Основы бухгалтерского учета
Для учета материалов
имеются счета и субсчета:
№10 «Материалы»;
№12 «МБП»;
№15 «Заготовление и
приобретение материалов»;
№16 «Отклонения в
стоимости материалов»;
10 счет имеет следующие субсчета:
10-1 «Сырье и
материалы»;
10-2 «Покупные
полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
10-3 «Топливо»;
10-4 «Тара и тарные
материалы»;
10-5 «Запасные
части»;
10-6 «Прочие
материалы»;
10-7 «Материалы,
переданные на переработку на сторону»;
12-1 «МБП в запасе»;
12-2 «МБП в
эксплуатации»;
12-3 «Временные
сооружения»;
материалы, принятые
на хранение и переработку учитываются за балансом 002 «товарно-материальные
ценности, принятые на ответственное хранение»
счета 10-12 активные
и характеризуют состав хозяйственных средств предприятия. Остатки материальных
ценностей и их приход записываются по дебету этих счетов, а расход и отпуск
материальных ценностей по кредиту. Записи производятся по Cфакт.
Все первичные
документы на расход и отпуск материальных ценностей группируются бухгалтерией в
разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направления
затрат. В течение отчетного месяца движение материальных ценностей учитывается
по учетным ценам, а по окончании месяца – по фактической себестоимости (Cфакт). Данные о поступлении материалов
отражаются в разных журналах-ордерах (1, 3, 6, 7, 10/1, 13), а суммируются все
данные в главной книге. Данные о израсходованных и отпущенных материальных
ценностях записываются в журналах ордерах №10, и 10/1 и в главной книге.
VI.
Учет поступления
материалов и расчеты с поставщиками.
Предприятия –
поставщики материальных ценностей на отгруженную продукцию выписывают платежные
требования-поручения и счета-фактуры и передают все это покупателю. Покупатель
проверяет соответствие их договорам, регистрирует в журнале учета поступающих
грузов (М-1), делает отметку в книге учета выполнения договоров и акцептирует
(дает согласие на оплату), затем передает их в свой банк для оплаты. По мере оплаты
банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о
списании средств в пользу предприятия – поставщика. Учет расчетов с поставщиком
материальных ценностей организуется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками».
Учет расчетов с
поставщиками ведется в журнале-ордере №6. Аналитический учет ведется в разрезе
каждого платежного документа приходного ордера или приемного акта. Открывается
журнал-ордер №6 суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца.
В течение месяца бухгалтерия предприятия получает всевозможные документы и
фиксирует их тоже в журналах-ордерах. При расчетах с поставщиками за
материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически
поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые
оформляются актом (М-7). Излишки приходуются и расцениваются, а затем
учитываются в журнале-ордере №6, но отдельной строкой и об этом сообщается
поставщику. В случае недостачи предприятие предъявляет претензию поставщику.
Суммы недостачи списываются на дебет счета №63 «Расчеты по претензиям», и
кредит счета №60 и отражаются в журнале-ордере №6 и ведомости №7.
Услуги поставщиков
(газ, вода, сжатый воздух) учитываются в журнале-ордере №6. По окончании месяца
показатели журналов-ордеров суммируются для получения оборотов по счету №60 и
переноса их в главную книгу.
VII.
Учет движения
материалов в бухгалтерии.
Бухгалтерия
осуществляет только денежный учет движения товарно-материальных ценностей,
используя для этого ведомость №10 «Движение материальных ценностей» (в денежном
выражении). Основанием для заполнения ведомости №10 служат реестры складов или
накопительные ведомости . в ведомости №10 приводятся две справки: справка №1
«Слагаемые фактической себестоимости, поступивших материальных ценностей» и
справка №2 «Стоимость поступивших материалов по учетным ценам». Обязательным
дополнением к ведомости №10 является ведомость №11 «Движение материальных
ценностей (по уч. ценам) по цеховым складам или по цехам на производстве, не
имеющих складов».
VIII.
Учет
транспортно-заготовительных расходов.
Транспортно-заготовительные
расходы – это: все расходы на приобретение материалов, кроме их договорной
стоимости. Транспортно-заготовительные расходы учитываются по видам материалов
на тех же счетах и субсчетах, что и материалы. Ежемесячно бухгалтерия
рассчитывает суммы и % транспортно-заготовительных расходов ко всему объему
материальных ценностей данной группы. Это необходимо для расчета сумм
транспортно-заготовительных расходов, подлежащих к списанию на израсходованные
в отчетном месяце материалы. Суммы транспортно-заготовительных расходов на
выбывшие израсходованные материальные ценности списываются на те же счета, что
и материалы по договорным ценам.
