рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Учет, анализ и аудит налогообложения промышленных предприятий налогом на добавленную стоимость рефераты

p> В соответствии с п. 4 Порядка № 2215 для проведения возмещения участники составляют соответствующий протокол. При этом для подписания протокола к нему необходимо прибавить:

– заявление налогоплательщика об его согласии на направление денежных средств на погашение налоговой задолженности относительно платежей в государственный бюджет, которое возникшее у его кредитора (кредиторов).
Указанное заявление складывается в произвольной форме.

– оригинал справки (справок) органов государственной налоговой службы о суммах налоговой задолженности налогоплательщиков –кредиторов относительно платежей в государственный бюджет;

– акт сверки расчетов между налогоплательщиком и его кредитором
(кредиторами) о суммах задолженности относительно не осуществленных между ними расчетов за проданный товар, выполнены работы и предоставленные услуги.

Решение о проведении возмещения налога на добавленную стоимость одному плательщику в счет погашения налоговой задолженности относительно платежей в государственный бюджет его кредитору (кредиторам) принимается органом государственной налоговой службы по месту регистрации этого плательщика.
Решение оформляется протоколом после его согласования всеми участниками расчетов.

Участники проведения расчетов, которые подписали протокол, отображают его результаты в бухгалтерском учете на дату принятия решения об их проведении (на дату составления протокола) в порядке, указанном в протоколе.

В учете и отчетности взаимозачет должен отображаться таким образом.

Налогоплательщик, которому возмещаются суммы НДС, отображает указанные в протоколе суммы как полученное возмещение НДС и как погашение задолженности за полученную от кредитора продукцию, выполнены работы и предоставленные услуги.

Кредитор отображает в учете погашение налоговой задолженности и погашение дебиторской задолженности перед налогоплательщиком за поставленную продукцию, выполнены работы и предоставленные услуги.

Отмеченные суммы отображаются по личным счетам в ГНИ как проведенное возмещение для налогоплательщика и поступления по налогам в личном счете кредитора.

Кроме приведенной простейшей схемы проведения возмещения относительно
НДС, предусмотренной Порядком № 2215, возможная также ситуация, при которой налогоплательщик не имеет в скамьях своих кредиторов недоимщиков относительно налогов к госбюджету, и дополнительно создавать задолженность с недоимщиком считает нецелесообразным. И в рассмотренном случае возможное проведение возмещения. Для этого необходимо, чтобы кредитор такого налогоплательщика в свою очередь задолжал третьим лицам – недоимщикам.

Эту схему покажем на рис. 2.5

1

4.2

4.1

2

3.1

3.2

4.4

4.3

Рис 2.5 Возмещение НДС в счет погашения задолженности кредитора
«второй очереди» относительно платежей к госбюджету

Операции, изображенные на рис. 2.5, имеют такое содержание.

1. Задолженность бюджета перед налогоплательщиком.

2. Задолженность кредитора-2 перед госбюджетом.

3. Задолженность налогоплательщика перед кредитором-1 (3.1) и задолженность кредитора-1 перед кредитором-2 (3.2) в результате не оплаченной (полностью или частично) поставки товаров (работ, услуг).

4. Осуществление возмещения налогоплательщику НДС из бюджета (4.1). При этом на соответствующую сумму уменьшается сумма задолженности кредитора-2 относительно платежей перед государственным бюджетом (4.2), а также уменьшается сумма задолженности кредитора-1 перед кредитором-2 (4.3) и сумма задолженности налогоплательщика перед кредитором-1 (4.4).

Правомерность проведения этой схемы основывается на норме абзаца первого п. 4 Порядка № 2215, в соответствии с каким осуществлением возмещения возможное за участия двух и больше участников расчетов.
Следовательно, цепочка взаимных кредиторов, которые соучаствуют в расчетах, формально не ограничена любым числом взаимных кредиторов.

При этом следует отметить, что в случае если, у Кредитора-1 существует любая налоговая задолженность перед госбюджетом, то и ее может быть погашено во время проведения возмещения НДС. [23]

Бухгалтерский учет осуществляемых операций

Для простоты рассмотрим порядок отображения в бухгалтерском учете возмещения НДС согласно со схемой, показанной на рис. 1. В случае если используется схема, показанная на рис. 2, то бухгалтерские записи у налогоплательщика и кредитора-2 будут аналогичны нижеприведенным. Кредитор-
1 вместо отображения в бухгалтерском учете расчетов с бюджетом осуществляет зачисление задолженности перед кредитором-2 и задолженность налогоплательщика (например, записью Дт 631/Кредитор-2 – Кт 361/Плательщик налога).

