рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Учет и анализ выпуска и реализации готовой продукции (на примере ЗАО "ЦИМС") рефераты


                                                                                                   Таблица 3.6        

                   Выполнение плана по ассортименту продукции 



  Изделие



Объем производства

продукции в плановых ценах,

млн. руб.

    Процент

  выполнения

       плана

Объем продукции,

зачтенный в выполнение

плана по ассортименту

  план

    факт

Фланец

Вал

Барабан

Колодка

    4000

    6000

    6000

   7900

     4500

     5500

    6500

    7500

         112,5

          91,7

        108,3

          94,9

                4000

                5500

                6000

                7500

Итого

  23900

  24000

        100,4

               23000

      Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды про­дукции, состояние материально-технического обеспечения, нес­воевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недос­таток электроэнергии, низкая культура производства, недостат­ки в системе управления и материального стимулирования.

      Увеличение объема производства (реализации) по одним ви­дам и сокращение по другим видам продукции приводит к изме­нению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции заплани­рованные соотношения отдельных ее видов.

          Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

      Расчет влияния структуры производства на уровень пере­численных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 3.7), который позволяет абстрагировать­ся от всех факторов, кроме структуры продукции:

             = 24000 млн. руб.

            = 24536 млн. руб.

          = 24000 - 24536 = -536 т. руб.

                               

                                                                                                                         Таблица 3.7


                          Анализ структуры товарной продукции    

Изделие

Оптовая

цена

за ед.изд., тыс. руб.

Объем

производства продукции,

шт.

Товарная продукция в ценах плана, млн. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры,

т. руб.

 план

 факт

  план

Фактически

при плановой

структуре

  факт

   1

    2

    3

    4

    5

         6

     7

          8

Фланец

Вал

Барабан

Колодка

100

200

250

300

 40000

 30000

 24000

 26300

 45000

 27500

 26000

 25000

 4000

 6000

 6000

 7900

       4106

       6160

       6160

       8110

  4500

  5500

  6500

  7500

      +394

      -660

      +340

      -610


Итого


 120300

 123500


 23900

   

      24536

 24000

    

     -536


      Данные графы 6 получены умножением показателя графы 5 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-на­туральных единицах ():                     = 123500 / 120300 = 1,0266.

      Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,66 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 24536 млн. руб. При фактической структуре он ниже на 536 т. руб., это объясняется нарушением запланированной структуры на изделия «Вал» и «Колодка», т.е. доля изделий «Фланец» и «Барабан» возросла.

       Такой же результат можно получить и более простым спосо­бом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по про­изводству продукции, рассчитанными на основании стоимос­тных () и условно-натуральных показателей (можно в норма - часах) () умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении:

 (1,004 - 1,0266) * 23900 млн. руб. = -536

т. руб.

                                                                                                       Таблица 3.8

                 Расчет изменения средней цены единицы изделия                               за счет структурного фактора

Изделие

Оптовая цена

 ед.изд.,  руб.

     Структура продукции, %

Изменение

средней цены за счет структуры,  руб.

    план

    факт

       +,-

      1

        2

       3

       4

      5

              6

Фланец

Вал

Барабан

Колодка

     100

     200

     250

     300

      50

      30

      13

       8

       52

       27

      14

        7

      +2

      -3

      +1

      -1

               2

              -6

              2,5

              -3

Итого

        -

     100

     100

       0

            -4,5


       Для расчета влияния структурного фактора на объем про­изводства продукции в стоимостном выражении можно исполь­зовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходи­мо определить, как изменится средний уровень цены ед.изд. () за счет структуры (табл. 3.8):


                       


      Затем, умножая полученный результат на общий фактичес­кий объем производства продукции в условно-натуральном вы­ражении, узнаем изменение объема товарной продукции в сто­имостном выражении:


             -4,5 руб. * 123500 шт. = -536 т. руб.


      Расчет влияния структурного фактора на изменение вы­пуска продукции в стоимостном выражении можно произвес­ти и с помощью средневзвешенных цен (если продукция од­нородная). Для этого сначала определяется средневзвешен­ная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактичес­кий общий объем производства продукции в условно-нату­ральном выражении:




                  



                 16200  руб.


               

 

                        -4,5 руб. * 123500 = -536 т. руб.




       Аналогичным образом определяется влияние структуры реа­лизованной продукции на сумму выручки (табл. 3.9).

      Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 207 т.руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорого изделия  «Колодка в общем объеме продаж.








                                                                                                    Таблица 3.9

                                   Расчет влияния структуры                 

                   реализованной продукции на сумму выручки

Изделие

Оптовая цена ед.изд. руб.

Объем реализации продукции, шт.

Выручка по плановым ценам, млн. руб.

Изменение выручки за счет структуры продукции,  т.руб.

план

факт

план

Факт при план. структуре

факт

       1

  2

    3

    4

    5

    6

   7

      8

Фланец

Вал

Барабан

Колодка

100

200

250

300

 43000

 26000

 25600

 24000

 42500

 25500

 25200

 25830

4300

5200

6400

7200

4317

5221

6426

7229

4250

5100

6300

7750

     -67

   -121

   -126

  +521

Итого

-

118600

119030

23100

23193

23400

  +207


        Используя описанные выше приемы, можно определить влия­ние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показа­тели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффектив­ность ассортиментной и структурной политики предприятия.




            3.3 Анализ ритмичности производства и реализации продукции


           Для оценки выполнения плана по ритмичности использу­ются прямые и косвенные показатели. Прямые показате­ли - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, ко­эффициент аритмичности, удельный вес производства про­дукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продук­ции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду от­четного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

      Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйству­ющего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недо­поставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

     Один из наиболее распространенных показателей - ко­эффициент ритмичности. Величина его определяется пу­тем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:



                       К ритм. = 29 + 33 + 37,7 = 99,7 %.






                                                                                                Таблица 3.10

                       Ритмичность выпуска продукции по декадам     

Декада

Выпуск продукции за год, млн. руб.

Удельный вес продукции, %

Выполнение плана, коэффициент

Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

план

факт

план

факт

    1

   2

    3

   4

   5

         6

                7

Первая

Вторая Третья

 6970

 7970

 8960

 7000

 8000  9000

 29,0

 33,3

 37,7

 29,0

 33,0

 38,0

       1,004

       1,003

       1,005

              29,0

             33,0

             37,7

Всего за год

23900

 24000

 100

 100

      1,004

            99,7


       Коэффициент вариации () определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:




где х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного зада­ния;

      п - число суммируемых плановых заданий;

      х - среднедекадное задание по графику.


      В нашем случае коэффициент вариации составляет 0,008.

      Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 0,8 %.

       Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчи­тывается также показатель аритмичности как сумма положи­тельных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от пла­на за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. В нашем случае можно сказать, что предприятие работает ритмично.

                       


               3.4. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции


           Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (Приложение 10). Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.                                

           Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:


                                        


           Отсюда              



      Если выручка определяется после оплаты отгруженной про­дукции, то товарный баланс можно записать так:


                               


Отсюда                


где ,- соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

       ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

      РП - объем реализации продукции за от­четный период;

     ,  - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.



       Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолют­ных и относительных приростов каждого из них.


      Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продук­ции (табл. 3.11).

                                                          

 



                                                                                                         Таблица 3.11   

              Анализ факторов изменения объема реализации продукции         

                           Показатель

Сумма в плановых ценах,  т.руб.

план

факт

+, -

                                  1

    2

     3

     4

1. Остаток готовой продукции на начало года

    340

    300

    -40

2. Выпуск товарной продукции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


 © 2010 Все права защищены.