рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Финансовое планирование и анализ управлениея товарно-материальными запасами на примере Алматинского ... рефераты

Сумма расхода определяется как количество израсходованных материалов, умноженных на фактическую себестоимость единицы изделия.

Остаток П З= 4. - 5.

2) сальдовый метод (по учётным ценам): записи в карточках складского учёта осуществляется на основании первичных документов по приходу и расходу. Реквизиты (см. карточку)



Приход

Расход

Сальдо

х

10


10

у

20


30



5

25


Учёт в карточке - в количественном выражении.

Для правильного ведения бухгалтерского учёта необходима оценка производственных запасов. Учет поступления производственных запасов ведется в 2-х оценках: по учётным ценам и фактической себестоимости. Для достоверного определения стоимости поступивших материальных ценностей необходимо вести учёт по фактической себестоимости, но в связи с тем, что фактическую себестоимость можно определить только в конце отчётного периода, возникает необходимость применения учётных цен (могут применяться оптовые, розничные, договорные цены, плановая себестоимость).

фактическая себестоимость материальных ресурсов состоит из затрат на их приобретение, а также:

– затраты по их доставке (транспортно-заготовительные расходы)

– оплаты процентов  за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком

– наценки и надбавки

– комиссионные снабженческим, внешнеэкономическим и другим организациям

– таможенные пошлины

– расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

Оценка производственных запасов, израсходованных на производстве осуществляется следующими методами: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).

Пример ФИФО

Поступило в марте

Дата

Кол-во

Цена

Сумма


01

10

10

100


03

15

20

300


05

5

15

75

Расход

02

8

10

80


04

10è2

î8

10

20

20

160


ЛИФО: 02 8à5 15 75

                   æ3 20 60.

Фактическая себестоимость израсходованных материалов = их стоимость + транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) + пошлины, относящиеся к стоимости израсходованных материалов.

 Транспортно-заготовительные расходы определяются расчетным путем:

ТЗР = стоимость израсходованных материалов * %ТЗР  / 100%

%ТЗР = (остаток ТЗР на начало месяца + ТЗР по поступившим материалам) / (остаток материала на новый месяц  по учётным ценам + стоимость поступивших материалов по учётным ценам)

Если учёт поступивших материалов ведётся по плановой стоимости (учётная цена), то в конце отчетного периода определяется отклонение между фактической стоимостью поступивших материалов и плановой себестоимостью.

Методы ведения аналитического учёта производственных запасов: параллельный и сальдовый (наиболее распространен).

Реализованной называется продукция, 1) отгруженная покупателю, платежные документы, по которой предъявлены в банк, а покупатель оплатил эти документы; либо 2) продукция, отгруженная покупателям, документы по которой предъявлены в банк.

В зависимости от выбранного варианта предприятие в своей учетной политике определяет свое понятие реализованной продукции. Таким образом, существуют два варианта учета реализованной продукции:

1. Учет отгруженной и реализованной продукции (момент реализации - оплата),

2. Нет отгруженной, учет лишь реализованной продукции (момент реализации - отгрузка).

Государство заинтересовано во 2 варианте.

2 вариант. Момент реализации - отгрузка. Учет реализованной продукции (нет отгруж.)

Реализованная продукция учитывается в 2 оценках:

1. По учетным ценам. В качестве учетных цен применяются отпускные цены или плановая, нормативная себестоимость.

2. По фактической себестоимости. Фактическая себестоимость определяется расчетным путем:

1 вариант:  (документы предъявлены в банк)

себестоимость реализованной  продукции = реализовано по учетным ценам * процентное соотношение

% соотношение = (остаток ГП на складе + поступило ГП на склад за месяц) по фактической себестоимости / (остаток ГП на складе + поступило ГП на склад) по учетным ценам.

2 вариант:

с/с реализованной  продукции = реализовано по учетным ценам * % соотн.

% соотн. = (остаток товаров отгруженных + отгружено продукции за месяц)по фактической себестоимости/(остаток товаров отруж. + отгружено за месяц) по учетным ценам.

