рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Учет материальных активов рефераты

К материальным оборотным активам на предприятиях торговли также относятся малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП). Они составляют зна­чительную часть материальных ценностей, используемых на предприятиях тор­говли и общественного питания. В процессе производства собственной про­дукции, ее реализации и продаже товаров МБП выполняют роль средства тру­да. Они многократно участвуют в производственном и торговом процессах, сохраняя натурально вещественную стоимость, постепенно теряют первоначальные свойства и качества, т.е. изнашиваются. Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов переносится на издержки производства и обращения по мере начисления износа и возмещается за счет полученных доходов от реализации .товаров и собственной продукции. Однако в связи с многочисленностью МБП, незначительной стоимостью, коротким сроком служ­бы и частой необходимостью пополнения по сравнению с другими средства­ми труда, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитывают в со­ставе материальных оборотных средств. Следовательно, с точки зрения характера использо­вания малоценные и быстроизнашивающиеся предметы аналогичны основ­ным средствам, а с точки зрения порядка их приобретения — материалам. Промежуточное состояние МБП между основными средствами и оборотны­ми активами обусловливает особенности ведения их учета.

В соответствии с методическими указаниями Министерства финансов Республики Беларусь к малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся:

средства труда, производственный и хозяйственный инвентарь в пределах до установленного лимита. Лимит для отнесения к МБП устанавливается Ми­нистерством финансов Белоруссии (с 01.02.1999 года—30 минимальных зара­ботных плат, а для ковров и ковровых покрытий — 10 минимальных зарплат). Руководителю предприятия предоставлено право устанавливать на отчетный год меньший предел стоимости предметов, учитываемых в составе МБП. К ним, в частности также относятся:

§       предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;

§       специальные инструменты и приспособления (инструменты и приспо­собления целевого назначения, предназначенные для серийного или мас­сового производства определенных видов продукции) независимо от их стоимости;

§       орудия лова (тралы, неводы, сети и др.) независимо от их стоимости и срока службы;

§       специальная одежда, включая форменную, специальная обувь, а также постельные принадлежности, включая белье, предметы проката независимо от их стоимости и срока службы и другие аналогичные предметы.

Величина материальных оборотных средств предприятия торговли зависит от многих факторов. Основными из них являются: объем товарооборота, его состав; производственная программа; структура расходуемого сырья; ассортиментная структура покупных товаров; условия и частота завоза сырья и товаров; организация коммерческой работы; организация расчетов за товары с поставщиками и др.

Все факторы можно разделить на внешние, оказывающие влияние независимо от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять.

К внешним факторам относятся:

·       общеэкономическая ситуация и рыночная конъюнктура, инфляция;

·       система государственного регулирования торговли;

·       налоговое   законодательство.   Чем   больше   налоговая   нагрузка   на предприятиях торговли, тем меньше валового дохода и прибыли остается в их распоряжении, а значит, меньше сумма отчислений на пополнение собственных оборотных средств;

·      условия получения кредитов и процентные ставки по ним.

 К внутренним факторам относятся:

·          величина   товарооборота.   Чем   большего   объема реализации стремится достигнуть предприятие, тем большая сумма оборотных средств ему необходима;

·       договорные условия поставок и обеспечение их выполнения. Более частая закупка товаров меньшими партиями снижает необходимую сумму оборотных средств. Одна из задач предприятия торговли — ликвидировать сверхнормативные товарные запасы и параллельно совершенствовать систему нормирования;

·       организация коммерческой работы. Комплексное изучение рынка дает возможность вкладывать деньги в закупку тех товаров, которые будут быстро проданы. Это ведет к ускорению оборачиваемости оборотных средств и снижению их расходования;

·       организация  расчетов  за товары  с  поставщиками  и покупателями. Формы   расчетов   (акцепт,   аккредитив,   чек),   территориальная   отдаленность поставщиков определяют величину оборотных средств, обслуживающих расчеты.

В рыночной экономике особенно важное значение имеет правильная организация и учет материальных оборотных средств, умелое управление и повышение эффективности их использования.

