Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету
• и т.д.
Во всех
приведенных случаях ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется
актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). Такой же
акт составляется при внутреннем перемещении объектов из одного структурного
подразделения в другое и для оформления передачи их со склада (из запаса) в
эксплуатацию. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт (накладная)
выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения,
передающего имущество: первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика
дается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению - поставщику объекта
основных средств.
Акт
приемки-передачи и техническая документация передаются в бухгалтерию, подписываются
главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. Бухгалтерия
открывает инвентарные карточки, производит в них записи о поступлении средств
или делает отметку об их выбытии. Если инвентарные карточки не ведутся, записи
о движении объекта фиксируются в инвентарной книге. Техническая документация,
относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия на него инвентарной
карточки передается в соответствующий отдел организации и в бухгалтерии не
хранится.
Учитываются
основные средства на активном счете 01. Дебетовое сальдо отражает сумму
первоначальной стоимости основных средств. По дебету записывается информация о
первоначальной стоимости поступивших основных средств и их дооценке, по кредиту
- о выбытии основных средств и их уценке.
Источниками
приобретения основных средств являются:
• собственные
(сумма накопленной амортизации, доходы организации, включая вклады учредителей
в уставный капитал, дарение, безвозмездное поступление от юридических и
физических лиц и субсидии правительственного органа);
• заемные
(кредиты, займы и кредиторская задолженность).
Ниже приводятся
бухгалтерские записи по поступлению основных средств в организацию
|
Содержание хозяйственной операции
|
Дебет
|
Кредит
|
Приобретение основных
средств производственного назначения от поставщиков:
|
|
|
Поступили основные средства по
первоначальной стоимости (в том числе услуги по доставке, оплата комиссионных
и другие расходы)
|
08
|
60(76)
|
Перечислено юридическим лицам за
основные средства
|
60 (76)
|
51
|
На сумму начисленного НДС по
закупленным основным средствам
|
19
|
60 (76)
|
Оприходованы (переданы в
эксплуатацию)основные средства
|
01
|
08
|
Поступление основных
средств в качестве вклада в уставный (складочный) капитал:
|
|
|
Определен размер взносов в уставный
капитал после государственной регистрации
|
75
|
80
|
Оприходованы основные средства,
внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный капитал
|
08
|
75
|
Переданы основные средства в
эксплуатацию
|
01
|
08
|
Разные случаи поступления
основных средств:
|
|
|
Оприходованы неучтенные основные средства,
выявленные при инвентаризации
|
01
|
91
|
Отражено увеличение первоначальной
(восстановительной) стоимости при переоценке объектов:
-
производственного назначения
-
непроизводственного назначения
|
01
01
|
83
83
|
Оприходованы полученные объекты
основных средств унитарной организацией при ее создании и наделении
имуществом
|
08
|
75-З
|
Переданы основные средства в
эксплуатацию
|
01
|
08
|
21. Порядок
учета инвентаризации объектов ОС.
До начала
инвентаризации основных средств проверяются: наличие и состояние инвентарных
карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета,
технических паспортов или иной технической документации; наличие документов
на основные средства, сданные или принятые организациями в аренду и на
хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или
оформление.
При
инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в
инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера
и основные технико-эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий,
сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов,
подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
При выявлении
объектов, не принятых на учет, а также объектов, которые в регистрах
бухгалтерского учета отсутствуют или по ним указаны неверные данные, комиссия
должна включить в опись правильные сведения по этим объектам.
Неучтенные
объекты, выявленные инвентаризацией, оцениваются по рыночным ценам,
амортизация определяется по фактическому техническому состоянию объектов с
оформлением сведений об оценке и амортизации соответствующими актами.
Основные средства
вносятся в инвентаризационные описи по наименованиям в соответствие с основным
назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции,
расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное
назначение, его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому
назначению.
Если комиссией
установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка
новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом
отдельных конструктивных элементов) не отражены в учете, необходимо по
соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой
стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Машины,
оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с
указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту
организации-изготовителя, году выпуска, назначению, мощности. Однотипные
предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и другие одинаковой
стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений
организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в
описях указывают по наименованиям и количеству предметов.
На основные
средства, не подлежащие восстановлению, комиссия составляет отдельную опись с
указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших их к непригодности
(порча, полный физический износ и др.).
По арендованным
объектам также составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых
указываются сведения об арендодателе и сроке аренды.
Выявленные при
инвентаризации расхождения фактического количества имущества с данными
бухгалтерского учета регулируются соответствующими нормативными документами.
Излишек
имущества приходуется
по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, соответствующая сумма
зачисляется на финансовые результаты:
Дебет сч.
01 «Основные средства»
Кредит сч.
91 «Прочие доходы и расходы».
При недостаче
и порче объектов проводятся следующие записи:
Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств»
Кредит сч.
01 «Основные средства» - на
сумму накопленной амортизации;
Дебет ск. 94 «Недостачи и потери от порчи
ценностей»
Кредит сч.
01 «Основные средства» - на
остаточную стоимость объекта.
