рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Учет материально-производственных запасов рефераты

По результатам инвентаризаций и проверок принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учете запасов и возмещению материального ущерба.

Выявленные при инвентаризации излишки приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится на финансовые результаты.

Недостачи и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости, которая включает в себя учетную цену запаса и долю транспортно-заготовительных расходов, относящуюся к этому запасу.

В бухгалтерском учете данная операция отражается по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счетов учета запасов – в части учетной цены запаса и дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счета 16 "Отклонения в стоимости материалов".

При проведении инвентаризации материалов на первое октября 2003 года на автобазе выявлена недостача двигателей на сумму 200 тыс. рублей и порча в результате нарушения температурно-влажностного режима (из-за хранения под открытым небом). Фактическая себестоимость приобретения испорченных материалов – 50 тыс. рублей, цена возможного использования (в качестве топлива) 5 тыс. рублей. Размер ТЗР  - 40 тыс. рублей (20% от стоимости материалов). В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» кредит счета 10-1 «Сырье и материалы» – 200 тыс. руб. – на сумму стоимости недостающих материалов;

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» кредит счета 10.1-1 «Транспортно-заготовительные расходы» – 40 тыс. руб. – на сумму отклонений в стоимости недостающих материалов (ТЗР);

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» кредит счета 10 «Сырье и материалы» – 50 тыс. руб. – на сумму стоимости испорченных материалов;

Дебет счета 10 «Сырье и материалы» субсчет Кредит счета 94«Недостачи и потери от порчи ценностей» – 5 тыс. руб. – на сумму стоимости испорченных материалов, оприходованных по цене возможного использования;

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счета 10.1-1 «Транспортно-заготовительные расходы» – 9 тыс. рублей ((50-5)х20%) – на сумму ТЗР в части, относящейся к стоимости испорченных материалов. В данном случае списанию подлежит не вся сумма ТЗР, относящаяся к испорченным материалам, а к их стоимости, скорректированной на стоимость оприходованных материалов. При отражении в учете недостачи необходимо начислить НДС на стоимость недостающих материалов проводкой  Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 68-3 «Расчеты по НДС»- 48тыс.руб.

Согласно ст.250 п.20 НК РФ внереализационным доходом признается стоимость излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Ст.265 Налогового кодекса позволяет отнести к внереализационным расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. При этом факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Поскольку виновники убытков по недостачам не установлены, следует в целях налогообложения учесть всю сумму прибыли, полученную в результате выявления излишков производственных запасов. Убытки по результатам инвентаризации не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Как следует из текста пункта 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001г № 119 н инвентаризация запасов проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно :

-                     при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

-                     перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

-                     при смене материально-ответственных лиц;

-                     при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

-                     в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

-                     при реорганизации и ликвидации организации;

-                     в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В ходе проведения аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения. Главный бухгалтер должен проверить и оценить результаты инвентаризации материальных ценностей. Для этой цели используются инвентаризационные и сличительные ведомости, проводится анализ содержащихся в них данных и на их основании делается общая оценка этой работы. При выявлении отклонений фиксируются замечания и неточности, которые должны быть исправлены.

Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций определены статьей 12 Закона о бухгалтерском учете и пунктами 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета. Детализация требований осуществлена в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г № 49.

В соответствии с перечисленными документами целью инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. В ходе инвентаризации имущества и обязательств, проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. В приложении к учетной политике ООО «Элитстройцентр» определен список материально-ответственных лиц, при смене которых инвентаризация обязательна, кроме того на каждый год определяется состав инвентаризационных комиссий по видам инвентаризаций, а также дата начала инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (1 октября).

На материалы, находящиеся в пути и на складах других организаций составляются отдельные описи.

Как показывает практика проведения инвентаризации на автобазе применяется единый метод пересчета- «справа налево, сверху вниз», таким образом сводится к минимуму вероятность просчета или пропуска отдельных стеллажей, полок и других мест хранения.

Кроме того, на предприятии обязательно проводятся отдельные проверки состояния и наличия запасов в рамках организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявления возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличием по отдельным группам материально-производственных запасов в местах хранения и эксплуатации. Особенности организации ремонтных работ, расположение материальных складов  имеет непосредственное отношение к организации бухгалтерского учета и определению какие склады имеют статус самостоятельных. Отнесение складов к самостоятельным учетным единицам утверждается руководителем     предприятия по представлению главного бухгалтера.