Поскольку оборотные средства включают как денежные, так и материальные ресурсы, от их организации и эффективности использования зависит не только процесс торговли, но и финансовая устойчивость предприятия.

Материальные оборотные средства торговых предприятий призваны обеспечивать непрерывное их движение на всех стадиях кругооборота с тем, чтобы удовлетворять потребности предприятия в товарах и материальных ресурсах, обеспечивать своевременность и полноту расчетов, повышать эффективность использования оборотных средств.



1.2. Задачи и принципы бухгалтерского учета материальных оборотных активов

Целью бухгалтерского учета товаров в оптовой торговле является конт­роль сохранности, рационального и эффективного использования товарных запасов; своевременное получение полной и достоверной информации о товарообороте, о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями, необ­ходимой для составления расчетов по налогам и неналоговым платежам, на­числяемым от выручки и валового дохода, и для принятия обоснованных уп­равленческих решений.

Перед бухгалтерским учетом товаров, тары и товарооборота на оптовых предприятиях стоят следующие задачи:

§ контроль своевременности и правильности документального оформ­ления поступления и выбытия товаров и тары;

§ контроль полноты оприходования и списания товаров и тары;

§ контроль за ценами, соблюдением действующего порядка формиро­вания цен на товары и тару и применения оптовых (торговых) надбавок и скидок на товары;

§ контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью со­вершения товарных операций;

§ контроль своевременности представления отчетности материально ответственными лицами;

§ контроль за объемом и темпами роста оптового товарооборота и пол­нотой отражения выручки от реализации товаров в учете и отчетности;

§ достоверность учета товаров и тары, товарооборота и выручки от ре­ализации товаров;

§ своевременное получение сводной учетной информации по показа­телям отчетности;

§ качественное проведение инвентаризации товаров и тары и своевре­менное отражение ее результатов в учете;

§ достоверное отражение в учете валового дохода от реализации това­ров;

§ своевременное и правильное исчисление налогов и неналоговых пла­тежей от валового дохода и выявление финансового результата от реализации товаров.

Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов должен обеспе­чивать;

§ своевременное и полное оприходование МБП и правильность расчетов с поставщиками;

§ контроль за сохранностью МБП по материально ответственным лицам, местам их хранения и эксплуатации;

§ выявление фактической себестоимости приобретенных МБП;

§ правильное документальное оформление и своевременно отражение в учете движения МБП, получение точной информации об их остатках, кон­троль за соответствием фактического наличия МБП установленным нормати­вам;

§ контроль за правильностью использования МБП во время их эксплуата­ции, выявление предметов, не подлежащих дальнейшему использованию;

§ правильное исчисление износа МБП и отнесение его на издержки пред­приятия;                   

§ своевременное и правильное списание МБП.

В учете материальных оборотных активов на торговых предприятиях придерживаются следу­ющих принципов:

1. Принцип материальной ответственности работников за товарно-мате­риальные ценности при их приемке, хранении и отпуске. Применение полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности определяет ведение учета товаров и тары по местам хранения и материально ответствен­ным лицам.

При приеме на работу материально ответственных лиц администрация предприятия заключаете ними договор о материальной ответственности уста­новленной формы.

В торговле применяют две формы материальной ответственности: инди­видуальную — предприятие заключает договор с одним лицом; коллективную (бригадную) — предприятие заключает договор с бригадой. В зависимости от размера возмещаемого ущерба различают три вида ма­териальной ответственности: полную, ограниченную и повышенную. На оп­товых предприятиях применяют полную материальную ответственность за то­вары по отпускным или фиксированным розничным ценам с налогом на до­бавленную стоимость и тару по учетным ценам. Ограниченную материальную ответственность, как правило, устанавливают за причиненный ущерб предпри­ятию излишними штрафными выплатами в виду ненадлежащего исполнения своих обязанностей материально ответственными и другими должностными лицами. При этом работники несут индивидуальную, а не бригадную ответ­ственность. Повышенную материальную ответственность применяют в случаях, установленных законодательством, когда причиненный ущерб взыскивается с применением соответствующих коэффициентов или по действующим ценам. ' При бригадной материальной ответственности ущерб взыскивают с чле­нов бригады пропорционально их заработной плате и фактически прорабо­танному времени в межинвентаризационном периоде. Размер ответственнос­ти каждого члена бригады (С,) можно определить по следующей формуле:

С—сумма ущерба, причиненного бригадой;

31 32 33..., Зiа-—заработная плата членов бригады за межинвентаризаци­онный период.