Аналитический учет реализованной продукции ведется в ведомости №16 на основании выписок из р/с.

В настоящее время в широко используется предоплата

 Учет реализации продукции на момент оплаты.

Учет отгруженной продукции ведется на основании следующих первичных документов: счета-фактуры, счета платежные требования. Применяются две оценки: по учетным ценам и по фактической себестоимости. Учетная цена может быть оптовой, договорной, розничной. Основанием для отгрузки продукции является хозяйственный договор, который заключается между предприятием-поставщиком и покупателем. В нем указывается наименование продукции, качество и ассортимент, количество, цена и стоимость продукции.

Аналитический учет ведется в Ведомости отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) №16 на основании выписок из р/с. Учет в ведомости ведется в двух оценках.

Фактическая себестоимость определяется расчетным путем.

Фактическая себестоимость отгруженной продукции определяется как произведение стоимости отгруженной продукции по учетным ценам на процентное отношение.

% отношение= (остаток готовой прод. на н. мес. + поступило за мес.)по фактич. ценам / (остаток ГП на н. мес. + поступило за мес.)по учетным ценам

Синтетический учет  ведется на счете  “Товары отгруженные”. Счет активный.

Отгрузка продукции:

По К списание фактической себестоимости реализованной продукции. Сальдо по счету  показывает наличие отгруженной, но не реализованной продукции.

Списание фактической себестоимости реализованной продукции, списание коммерческих расходов  Начисление НДС. Зачисление выручки на р/с. Определение финансового результата  Синтетический учет ведется в журнале-ордере.


2. 5. Анализ оптимальной величины заказываемой партии товарно-материальных  запасов


Рациональная организация материально-технического снабжения и сбыта в значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. Этим определяется роль и значение материально-технического снабжения и сбыта в системе производственного менеджмента.

Снабжение производства необходимыми материальными ресурсами является начальным звеном производственного процесса, а сбыт готовой продукции - его завершением. Под материально- техническим снабжением предприятия понимается процесс обеспечения его всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно- хозяйственной деятельности. От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный  и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.

Основной задачей предприятия по организации и управлению материально-техническим снабжением является своевременное, бесперебойное и комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления производственного процесса в точном со­ответствии с утвержденными плановыми заданиями. При этом сам процесс снабжения должен осуществляться при ми­нимальных транспортно-складских расходах и наилучшем использовании материальных ресурсов в производстве.

В процессе планирования материально-технического снаб­жения необходимо определить:

1. Какие виды материальных ресурсов необходимы для обеспечения производственно - хозяйственной деятельности предприятия.

2. Количество материальных ресурсов, которое потребуется для выполнения производственной программы.

3. Необходимые площади складских помещений для хранения материальных ресурсов.

4. Затраты на материально-техническое снабжение.

Существует множество методов определения количества заказываемых материальных ресурсов. Все они имеют свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить затраты.[11]

При определении оптимального количества заказов следует учитывать:

- независимые от количества заказов расходы (F) , которые образуются в качестве постоянных исходных расходов, необходимых для осуществления запроса предлагаемого сырья и материалов, учета и сравнения предложения, а также осуществления самого процесса заказов,

- процентную ставку расходов для осуществления складского хранения сырья и материалов (1),

- калькуляционную процентную ставку (Z), которая соответствует желаемому среднему начислению процентов за товары, хранимые на складе,

- закупочную цену (P) ,складированного сырья и мате­риалов.

- и общую потребность в сырье и материалах в течении определенного периода (R).

Оптимальное количество заказов (q) является тем самым коэффициентом, который приводит к самым низким общим расходам (KL ) и к самым низким расходам для осуществления процесса снабжения производства сырьем и материалами  по их заказу (KB).