При проведении инвентаризации незавершенного производства в цехах (перед оформлением заключительных оборотов) проводится дополнительная инвентаризация в тех складах и кладовых, материалы с которых списываются на производство, т.е. склады, расположенные непосредственно в цехах.

Пунктом 28 Методических указаний определены обязанности бухгалтерской службы при проведении инвентаризаций и проверок и обработке их результатов.

Перед проведением инвентаризации последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы и отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, не завизированы председателем комиссии.

Инвентаризационные описи заполняются машинописным способом, а в случае расхождений – исправления вносятся вручную, т.е. производится сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием запасов а не наоборот. В описях, после утверждения результатов инвентаризации, имеются незаполненные строки.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может производиться по решению руководства организации только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. Когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих запасов выше стоимости запасов, оказавшихся в излишке, то указанная разница списывается порядком, установленным для списания сумм недостачи – в данной организации разница относится на виновных лиц.

Исключительное право принятия решения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия запасов и данных бухгалтерского учета предоставлено только руководителю организации.

Внешний контроль в организации осуществляют контролирующие органы - ИФНС РФ. Налоговый контроль проводится в форме выездных и камеральных проверок.

Заключение


Материально-производственные запасы являются составной частью оборотных средств организации. Величина материально-производственных запасов, их приобретение и выбытие оказывают прямое влияние на непрерывность производственного процесса, ликвидность бухгалтерского баланса и размер налогов.

Аналитическая информация о составе, количестве, стоимости, движении МПЗ, используемых в производстве, необходима любому предприятию. Эта информация важна как для обеспечения контроля за сохранностью МПЗ, так и для принятия своевременных и правильных управленческих решений, поэтому  выбранная тема исследования является актуальной.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок учета материально-производственных запасов, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н. Указанное положение является элементом целой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организует бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ( утвержденным приказом МФ РФ от 6.07.,99г. № 43н), «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утвержденным приказом МФ РФ от 29.07,98г. № 34-н) и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкцией по его применению» (утвержденных приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н),а также действующими Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией являющейся его самостоятельной службой, возглавляемой главным бухгалтером.

В своей деятельности бухгалтерия руководствуется действующими законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Краткая экономическая характеристика хозяйственно- финансовой деятельности приведена в таблице 1

Анализ показателей хозяйственной деятельности показал, что предприятие работает стабильно, наиболее значимым фактором успешности является увеличение объема работ за счет заключения договоров как  со строительными организациями, так и с физическими лицами.

В организации  составляет бухгалтерскую отчетность, отражающую состав имущества и источники его формирования Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета.

В качестве единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов на автобазе применяется номенклатурный номер, который разрабатывается организацией в разрезе наименований материалов.

В бухгалтерском учете материально-производственные запасы отражаются по фактической себестоимости.

Согласно учетной политики бухгалтерского учета учет материалов ведут с использованием счета 10 «Материалы».На предприятие часть материалов поступает от иногородних поставщиков, поэтому в бухгалтерском учете отражаются операции по неотфактурованным поставкам и материалам в пути. В соответствии с п.26 ПБУ 5/01 МПЗ в пути принимаются к бухгалтерскому учету на дату перехода права собственности в оценке, установленной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

Руководителем установлен список должностных лиц, ответственных за приемку и отпуск МПЗ, за правильное и своевременное оформление этих операций, а также сохранность вверенных им материальных ценностей. Складской учет ведется сортовым способом с использованием унифицированных форм первичной учетной документации, которые утверждены постановлением Госкомстата РФ от 9.08.99 г. №66. В автобазе оборудование к установке учитывается на складе в специальном журнале учета поступающих грузов (форма № МХ-4)). Записи производятся на основании сопроводительных товарно-транспортных документов, приходных ордеров, актов о приемке.