Таблица 2.2

Порядок отображения в бухгалтерском учете возмещения НДС

| | | | | |
|№ |Содержание операции |По дебету |По кредиту | |
|с/п| |счетов |счетов | |
| | | | | |
|У налогоплательщика (возмещения) |
|1 |Получены от кредитора товары |281 |631/Кредитор | |
|2 |Отображено право на налоговый |641/НДС |631/Кредитор | |
| |кредит | | | |
|Остатки по счетам перед проведением зачисления: |
| | |641/НДС |– | |
| | | | | |
|Условно считается, что относительно всей суммы дебетового сальдо по |
|счету 641/НДС к моменту проведения зачисления согласно Порядку № |
|2215 наступили сроки для получения возмещения на текущий счет |
| | | | | |
| | |– |631/Кредитор | |
|Проведение зачисления: |
|3 |Отображено возмещение НДС |377 |641/НДС | |
| |Отображено погашение |631/Кредитор |377 | |
|4 |кредиторской задолженности за | | | |
| |неоплаченный товар | | | |
| |
|В этом случае для упрощения проводки 3 – 4 можно заменить одной: Дт |
|631/Кредитор – Кт 641/НДС, без отображения промежуточной |
|задолженности с ГНИ |
|Остатки по счетам после проведения зачисления: |
| | |641/НДС |– | |
| | | | | |
| | |– |631/Кредитор | |
| | | | | |
|У кредитора |
|1 |Отгружены товары |361/Возместитель |702 | |
|2 |Отображен налоговые |702 |641/НДС | |
| |обязательства относительно | | | |
| |НДС | | | |
|Остатки по счетам к проведению зачисления: |
| | | |641/Платеж к | |
| | |– |госбюджету | |
| | |361/ Возместитель |– | |
| | | | | |
|Проведение зачисления: |
| |Отображено погашение |641/Платеж к |377 | |
|3 |задолженности относительно |госбюджету | | |
| |налогов, которые подлежат | | | |
| |уплате в бюджет | | | |
| |Отображено погашение |377 |361/ | |
|4 |задолженности за реализованный| |Возместитель | |
| |товар | | | |
|Так же, как и в предыдущем случае, для упрощения проводки 3 – 4 |
|можно заменить одной записью: Дт 641/Платеж к госбюджету – Кт |
|361/Возместитель без отображения промежуточной задолженности с ГНИ |
|Остатки по счетам после проведения зачисления: |
| | |– |641/Платеж к | |
| | | |госбюджету | |
| | |361/ Возместитель|– | |
| | | | | |

. Промежуточные проводки, связанные с определением финансового результата, не приводятся.

При проведении вышеупомянутых расчетов следует обратить внимание на характер погашенной задолженности в части возникновения относительно нее налоговых обязательств у продавца (или налогового кредита в покупателя).
Если на момент реализации товаров действовал «кассовый» метод и расчет за этот товар не был осуществлен (в том числе по операциям, за которыми применялся «кассовый» метод до 1 января 2001 года), то на момент проведения зачисления продавцу товаров (кредитору) необходимо начислить налоговые обязательств выходя с суммы задолженности, которая погашается таким зачислением, и выдать налоговую накладную, а покупателю соответственно отобразить право на налоговый кредит. В этом случае вряд ли стоит руководствоваться некоторыми разъяснениями ГНАУ, в которых она утверждает, что возмещения НДС с учетом одновременного проведения расчетов с поставщиками не расцениваются как бартерные (товарообменные) операции.

В связи с этим важно четко определять конкретные поставки товаров
(работы, услуги), относительно которых осуществляется зачисление, в случае если за актом сверки задолженности отображена различная задолженность (т.е. относительно которой действует «кассовый» метод и метод «первого события»).
В случае если зачисляется задолженность относительно «кассовых» товаров
(работ, услуг), то на дату оформления протоколом решения возникают налоговые обязательства за проданный товар, выполнены работы, предоставлены услуги. [23]

Раздел 3.

Организация аудита Налога на добавленную стоимость в Украине

3.1 Методы аудиторской проверки.