2. Принцип документального оформления хозяйственных операций. Этот принцип торговые предприятия реализуют путем применения типовых и спе­циализированных форм товарных документов для учета поступления, реали­зации и прочего выбытия товаров и тары, которые являются бланками строгой отчетности. Внутреннее перемещение товаров и тары от одного материально ответственного лица к другому производят под контролем и по распоряже­нию руководителя и главного бухгалтера предприятия.

3. Принцип периодической отчетности материально ответственных лиц обусловлен периодичностью бухгалтерской отчетности и необходимостью своевременной обработки и обобщения текущих данных по движению това­ров и тары с целью получения информации о товарных запасах, об их реализа­ции, выявления валового дохода от реализации товаров и т.п. Отчетность мате­риально ответственных лиц должна обеспечить ритмичную работу бухгалте­рии. Ее формы и сроки устанавливает администрация предприятия в зависи­мости от применяемой формы бухгалтерского учета, технической оснащен­ности; документооборота и других условий.

4. Принцип использования в учете денежного и натуральных измерите­лей определяет ведение натурально-стоимостного и стоимостного учета в натуральных единицах и национальной денежной единице независимо от ва­люты контрактов.

5. Выбор учетной цены (покупная или продажная) должен обеспечить удобную схему учета реализации товаров. На предприятиях оптовой торговли товары, как правило, учитываются по отпускным ценам предприятий-изготови­телей и импортеров Республики Беларусь, а товары, самостоятельно ввезенные из-за пределов республики,—по контрактным ценам зарубежного поставщи­ка без налога на добавленную стоимость, пересчитанным в белорусские руб­ли. Товары, поступившие от поставщиков-посредников, на предприятиях оп­товой торговли учитывают, как правило, по отпускным ценам предприятия-изготовителя (импортера) без налога на добавленную стоимость. В этом слу­чае оптовую надбавку, уплаченную поставщикам-посредникам на поступив­шие товары, учитывают на отдельном аналитическом счете, открываемом к субсчету 42-1 «Торговая наценка (скидка, надбавка)». В конце месяца на осно­вании расчета их списывают пропорционально стоимости реализованных то­варов в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», субсчета 1 «Ре-, ализация товаров оптом». Учетной ценой товаров может быть отпускная цена посредника. Второй вариант оценки и учета товаров, поступивших от посред­ников, является более простым, но требует обязательного контроля правиль­ного формирования отпускных цен при реализации товаров.

На предприятиях розничной торговли товары учитывают по розничным ценам, включая налог на добавленную стоимость и налог на продажу отдельных товаров.

6. Принцип соответствия в учете товарных операций требует: »   отражения в учете поступления, выбытия, внутреннего перемещения товаров и тары, результатов их инвентаризации в том отчетном периоде, в котором совершены хозяйственные операции, проведена инвентаризация;

§ единства оценки поступивших и выбывших товаров, что обуславлива­ет списание с материально ответственных лиц выбывших товаров и тары по тем же ценам, по которым они были оприходованы под отчет;

§ тождества оприходованных товарно-материальных ценностей одним и списанных в расход другим материально ответственным лицом при их внут­реннем перемещении, что достигается встречной проверкой этих данных по товарным, товарно-транспортным накладным по отдельным операциям и в регистрах бухгалтерского учета за отчетный месяц;

§ соответствия учетных и отчетных данных фактическому наличию това-ров и тары, что обеспечивается их инвентаризацией и отражением в учете выявленных отклонений: оприходованием излишков и списанием (возмеще­нием) недостач и потерь товаров и тары;

§ тождества данных натурально-стоимостного и стоимостного учета, аналитического и синтетического учета товаров и тары, что обусловлено отра­жением одной и той же информации на счетах бухгалтерского учета и обеспе­чено сверкой соответствующих учетных данных в регистрах бухгалтерского учета.

