рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету рефераты

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (го­сударственной регистрации).

Основное условие - единство учетной политики в организа­ции. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организаций, включая вы деленные на отдельный баланс, независимо от места их располо­жения. В противном случае формируемая разными подразделени­ями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать выбранный способ, если иное не установлено системой нормативного регулирования учета. Кро­ме того, формирование учетной политики должно быть тесно свя­зано с налоговым учетом.

Раздел 3. Раскрытие учетной политики. Под раскрытием учет­ной политики согласно ПБУ понимается придание ее гласности. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными при этом признаются способы ведения бухгал­терского учета, без знания и применения которых заинтересован­ными пользователями отчетности невозможна достоверная оцен­ка финансового положения, движения денежных средств или фи­нансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения учета, принятым при формировании учет­ной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгал­терской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производствен­ных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие, отвечающие требованиям, приведенным в п. 12 ПБУ 1/98.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеет место значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, организация должна указать на такую неопределенность и описать, чем она обуслов­лена. Существенные способы ведения бухгалтерского учета рас­крываются в пояснительной записке, которую сдают вместе с бух­галтерской отчетностью организации за отчетный год. При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5%. Это пра­вило следует учитывать при раскрытии и других показателей бух­галтерской отчетности.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Раздел 4. Изменение учетной политики. Может производиться в случаях:

• изменения законодательства Российской Федерации или нор­мативных актов по бухгалтерскому учету;

• разработки организацией новых способов ведения бухгалтер­ского учета; применение нового способа ведения учета пред­полагает более достоверное представление фактов хозяйствен­ной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени досто­верности информации;

• существенного изменения условий деятельности, которое мо­жет быть связано с реорганизацией, сменой собственников, из­менением видов деятельности, иными причинами.

Не считается изменением учетной политики утверждение спо­соба ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятель­ности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изме­нение учетной политики должно быть обоснованным, оформлять­ся в порядке, предусмотренном п. 9 ПБУ 1/98, и вводиться с 1 ян­варя (начало финансового года) года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядитель­ным документом.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные ока­зать существенное влияние на результаты деятельности организа­ции, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчет­ности. Информация о них должна включать как минимум причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую от­четность за отчетный год); указание на то, что включенные в бух­галтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы. Изме­нения учетной политики на год, следующий за отчетным, объяв­ляются в пояснительной записке по бухгалтерской отчетности организации.

Особое место в учетной политике занимают ее методологичес­кие и организационно-технические аспекты. К методологическим аспектам относятся:

1. Критерии при отнесении предметов к основным средствам или к средствам в обороте.

2. Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

3. Варианты схемы записей для отражения начисленной аморти­зации нематериальных активов.

4. Способы распределения общепроизводственных и общехозяй­ственных расходов.

5. Варианты списания общехозяйственных расходов на производ­ственные счета или на счет 90 «Продажи».

6. Порядок отражения на счете операций по заготовлению и при­соединению материальных ценностей.

7. Метод учета материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости.

8. Варианты учета затрат на производство и калькулирование се­бестоимости продукции.

9. Перечень резервов предстоящих расходов.

10. Порядок создания и использования резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение вложе­ний в ценные бумаги и под сомнительные долги.

11. Порядок учета ремонта (восстановления) основных средств.

12. Варианты определения выручки от продажи товаров, продук­ции, работ, услуг.

13. Варианты учета доходов и расходов будущих периодов (счета 97 и 98).

14. Порядок оценки дебиторской и кредиторской задолженности.

15. Учет резервного капитала (счет 82).

16. Варианты создания и распределения расходов на продажу.

17. Порядок учета курсовых разниц.

18. Варианты учета безвозмездно полученных денежных и мате­риальных ценностей.

19. Варианты выбытия основных средств.

20. Варианты учета на счете 90 «Продажи».

21. Варианты учета прочих доходов и расходов (счет 91).

22. Варианты использования средств целевого финансирования (счет 86).

23. Варианты определения и распределения чистой (результатив­ной) прибыли.

24. Порядок начисления и выплаты дивидендов.