К числу основных методов аудиторской проверки относятся фактическая проверка, подтверждение, документальная проверка, наблюдение, опрос, проверка механической точности, аналитические тесты, сканирование, обследование, специальная проверка, встречная проверка и др.

Под фактической проверкой понимается осмотр или подсчет аудитором материальных активов (производственных запасов, денежных средств, ценных бумаг, основных средств и т.п.), т.е. инвентаризация.

Подтверждение — получение письменного ответа от клиента или третьих лиц для подтверждения точности информации (например, по дебиторской задолженности).

Документальная, проверка — проверка документов и записей. В практике ревизоров и аудиторов используются такие методы документальной проверки, как формальная проверка документов (правильность заполнения всех реквизитов, наличие недоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр. подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц), арифметическая проверка — правильность подсчетов в документах, учетных регистрах и отчетных формах); проверка документов по существу (законность и целесообразность хозяйственной операции, правильность отнесения операции на счета и включения статьи).

Наблюдение — получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального наблюдения.

Опрос — получение письменной или устной информации клиента.

Проверка механической точности — перепроверка подсчетов и передачи информации.

Аналитические тесты — метод сравнений, индексов, коэффициентов.

Сканирование — непрерывный, поэлементный просмотр информации (например бухгалтерских первичных документов) надежде найти что-либо нетипичное.
Обследование — личное ознакомление с проблемой. Специальная проверка — привлечение специалиста с узко» специализацией.

Аудиторы могут использовать и метод встречных проверок, ест такая возможность контроля имеется.

Помимо методов проведения проверки существуют и методы организации проверки: сплошная проверка (документальная и фактическая); выборочная; аналитическая; комбинированная.

Аналитические процедуры используются для получения аудиторских доказательств. Термин «аналитические процедуры» в международных аудиторских стандартах употребляется для описания экономического анализа показателей и тенденций. Они включают сравнение финансовой информации: с сопоставимой информацией за предшествующий период ил1 периоды; с ожидаемыми результатами
(планом, бюджетом и т.п.); с аналогичной информацией в отрасли (сравнение показателей с показателями аналогичных предприятий в отрасли). На стадии планирования аудита аналитические процедуры помогают аудитору уяснить особенности деятельности клиента определить проблемы в формировании финансовой информации а также степень риска. Они выявляют объекты, требующие особого внимания аудиторов.

Аналитические процедуры представляют оценку финансовых показателей при помощи изучения вероятных зависимостей между ними. Основные используемые методы: процентные сравнения; коэффициентный анализ финансового состояния предприятия; балансовый метод; регрессионный анализ.

Аналитические процедуры применяются при планировании аудита, оценке баланса, сравнении предприятий, оценке признаков жизнеспособности предприятия, на стадиях текущей проверки и анализа неожиданных отклонений.

3.2 Нормативно правовая база аудита

Основным правовым документом аудита в Украине является Закон
Украины "Об аудиторской деятельности", вышедший 22 апреля 1993 г. Этот закон определяет правовые принципы осуществления аудиторской деятельности в Украине и направлен на создание системы независимого финансового контроля в целях защиты интересов собственника. "Положения настоящего Закона действуют на территории Украины и распространяются на все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и видов деятельности, органы государственной исполнительной власти. " (ст. 1.
)"Аудиторская деятельность регулируется настоящим Законом, другими законодательными и нормативными актами Украины. В случае, если международным договором, в котором принимает участие Украина, установлены другие правила, чем содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. " (ст. 2. )Постановлением ВСУ "О порядке введения в действие Закона Украины "О внесении изменений в ст. 10
Закона Украины "Об аудиторской деятельности" предусматривается обязательность аудиторской проверки годового баланса и отчетности хозяйствующих субъектов с годовым хозяйственным оборотом менее 250 необлагаемых минимумов один раз в три года. В связи с этим ГГНИ Украины письмом от 27 марта 1995 г. N 16-111/10-1348 "Об обязательном проведении аудита" дала разъяснения: все предприятия и другие хозяйствующие субъекты подлежат обязательной аудиторской проверке финансовой
(бухгалтерской) отчетности, за исключением тех, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью, а хозяйствующие субъекты, годовой оборот которых менее 250 необлагаемых налогом минимумов, подлежат такой проверке один раз в три года. Результаты проверки (аудиторское заключение) необходимо представить в налоговую инспекцию не позднее, чем через 10 дней после завершения аудита. Предприятия, организации должны в соответствии с законодательством пройти аудиторскую проверку в течение 9 месяцев следующего за отчетным года.