Метод аналитического учета МПЗ предусматривает порядок и последовательность ведения учета, взаимосвязку показателей. В бухгалтерии этот учет ведут оперативно-бухгалтерским (сальдовым ) методом, на 1 число каждого месяца бухгалтер получает машинограмму с остатками товаров по сортам и наименованиям.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, ранее учитываемые как МБП, теперь учитываются на счете 10 "Материалы". Так как этот вид материалов используется в производстве в течение определенного времени, то имеет особенности учета при передаче в эксплуатацию.

По приказу руководителя проводятся инвентаризации плановые и внезапные постоянно действующей комиссией. На автобазе осуществляется контроль за сохранностью МПЗ в местах хранения и на ремонтных участках, использование ГСМ, систематически осуществляется контроль за выявлением излишков и неиспользуемых МПЗ. Своевременно осуществляются расчеты с поставщиками и контроль за МПЗ, находящимися в пути, неотфактурованными поставками. Вместе с тем, в работе выявлены недостатки:

1.поступившие на предприятие материалы без сопроводительных документов (счета-фактуры) были занесены в книгу покупок,  НДС был выставлен к зачету из бюджета;

2.последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы  и отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, не завизированы председателем комиссии;

3.инвентаризационные описи заполняются машинописным способом, а в случае расхождений – исправления вносятся вручную, т.е производится сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием запасов, а не наоборот;

в описях, после утверждения результатов инвентаризации, имеются незаполненные строки.

В целях недопущения ошибок  по исчислению НДС бухгалтеру материального стола рекомендуется перед составлением квартальной отчетности проводить сверки счетов-фактур и отслеживать обоснованность  занесения  данных в книгу покупок. Так как учет на предприятии автоматизирован предлагается вести учет материалов с применением счетов 15 и 16. Этот способ позволяет наглядно формировать в рамках системы бухгалтерского учета показатель  снабженческо- заготовительных  расходов, что дает возможность оперативно анализировать удельный вес таких расходов в себестоимости заготовленных материалов и принимать меры по ее снижению. Применение счета 15 предполагает разработку учетных (планово-расчетных цен) по всей номенклатуре приобретаемых материалов, ведение учета с применением счетов 15 и 16 возможно при наличии сетевых компьютеров.

При проверке актов на списание любых видов имущества, если при этом приходуются материалы от ликвидации, следует проводить оценку полноты оприходования МПЗ.

Списание строительных материалов следует подтверждать актами о расходе материалов ( на ремонтные работы).

Повысить контроль за своевременностью отражения в учете операций по расходованию материалов.

Выполнение предложенных мер позволит совершенствовать бухгалтерский учет материально-производственных запасов, повысит уровень обеспеченности руководства предприятия информацией, необходимой для принятия управленческих решений в целях эффективности работы предприятия.

Библиография


1.     Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть I (Федеральный Закон Российской Федерации «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30.11.94 г. № 51-ФЗ).

2.     Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть II (Федеральный Закон Российской Федерации «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26.01.96 г. № 14-ФЗ).

3.     Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) (Федеральный закон Российской Федерации № 146-ФЗ от 31.07.98 г.) – с. 55.

4.     Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая (Федеральный закон Российской Федерации № 117-ФЗ от 05.08.2000 г.).

5.     Федеральный Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, с изменениями и дополнениями.

6.     Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н. – с. 3.

7.     Положение по бухгалтерскому учёту № 1/98 «Учётная политика организации», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.98 г. № 60н.

8.     Положение по бухгалтерскому учёту № 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99 г. № 43н.

9.     Положение по бухгалтерскому учёту № 9/99 «Доходы организации», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 г. № 32н.

10.Положение по бухгалтерскому учёту № 10/99 «Расходы организации», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 г. № 33н.

11.Положение по бухгалтерскому учёту № 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.01 № 44н.

12.Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утверждены приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации № БГ-3-03/447.

13.Методические рекомендации по учёту и оформлению операций приёма, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утверждены письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.96 № 1-794/32-

14.Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утверждены Министерством экономики Российской Федерации 06.12.95 г. № СИ-484/7-982. – с. 3, 5.

15.Голощапова А. И., Коське М. С. Экспресс-анализ финансового состояния организации: учебное пособие для студентов учётно-финансового факультета. – Оренбург: ООО «Агентство «ПРЕССА», 2000.

16.Ковалёв А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия., 2-е изд. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.