При выявлении
конкретных виновных лиц недостающие или испорченные объекты оценивают
по рыночным ценам и оформляют проводкой:
Дебет сч.
73 «Расчеты с персоналом по
прочим операциям»
Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи
ценностей».
Если виновные
лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, недостача
имущества и его порча списываются на финансовые результаты организации:
Дебет сч.
91-9 «Сальдо доходов и расходов»
Кредит сч.
94 «Недостачи и потери от порчи
ценностей»; одновременно делается запись:
Дебет сч.
99 «Прочие доходы и расходы»
Кредит сч.
91-9 «Сальдо доходов и расходов».
23. Элементы учетной политики орг-ции
Учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учета -
первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового
обобщения фактов хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет в организации
должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в
установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы
максимальный эффект от ведения учета. Под эффектом в данном случае понимается
своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность
и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
В вопросах учетной политики организации должны разбираться:
• руководитель, так как он утверждает учетную политику;
• бухгалтер, который при формировании учетной политики должен грамотно и
всесторонне обосновать ее содержание;
• аудитор - с учетной политики обычно и начинается процесс проверки
организации;
• налоговый инспектор - от многих принципов учетной политики зависит
порядок формирования того или иного объекта налогообложения.
Таким образом, учетная политика организации - уникальное средство, с
помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации
системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование
нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства
в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования
бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.
В 1995 г. вступил в действие первый вариант стандарта по бухгалтерскому
учету «Учетная политика организации» - ПБУ 1/95. В декабре 1998 г. издана
его вторая редакция (введена в действие с 1 января 1999 г.) с изменениями,
произошедшими в бухгалтерском учете за прошедшие годы. Указанный документ
сохранил все ценное и разумное из прежнего Положения (в редакции от 30 декабря
1999 г. № 107н).
Раздел I. Общие положения. Учетная политика организации определяется как совокупность
способов ведения бухгалтерского учета. К ним относятся методы группировки и
оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы
организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов
бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные
соответствующие способы и приемы.
Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей
управления, коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную
политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства,
характер владения, формы собственности, квалификация персонала и другие
факторы.
Действие Положения распространяется:
• при формировании учетной политики - на организации независимо от
организационно-правовых форм;
• при раскрытии учетной политики - на организации, публикующиё свою
бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству
Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на
территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из
правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если
последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.
Раздел 2. Формирование учетной политики. Понимается выбор и обоснование
одного из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами,
способов организации и ведения бухгалтерского учета. Чтобы грамотно реализовать
это положение, необходимо хорошо знать действующую нормативную базу как с точки
зрения перечня вопросов, решение которых входит в компетенцию руководства
организации, а также проблемы, которые остаются не отрегулированными в
законодательстве по бухгалтерскому учету. В п. 5 ПБУ 1/98 говорится: «Учетная
политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации
и утверждается руководителем организации» (ранее согласно п. 2.1 ПБУ 1/94
право формирования учетной политики предоставлялось только руководителю).
При этом утверждаются:
• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и
аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в
соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
• формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов
хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных
учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской
отчетности;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
• методы оценки активов и обязательств;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации;
• порядок контроля за хозяйственными операциями;
• другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В новом положении сохранен перечень допущений, из которых должна
исходить организация при формировании учетной политики.
При разработке учетной политики предполагается, что активы и
обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств
других организаций (допущение имущественной обособленности). Таким образом, на
балансе не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации. Прежде
чем проверять, например, правомерность включения в себестоимость продукции,
работ, услуг стоимости материалов, амортизации оборудования или нематериальных
активов, следует убедиться в наличии документов, подтверждающих право на данное
имущество.
Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у
нее отсутствуют намерения ликвидации или существенного сокращения
деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном
порядке (допущение непрерывности деятельности). В настоящее время нельзя утверждать,
что данное допущение выполняется всеми организациями: часть организаций, в
основном относящихся к сфере производства, - на грани банкротства, иные
создаются для того, чтобы ликвидироваться в ближайшем будущем. Это объективная
реальность сложного и трудного периода перехода к цивилизованным рыночным
отношениям.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от
одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения
учетной политики). При реализации данного допущения особенно важны определение
перспектив развития организации, ее стратегии, взвешенный анализ действующего
законодательства.
Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному
периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени
поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение
временной определенности факторов хозяйственной деятельности). Это допущение
называется также принципом начисления. Допущение временной определенности
факторов хозяйственной деятельности распространяется с 1995 г. на все виды операций,
доходов и расходов.
Учетная политика организации должна отражать:
• полноту всех факторов хозяйственной операции в бухгалтерском учете
(требование полноты);
• своевременное фиксирование фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности
(требование своевременности);
• большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и
обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания
скрытых резервов (требование осмотрительности);
• в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности исходя не
только из их правовой формы и условий хозяйствования (требование приоритета
содержания над формой);
• тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам
синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование
непротиворечивости);
• рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной
деятельности и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению
ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа
из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по
бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не
установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной
политики происходит разработка организацией соответствующего способа исходя из
настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующей
организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и
т.п.).
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при
формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за
годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.
Причем применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями
организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их
нахождения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|