рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Учет и аудит отгруженной и реализованной продукции рефераты

p> Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).

В ПБУ 9/99 приведены особенности определения выручки в зависимости от условий договора: цена установлена договором; цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора; предоставляется коммерческий кредит; предусматривается исполнение обязательств (оплата) неденежными средствами; изменяются обязательства по договору; предоставляются скидки (накидки); денежное обязательство подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем или пользователем активов организации.

Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления и (или) дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование аналогичных активов.
При продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности. Это означает, что с 1 января 2000 г. сумма процентов за коммерческий кредит должна отражаться в составе выручки от продажи продукции (работ, услуг) и проценты за коммерческий кредит будут включаться в оборот, облагаемый налогом на пользователей автомобильных дорог и налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы.

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости ценностей, полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
При невозможности установить стоимость ценностей, полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции, переданной или подлежащей передаче организацией.
Стоимость этой продукции устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции.

В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией, стоимость которого устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок
(накидок) (за оплату наличными денежными средствами; в зависимости от исполнения конкретного срока платежа; за приобретение определенного количества товара и др.).

Следует отметить, что момент возникновения права на скидку или накидку часто не совпадает с моментом отгрузки продукции и нередко эти моменты приходятся на разные отчетные периоды. Это обстоятельство порождает ряд проблем в учете скидок и накидок. В международной практике данная проблема решается с помощью создания резерва на покрытие возврата товаров и скидок, что позволяет корректировать сумму выручки, чтобы не исказить чистую прибыль. Российским законодательством возможность создания такого резерва пока не предусмотрена.

Величина выручки определяется также с учетом суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится и рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (и условных денежных единицах).
Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленного по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия выручки к бухгалтерскому учету.

Выручка признается в бухгалтерском учете на основе ПБУ 9/99. Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в уплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.

Следует отметить, что в настоящее время это правило действует только в отношении организаций, выполняющих работы долгосрочного характера
(строительные, научные, проектные, геологические и т.п.), которые на счете
46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» отражают информацию о законченных этапах работ, имеющих самостоятельное значение. ПБУ 9/99 это правило распространено на продукцию и услуги с длительным циклом исполнения и изготовления.

При этом выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия.

В отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки, предусмотренные настоящим пунктом.

Если сумма выручки от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы, оказанию этой услуги.

В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация: а)о порядке признания выручки организации; б)о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности.

В отношении выручки, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств неденежными средствами, подлежит раскрытию как минимум следующая информация: а) общее количество организаций, с которыми осуществляются указанные договора, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки; б) доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями; в) способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.

При заключении договора между поставщиком и покупателем в нем определяются условия поставки продукции, в соответствии с которыми распределяются обязанности и состав расходов, связанных с доставкой продукции. Эти расходы включаются в состав расходов на продажу
(коммерческих).
Коммерческими называются расходы, связанные со сбытом продукции. В их состав входят: расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (упаковочная бумага, древесина, шпагат); транспортные расходы по сбыту продукции, производимые за счет поставщика согласно условиям поставок (погрузка, доставка, разгрузка); комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям; расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации и оплате труда продавцов на сельскохозяйственных предприятиях; рекламные расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В процессе сбыта продукции, т. е. при ее отгрузке и передаче покупателям, возникают расходы на продажу. Они относятся к расходам по обычным видам деятельности и возмещаются покупателями. Расходы на продажу в сумме с производственной себестоимостью образуют полную фактическую себестоимость продукции. Полная себестоимость продукции рассчитывается при составлении отчетных калькуляций.

В бухгалтерском учете к расходам на продажу относятся все фактические затраты по отгрузке и сбыту продукции, в том числе расходы, связанные с погрузкой в транспортные средства, упаковкой, хранением, транспортировкой продукции до пункта, обусловленного договором (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию); оплатой услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций; рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату: другие расходы, связанные с продажей продукции.

