|
Учет, анализ и аудит производственных запасов на примере транспортного предприятия
Структура поставщиков предприятия выглядит следующим образом:
·
ОАО «Алтайэнерго»,
Тальменский сетевой участок - электроэнергия;
·
ОАО «Роснефть
– Алтайнефтепродукт» - ГСМ;
·
ОАО «Сибирь
– Телеком», «Ростелеком» - телефонная связь;
·
ОАО «Алтайагропромснаб»
- запасные части;
·
частные предприниматели
и другие фирмы (ЧП Бистерфельд, ЧП Волков, ООО «Рынок» и т.д.) – ГСМ, запасные части,
хозяйственный инвентарь, стройматериалы, прочие материалы.
Структура потребителей предприятия выглядит следующим образом:
·
Администрация
Тальменского района - пассажирские перевозки;
·
«Алтайавтодор»
- грузовые перевозки;
·
Барнаульское
АТП – пассажирские перевозки;
·
школы Тальменского
района – пассажирские перевозки;
·
частные предприниматели,
физические и юридические лица – грузовые, пассажирские перевозки, иные услуги.
На основании баланса предприятия произведен анализ финансового состояния ТМУП
«Транспорт общего пользования» за 2005 год, который можно пронаблюдать в таблице
3 и на графике (Приложение 3).
Таблица 3
Финансовые результаты предприятия от продажи услуг
|
Показатель
|
2003
год
|
2004
год
|
2005
год
|
2005 к
2003 %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Выручка от продаж
услуг, тыс. руб. (ф.№2 стр. 010)
|
29910
|
41518
|
46271
|
154,7
|
Себестоимость проданных
услуг, тыс. руб. (ф.№2 стр. 020)
|
14080
|
17797
|
22772
|
161,7
|
Валовая прибыль
= Выручка - Себестоимость, тыс. руб. (ф.№2 стр. 029)
в т.ч. прибыль
от продаж, тыс. руб. (ф.№2 стр. 050)
|
15830
15659
|
23721
23169
|
23499
22883
|
148,4
146,1
|
Рентабельность
= Прибыль от продаж / Выручку от продаж услуг, %
|
52,4
|
55,8
|
49,5
|
X
|
Следуя данным таблицы 3, можно сделать следующие выводы. Выручка от продажи
услуг на предприятии в 2005 году составила 46 271 тыс. руб., что по сравнению с
2003 годом на 54,7% больше. Это объясняется увеличением объема оказания услуг, привлечением
новых клиентов и расширением ассортимента предлагаемых услуг. Соответственно произошло
увеличение себестоимости проданных услуг предприятия. В 2005 году она составила
27 772 тыс. руб., что по сравнению с 2003 годом на 61,7% больше. Это произошло за
счет увеличения первоначальной стоимости используемых запасов, и за счет увеличения
объемов производства предприятия. Прибыль от продаж услуг в 2005 году существенно
возросла и составила 22 883 тыс. руб., это больше чем в 2003 году на 46,1%. Рентабельность
продаж в 2005 году составила 49,5%. Это означает, что предприятие получает
49,5% прибыли с каждого рубля проданных услуг.
Таким образом, ТМУП «Транспорт общего пользования» получает стабильный доход
от своей деятельности, что объясняется устойчивым финансовым состоянием. Финансовое
состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств и источниками
их формирования. Такие сведения представлены в балансе предприятия за 2005 год,
в таблице 4.
Таблица 4
Баланс ТМУП
«Транспорт общего пользования» за 2005 год, тыс. руб.