Общие расходы для осуществления складского хозяйства KL, которые зависят от стоимости складированного сырья и материалов, от расходов на содержание складских запасов, от процентной ставки и продолжительности сроков хранения, определяются как:

Расходы, необходимые для осуществления снабжения производства сырьем и материалами, зависят от частоты поступления заказываемых материалов за определенный период времени:

Таким образом, выражение для определения общих расходов для материально-технического снабжения производства сырьем и материалами имеет вид:

Оптимальное количество заказов получают посредством определения значения q из этого выражения после приравнивания к нулю значения K:(2)



2. 6. Финансовое планирование повышения эффективности использования запасов


Существуют следующие основные направления расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.

Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это активы. Любое увеличение активов означает использование фондов.

Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на  уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.

Управление текущими активами.

Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может держать в пределах года.

Цикл оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

- планирования закупок необходимых материалов;

- введения жестких производственных систем;

- использования современных складов;

- совершенствования прогнозирования спроса;

- быстрой доставки.

 Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

Особенностью рассматриваемой системы управления материальными ресурсами является отсутствие  в ней иерархии управления, ибо движение материальных ресурсов осу­ществляется не директивой, а с помощью реальных эконо­мических средств. В такой системе все ее пользователи будут находиться в равноправном положении, а если и будут при­вилегии, то только у хорошо работающих предприятий.

В условиях рыночной экономики благодаря конкуренции между товаропроизводителями устанавливается некоторый наиболее распространенный уровень затрат материальных ресурсов, который и является общественно необходимым. Для определенного периода времени этот уровень стабилен, с тенденцией к снижению.

Всякое превышение общественно необходимого уровня затрат для данного товаропроизводителя влечет негативные экономические последствия - вплоть до банкротства. Поэтому каждое предприятие вынуждено работать так, чтобы его затраты не превышали установившийся общественно необходимый уровень. В этом заключается экономическая основа механизма рационального использования материальных ресурсов, т. е. ресурсосбережения.

Величина затрат материальных ресурсов в значительной мере определяется характером процесса материалопотребления. На процесс материалопотребления оказывают влияние следующие факторы:

1. Тип производства, а именно: массовое, крупносерийное, среднесерийное, мелкосерийное и единичное.

2. Объем производства.

3. Степень регламентации производственного процесса, прежде всего в части требований к предметам труда - от его исходного состояния и до готовой продукции.

4. Длительность производственного цикла, что определяет величину незавершенного производства.

5. Номенклатура (ассортимент) выпускаемой продукции или выполняемых работ, т.е. степень многономенклатурности программы.

6. Гибкость производства, т. е. способность производства к быстрой переналадке для выпуска новых видов изделий.

7. Вид изделий или работ с точки зрения их сложности, энергоемкости, материалоемкости и наукоемкости.

8. Уровень законченности изготовляемых изделий.

9. Уровень надежности изготовляемых изделий, что опре­деляет материалозатраты в процессе их эксплуатации.

10. Характеристика технологических процессов с точки зрения их прогрессивности, экологической чистоты, без­отходности.

Перечисленные факторы предопределяют процесс управ­ления материальными ресурсами. Так, например, в массовом или крупносерийном производстве потребляется весьма значи­тельный объем материальных ресурсов, но ограниченной номенклатуры, а в единичном или мелкосерийном производстве объем потребления невелик, но достаточно обширен по номенк­латуре.

Более того, указанные факторы в основном формируют отраслевые особенности материалопотребления, которые в наибольшей степени проявляются в строительстве, агро­промышленном комплексе, на транспорте, в сфере обслу­живания.

Все многообразие процессов материалопотребления можно свести к следующим парным характеристикам, т. е. мате­риалопотребление может быть:

- стабильное и нестабильное;

- детерминированное и стохастическое;

- равномерное и неравномерное;

- ритмичное и неритмичное.

Некоторые их представленных характеристик могут пересекаться, некоторые характеристики несовместимы, воз­можны промежуточные значения.

Таким образом, процесс материалопотребления включает в себя использование прежде всего таких видов материальных ресурсов, как сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, причем непосредственно в производстве и при формировании запасов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


 © 2010 Все права защищены.