рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Бухгалтерский учёт и аудит в банках (курс лекций) рефераты

2.     Порядок проведения проверки

3.     Возможные нарушения при осуществлении депозитных операций

________________________________________________


1. Цель проведения проверки

 

Цель  проведения  проверки депозитных операций

1.     Оценка полноты и своевременности исполнения  обязательств кредитных организаций перед  вкладчиками.

2.     Проверка соблюдения норм гражданского законодательства, нормативных актов Банка России и внутренних положений кредитной организации.

При осуществлении депозитных операций должны быть соблюдены следующие условия:

1.     Депозитные операции осуществляются только на основании выданной Банком России лицензии (лицензии на осуществлении депозитных операций выдается истечении двух лет со дня регистрации кредитной организации).

2.      Отношения между вкладчиками и кредитной организацией регулируются договором банковского вклада. Дополнительно вкладчику может выдаваться сберкнижка.

3.     Изменения условий вкладов должно быть оговорено в дополнительном соглашении.

4.     Депозиты физических и юридических лиц должны учитываться на отдельных лицевых счетах и дифференцироваться в зависимости от сроков и процентных ставок.

5.     Списание или зачисление денежных средств с депозитного счета для вкладчика юридического лица должно осуществляться только через расчетный счет.

Документы необходимые для проверки:

1.     Договор банковского вклада.

2.     Книга регистрации счетов вкладчика.

3.     Внутренние положения по осуществлению депозитных операций (отдельные по каждому виду вкладов как в филиале так и в головной организации).

4.     Лицевые счета вкладчиков (регистр аналитического учета).

5.     Оборотная ведомость или ведомость остатков с указанием всех счетов (регистры синтетического учета итоги которых должны быть равны.

6.     Отчет о прибылях и убытках для проверки отнесения начисленного процента на расходы банк.


2. Порядок проведения проверки.


Порядок проведения проверки депозитных операций предусматривает проверку следующих направлений:

1.     Проверку наличия внутренних положений по осуществлению депозитных операций и его соответствия гражданскому кодексу РФ и действующим норматив актам Банка России.

2.     Проверка наличия и правильности оформления договора банковского вклада.

3.     Сверка количества и заключенных договоров с открытыми лицевыми счета вкладчиков по книге регистрации.

4.     Сверка данных аналитического учета с синтетическим ( сверяются остатки в лицевых счетах вкладчиков с данными ведомостями остатков).

5.     Проверка правильности присвоения номера счета второго порядка балансовым счетам.

6.     Проверка корреспонденции счетов (депозитные счета корреспондируют со счетам и 20202, 30102, расчетные счета клиентов).

7.     Проверка наличия справок от юридических лиц об  уведомлении налоговой инспекции и о фактах открытия депозитных счетов.

8.     Проверка правильности начисления процентов.

9.     Наличия фактов рас четов по депозитам с юридическими лицами наличными деньгами.

10. Проверка своевременности и правильности отражения в балансе кредитной организации выплачиваемых процентов (для этого данные лицевых счетов по учету процентов сопоставляются с данными оборотной ведомости и отчета о прибылях и убытках).

11. Проверка соответствия подписей на расходных документах клиентов заявленных образцам подписей.


3. Возможные нарушения при осуществлении

депозитных операций.

 

Наиболее часто встречаются следующие нарушения порядка ведения депозитных операций:

1.     Отсутствие внутренних документов регламентирующих порядок  ведения  депозитных операций.

2.     Отсутствие в договоре банковского вклада обязательных реквизитов сумма депозита, ставка процента, срока привлечения, а также включения в договор условия, противоречащего банковскому законодательству и нормативным актам Банка России.

3.     Привлечение средств в депозиты при наличии ограничений и ли запрета на проведение депозитных операций.

4.     Не соответствие сроков учета средств на балансовых счетах сроком , установленном в депозитном договоре.

5.     Не перечисление остатков средств по депозитному счету на счет до востребования по окончанию срока действия договора (при отсутствии дополнительного соглашения или оговорки в депозитном договоре об автоматической пролонгации).

6.     Отсутствие депозитного договора при лицевом счета вкладчика.

7.     Несвоевременное и неправильное начисление процентов по вкладу.

8.     Формирование средств на депозитных счетах клиентов юридических лиц путем внесения в кассу кредитной организации наличных денег или выплата процентов и сумм депозита юридическим лицам наличными деньгами.















Лекция №8

 

Тема: «Аудит работы банков с наличными деньгами»

1.           Правила работы предприятий с денежной наличностью на территории РФ.