IX.
Инвентаризация
материалов.
По положению в
«бухгалтерском учете и отчетности» предприятия обязаны проводить инвентаризацию
товарно-материальных ценностей. Она должна быть проведена в следующих случаях:
1) не менее одного
раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года - с целью объективного отражения
состояния этих средств в годовой отчетности;
2) при смене
материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях;
3) в случае
расхождения между данными бухгалтерского и складского учета.
Инвентаризация может
быть сплошная и выборочная, а также плановая и внезапная. Организует
инвентаризацию руководитель предприятия или его заместитель, или главный
бухгалтер. Создается комиссия приказом руководителя предприятия . бухгалтер
составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам.
Расхождения оформляются сличительными ведомостями и оцениваются по фактической
себестоимости. Излишки приходуются, недостача списывается на счет №84
«Недостачи и потери от порчи ценностей» с уменьшением стоимости и количества их
по счетам материальных ценностей. Недостача в нормах естественной убыли
относится на издержки производства в дебет 25, 26 счетов и кредит 84 счета.
Потери от стихийных бедствий относятся на результат хозяйственной деятельности
предприятия (дебет счета №80, кредит счета №10).
Тема V. Учет
основных средств.
План.
I.
Экономическая
характеристика основных средств. Задачи их учета и понятие долгосрочных
инвестиций.
II.
Классификация и
оценка основных средств.
III.
Документальное
оформление и аналитический учет поступления и выбытия основных средств.
IV.
Учет износа
основных средств.
V.
Учет затрат на
ремонт основных средств.
VI.
Учет арендованных
основных средств.
VII.
Учет перевода
основных средств в МБП.
VIII.
Инвентаризация и
форма отчетности по основным средствам.
I.
Экономическая
характеристика основных средств.
Отличительная
особенность основных средств – участвуя в ряде производственных циклов, они не
входят вещественно в содержание продукта труда и сохраняют свою стоимость,
натуральную форму и потребительские свойства. в результате этого, основные
средства участвуют в производственном процессе многократно, а свою стоимость
переносят на готовую продукцию частями по мере изнашивания в форме
амортизационных отчислений.
Этот особый характер
участия основных средств в производственном процессе оказывает влияние на
процесс их воспроизводства, которое носит длительный и постепенный характер.
При этом простое воспроизводство основных средств осуществляется из выручки от
реализации продукции, работ и услуг, то есть вместе с выручкой производителю
возвращаются сделанные им амортизационные отчисления, которые вошли в
себестоимость продукции. Расширенное воспроизводство основных средств
осуществляется либо непосредственно из прибыли, либо из специальных фондов,
формируемых из прибыли, либо за счет целевого финансирования: (для бюджетных
организаций). В случае недостачи собственных средств, то есть прибыли
предприятия, можно воспользоваться кредитами или займами, которые в конечном
итоге будут погашены из прибыли. Эта специфика воспроизводства основных средств
обуславливает формирование особого хозяйственного процесса, который называется
капитальные вложения.
Важнейшим
нормативным документом, носящим методологический характер является «положение о
бухгалтерском учете долгосрочных инвестиций», которое введено с 1.01.94.
Введено оно взамен ранее существовавших основных положений по учету капитальных
вложений от 12.12.86. В связи с расширением возможности вложения капитала, в
условиях перехода к рыночной экономике традиционный термин отечественной
экономики «капитальные вложения» меняется на новый – «долгосрочные инвестиции»,
который охватывает более широкий спектр вложений во внеоборотные активы. В
новом положении приводятся определения нового объекта бухгалтерского учета
долгосрочных инвестиций».
Долгосрочные
инвестиции – затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретения
внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не
предназначенных для продажи, за исключением: долгосрочных финансовых вложений в
государственные ценные бумаги, ценные бумаги других предприятий и в уставный
капитал других предприятий.
Долгосрочные
инвестиции связаны с:
1)
осуществлением капитального строительства в форме
нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения
действующих предприятий;
2)
приобретением объектов основных средств;
3)
приобретением земельных участков;
4)
приобретением и созданием нематериальных активов.
Все указанные затраты нельзя относить к
издержкам текущего периода. Бухгалтерский учет этих затрат ведется на
синтетическом счете 08 «Капитальные вложения» и в зависимости от вида затрат на
этом счете открываются отдельные субсчета.
Основные средства
являются одним из элементов внеоборотных активов и представляют собой
совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве
средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного периода.
