рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Бухгалтерский учёт и аудит в банках (курс лекций) рефераты

1.           Департаменты или отделы банковского надзора и регулирования;

2.           Департаменты инспектирования кредитных организаций.

Данные структуры наделены следующими полномочиями:

ü           запрашивать от кредитной организации всю информацию, кроме утверждённых форм отчётности;

ü           проводить проверки в кредитной организации;

ü           при необходимости требовать от кредитной организации решения отдельных вопросов, касающихся отклонений от нормативных актов;

ü           принимать решение об отзыве лицензий.

Осуществляя банковский надзор и контроль контрольные органы не имеют права вмешательства в оперативную деятельность кредитной организации.

Задача банковского надзора и контроля состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение кредитной организацией федерального законодательства и нормативных актов Банка России в целях обеспечения стабильности банковской сферы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.


2. Основные методы банковского надзора и контроля.


Выделяют 3 вида банковского контроля:

1.           Предварительный – осуществляется органом банковского надзора до фактического проведения операции:

ü           до начала работы кредитной организации, т.е. в процессе государственной регистрации и лицензировании кредитной организации;

ü           в ходе финансирования кредитной организации, когда требуется согласование или получение права на совершение отдельных операций.

2.           Текущий – необходим для текущей оценки деятельности кредитной организации (в процессе текущего контроля надзорные органы проверяют выполнение кредитной организацией обязательных экономических нормативов, анализируют динамику и тенденцию развития банка и наличие проблемных ситуаций на раннем этапе их возникновения);

3.           Заключительный – ставит целью предотвращения ошибок в будущем (данный вид не позволяет отреагировать на проблемы в момент их возникновения, но даёт информацию надзорному подразделению о том, какие недостатки характерны для кредитной организации и какие нарушения могут быть совершены ею при выполнении тех или иных операций).

Основные методы банковского надзора:

1.           Пруденциальный (камеральный) надзор – это текущий контроль на регулярной основе, механизмом реализации которого является предоставление кредитной организацией различных видов регулируемой отчётности Банком России.

Основные черты пруденциального надзора:

ü    дистанционный;

ü    документарная основа.

Основные направления пруденциального банковского надзора:

ü    проведение анализа деятельности кредитной организации и выявление проблемных банков;

ü    установление и проверка соблюдения экономических норм;

ü    анализ документов, предоставляемый кредитной организацией для регистрации и получения лицензии;

ü    контроль за качеством руководящего состава кредитной организации;

ü    применение мер воздействия к кредитной организации.

2.           Инспектирование на местах – представляет собой комплекс взаимосвязанных, целенаправленных мероприятий, реализацию уполномоченных подразделений ЦБРФ непосредственно к кредитной организации для определения соответствия выполняемых операций действующему законодательству и нормативно-правовым актам Банка России, а также для проверки достоверности предоставляемой отчётности и оценки реального финансового состояния кредитной организации.


3. Сфера регулирования и надзора.


Соблюдение экономических нормативов проверяется работниками отдела надзора на основании ежемесячной оборотной ведомости, справок с расчётом фактических экономических нормативов и расшифровки отдельных балансовых счетов, которые ежемесячно предоставляют кредитные организации в Банк России. Все предоставляемые документы в обязательном порядке должны быть подписаны руководителями и главными бухгалтерами кредитной организации, которые отвечают за достоверность предоставляемой информации.

В органах надзора в течение 10 дней предоставленные документы рассматриваются на предмет их достоверности и затем принимается соответствующее решение.

В случае нарушения нормативов в кредитной организации применяются меры воздействия, предусмотренные инструкцией ЦБРФ №59 от 31.03.1997г. «О применении мер воздействия к кредитным организациям за нарушение пруденциальных норм деятельности».


а). Лицензирование и регистрация кредитных организаций.


Семинар


б). Установление и соблюдение экономических нормативов.


Семинар



в). Инспектирование кредитных организаций.


В соответствии с инструкцией ЦБРФ №34 от 19.02.1996г. « порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченного представителя ЦБРФ» проверки кредитных организаций осуществляются на основании поручения начальника Территориального Управления ЦБРФ.

Данные проверки делят на:

ü           функциональные – это комплекс мероприятий, проводимых подразделениями ЦБРФ не являющиеся подразделениями инспектирования с целью изучения работоспособности конкретного процесса (вида операций) и соответствие его определённым нормативным документам (определение финансового состояния кредитной организации в задачи функциональной проверки не входит);

ü           инспекционная – проводится специальными подразделениями инспектирования и включает, как правило, комплексную проверку деятельности кредитной организации по всем направлениям с определением финансового состояния банка.