Расходы по содержанию складских помещений готовой продукции, по начислению оплаты труда работникам складов и связанных с этим начислений по единому социальному налогу к расходам на продажу не относятся, а включаются в состав общехозяйственных расходов.

Расходы на продажу продукции в бухгалтерском учете группируются по статьям аналитического учета. На крупных предприятиях обычно применяется следующая номенклатура статей:

"Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции";

"Расходы на транспортировку продукции";

"Комиссионные сборы";

"Прочие расходы по сбыту".

По статье "Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции" отражается стоимость услуг вспомогательных цехов по изготовлению тары и упаковке продукции, стоимость покупной тары, услуг сторонних организаций по затариванию и упаковке изделий на складе. При затаривании изделий в производственных цехах стоимость тары не включается в расходы на продажу. В этом случае она отражается в производственной себестоимости продукции по соответствующим калькуляционным статьям (сырье и материалы, основная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование и др.). Если тара изготовляется заранее, то на нее составляется калькуляция, и в производственную себестоимость продукции она включается комплексной статьей.

На статью "Расходы на транспортировку продукции" относят расходы по доставке на станцию или пристань (порт) отправления продукции, обусловленные договором, по погрузке ее в вагоны, суда, автомобили или другие транспортные средства, а также расходы по разгрузке продукции в месте назначения в соответствии с договором поставки.

По статье "Комиссионные сборы" показывается оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор, банков по осуществлению торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций.

К статье "Прочие расходы по сбыту" относятся: расходы на специальные анализы (например, на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях), производимые при отпуске продукции; расходы на рекламу; стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с договором покупателям бесплатно; другие расходы по сбыту, не вошедшие в предыдущие статьи.

На некоторых предприятиях применяется иная группировка расходов по сбыту продукции. Например, в издательствах отсутствует статья "Комиссионные сборы", а расходы на рекламу выделены в самостоятельную статью; в состав прочих расходов по сбыту включается стоимость обязательных бесплатных экземпляров периодических печатных изданий, направляемых учредителю, в
Минпечати России, Российскую книжную палату и др., что предусмотрено
Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов" от 29 декабря
1994 г. № 77-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Все перечисленные выше расходы по сбыту продукции учитываются на счете 44 "Расходы на продажу", по дебету которого отражаются расходы, сгруппированные в аналитическом учете по статьям, по кредиту — их списание на проданную продукцию. В зависимости от принятой на предприятии учетной политики расходы на продажу могут списываться на проданную продукцию в полной сумме или распределяться между проданной и непроданной продукцией.

Порядок учета расходов на тару и упаковку зависит от того, где они производятся — на складе или в производственном цехе. Тара может быть покупной, а затаривание и упаковка продукции могут осуществляться работниками предприятия или сторонней организацией. Если изготовление тары, затаривание и упаковка осуществляются на складе готовой продукции, то все связанные с этим расходы учитываются непосредственно на счете 44 "Расходы на продажу". При отражении хозяйственных операций составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 44 "Расходы на продажу"

К-т сч. 10 "Материалы" - на стоимость материалов, израсходованных на изготовление тары и при упаковке,

К-т сч. 23 "Вспомогательные производства" - на стоимость услуг вспомогательных цехов,

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" — на стоимость услуг сторонних организаций,

К-т сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - на отчисления по единому социальному налогу,

К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" — на сумму оплаты труда, начисленную рабочим за изготовление тары и упаковку продукции.

Если производство тары и затаривание осуществляются в производственном цехе, выпускающем продукцию, то расходы, связанные с этим, учитываются на счете 20 "Основное производство" или 23 "Вспомогательные производства" в корреспонденции с кредитом счетов 10 "Материалы", 70
"Расчеты с персоналом по оплате труда" и др. Расходы цехов на тару и упаковку включаются в производственную себестоимость продукции, которая при оприходовании на склад отражается по дебету счета 43 "Готовая продукция" и кредиту счета 20 "Основное производство" или 23 "Вспомогательные производства".

