно вести учет материальных оборотных активов, что приведет к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.


Заключение

 

В результате проведенного исследования следует отметить что, эффективность учета материальных оборотных средст­в предприятия оказывает большое влияние на результаты его финан­сово-хозяйственной деятельности.

Главной целью управления материальными активами предприятия является в общем случае максимизация прибыли па вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной пла­тежеспособности предприятия. Причем в условиях экономического кри­зиса устойчивая платежеспособность важнее доходности (неплатежеспо­собность может быть хуже убыточности).

Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо уменьшить переток оборотных активов в дебиторскую задолженность, т. е. средства данного предприятия, находящиеся в обороте других пред­приятий.

Необходимо продуманное отношение к большим закупкам впрок сырья, материалов и комплектующих изделий (за исключением акти­вов с устойчивым ростом рыночных цен, опережающим инфляцию, и то в ограниченных пределах). Выгода от таких закупок может быть чисто иллюзорной, так как они, как правило, приводят к занижению себестоимости со всеми вытекающими отсюда "налоговыми послед­ствиями" и к замедлению оборачиваемости оборотных средств, что оказывает негативное воздействие на финансовую устойчивость пред­приятия. А для этого необходим их своевременный и полноценный учет.

Из   проведенного анализа хозяйственной деятельности можно сделать вывод, что в 2002 году ООО «Камень» в целом   выполнило поставленные задачи по развитию материально-технической базы предприятия, расширению ассортимента и номенклатуры товаров, что способствовало устойчивой работе предприятия. На 2003 год стратегической задачей предприятия является рост товарооборота в сопоставимых ценах, а следовательно и увеличение прибыли, для достижения чего требуется дальнейшее развитие материально-технической базы, расширение ассортимента реализуемых товаров и наиболее полное удовлетворение спроса покупателей. И хотя финансово-экономическое положение торгового предприятия не очень устойчиво, но  у  исследуемого предприятия имеются возможности улучшить результаты финансово - хозяйственной деятельности возможно за счет более четкой организации учета материальных оборотных активов.

При изучении состояния учета материальных оборотных средств на исследуемом предприятии нам было выявлено несколько существенных недочетов. При оценке товарно-материальных ценностей на ООО «Камень» применяется метод ФИФО. Но мы считаем, что  возможно ООО «Камень» стоит пересмотреть базовый метод ФИФО и в дальнейшем пользоваться методом ЛИФО, т.к. при этом менее заметно влияние негативных факторов влияния переходной экономики (инфляции и др.)

Также в процессе работы на предприятии ООО «Камень» нами были выявлены следующие недостатки в работе отдела бухгалтерии данной организации.

1.                      Плохо организовано разделение труда, т.е. нет документов четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. В следствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.

Таким образом будет целесообразным разработать перечень, четко определяющий обязанности работников предприятия, а также номенклатуру дел бухгалтерской службы.

2. На рассматриваемом предприятии отсутствует график документооборота. Это является значительным упущением, так как точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций. Поэтому считаем целесообразным порекомендовать главному бухгалтеру составить схему или перечень работ по созданию и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения.

       3. В целях недопущения подделки документации целесообразно создать документ с образцами подписей сотрудников, наделенных правом подписывать финансовые документы.

4. В учете товарно-материальных ценностей нами также были выявлены недостатки:

-         Оприходование  товарно-материальных ценностей часто следует с опозданием;

-         Имеют место случаи отсутствия счетов-фактур. Следует проводить проверки наличия документов на предприятии не реже одного раза в полгода.;

-         На   предприятии ООО «Камень» инвентаризация проводится один раз в год, а инвентаризация МБП раз в три года. Рекомендуется проводить инвентаризацию каждые полгода, а инвентаризацию материальных оборотных активов  каждые два месяца, т.к. на предприятии были случаи выявления недостачи.

Устранение этих недостатков на наш взгляд позволит предприятию в дальнейшем более эффективно вести учет материальных оборотных активов, что приведет к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.

Одним из основных выводов сделанных нами в результате дипломной работы является то, что в торговых предприятиях резервы и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема товарооборота и размера оборотных средств. Чтобы ускорить оборачиваемость, необходимо:

Ø         совершенствовать товародвижение и нормализовать размещение оборотных средств;

Ø         полностью и ритмично выполнять планы хозяйственной деятельности;

Ø         совершенствовать организацию торговли, внедрять прогрессивные формы и методы продажи;

Ø         упорядочить сбор и хранение порожней тары, ускорять возврат тары поставщикам и сдачу тарособираюшим организациям;

Ø         совершенствовать расчеты с поставщиками и покупателями;

Ø         улучшать претензионную работу;

Ø         ускорять оборот денежных средств за счет улучшения инкассации торговой выручки, строгого лимитирования остатков денежных средств в кассах торговых предприятий, в пути, на расчетном счете в банке;

Ø         свести к минимуму запасы хозяйственных материалов, малоценных и (быстроизнашивающихся предметов, инвентаря, спецодежды на складе, сократить подотчетные суммы, расходы будущих периодов; не допускать дебиторской задолженности.

Следовательно от умения управлять оборотными средствами, улучшения организации торговли, повышения уровня коммерческой и учетной работы зависит эффективность использования материальных оборотных средств торговых предприятий и следовательно ритмичная деятельность предприятия в целом.

Таким образом,  торговое предприятие в случае эффективного управления сво­ими оборотными средствами может добиться рационального экономического положения, сбалансированного относительно ликвид­ности и доходности.