Статьи
баланса
|
Условн обозначение
|
На начало
2005 г.
|
На конец
2005 г.
|
Изменение
+,-
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
АКТИВ
|
1.Основные средства и иные внеоборотные активы (ф.№1
стр.190)
|
СВ
|
24390
|
30422
|
+6032
|
2. Текущие
активы: (ф.№1 стр.290)
|
ТА
|
44754
|
56319
|
+11565
|
Денежные
средства (ф.№1 стр.260)
|
ДС
|
6724
|
5093
|
-1631
|
Расчеты с
дебиторами (ф.№1 стр.230-250)
|
ДЗ
|
16153
|
22268
|
+6115
|
Запасы и
затраты (ф.№1 стр.210)
|
ЗЗ
|
21877
|
28958
|
+7081
|
Прочие
активы
|
ПА
|
0
|
0
|
0
|
Баланс
(ф.№1 стр.300)
|
Б
|
69144
|
86741
|
+17597
|
ПАССИВ
|
1.Собственный
капитал (ф.№1 стр.490)
|
СК
|
67389
|
83824
|
+16435
|
2.Привлеченный
капитал:
|
ПК
|
1755
|
2917
|
+1162
|
Текущие
обязательства (ф.№1 стр. 690)
|
ТО
|
1755
|
2917
|
+1162
|
Долгосрочные
обязательства (ф.№1стр.590)
|
ДО
|
0
|
0
|
0
|
Баланс (ф.№1
стр.700)
|
Б
|
69144
|
86741
|
+17597
|
На основании данных баланса, представленного в таблице 4 можно рассчитать
показатели финансовой устойчивости предприятия, которые отражены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели
финансовой устойчивости предприятия
Коэффициенты
|
Условн
обозн
|
Формула
расчета
|
На начало
2005 г
|
На конец
2005 г
|
1.Финансовой
автономии (независимости)
|
Кав
|
СК/Б
|
0,97
|
0,96
|
2.Финансовой
зависимости
|
Кфз
|
ПК/Б
|
0,03
|
0,03
|
3.Текущей
задолженности
|
Ктз
|
ТО/Б
|
0,03
|
0,03
|
4.Долгосрочной
финансовой независимости
|
Кд фн
|
(СК+ДО)/Б
|
0,97
|
0,96
|
5.Покрытия
долгов собственным капиталом
|
Кпд
|
СК/ПК
|
38,3
|
28,7
|
6.Финансового
риска
|
Кфр
|
ПК/СК
|
0,02
|
0,03
|
7.Финансовой
маневренности
|
Км
|
ТА/СК
|
0,66
|
0,67
|
8.Инвестирования
|
Ки
|
СК/СВ
|
2,76
|
2,75
|
9.Обеспеченности
оборотных активов собственными средствами
|
Ксс
|
(СК-СВ)/ТА
|
0,96
|
0,95
|
Исходя из рассчитанных показателей, представленных в таблице 5, можно сказать
следующее. Коэффициент финансовой независимости, отражающий удельный вес собственного
капитала в общей валюте баланса составил в 2005 году- 0,96 (при нормативе ≥
0,5). Это свидетельствует о том, что собственный капитал предприятия занимает
доминирующее место в валюте баланса.
Коэффициент финансовой зависимости, отражающий долю заемного капитала в общей
валюте баланса, составил 0,03 (при нормативе ≥1). Это означает, что предприятие
использует заемные средства в незначительной форме.
Коэффициент текущей задолженности, показывающий отношение краткосрочных финансовых
обязательств предприятия к общей валюте баланса в ТМУП «Транспорт общего
пользования» составил 0,03. Это означает, что текущая задолженность предприятия
по краткосрочным обязательствам (займам, кредитам банка) достаточно невелика.
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (финансовой устойчивости)
отражающий отношение собственного и долгосрочного заемного капитала предприятия
к общей валюте баланса составил 0,96 (при нормативе ≥ 0,8). Это означает,
что анализируемое предприятие финансово устойчиво в долгосрочной перспективе.
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (платежеспособности) показывающий
отношение собственного капитала к заемному, в ТМУП «Транспорт общего
пользования» составил 28,7 (при нормативе ≥ 1), то есть предприятие в состоянии
покрыть собственным капиталом все свои долги.
Коэффициент финансового риска, отражающий отношение заемного капитала к собственному,
на предприятии составил 0,03 (при нормативе ≤ 1). Эта величина достаточно
низкая, поэтому финансовый риск очень маловероятен.