2.           Порядок проведения проверок предприятий и кредитных организаций по вопросам организации денежного обращения.

3.           Цель и необходимые документы для проверки ведения кассовых операций банка.

4.           Порядок проведения проверки кассовых операций.

____________________________________________________


1. Правила работы предприятий с денежной наличностью на территории РФ.

 

Установлены следующие правила работы предприятий с наличностью:

1.     Все предприятия и организации независимо от организационно – правовой формы свои свободные денежные средства должны хранить в учреждениях банка на собственных счетах на договорных условиях.

2.     Наличные денежные средства, поступившие в кассу предприятия подлежат обязательной сдаче в учреждения банка для дальнейшего зачисления на счета этих предприятий.

3.     Для каждого предприятия в индивидуальном порядке устанавливается лимит и срок сдачи наличных денег. Срок сдачи наличности устанавливается в зависимости от расположения хозяйствующего субъекта относительно его удаленности от банка и может быть установлен в следующем интервале: ежедневно, на следующий день, раз в несколько дней. Лимит остатка наличных денег устанавливается предприятием и учреждениями кредитных организаций ежегодно, для чего предприятие должно предоставить в банк расчет по установленной форме, который утверждается руководителем банка. Если предприятие имеет несколько счетов в разных банках, то оно по своему усмотрению подает расчет в один из банков, а затем остальные банки уведомляются о размере лимита. Лимит может быть пересмотрен в течение года по ходатайству предприятия в случае изменения кассовых остатков, условий сдачи выручки и т.д.

4.     Наличные деньги сверх установленного лимита должны быть сданы в банк. Сверх лимита разрешается хранить деньги в кассе в случае выплаты заработной платы, выплат социального характера, стипендий и других пособий не свыше трех дней (для предприятий крайнего севера пяти).

5.     Выдача денежной наличности на заработную плату и другие выплаты производится в сроки, установленные кредитной организацией в целях равномерного использования наличных кассовых ресурсов и упорядочения выдачи наличных денег в соответствие с ежегодно составляемыми календарями таких выплат.

6.     Предприятие должно согласовывать с банком объем расходований поступающей в кассу наличности на цели, предусмотренные законодательством. В связи с этим на предприятиях и организациях устанавливаются нормы расходования наличных денег из выручки.


2. Порядок проведения проверок предприятий и кредитных организаций по вопросам организации денежного обращения.

 

В соответствии с положением Банка России №14-П кредитные организации обязаны не реже 1 раза в 2 года проверять порядок ведения операций с денежной наличностью обслуживающихся у них клиентов. Результаты проверок оформляются справками. Материалы проверок рассматриваются руководителями кредитных организаций. В случае выявления серьезных недостатков материалы проверок должны быть направлены в налоговые органы для принятия мер финансовой и административной ответственности. Проверки работы предприятия с денежной наличностью могут осуществляться совместно с кредитными организациями, ЦБРФ, налоговыми органами.

ЦБРФ в плане комплексной или тематической проверки в обязательном порядке включает вопрос аудита работы кредитной организации со своими клиентами в части ведения кассовых операций. Данная проверка включает:

1.     Наличие и соблюдение плана проверок хозяйствующих субъектов кредитной организацией.

2.     Наличие и правильность расчета по установлению лимита остатка наличных денег в кассе.

3.     Наличие справок проверок и порядок их оформления.

4.     Оценку полноты и степени охвата операций с наличностью проверками.

5.     Порядок рассмотрения результатов проверок и характер принятых мер воздействия.


3. Цель и необходимые документы для проверки ведения кассовых операций банка.

 

Цель проведения проверок кассовых операций банка:

1.     Оценка соответствия осуществляемых кредитной организацией кассовых операций федеральному законодательству и нормативным актам Банка России.

2.     Оценка соблюдения кредитной организацией требований предусмотренных в инструкции №56 по обеспечению сохранности наличных денежных средств и ценностей

3.     Подтверждение достоверности отражения кассовых операций в бухгалтерском учете.

4.     Выявление недостатков в ведении кассовых операций отрицательно сказывающихся на финансовом положении кредитной организации.

Документы необходимые для проведения проверки:

1.     Положение о кассовом подразделении кредитной организации (численность подразделения и должностной состав).

2.     Договора о материальной ответственности кассовых работников.

3.     Приказы и распоряжения о назначении должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей.

4.     Заключение Территориального Управления ЦБРФ о технической укреплённости кассового узла.

5.     Утвержденный Территориальным Управлением ЦБРФ минимальный остаток денежных средств в кассе банка.