Проблема улучше­ния использования материальных оборотных средств стала еще более актуальной в условиях формирования рыночных отноше­ний. Интересы предприятий требуют полной ответствен­ности за результаты своей производственно - финансовой деятельности. Поскольку финансовое положение предпри­ятий находится в прямой зависимости от состояния обо­ротных средств и предполагает соизмерение, затрат с ре­зультатами хозяйственной деятельности и возмещение за­трат собственными средствами, предприятия заинтересованы в рациональной организации оборотных средств — организаций их движения с минимально возможной сум­мой для получения наибольшего экономического эффекта.

Список использованных источников

 

1.        Закон Республики Беларусь "О бухгалтер­ском учете и отчетности" от 25.06.2001 г.,

2.        План счетов бухгалтер­ского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Мини­стерством финансов СССР от 1.11.91 г. № 56, ъ

3.        Приказ Министерст­ва финансов Республики Беларусь от 20.01.2000 г. №23 "О годовой бухгалтерской отчетности юридических лиц" 

4.        Инструкция от 20.01.2000 "Порядок заполне­ния форм годовой бухгалтерской отчетности".

5.        Приказ Министер­ства финансов Республики Беларусь от 29.12.2000 г. № 131 Инструкция "О внесе­нии изменений и дополнений в Порядок заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности"

6.         Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.01 г. № 121 "О внесении из­менений в приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 20.01.2000г. №» 23.

7.        А.И. Каплан «Анализ баланса промышленного предприятия», Москва, 1999 г.

8.        А.К. Шишкин, С.С. Вартанен, В.А. Микрюков «Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях», Москва, 2000 г.

9.        Андреев А.Н. «Порядок составления годовой отчетности за 1998 г.», журнал "Главбух" №1, 1999 г.

10.    Балануца В.П., Иваненко П.И. «100 вопросов и ответов по анализу хозяйственной деятельности промышленных предприятий», Москва, 1999 г.

11.    Банаев А.С. «Комментарий к Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»; журнал  "Бухгалтерский учет" №1, 2001 г.

12.    Безруких П.С. «Особенности бухгалтерского учета», журнал "Главбух" №2, 2002 г.

13.    Безруких П.С., «Учебное пособие», Москва, 1996г.

14.    Белов А.Н., «Финансы и статистика», Москва, 1999 г.

15.    Бернстайн Л.А. «Анализ финансовой отчетности», Москва, 1999г.

16.    В.В. Ковалев «Финансовый анализ», Москва, 1997 г.

17.    Головкин С.Д. «Оценка результатов хозяйственной деятельности промышленных предприятий», Москва, 2000 г.

18.    Ефимов О.В. «Анализ показателей ликвидности», журнал  "Бухгалтерский учет" №6, 2001 г.

19.    И. Вортт, П. Ревентлоу «Экономика фирмы», Москва 1998 г.

20.    Камышанов П.И., «Практическое пособие по бухгалтерскому учету», Москва, 1999 г.

21.    Кандраков Н.П., Краснова Л.Л. «Принципы бухгалтерского учета», Москва, 1999 г.

22.    Кашпорова Е.В. «Подготовка к автоматизации», журнал  "Автоматизация бухгалтерского учета" 1998 г.

23.    Ковалев В.В. «Финансовый анализ», Москва, 2000г.

24.    Ковалева А.М., «Финансы», Москва, 1998 г.

25.    Ковбасюк М.Р., Соколовская З., «Анализ производства и реализации в АСУП», Москва, 1997 г.

26.    Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет», Москва 1994 г.

27.    Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет», Москва, 1999 г.

28.    Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях», Москва, 2000 г.

29.    Ложников И.Н. «Правила оценки статей бухгалтерской отчетности», журнал  "Бухгалтерский учет" №11, 2001 г.

30.    Луговой В.А., «Организация бухгалтерского учета и отчетность», Москва, 2000 г.

31.    Манарьева В.И. Комментарий к положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/98, журнал "Главбух" №5, 2000 г.

32.    Михайловская Ю.В. «Годовая отчетность», журнал "Главбух" №3, 2001 г.

33.    Новодворский В.Д. «О положении "Финансовая отчетность предприятия"», журнал  "Бухгалтерский учет" №7, 2002 г.

34.    Патров В.В., Ковалев В.В., «Как читать баланс», Москва, 1998 г.

35.    Т. Балабанов «Финансовый менеджмент», Москва, 1999 г.

36.    Шеремет А.Д. «Экономический анализ в управлении производством» 1999 г., Москва.

37.    Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности промышленного предприятия», Москва 2000 г.

38.    Шуремов Е.Л. «1С: Бухгалтерия 7.5» журнал "Бухгалтер и компьютер" №2, 2000 г.

39.    Янкин В.Г. «Финансово-хозяйственная деятельность предприятия: Методика анализа», Москва, 2001 г.

40.    Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Мн.: Выш.шк., 1995 – 415с.

41.    Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании/Под ред. Л.И. Кравченко. – Мн.: ФУА, 2000 – 528с.

42.    Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет. – Мн.:Изд-во Скакун, 2002 – 454 с.

43.    Панков А.Д. Бухгалтерский учет и анализ в зарубежных странах – Мн.: Экоперспектива, 1998 – 238с.

44.    Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Инфра-М, 2002 – 456с.

45.    Кожарский В.В. Финансовая отчетность торговых предприятий. – Мн.: Тетрасистем, 2002 – 514с.

46.    Аладьева Г.А. Учет и отчетность. – Мн.: Вш.школа, 2002 127с.

47.    Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия. – Мн.: Новое занаие, 2002 – 240с.

48.    Ефимова О.П. Экономика предприятий общественного питания и торговли. – Мн.: Новое знание – 2002 – 371с.

49.    Международные стандарты бухгалтерской отчетности. – М.: Аскери, 1999


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9