рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Основы бухгалтерского учета рефераты

3)       по выбытию основных средств.

Поступление основных средств оформляется актом приемки-передачи основных средств (ОС-1), который выписывается на основании накладной. Акт составляется на каждый объект. К нему прилагается техническая документация, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в службы технической эксплуатации.

Акт приемки-передачи оформляется передающей и принимающей стороной. Реквизитами акта являются:

-          наименование объекта;

-          дата выпуска;

-          дата начала эксплуатации;

-          первоначальная стоимость;

-          восстановительная стоимость в случае переоценки основных средств;

-          сумма начисления износа.

Инвентарная карта составляется по форме ОС-6. Она обеспечивает аналитический учет основных средств. Синтетический учет поступления основных средств ведется по дебету счета №01 «Основные средства». Если это малое предприятие и на нем имеется небольшое количество основных средств, то вместо инвентарных карточек можно вести инвентарную книгу. Выбытие основных средств также оформляется актом и отражается в инвентарной карточке или инвентарной книге. Из бухгалтерского учета в каждый данный момент должно быть видно, каково наличие основных средств по каждой классификационной группе и по каждому объекту и где они находятся. В бухгалтерском учете поступление основных средств имеет специфику в зависимости от того, каким образом они поступили на предприятие:

1)       В результате капитальных вложений или инвестиций (долгосрочных) данного предприятия;

2)       В виде вкладов учредителей в уставный капитал данного предприятия;

3)       В результате безвозмездной передачи от других предприятий;

4)       В результате аренды с правом или без права выкупа.

Капитальными вложениями является не только строительство новых основных средств, но и покупка основных средств у других юридических или физических лиц, а также реконструкция и расширение, а также техническое перевооружение уже действующих основных средств.

Предприятия, для которых строятся основные средства называются застройщиками, а те кто для них строит – подрядчиками. Если предприятие строит своими собственными силами, то такой способ строительства называется хозяйственным способом.

Чтобы начать строительство нужен проект, который представляет собой комплекс документов. К проекту всегда составляется бухгалтерская смета, то есть перечень предварительных расходов на проведение строительства капитальных вложений. В плане счетов имеются спецсчета 08 и 07 соответственно «Капитальные вложения» и «Оборудование к установке».

Счет 07 используется предприятием-застройщиком. Счет является активным, инвентарным счетом, по дебету – приобретение объекта основных средств, требующий монтажа, по кредиту – списание фактической себестоимости по произведенным монтажным работам. Сальдо дебетовое свидетельствует о наличии у предприятия несмонтированного оборудования.

Счет 08  - обобщается информация о капитальных вложениях ли инвестициях. Активный, калькуляционный счет. Дебет – фактические затраты, кредит – списывается первоначальная стоимость сданных в эксплуатацию объектов основных средств.

Капитальные вложения могут осуществляться не только за счет собственных средств предприятия, но и за счет кредитов банка или займов. Для обобщения информации о выбытии основных средств используется счет №47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» (активно-пассивный счет), результативный счет. По дебету – первоначальная стоимость выбывших объектов основных средств и расходы, связанные с их выбытием. По кредиту – суммы, начисления износа по этим средствам, выручка от реализации,  а также стоимость материальных ценностей, поступивших вследствие списания имущества по цене возможного использования.

Дебет – 47   Кредит – 80  -  прибыль

Дебет – 80   Кредит – 47  -  убыток.


Основные средства могут выбывать по следующим причинам:

1)       вследствие непригодности для дальнейшего использования;

2)       вследствие реализации другим юридическим или физическим лицам;

3)       вклад в уставный капитал других предприятий;

4)       безвозмездная передача другим предприятиям;

5)       сдача в аренду.

Все способы кроме 5-го отражаются через счет №47.



IV. Учет износа (амортизации) основных средств.

Износ – стоимостной показатель потери объектами основных средств физических качеств или утраты технико-экономических свойств, а следовательно снижение стоимости основных средств. Каждому предприятию необходимо обеспечивать накапливание основных средств, необходимых для приобретения новых основных средств и восстановления износившихся. Такое накапливание достигается за счет включения в издержки производства сумм амортизационных отчислений.

В специальном справочнике даны размеры амортизационных отчислений, которые указываются в процентах от первоначальной стоимости основных средств. Нормы амортизационных отчислений дифференцируются по классификационным группам, по видам основных средств внутри групп, по видам работ, для которых используются основные средства и по отраслям.

Если оборудование работает в тяжелых условиях, что вызывает повышенный износ, то для него используется поправочный коэффициент при начислении амортизационных отчислений. Суммы амортизационных отчислений исчисляются в целых рублях и рассчитываются ежемесячно, хотя в справочнике приведены годовые нормы.

Амортизация по вновь поступившим основным средствам начисляется с месяца поступления, если это произошло до 15-го числа текущего месяца и со следующего месяца, если основные средства поступили после 15-го.