Коэффициент финансовой маневренности, показывающий отношение собственных оборотных
средств к собственному капиталу, составил 0,67 (при нормативе ≥ 0,1). Это
означает, что собственные оборотные средства предприятия очень маневренны.
Коэффициент инвестирования, отражающий отношение собственного капитала к внеоборотным
активам предприятия, составил 2,75 (при нормативе >1), что является положительной
тенденцией, так как предприятие в состоянии инвестировать собственным капиталом
внеоборотные активы.
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами отражающий
степень обеспеченности оборотных активов собственными средствами составил 0,95
(при нормативе ≥ 0,1). Это означает, что оборотные средства предприятия обеспечены
собственными средствами по максимуму.
Следующим шагом в оценке финансового состояния ТМУП «Транспорт общего
пользования» ставится анализ ликвидности баланса, который дает оценку платежеспособности
данного предприятия, то есть способности своевременно и полностью рассчитаться по
всем своим обязательствам.
Ликвидность баланса предприятия определяется, как степень покрытия обязательств
организации, ее активами, срок превращения которых в деньги, соответствует сроку
погашения ее обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств
по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания
ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения
и расположенными в порядке возрастания сроков погашения.
Баланс предприятия считается абсолютно ликвидным, если в нем соблюдаются следующие
соотношения: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4. Результаты
расчетов ликвидности баланса ТМУП «Транспорт общего пользования» отражены в нижеприведенной
таблице 6.
Таблица 6
Анализ
ликвидности баланса предприятия., тыс.руб.
Актив
|
На начало
2005г
|
На конец
2005г
|
Пассив
|
На начало
2005 г
|
На конец
2005г
|
Платежный
излишек
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7=2-5
|
8=3-6
|
А1 (ф.№1
стр. 260+250)
|
14377
|
20959
|
П1 (ф.№1
стр.620 + 630 +660)
|
1660
|
2715
|
12717
|
18244
|
А2 (ф.№1
стр. 240+270)
|
7914
|
3847
|
П2 (ф.№1
стр. 610)
|
95
|
0
|
7919
|
3847
|
А3 (ф.№1 стр.
210 +220 +230 -270)
|
22463
|
31513
|
П3 (ф.№1
стр. 590)
|
0
|
0
|
22463
|
31513
|
А4 (ф.№1
стр. 190)
|
24390
|
30422
|
П4 (ф.№1
остальные)
|
67389
|
84026
|
-42999
|
-53604
|
Рассмотрев данные таблицы 6 можно сказать следующее. На начало периода в ТМУП
«Транспорт общего пользования» наблюдается такое соотношение А1 > П1; А2 >
П2; А3 > П3; А4 < П4. На конец 2005 года соотношения не изменились. Исходя
из этого, можно охарактеризовать баланс предприятия, как абсолютно ликвидный. Это
значит, что предприятие является платежеспособным, то есть в состоянии нести ответственность
по всем своим долгам, как внешним (поставщикам, банкам, бюджету, и т.д.), так и
внутренним (работникам - по зарплате и другим платежам) принадлежащим ему имуществом.
Проводимый по вышеизложенной схеме анализ ликвидности баланса рассматриваемого
предприятия является приближенным, более детальный анализ ликвидности – это
анализ платежеспособности предприятия, при помощи нескольких финансовых коэффициентов,
отраженный в таблице 7.
Таблица 7
Расчет
показателей ликвидности предприятия
Показатель
|
Формула
расчета
|
На начало
2005г
|
На конец
2005г
|
Изменение
+,-
|
1.Коэффициент
абсолютной ликвидности
|
(Денежные
средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Сумму всех краткосрочных
долгов
|
8,66
|
7,72
|
-0,94
|
2.Коэффициент
быстрой ликвидности
|
(Денежные
средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская
задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной
даты) / Сумму краткосрочных финансовых обязательств
|
10,89
|
8,33
|
-2,56
|
3.Коэффициент
текущей ликвидности
|
Сумма всех
оборотных активов / Сумму краткосрочных обязательств
|
25,5
|
19,3
|
-6,2
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|