Работа аудитора, направленная на повышение ее эффективности и унификации аудиторской практики, строго регламентирована. Международная федерация бухгалтеров называет аудиторские регламенты международными нормативами аудита (МНА) и сопутствующих работ(МНА/СР). В некоторых странах, в частности в Великобритании, эти нормативы называют нормами, к тому же различают стандарты аудита.

Под ними понимают основные принципы, которых необходимо придерживаться при осуществлении аудиторских проверок. Нормы не являются обязательными, но, как правило, исполняются. Нормы касаются процедур, которые могут применяться в отдельных отраслях промышленности и пр.

Национальные нормативы аудита по аналогии с международными нормативами в зависимости от вида аудита подразделяют на национальные нормативы внешнего аудита и национальные нормативы внутреннего аудита. В настоящее время эти нормативы находятся в стадии разработки. К началу
1996 года разработаны и действуют следующие нормативные документы:

-Требования к аудиторскому заключению по результатам проверки годового баланса и годовой отчетности (в соответствии с ст. 10 Закона Украины "Об аудиторской деятельности") утв. АПУ протокол N25от 14. 02. 95г.

-Временные нормы, утв. АПУ протокол N36 от 05. 10. 95г. :

N1 "Цель и задачи проведения аудита. "

N2 "Договор на проведение аудита. "

N3 "Основные принципы, регулирующие аудит. "

N13 "Аудиторское заключение. "

При аудите и ревизии дебиторско-кредиторской задолженности также следует пользоваться следующими законодательными актами и нормативными документами:

-О налогообложении прибыли предприятий. Закон Украины от 28. 12. 94
N334/94-ВР

-Гражданский Кодекс Украины

-Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в

Украине :

-Инструкция о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия : Утв. приказом МФУ от 09. 08. 93 N55 ( с изменениями и дополнениями от 26. 07. 94 N65 и от 08. 02. 95 N19 )

-Положение о безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины:
Утв. решением Правления НБУ от 24. 03. 93 протокол N37

-Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов : Утв. приказом МФУ от 11. 08. 94 N69

-Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость : Утв. приказом ГГНИУ от 10. 02. 93 N3

-Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и на территории государств-участниц СНГ : Утв. приказом МФУ от 28. 04.
92 N 212 и от 15. 05. 95 N80

-Указания о порядке оценки ущерба от хищений, недостач, уничтожения и порчи материальных ценностей : Утв. управлением ценовой политики МЭУ от
30. 04. 92 N16-Инструкция о порядке начисления и уплаты страховых взносов предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами в Пенсионный фонд Украины, а также учета поступления и использования его средств
: Утв. постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 10. 06. 94
N5-5 (с дополнениями, утв. КМУ от 11. 11. 94 N767 )

-Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств фонда социального страхования Украины : Утв. постановлением правления
Фонда социального страхования Украины от 28. 12. 94 N44

-Письмо о порядке перечисления удержанных сумм подоходного налога с доходов граждан в бюджет : Утв. МФУ и ГГНИУ от 05. 04. 95 N14-113/10-
1482

-Положение о порядке поступления и использования средств Фонда по осуществлению мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы т социальной защите населения : Утв. приказом Минчернобыля и МФУ от 02. 12.
94 N184/121
-Инструкция о порядке поступлений, учета и расходования средств

Государственного фонда содействия занятости населения : Утв. Минтруда,

МФУ и НБУ от 20. 06. 91 N14-1612/12-506/18010

3.3 . Аудит Налога на добавленную стоимость

3.3.1 Порядок проведения документальной проверки правильности отражения обязательств по налогу на добавленную стоимость

При проверке было обращено внимание:

- имеют ли задолженность по другим налогам и платежам в бюджет в связи с отсутствием средств и наличием картотеки;

- не осуществляется ли деятельность по продажи товаров (работ, услуг); так как плательщик налога, показывает в налоговой декларации с НДС значительные суммы налогового кредита, которые были уплаченные поставщикам за приобретенные товары (роботы, услуги) и основные фонды и нематериальные активы в случае.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11