По выбывшим основным средствам точно такое же правило. По по законсервированным основным средствам и по арендованным амортизация не начисляется.

Бухгалтерская справка о расчете амортизационных отчислений является основанием для списания сумм начисленного износа на счета производственных затрат (дебет счетов 20, 23, 25 и кредит 02 счета).

Амортизационные отчисления на полное восстановление активной части основных средств (машин, оборудования и т.д.) производится в течение их нормативного срока службы, а по пассивной части основных средств всего фактического срока службы. Для некоторых предприятий применяется понятие «ускоренная амортизация основных средств». При ускоренной амортизации производится более быстрое по сравнению с амортизацией по установленным нормам воспроизводство основных средств через текущие издержки. Впервые в истории отечественного бухгалтерского учета в положении 90-го года разрешена для российских предприятий ускоренная амортизация. Предприятие утверждающее нормы «А» может увеличивать отчисления не более, чем в два раза. Для крупных предприятий ускоренная амортизация разрешается Министерством финансов. Для малых предприятий такое разрешение не нужно. Причем, в первый год работы малые предприятия в виде амортизационных отчислений могут списывать до 50% первоначальной стоимости основных средств, срок службы которых не превышает определенный срок. Оставшиеся 50% списываются с помощью ускоренной амортизации.



V. Учет затрат на ремонт основных средств.

Ремонт основных средств – это процесс восстановления утраченных функций объекта основных средств.

Ремонты и осмотры основных средств на предприятии осуществляются в порядке, разработанном самим предприятием, то есть он никем не регламентируется. По объему и характеру ремонтные работы подразделяются на текущий и капитальный ремонт.

Затраты на проведение обоих видов ремонта включаются в себестоимость продукции, работ, услуг. Но это позволительно только тогда, если не наблюдается скачкообразного роста себестоимости. Для этого явления на капитальный ремонт образовывается резерв, причем его образование является элементом учетной политики предприятия. Сумма резерва ежемесячно вкладывается в себестоимость продукции, работ, услуг равными долями а размере норматива, самостоятельно установленного самим предприятием. Для учета наличия и движения зарезервированных сумм используется счет №89 «Резервы предстоящих расходов и платежей». Этот счет имеет субсчет «Резерв предстоящих затрат на ремонт основных средств».

Этот счет пассивный. По кредиту – суммы начисленных резервов, по дебету – использование зарезервированных сумм. Если предприятие осуществляет ремонт своими собственными силами, то тогда происходит списание материалов, МБП, зарплата по ремонтным работам за счет образования резерва. Дебет счета №89, кредит счетов 10, 12, 70, 67, 69.


VI. Учет арендованных средств.

Чтобы не покупать собственные основные средства – предприятиям выгоднее иногда использовать арендованные основные средства.

По продолжительности арендных отношений различают три формы аренды:

1)       долгосрочная > 3 лет;

2)       средняя  - 1-3 года;

3)       краткосрочная  - до 1-го года.

По экономическим условиям:

1)       Текущая (внаем сдается имущество) на определенный срок для удовлетворения в решаемой потребности арендатора. По окончании срока имущество возвращается арендодателю. В арендный период к арендатору переходит право только пользования имуществом.

2)       Финансируемая аренда – состоит в сдаче движимого и недвижимого имущества на длительный срок, причем арендатор принимает на себя обязательства собственника арендуемого имущества. Финансируемая аренда возникает, если выполняются следующие требования:

·         Период аренды совпадает или близок к сроку полезной службы арендованного имущества.

·         Сумма арендной платы за весь период превышает или равна стоимости арендованного имущества в текущих ценах.

·         Права собственности переходят к арендатору в конце арендного периода.

·         В течение арендного периода предусмотрено право арендатора выкупить арендованное имущество.



Учет краткосрочной текущей аренды.

Учет краткосрочной текущей аренды осуществляется по-разному, имея ввиду разную документацию. У арендодателя основные средств сданы в аренду – продолжают числиться на счете 01 «Основные средства», субсчет «Основные средства в аренде». Доход, получаемый арендодателем от аренды, состоит из 3-х частей:

1)       сумма износа, начисленного по нормам амортизационных отчислений по сданным в аренду основным средствам;

2)       сумма на ремонт основных средств, если это предусмотрено договором аренды;

3)       часть прибыли.

У арендатора взятые в аренду основные средства отражаются на забалансовом счете 001 «Арендуемые основные средства». Аналитический учет по счету 001 ведется во-первых:

-          по объектам основных средств, взятых в аренду;

-          по договорной стоимости, отраженной в договоре.

во-вторых:

-          по арендодателям.

Арендатор всю сумму арендной платы без НДС включает в себестоимость продукции, работ и услуг, если эта сумма находится в пределах норм амортизационных отчислений и отчислений на ремонт. Сверхнормативные суммы покрывают из прибыли предприятия.