Реализация данного принципа позволяет своевременно отразить в учете хозяйственные операции, выявить арифметические ошибки, предупредить случаи злоупотреблений и недостач ценностей, получить объективную и дос­товерную информацию.

7. Оценка реализованных товаров и отражение товаров в отчетности по себестоимости. В себестоимость реализованных товаров (товаров в остатке) включают их покупную стоимость с налогом на добавленную стоимость и издержки обращения на реализованные товары (на остаток товаров). На опто­вых торговых предприятиях и оптово-розничных объединениях учет товаров под отчетом материально ответственных лиц осуществляют на счете 41 «Товары», субсчете 1 «Товары на складах» по отпускным ценам (без налога на добавленную стоимость). Входной налог на добавленную стоимость по приоб­ретенным товарам учитывают на счете 18 «Налог на добавленную стоимостьпо приобретенным ценностям». При реализации товаров выходной налог на до­бавленную стоимость рассчитывают со стоимости отпущенных товаров по от­пускным ценам с оптовой надбавкой и включают в сумму выручки. Издержки обращения на предприятиях оптовой торговли учитывают на счете 44 «Издерж­ки обращения». Фактическую себестоимость реализованных товаров (остатка товаров) на предприятиях оптовой торговли определяют суммированием соот­ветствующих данных по указанным балансовым счетам (статьям баланса).

8. Определение момента реализации (учета выручки) позволяет обеспе­чить единые методические основы учета выручки, валового дохода и прибыли, контролировать уплату налоговых и неналоговых платежей в бюджет. В бухгал­терском учете реализацию товаров отражают: по оплате расчетных докумен­тов покупателями (по дате перевода долга, уступки требования); по моменту отпуска товаров и перехода права собственности на них покупателям.

9. Выбор метода определения валового дохода на реализованные товары обусловлен выбором учетной цены и момента реализации товаров:

§ методом разниц оптовые предприятия определяют реализованные оптовые надбавки по данным счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», субсчета 1 "Реализация товаров оптом» при учете товаров по покупным це­нам, а выручки по отгрузке: выручка от реализации товаров по отпускным ценам минус покупная стоимость реализованных товаров с налогом на добав­ленную стоимость;

§ методом балансовой увязки показателей оптовые предприятия опре­деляют реализованные оптовые надбавки при учете товаров по покупным ценам, а выручки по оплате—на основании аналитических данных по счету 42 «Торговая наценка», субсчета 1 «Торговая наценка (скидка, надбавка)»: к остатку оптовых надбавок по предъявленным покупателям и неоплаченным счетам на начало месяца прибавляют оптовые надбавки, включенные в счета покупателей по отгруженным им товарам За месяц, вычитают остаток опто­вых надбавок по предъявленным покупателям и не оплаченным счетам на конец месяца;

§ методом среднего процента по расчету установленной формы опто­вые предприятия определяют валовой доход на реализованные товары, учиты­ваемые по продажным ценам независимо от определения момента реализации.

Основные принципы учета материальных оборотных активов оптовые предприятия реализу­ют через учетную политику. В приказе об учетной политике указывают:

§ по методологическим аспектам: учетные цены на товары и тару; спо­собы складского учета товаров и тары; порядок учета товаров, принятых на реализацию на условиях консигнации; порядок учета оптовых надбавок, упла­ченных поставщикам-посредникам; момент учета выручки от реализации това­ров; порядок учета и выявления валового дохода от реализации товаров и др.;

§ по организационно-техническим аспектам: перечень типовых и спе­циализированных форм применяемых товарных документов строгой отчет­ности; формы и сроки отчетности материально ответственных лиц; перечень и формы регистров бухгалтерского учета товаров и тарьгс учетом применяе­мой формы учета; сроки инвентаризации товаров и тары на складах и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9