17.Ковалёв В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. – М.: Финансы и статистика, 2006.

18.Козлова Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учёт в организациях. – М.: Финансы и статистика, 2005.

19.Коробецкая И. П. «Когда нужно восстанавливать НДС». Российский налоговый курьер. Российский налоговый курьер № 5, март 2005.

20.Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. – М.: ДИС, 2005.

22. Леонтьева Ж.Г. Гладких О.П Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов коммерческих организаций Прайм-Эдвайс Аудиторско-консалтинговая группа.2006.

23.  Лысенко М.М Налог на добавленную стоимость по собственному строительству.-«Все для бухгалтера». 1(193).2007.

23.Рязанцева Н. А., Рязанцев Д. Н. 1С: Предприятие. Бухгалтерский учёт. Секреты работы. – Спб.: БХВ – Петербург, 2005.

24. Пошерстник     Е.Б.     Документооборот     в     бухгалтерском     учете.-М.: Издательский дом Герда, 2001.-320 с.

25. Подольский В.И. Аудит.- М.:Издательство Мастерство, 2005.-255с.

26. Римов А.В. Новое  в учете материально-производственных запасов//Главбух,-2005.-№ 15.-С.23-26

27.Учетная политика для целей налогового учета// Практический журнал для бухгалтера и руководителя «Главная книга»,-2006..

28.  Шишкин В.Ю. Обмен имуществом //Главбух,-2006.-№ 9.-С. 16-20

29.Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник.-5-изд.,перераб и доп.-М.: ИНФРА-М, 2006.-448с- (Высшее образование).

30. Яковлев А.С. Учетная политика организации на 2006 год // Главбух,- 2007.-№2.-С. 12-27

31. Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2004г.

32    Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит: Учебник – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006. – (Серия «Высшее образование») – с. 23

33. Чая В.Т Концептуальные проблемы адаптации международных стандартов финансовой отчетности в России. «Все для бухгалтера» 24 (216).2007.

34.  Чепина И.Б. Налоговый учет в программе «Турбо Бухгалтер» // Российский налоговый курьер, 2005, № 23. – с. 72 – 73.

35. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 511 с.

38. Школьникова И. «Галактика» на выставке « Бухгалтер и аудит 2006»: некоторые итоги. // Экономика и жизнь, 2006 – январь.

39.  Штогрин С. И. Проще налоги – больше сборов. // Российский налоговый курьер, 2005, № 16. – с.15 – 17.

40.   Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА – М, 2005.

41. Яковлев А.С. Учетная политика организации на 2007 год // Главбух,- 2007.-№2.-С. 12-27


Доля материальных затрат в составе затрат по обычным видам деятельности ООО «Элитстройцентр»

 

2004 год

 

         

2005 год

 

2006 год

Пересчет показателей хозяйственно-финансовой деятельности

ООО ««Элитстройцентр»» за 2004-2006 гг.

(тыс. руб.)

 

Показатели

2004 г. в факт. ценах

2005 г.

2006 г.

в факт. ценах

в сопост. ценах

в факт. ценах

в сопост. ценах

1

2

3

4

5

6

Выручка от продажи выполненных работ,

110 606

132 440

119 855

159 979

133 205

Себестоимость проданных работ,

97 021

106 779

96 633

129 301

107 661

Валовая прибыль

13 585

25 661

23 223

30 678

25 544

Коммерческие расходы

7 909

16 075

14 548

23 180

19 301

Управленческие расходы

3 773

4 040

3 656

5 005

4 167

Прибыль от продажи выполненных  работ,

1 903

5 546

5 019

2 493

2 076

Проценты к уплате

0

66

60

1 109

923

Прочие доходы

3 280

3 413

3 089

4 082

3 399

Прочие расходы

2 394

2 655

2 403

1 643

1 368

Прибыль до налогообложения

2 789

6 238

5 645

3 823

3 183

Текущий налог на прибыль

337

1 041

942

959

799

Налоговые санкции

698

704

637

1 258

1 047

Чистая прибыль

1 754

4 493

4 066

1 606

1 337

 

Пересчет показателей осуществлен при помощи индексов потребительских цен и тарифов на товары и услуги по Оренбургской области:



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9