25. Порядок образования и закрытия счета 99 «Прибыли и убытки».

К организационно-техническим аспектам относятся:

1. Выбор формы бухгалтерского учета.

2. Организация работы бухгалтерии.

3. Система внутрипроизводственного учета, отчетности и конт­роля.

4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обяза­тельств, разработка документооборота.

5. План счетов бухгалтерского учета.

6. Технология обработки учетной информации.

7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.

8. Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с орга­нами контроля и управления.

Перечисленные аспекты учетной политики должны быть обо­снованы нормативными документами. Приведенный перечень разделов учетной политики является общим, но может быть рас­ширен либо уменьшен в зависимости от направлений хозяйствен­ной деятельности и величины организации. Учетная политика утверждается приказом руководителя организации и приобретает юридическую силу.

Согласно Налоговому кодексу РФ организации приказом ру­ководителя должны принять учетную политику для целей нало­гообложения, которая является обязательной для обособленных подразделений организации. Учетная политика для целей налого­обложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. В учетной политике для целей налогообложения следует выбрать способ определения даты реализации товаров, продукции, работ, услуг, предусмотреть порядок формирования финансово-экономических показателей для расчета налогооблага­емых баз, установить порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж и других документов налогового учета (ст.167 НК РФ).


26. Порядок составления актов приемки-передачи, актов на списание основных и транспортных средств

Объекты основных средств выбывают в результате:

• продажи;

• списания в случае морального или физического износа;

• передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;

• ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и других чрез­вычайных ситуациях;

• передачи по договорам мены, дарения;

• списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода собственности на указан­ные основные средства к арендатору;

• по другим причинам.

Для определения непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию в организациях создаются комиссии, в состав которых входят должностные лица, том числе и главный бухгалтер.

В компетенцию комиссии входит:

• осмотр объекта, подлежащего списанию;

• установление причин списания объекта;

• выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта;

• определение возможности использования отдельных узлов, де­талей, материалов списываемого объекта;

• осуществление контроля за изъятием из списываемых объек­тов цветных и драгоценных металлов, определение их количе­ства, веса;

• составление акта на списание основных средств (форма № ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма №ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причинах, выз­вавших аварию, если они имели место).

На основании оформленных актов, которые утверждаются ру­ководителем организации и передаются в бухгалтерию, делаются соответствующие записи по выбывшим объектам в инвентарных карточках, которые хранятся в течение срока, определяемого ру­ководителем организации.

Если объекты безвозмездно передаются по договору дарения либо в собственность другого юридического лица, в обмен на дру­гой товар по договору мены, такие операции оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). Списание стоимости этих объектов производится на основании указанного акта с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бух­галтерскому учету этого объекта или договора мены.

Актом (накладной) приемки-передачи оформляется перемеще­ние объектов внутри структурных подразделений и возврат арен­дуемого объекта арендодателю. В свою очередь, бухгалтерская служба арендатора снимает возвращенный объект с забалансово­го счета.

Бухгалтерский учет операций, связанных с выбытием объектов основных средств, ведется на результативном счете 91 «Прочие до­ходы и расходы», субсчет 91-3 «Выбытие основных средств». Рас­сматривая экономико-правовую сущность процесса учета по это­му счету, необходимо четко разграничивать понятия «выбытие» и «продажа основных средств».

Выбытие - это списание стоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в дея­тельности организации.

Продажа также рассматривается как вариант выбытия основ­ных средств. Однако продажа означает передачу права собствен­ности (владения, пользования и распоряжения) одним лицом другому лицу на возмездной основе, которая проявляется в процессе сделки купли-продажи, обмена товарами, работами, услугами. Операции, связанные с продажей основных средств, предпо­лагают и налоговые обязательства. Вместе с тем некоторые опе­рации по своей экономической и правовой природе не являются реализационными (ликвидация, списание и др.). Эти объекты не должны нести на себе налогового бремени. Таким образом, опе­рации по продаже основных средств необходимо отделить от опе­раций по их выбытию.

