Примечание. Источник: собственная разработка Согласно коэффициенту физического износа, основные фонды ОАО «Горпищеторг» практически наполовину изношены и требуют немедленного обновления.
Несмотря на то, что в 2002-2004 гг. коэффициенты обновления составили соответственно 0,3; 0,24 и 0,25 (фонды обновились на 30,24 и 25%) физический износ все равно велик.
Коэффициент выбытия свидетельствует о выбывших основных средствах. Как видим уровень выбывших основных средств очень мал. Наиболее высоки уровень выбытия был в 2004 году. Уровень введенных в эксплуатацию значительно превышает уровень выбывших основных фондов.
Коэффициент прироста основных средств наиболее высоким был в 2002 году и составил 42%, в 2003 году прирост основных средств составил 30%, а в 2004 – 27%. Как видим, в организации наблюдается тенденция к снижению прироста основных средств. Далее определим долю активной части производственных основных средств в обшей их стоимости: - на начало 2002 года - на конец 2002 года и начало 2003 г. - на конец 2003 года и начало 2004 года - на конец 2004 года Средний уровень активной части производственных основных средств в обшей их стоимости составляет 29-39%. Наибольший уровень активной их частей отмечен на конец 2002, начало 2003 года – 39,56%. Далее стоимость активной части основных средств стала снижаться, но не по причине выбытия данной группы, а по причине увеличения стоимости зданий и сооружений в общей структуре основных средств. Обобщающими показателями оценки обеспеченности предприятий торговли производственными основными фондами являются фондовооруженность и техническая вооруженность труда. Рост фондовооруженности и особенно технической вооруженности ведет к повышению производительности труда
Рассчитаем техническую вооруженность труда (ТВТ) в ОАО «Бобруйский горпищеторг» за 2002-2004 гг. Для оценки технической оснащенности торговых предприятий определяют стоимость активной части основных производственных средств на 100 м2 торговой площади:
Как видим, наибольшая стоимость активной части основных производственных фондов на 100м2 торговой площади была в 2004 году – 56 274 тыс.руб. Важным показателем технического состояния производственных основных средств является возрастной состав машин и оборудования. Машины и оборудование со сроком службы более 10 лет физически и особенно морально устаревают и их необходимо своевременно заменять. Анализ возрастного состава машин и оборудования должен проводиться по отдельным их видам с использованием стоимостных, натуральных и относительных показателей. Относительным показателем, в частности, может быть удельный вес (доля) каждой возрастной группы в общем количестве или в общей стоимости машин и оборудования. Машины и оборудование по срокам их службы обычно группируют в следующих интервалах: до 5 лет; 5—10 лет; 10—15 лет; 15-20 лет и свыше 20 лет. Результаты анализа возрастного состава оборудования свидетельствуют о том, что средний его "возраст" 14.78 года, средний возраст отдельных групп оборудования в пределах 12.33 - 17.87 лет, наиболее устаревшее оборудование – машины и оборудование, составляющее значительную долю во всех возрастных группах. Анализ показывает, что около четверти установленного оборудования (22.5%) имеет срок службы свыше 20 лет и является явно устаревшим. В процессе анализа было установлено, что материально-техническая база торгового предприятия развивается невысокими темпами. Причина такого медленного развития заключается в отсутствии свободных денежных средств. Как правило, вся прибыль от реализации продукции идет на выплату заработной платы и уплату налогов. Построенные основные средства, как правило вводятся в эксплуатацию своевременно. Согласно действующим нормативам, продолжительность строительства одноэтажного продовольственного магазина площадью 700 м2 — 14 месяцев; непродовольственного одноэтажного магазина площадью до 800 м2 — 11 месяцев; двухэтажного универмага площадью до 700 м2 — 21 месяц и т.д. Важным вопросом анализа является изучение размеров магазинов и их специализации. Практика показывает, что наиболее высокую эффективность имеют в продовольственной торговле универсамы, а в непродовольственной — универмаги. Универсамы обычно функционируют на основе индустриальной технологии Доставки и продажи товаров, прогрессивных методов обслуживания покупателей. В них примерно на 30 % выше выработка на 1 м торговой площади, на 25 % ниже издержки обращения, чем в продовольственных магазинах с универсальным ассортиментом. В универсамах обеспечивается комплексное предложение продовольственных товаров повседневного спроса, что сокращает нерациональные затраты времени покупателей на совершение покупок. По расчетам научно-исследовательских институтов, оптимально доля универсамов должна составлять примерно 70 % от общей площади всех продовольственных магазинов города. Аналогичные преимущества имеют и универмаги. Большое значение для развития розничного товарооборота и улучшения обслуживания покупателей имеет правильное размещение торговой сети. Исследования показывают, что радиус обслуживания покупателей по товарам повседневного спроса не должен превышать 400—500 м. Улучшению обслуживания покупателей и повышению эффективности использования материально-технической базы способствует развитие прогрессивных форм торговли (самообслуживания, продажи товаров по заказам, образцам, с открытой выкладкой, доставки товаров на дом). Практика показывает, что в торговых залах магазинов самообслуживания можно разместить и реализовать на 20-30 % больше разновидностей товаров, чем в магазинах с традиционными формами торговли. При продаже товаров по методу самообслуживания на 15—20 % сокращаются затраты времени покупателей на приобретение товаров. Наибольшая эффективность в продовольственных магазинах самообслуживания достигается, если доля фасованных товаров в их товарообороте составляет более 90 %, в том числе промышленной фасовки — не менее 80 %. По рекомендациям Украинского научно-исследовательского института торговли и общественного питания (УкрНИИТОПа) доля продажи товаров по методу самообслуживания должна составлять не менее 80 %, в том числе в торговле продовольственными товарами — не менее 85 % [8, с.90-92]. 3.3 Анализ эффективности использования основных средствПоказателями интенсивности и эффективности использования материально-технической базы в ОАО «Бобруйский горпищеторг» (в том числе и в магазинах самообслуживания) помимо объема товарооборота на 1 м2 торговой или всей площади является фондоотдача (объем товарооборота на один рубль всех производственных основных средств или активной их части), фондоемкость (размер основных средств на один рубль товарооборота). Анализ показателей фондоотдачи и фондоемкости в торговле чаще всего проводят в динамике, так как сложно определить плановую среднегодовую стоимость производственных основных средств. В процессе анализа основное внимание уделяют выявлению и мобилизации резервов роста фондоотдачи при повышении качества обслуживания покупателей. Если в изучаемом периоде произошла переоценка производственных основных средств, то ее влияние на фондоотдачу измеряют путем расчета последней до и после указанных изменений и сравнением полученных результатов [8, с.93]. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |