рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету рефераты

• и т.д.

Во всех приведенных случаях ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). Такой же акт составляется при внутреннем перемещении объектов из одного структурного подразделения в другое и для оформления передачи их со склада (из запаса) в эксплуатацию. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения, передающего имущество: первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика дается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению - поставщику объекта основных средств.

Акт приемки-передачи и техническая документация передаются в бухгалтерию, подписываются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. Бухгалтерия открывает инвентарные карточки, производит в них записи о поступлении средств или делает отметку об их выбытии. Если инвентарные карточки не ведутся, записи о движении объекта фиксируются в инвентарной книге. Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия на него инвен­тарной карточки передается в соответствующий отдел организа­ции и в бухгалтерии не хранится.

Учитываются основные средства на активном счете 01. Дебе­товое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости основных средств. По дебету записывается информация о первоначальной стоимости поступивших основных средств и их дооценке, по кре­диту - о выбытии основных средств и их уценке.

Источниками приобретения основных средств являются:

• собственные (сумма накопленной амортизации, доходы орга­низации, включая вклады учредителей в уставный капитал, да­рение, безвозмездное поступление от юридических и физичес­ких лиц и субсидии правительственного органа);

• заемные (кредиты, займы и кредиторская задолженность).

Ниже приводятся бухгалтерские записи по поступлению основ­ных средств в организацию


Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Приобретение основных средств производственного назначения от поставщиков:



Поступили основные средства по первоначальной стоимости (в том числе услуги по доставке, оплата комиссионных и другие расходы)

08

60(76)

Перечислено юридическим лицам за основные средства

60 (76)

51

На сумму начисленного НДС по закупленным основным средствам

19

60 (76)

Оприходованы (переданы в эксплуатацию)основные средства

01

08

Поступление основных средств в качестве вклада в уставный (складочный) капитал:



Определен размер взносов в уставный капитал после государственной регистрации

75

80

Оприходованы основные средства, внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный капитал

08

75

Переданы основные средства в эксплуатацию

01

08

Разные случаи поступления основных средств:



Оприходованы неучтенные основные средства, выявленные при инвентаризации

01

91

Отражено увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости при переоценке объектов:

- производственного назначения

- непроизводственного назначения



01

01



83

83

Оприходованы полученные объекты основных средств унитарной организацией при ее создании и наделении имуществом

08

75-З

Переданы основные средства в эксплуатацию

01

08


21. Порядок учета инвентаризации объектов ОС.

До начала инвентаризации основных средств проверяются: наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, технических пас­портов или иной технической документации; наличие докумен­тов на основные средства, сданные или принятые организациями в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технико-эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объек­тов, которые в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или по ним указаны неверные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения по этим объектам.

Неучтенные объекты, выявленные инвентаризацией, оценива­ются по рыночным ценам, амортизация определяется по факти­ческому техническому состоянию объектов с оформлением сведе­ний об оценке и амортизации соответствующими актами.

Основные средства вносятся в инвентаризационные описи по наименованиям в соответствие с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное назначение, его вносят в опись под наименованием, со­ответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального харак­тера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи дан­ные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного но­мера по техническому паспорту организации-изготовителя, году выпуска, назначению, мощности. Однотипные предметы хозяй­ственного инвентаря, инструменты, станки и другие одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентар­ной карточке группового учета, в описях указывают по наимено­ваниям и количеству предметов.

На основные средства, не подлежащие восстановлению, комис­сия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эк­сплуатацию и причин, приведших их к непригодности (порча, полный физический износ и др.).

По арендованным объектам также составляются отдельные ин­вентаризационные описи, в которых указываются сведения об арендодателе и сроке аренды.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического количества имущества с данными бухгалтерского учета регулиру­ются соответствующими нормативными документами.

Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, соответствующая сумма зачис­ляется на финансовые результаты:

Дебет сч. 01 «Основные средства»

Кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

При недостаче и порче объектов проводятся следующие за­писи:

Дебет сч. 02 «Амортизация основных средств»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации;

Дебет ск. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит сч. 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость объекта.

При выявлении конкретных виновных лиц недостающие или ис­порченные объекты оценивают по рыночным ценам и оформля­ют проводкой:

Дебет сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, недостача имущества и его порча списывают­ся на финансовые результаты организации:

Дебет сч. 91-9 «Сальдо доходов и расходов»

Кредит сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; одновременно делается запись:

Дебет сч. 99 «Прочие доходы и расходы»

Кредит сч. 91-9 «Сальдо доходов и расходов».