6.     Книга учета наличных денежных средств и ценностей.

7.     Оборотная ведомость на дату проверки.

8.     Акты ревизий или инвентаризаций.

9.     Кассовые и другие документы.


4. Порядок проведения проверки кассовых операций.

 

Порядок проверки кассовых операций:

1.     Проверяются организационные вопросы, в т. ч.:

ü     готовность кассового узла к работе;

ü     наличие приказов и распоряжений о назначении ответственных лиц за ведение кассовой работы и их выполнение;

ü     соблюдение порядка открытия и закрытия хранилищ;

ü     сдача хранилища на охрану;

ü     наличие индивидуальных замков в столах кассиров;

ü     соблюдение минимально допустимого остатка наличных денежных средств в операционной кассе банка.

2.     Проводится ревизия наличных денег и ценностей в т. ч.:

ü     порядок и условия хранения ценностей;

ü     пересчитываются наличные банкноты по пачкам и корешкам, монеты по подписи на ярлыках и мешках. Общая сумма остатка сверяется с книгой учета наличных денег и ценностей и с оборотной ведомостью или балансом. Проводится сплошной полистный пересчет неполных пачек или мешков в поврежденной упаковке (размер пересчета определяется руководителем ревизии);

ü     пересчитываются другие ценности: чеки, вкладные книжки и другие бланки строгой отчетности;

ü     составляется акт ревизии.

3.     Проверка соблюдения кредитной организацией правил совершения операций с наличными деньгами в т.ч.:

ü     порядок приема наличных денег в приходную, в приходно-расходную и вечернюю кассу банка;

ü     порядок приема вечерней кассой сумок с денежной наличностью от инкассаторов и организация их пересчета;

ü     визуальное наблюдение за работой кассиров;

ü     документальная проверка порядка приема и выдачи наличных денег;

ü     организация работы кассы вне кассового узла;

ü     организация работы при использовании банкоматов.








Лекция №9

 

Тема: «Анализ эффективности кредитного менеджмента в коммерческом банке».

 

1.           Цель и порядок проведения проверки.

2.           Аудит порядка выдачи и погашения отдельных видов кредита.

         а) Аудит разовых краткосрочных ссуд.

         б) Аудит кредитных линий.

          в) Аудит овердрафта.

          г) Аудит вексельных кредитов.

3.           Практика применения коммерческими банками процедур оценки кредитного риска и формирования резерва на возможные потери по ссудам (РВПС).

______________________________________________


1. Цель и порядок проведения проверки.

 

Цель проведения проверки ссудных операций:

1).  Анализ качества кредитного портфеля коммерческого банка, т.е. оценка доли срочной и просроченной задолженности.

2).  Анализ кредитной политики коммерческого банка, выявление ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов.

3).  Проверка ведения ссудных операций, их соответствие законодательству, нормативным актам Банка России, внутреннему положению кредитной организации.

4).  Проверка достоверности отражения кредитных операций в бухгалтерском учёте.

5).  Анализ влияния ссудных операций на финансовое состояние кредитной организации.

Документы, запрашиваемые для проверки:

1.           Меморандум о кредитной политике банка на 1-2 года.

2.           Положение или регламент о порядке предоставления денежных средств клиентам банка.

3.           Регламент по предоставлению МБК и размещение депозитов в других банках.

4.           Отдельное положение по кредитованию юридических лиц, порядке разовых ссуд, овердрафта, открытых кредитных линий и т.д.

5.           Положение о кредитовании физических лиц на потребительские цели, на предпринимательскую деятельность и т.д.

6.           Положение о залоге, применяемом в банке и порядке его оформления.

7.           Положение о порядке выдачи гарантии.

8.           Положение об учете векселей и предоставлении вексельных кредитов.

9.           Положение о порядке оценки финансового состояния заемщика.

10.       Положение о порядке начисления и уплаты процентов за пользование ссудами и отражение их по счетам бухучета.

11.       Положение о порядке формирования и использования РВПС.

12.       Порядок оформления документов, необходимых для списания безнадежной и нереальной ко взысканию ссудной задолженности с баланса банка за счет РВПС.

13.       Положение о кредитном комитете банка.

14.       Протоколы заседаний кредитного комитета.

15.       Кредитные дела заемщиков.

16.       Книга регистрации открытых счетов.

17.       Оборотная ведомость за проверяемый период.

18.       Лицевые счета заемщиков.

19.       Ведомость начисленных процентов.

20.       Расчет РВПС (форма №115 ежемесячно).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7