Пунктом 15 ПБУ 6/01 решен вопрос с суммами дооценки объектов основных средств, накопленных ранее на счете 83 «До­бавочный капитал», или выбытии основных средств. При выбытии объекта сумма его дооценки переносится с добавочного ка­питала организации в нераспределенную прибыль организации. Таким образом, суммы, накопленные на счете 83, становятся но­вым источником покрытия убытков в случае выбытия недоамор­тизированного объекта основных средств. При продаже, безвозмез­дной передаче, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и при списании основных средств вслед­ствие морального или физического износа производится запись: Дебет сч. 83 «Добавочный капитал»

Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убы­ток) - на сумму дооценки выбывающего объекта основных средств.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяй­ственной деятельности организаций для всех случаев выбытия (продажа, списание, вклад в уставный капитал другой организа­ции, передача для совместной деятельности, безвозмездная пере­дача и др.) используется счет 91. Рекомендуется открыть к этому счету субсчет 91-3 «Выбытие основных средств». В учебнике нами рассматривается этот вариант.

Можно использовать и альтернативный способ учета, при ко­тором отдельные операции по выбытию основных средств будут проводиться через субсчет 01-3 «Выбытие основных средств». В де­бет этого субсчета переносится стоимость выбывшего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании про­цедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01-3 на счет 91.

В данном случае операции в учете отражаются следующими за­писями:

Дебет сч. 01-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - на сумму первоначаль­ной (восстановительной) стоимости объекта;

Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств»

Кредит сч. 01-3 «Выбытие основных средств» - на сумму на­копленной амортизации;

Дебет сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит сч. 01-3 «Выбытие основных средств» - на остаточную стоимость объекта.

В дальнейшем все расходы отражаются по дебету, а доходы - по кредиту счета 91.

Выбытие основных средств учитывается по направлениям вы­бытия (по рекомендуемому нами варианту).

Продажа основных средств:

Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации (списание суммы накопленной амортизации); Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - списание остаточной сто­имости объекта.

В дальнейшем в дебет 91-3 записываются все расходы, связан­ные с выбытием основных средств, а в кредит - доходы от их выбытия:

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и др. - списание расходов, связанных с продажей ос­новных средств;

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - задолженность бюджету по НДС;

Дебет сч. 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - отражена вы­ручка, причитающаяся к получению;

Дебет сч. 83 «Добавочный капитал»

Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)» - списана сумма дооценки по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка;

Дебет сч. 10 «Материалы»

Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - учитываются материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объектов (по рыночным ценам).

По окончании отчетного периода определяется финансовый ре­зультат. Если кредитовая сумма счета 91-3 больше дебетовой, орга­низация получила доход:

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (это саль­до ежемесячно заключительными оборотами списывается на при­быль организации проводкой: Дебет сч. 91-9, Кредит сч. 99).

В случае возникновения убытка запись по счетам имеет вид: Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит сч. 91-3 « Выбытие основных средств» - списание рас­ходов;

Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки» Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - отра­жение убытка.

Приведенные бухгалтерские записи оформляются до поступле­ния денежных средств на расчетный счет организации, если ее учетной политикой принят метод определения выручки от про­дажи для целей налогообложения по отгрузке.

Списание основных средств вследствие непригодности к даль­нейшему использованию:

Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации;

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость объекта;

Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»

Кредит сч. 23 «Вспомогательные производства», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. - списание расхо­дов по разборке объекта;

Дебет сч. 10 «Материалы» Кредит сч. 91-3 «Выбытие основных средств» - учитываются материальные ценности, полученные в результате разборки или демонтажа списываемого объекта (учет ведется по рыночным це­нам);

Дебет сч. 83 «Добавочный капитал» Кредит сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)» - списание суммы дооценки по объектам основных средств, по которым проводилась переоценка.

Определение финансового результата при ликвидации ведется по счетам:

а) при получении прибыли (бывает очень редко): Дебет сч. 91-3 «Выбытие основных средств»,

Кредит сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - спи­сан доход на субсчет сальдо (99-9);

Дебет сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит сч. 99 «Прибыли и убытки» - отражена прибыль; 6) при наличии убытков:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9