23. Элементы учетной политики орг-ции

Учетная политика - совокупность способов ведения бухгал­терского учета - первичного наблюдения, стоимостного измере­ния, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяй­ственной деятельности. Бухгалтерский учет в организации должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключа­ется в установлении такой совокупности правил, реализация ко­торых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Под эффектом в данном случае понимается своевременное формиро­вание финансовой и управленческой информации, ее достовер­ность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

В вопросах учетной политики организации должны разби­раться:

• руководитель, так как он утверждает учетную политику;

• бухгалтер, который при формировании учетной политики дол­жен грамотно и всесторонне обосновать ее содержание;

• аудитор - с учетной политики обычно и начинается процесс проверки организации;

• налоговый инспектор - от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Таким образом, учетная политика организации - уникальное средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется про­цесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законода­тельства в реализации мероприятий, предусмотренных Програм­мой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с меж­дународными стандартами.

В 1995 г. вступил в действие первый вариант стандарта по бух­галтерскому учету «Учетная политика организации» - ПБУ 1/95. В декабре 1998 г. издана его вторая редакция (введена в действие с 1 января 1999 г.) с изменениями, произошедшими в бухгалтер­ском учете за прошедшие годы. Указанный документ сохранил все ценное и разумное из прежнего Положения (в редакции от 30 де­кабря 1999 г. № 107н).

Раздел I. Общие положения. Учетная политика организации оп­ределяется как совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К ним относятся методы группировки и оценки фактов хо­зяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы приме­нения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и при­емы.

Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления, коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владе­ния, формы собственности, квалификация персонала и другие факторы.

Действие Положения распространяется:

• при формировании учетной политики - на организации неза­висимо от организационно-правовых форм;

• при раскрытии учетной политики - на организации, публику­ющиё свою бухгалтерскую отчетность полностью или частич­но согласно законодательству Российской Федерации, учреди­тельным документам либо по собственной инициативе.

Филиалы и представительства иностранных организаций, на­ходящиеся на территории Российской Федерации, могут форми­ровать учетную политику исходя из правил, установленных в стра­не нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.

Раздел 2. Формирование учетной политики. Понимается выбор и обоснование одного из нескольких, допускаемых законодатель­ством и нормативными актами, способов организации и ведения бухгалтерского учета. Чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошо знать действующую нормативную базу как с точки зрения перечня вопросов, решение которых входит в ком­петенцию руководства организации, а также проблемы, которые остаются не отрегулированными в законодательстве по бухгалтер­скому учету. В п. 5 ПБУ 1/98 говорится: «Учетная политика орга­низации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) орга­низации и утверждается руководителем организации» (ранее со­гласно п. 2.1 ПБУ 1/94 право формирования учетной политики предоставлялось только руководителю).

При этом утверждаются:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синте­тические и аналитические счета, необходимые для ведения бух­галтерского учета в соответствии с требованиями своевремен­ности и полноты учета и отчетности;

• формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных доку­ментов, а также формы документов для внутренней бухгалтер­ской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

• методы оценки активов и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной ин­формации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями;

• другие решения, необходимые для организации бухгалтерско­го учета.

В новом положении сохранен перечень допущений, из которых должна исходить организация при формировании учетной поли­тики.

При разработке учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). Таким образом, на балансе не должно быть иму­щества, не принадлежащего данной организации. Прежде чем про­верять, например, правомерность включения в себестоимость про­дукции, работ, услуг стоимости материалов, амортизации оборудо­вания или нематериальных активов, следует убедиться в наличии документов, подтверждающих право на данное имущество.

Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения ликвидации или суще­ственного сокращения деятельности, и, следовательно, обязатель­ства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности). В настоящее время нельзя утверж­дать, что данное допущение выполняется всеми организациями: часть организаций, в основном относящихся к сфере производ­ства, - на грани банкротства, иные создаются для того, чтобы ликвидироваться в ближайшем будущем. Это объективная реаль­ность сложного и трудного периода перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Принятая организацией учетная политика применяется после­довательно от одного отчетного года к другому (допущение пос­ледовательности применения учетной политики). При реализации данного допущения особенно важны определение перспектив раз­вития организации, ее стратегии, взвешенный анализ действую­щего законодательства.

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независи­мо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной оп­ределенности факторов хозяйственной деятельности). Это допу­щение называется также принципом начисления. Допущение вре­менной определенности факторов хозяйственной деятельности распространяется с 1995 г. на все виды операций, доходов и рас­ходов.

Учетная политика организации должна отражать:

• полноту всех факторов хозяйственной операции в бухгалтерском учете (требование полноты);

• своевременное фиксирование фактов хозяйственной деятельнос­ти в бухгалтерском учете и отчетности (требование свое­временности);

• большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расхо­дов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не до­пуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

• в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности ис­ходя не только из их правовой формы и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);

• тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

• рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требо­вание рациональности).

При формировании учетной политики организации по конк­ретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускае­мых законодательством и нормативными актами по бухгалтерско­му учету. Если по конкретному вопросу в нормативных докумен­тах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики происходит разработка органи­зацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика оформляется соот­ветствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организа­цией при формировании учетной политики, применяются с 1 ян­варя года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Причем применя­ются всеми филиалами, представительствами и иными подразде­лениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9