Тара может изготовляться заранее в основном или во вспомогательных производствах отдельно от готовой продукции, для которой она предназначена, и по мере изготовления передаваться на склад. В этом случае расходы на изготовление тары отражаются на счете 20 "Основное производство" или 23
"Вспомогательные производства". Исчисляется фактическая себестоимость изготовленной тары и составляется отчетная калькуляция. Учет и калькулирование себестоимости такой тары осуществляются обычно по сокращенной номенклатуре статей: вспомогательные материалы, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование, общепроизводственные расходы. Изготовленная тара передается на склад материалов по сдаточной накладной и в учете отражается по производственной себестоимости. Составляется следующая бухгалтерская запись:

Д-т сч. 10 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы"

К-т сч. 20 "Основное производство" или 23 "Вспомогательные производства" - на стоимость принятой складом тары.

Тара и упаковочные материалы, поступившие от поставщиков, отражаются записями:

Д-т сч. 10 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы" - на стоимость полученной тары и материалов без НДС,
Д-т сч. 19 'Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

- на сумму НДС

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость приобретенной тары и материалов.

Тара, отпускаемая со склада материалов для упаковки продукции по требованию-накладной, отражается записью:

Д-т сч. 44 "Расходы на продажу"

К-т сч. 10 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы".

Такая запись делается в том случае, когда стоимость тары принимается в расчет при формировании продажной цены на готовую продукцию, а расходы на тару включаются в полную себестоимость проданной продукции.

Если стоимость тары не участвует в формировании себестоимости и цены на готовую продукцию, то она не списывается на расходы на продажу, а в расчетных документах за проданную продукцию показывается обособленно и оплачивается покупателем сверх продажной цены на продукцию.

Учет расхода такой тары зависит от того, покупная это тара или собственного производства, а также от метода определения выручки от продажи. Если выручка определяется по моменту отгрузки продукции, то на расход покупной тары составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" — на стоимость тары с НДС;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"

К-т сч. 10 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы" — на стоимость тары;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" — на сумму НДС.

На стоимость собственной тары при данном методе определения выручки составляются следующие бухгалтерские записи:
Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

К-т сч. 90 "Продажи" - на стоимость тары;

Д-т сч. 90 "Продажи"

К-т сч. 10 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материмы" - на стоимость тары;

Д-т сч. 90 "Продажи"

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" — на сумму НДС по таре.

Если выручка от продажи продукции определяется по моменту оплаты, т. е. поступления средств на расчетный счет или в кассу, то на расход покупной тары составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 45 "Товары отгруженные"

К-т сч. 10 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы" — на стоимость покупной тары;

Д-т сч. 51 "Расчетные счета"

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" - на сумму поступивших средств в размере стоимости тары;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"

К-т сч. 45 "Товары отгруженные" - на стоимость тары;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму НДС со стоимости тары.

На стоимость собственной тары при данном методе определения выручки составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 45 "Товары отгруженные"

К-т сч. 10 "Материалы", субсчет "Тара и тарные материалы" — на стоимость собственной тары;

Д-т сч. 51 "Расчетные счета"

К-т сч. 90 "Продажи" - на сумму поступивших средств в размере стоимости тары;

Д-т сч. 90 "Продажи"

К-т сч. 45 "Товары отгруженные" - на стоимость тары;

Д-т сч. 90 "Продажи"

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" — на сумму НДС по таре.

В процессе продажи продукции производятся погрузочные работы на складе поставщика, доставка на станцию или в порт отправления, транспортировка на автомобильном, железнодорожном, воздушном или ином транспорте до пункта назначения и склада покупателя, а также погрузочно- разгрузочные работы на станции отправления и назначения и на складе получателя. Все расходы на перечисленные работы согласно договору поставки распределяются между поставщиком и покупателем. В договоре поставки определяется франко-место, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик, включая их в расходы на продажу и цену продукции. Если поставщик по согласованию с покупателем производит какие-либо расходы сверх франко-цены, то они оплачиваются покупателем сверх продажной цены продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7