Финансируемая аренда.

Финансируемая аренда является одной из форм финансирования предприятий и по бухгалтерскому оформлению близка к операциям по кредитованию. Для отражения операций по финансируемой аренде в плане счетов имеются 3 синтетических счета:

-          №03 «Долгосрочно арендуемые основные средства»;

-          №09 «Арендные обязательства-поступления»;

-          №97 «Арендные обязательства».

Арендодатель отдает в аренду основные средства с правом выкупа. Поэтому, он списывает их со своего баланса через счет №47 «Реализация основных средств» по согласованной между сторонами стоимости:

Дебет счета №09,          кредит счета №47.

Выбытие:

Дебет счета №47,          кредит  счета №01.

В силу того, что данная хозяйственная операция носит долгосрочный характер, то есть  разница между дебетом и кредитом счета №47 списывается не на счет финансовых результатов №80 «Прибыли и убытки», а на счет №83 «Доходы будущих периодов».

Суммы начисленных процентов за аренду отражаются проводкой:

Дебет №09,    кредит №80

Сумма начисленных процентов соответствующая данному периоду, отражается проводкой:

Дебет №83,    кредит №80

Поступившая сума арендной платы записывается:

Дебет №51,    кредит №09

По истечению срока арендного договора, счет №09 закрывается. У арендатора на балансе основные средства показываются одновременно как часть его имущества и как подлежащие оплате обязательства, то есть одновременно применяются счета №03 и №97. В момент вступления в силу арендного договора записывается по согласованной стоимости:

Дебет №03,    кредит №97

Износ по долгосрочно арендуемым основным средствам начисляет арендатор, то есть дебетуется счет производственных затрат и кредитуется счет №02 «Износ основных средств». Начисление арендной платы:

Дебет №97,    кредит №76

Перечисление арендной платы:

Дебет №76,    кредит №51

В конце срока арендного договора 97 счет закрывается а выкупленные основные средства переводятся в состав собственных средств:

Дебет №01,    кредит №03




VII.           Учет перевода основных средств в МБП.

С изменением лимита средств труда в обороте, которые изменяются МинФином, предприятие может переводить основные средства, цена которых в пределах этого лимита в состав оборотных средств. При этом, на величину первоначальной стоимости делается запись:

Дебет №12,    кредит №01

На сумму начислений износа запись:

Дебет №02,    кредит №13


VIII.        Инвентаризация основных средств и формы отчетности по основным средствам.


Цель инвентаризации – выявить фактическое наличие и качественное состояние основных средств и уточнить данные бухгалтерского учета. Инвентаризация основных средств проводится 1 раз в год перед составлением годового баланса. Руководитель предприятия издает приказ, в котором указывается состав комиссии, проводящей инвентаризацию и составляющую инвентарную опись.  Эта форма передается в бухгалтерию. Данные инвентарной описи сравниваются с данными бухгалтерского учета. В случае излишков: они приходуются как безвозмездно поступившие основные средства. (счет №87). Изменение сумм износа основных сумм производится сторнированием. Недостача основных средств оформляется как ликвидация основных средств, а если выявлены виновные лица, то за их счет.

Инвентаризация решает еще одну задачу – перевод основных средств в МБП.



Формы отчетности.

Документ  «об объеме и формах годовой бухгалтерской отчетности предприятия и о порядке их заполнения».

Каждый год этот документ издается заново. В соответствии с ним в отчетность основных средств входят:

-          Баланс (№1);

-          Форма №5 – приложение к годовому балансу, в которой показывается наличие и движение основных средств по их видам. К этой форме заполняется справка о финансировании капитальных вложений . В графе «справочно» показывается стоимость аренды и и сданные в аренду основные средства.

-          Форма статистической отчетности: «о переоценке основных средств».



























Тема VI. Учет нематериальных активов, финансовых инвестиций и ценных бумаг.

План.

1.      Нематериальные активы и их классификация.

2.      Оценка нематериальных активов.

3.      Бухгалтерский учет поступления, использования и выбытия нематериальных активов.

4.      Понятия и классификация финансовых инвестиций, ценные бумаги.

5.      Бухгалтерский учет поступления, использования и выбытия ценных бумаг.

I. Нематериальные активы и их классификация.

К нематериальным активам относятся объекты, которые не имеют материально-вещественной формы, не обладают физическими свойствами, но обеспечивают предприятию возможность получения дохода постоянно или в течение длительного периода.

В зависимости от своего назначения и функций выполняемых в хозяйственной деятельности, нематериальные активы подразделяются на 3 основных группы:

-          интеллектуальная собственность;

-          имущественные права;

-          отложенные затраты.

Гражданский кодекс РФ дает определение интеллектуальной собственности: «...это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации либо самого физического лица, либо юридического лица, либо выполнение работ или услуг.»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10