Основные средства
определяют производственную мощность предприятия. Под воздействием внешних
условий и с течением времени основные средства изнашиваются и постепенно, по
мере изнашивания переносят свою стоимость на конечный результат. В течение
нормального срока службы по установленным нормам на основные средства
начисляются амортизационные отчисления. В соответствии с положением «о
бухгалтерском учете и отчетности» каждое предприятие имеет право владеть,
пользоваться и распоряжаться основными средствами, а именно:
-
безвозмездно передать их другому предприятию;
-
обменивать;
-
сдавать в аренду;
-
продать юридическим или физическим лицам;
-
списывать с баланса пришедшие в негодность или
морально устаревшие основные средства.
Задачами учета основных средств являются:
1)
контроль за сохранностью и наличием основных
средств;
2)
правильное документальное оформление и
своевременное отражение в учете их поступления и выбытия;
3)
правильное исчисление износа для включения в
себестоимость продукции, работ и услуг;
4)
контроль за показателями эффективного использования
основных средств;
5)
определение финансового результата от списания и
выбытия основных средств.
II.
Классификация и
оценка основных средств.
Все основные
средства по их видам подразделяются на следующие группы:
1)
здания;
2)
сооружения;
3)
передаточные устройства;
4)
машины и оборудование:
- силовые машины и оборудование;
- рабочие машины и оборудование;
- измерительные и регулирующие предметы, устройства и лабораторное
оборудование;
- вычислительная техника;
- прочие.
5)
транспортные средства;
6)
инструмент;
7)
производственный инвентарь и принадлежности;
8)
хозяйственный инвентарь;
9)
рабочий и продуктивный скот;
10) многолетние насаждения;
11)
капитальные затраты на улучшение ....;
12) прочие основные фонды.
В зависимости от назначения в производственно
– хозяйственной деятельности основные средства подразделяются на:
1.
Производственные.
2.
Непроизводственные, которые не участвуют в процессе
производства, а используются для культурно-бытовых нужд работников (клубы,
профилактории, д/сады).
Для обеспечения основных средств отраслям
предусмотрена классификация всех отраслей:
По степени использования в производственно-хозяйственной деятельности основные средства
подразделяются:
1)
основные средства, находящиеся в запасе;
2)
находящиеся на консервации;
3)
находящиеся в эксплуатации;
4)
находящиеся в аренде.
Это деление необходимо для разного начисления
износа. На средства, находящиеся в запасе и эксплуатации начисляется
амортизация на полное восстановление. На средства, находящиеся на консервации,
а также в аренде – износ не начисляется.
По принадлежности
основные средства разделяются на:
1)
собственные (числятся на балансе предприятия);
2)
арендованные (числятся на забалансовом счете).
Оценка
основных средств.
Основные средства
подлежат стоимостной оценке и отражению в бухгалтерском учете:
1)
по первоначальной стоимости;
2)
по восстановительной стоимости;
3)
по остаточной стоимости.
В зависимости от источников поступления
основных средств под их первоначальной стоимостью понимается:
1)
Стоимость внесенная учредителями основных средств в
счет вклада в уставный капитал – определяется по согласованию сторон;
2)
Стоимость изготовленных на самом предприятии, а
также купленных им у других предприятий или имущественных лиц основных средств
– определяется в сумме фактических затрат.
3)
Стоимость безвозмездно полученных основных средств
– определяется экспертным путем или по данным документов приемки-продажи.
4)
Сооруженные основные средства подрядным способом,
определяется по сметной стоимости работ.
Восстановительная
стоимость основных средств – отражает воспроизводство
основных средств, то есть приобретение или строительство аналогичных объектов в
реальных условиях в связи с изменением уровня цен. Изменения первоначальной
стоимости на восстановительную допускается лишь в случае переоценки в
соответствии с решениями правительства. Первоначальная или восстановительная
стоимость основных средств принимается на баланс.
Остаточная
стоимость основных средств – разница между
первоначальной стоимостью и начисленным износом на определенную дату.
III.
Документальное
оформление и аналитический учет поступления и выбытия основных средств.
Учет основных
средств на всех предприятиях организуется по классификационной группе в разрезе
инвентарных объектов.
Инвентарным
объектом - считается отдельный, конструктивно
обособленный объект или комплекс объектов, выполняющих определенную функцию.
Каждому инвентарному объекту присваивается свой номер, который указывается в
маркировочном жетоне или наносится краской. Первая цифра в этом номере должна
соответствовать порядковому номеру классификации. Далее идет порядковый номер
инвентарного объекта на данном предприятии. Этот номер присваивается раз и
навсегда и другому объекту он не присваивается. Методология учета основных
средств рассматривает три группы вопросов:
1)
по поступлению основных средств;
2)
по использованию основных средств и начислению на
них износа;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|