Классификация инспекционных проверок:

1.           По полноте охвата:

ü    комплексные – осуществляются по всем направлениям деятельности кредитной организации подразделениями банковского инспектирования не реже 1 раза в 2 года;

ü    тематические – охватывают ограниченный круг банковских операций, при этом отдельные вопросы могут стоять в определении финансового состояния банка;

ü    целевые – осуществляются по конкретным вопросам или операциям банка, а также по запросам и поручениям правоохранительных органов.

2.           По отношению к плану проверки:

ü    плановые – проводятся в соответствии со сводным планом инспекционных проверок кредитных организаций, утверждённых руководством Банка России;

ü    внеплановые – проводятся на основании распоряжений в связи с ухудшением финансового положения банка, а также проводятся на основании запросов правоохранительных органов, по заявлениям Банка России.

3.           По глубине проверяемых вопросов:

ü    локальные – проверка документов в рамках осуществления одной банковской или хозяйственной операции без отслеживания всего процесса от начала до конца или проверка одного структурного подразделения;

ü    сквозные – отслеживание операции от начала до момента завершения вне зависимости от того, какие структурные подразделения при этом задействованы (проверяется не только деятельность головной организации, но и филиалов).

4.           По степени охвата проверяемых данных:

ü    сплошные – охватывают все операции и данные за определенный период на конкретном участке деятельности кредитной организации;

ü    выборочные – проверяется только часть документов, отобранных случайным путем и относящихся к разным периодам деятельности кредитной организации;

ü    комбинированные – одновременное применение выборочного и сплошного методов проведения проверки. Период проверки охватывает чаще всего 1-2 года, при этом, например,  отчетность какого-либо квартала, месяца подвергается сплошной проверке, а остальная – выборочной.

5.           По повторяемости проверки одних и тех же вопросов:

ü    первичная – это проверка конкретного вида операций или деятельности кредитной организации за определенный период времени, осуществляемая впервые;

ü    дополнительная – проверка по уже проверенным банковским операциям для получения дополнительных данных;

ü    повторная – назначается, если в процессе предыдущей проверки не были полностью раскрыты поставленные вопросы, либо по требованию следственных органов.

6.           По ожидаемости для кредитной организации:

ü    ожидаемые – проверки, о которых кредитная организация извещается заранее информационным письмом Банка России;

ü    внезапные – проверки, о которых кредитная организация заранее не предупреждается.

Материалы проверки оформляются в форме акта, который составляется в трех экземплярах: 1) отдается в кредитную организацию; 2) остается в отделе инспектирования; 3) направляется в отдел надзора. Акт не должен разглашаться третьим лицам. Форма акта произвольная, однако ЦБРФ рекомендует включать в него разделы:

1.          титульный лист;

2.          содержание проверки;

3.          состав рабочей группы;

4.          формуляр банка;

5.          разделы по каждому виду операций с инспекционным заключением;

6.          итоговое заключение, где дается оценка всей деятельности банка.

Акт проверки вместе с докладной запиской, в которой дается краткое описание выявленных нарушений, а так же оценка деятельности кредитной организации, направляются на рассмотрение начальнику ТУ ЦБРФ, назначившему эту проверку. После рассмотрения материалы проверки направляются в отдел по надзору за деятельностью кредитных организаций, где на его основании в адрес кредитной организации готовится информация, и определяются меры воздействия к кредитной организации.



4. Меры воздействия к кредитной организации.


В соответствии с Инструкцией № 59 к кредитным организациям и филиалам применяются меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные.

Выбор мер воздействия определяется факторами:

ü           характером выявленных нарушений;

ü           причинами, обусловившими данное нарушение;

ü           общим финансовым состоянием кредитной организации;

ü           положением кредитной организации на региональном или федеральном уровне.

Предупредительные меры – используются в том случае, когда недостатки в работе банка не угрожают интересам вкладчиков и кредиторов. Они включают:

ü    доведение до кредитной организации информации о недостатках в работе;

ü    изложение рекомендаций по устранению выявленных недостатков;

ü    предложение кредитной организации разработать мероприятия по устранению выявленных недостатков;

ü    установление дополнительного контроля.

Принудительные меры используются  когда недостатки в работе угрожают интересам вкладчиков и кредиторов, когда применение предупредительных мер не привело к улучшению деятельности кредитной организации. К принудительным мерам относятся:

ü    штрафы;

ü    требования о финансовом оздоровлении кредитной организации;

ü    ограничение на проведение отдельных видов операций на срок до 6 месяцев;

ü    запрет на проведение отдельных видов операций на срок до 1 года;

ü    требование по замене руководителя кредитной организации;

ü    введение временной администрации;

ü    отзыв лицензии.




















Лекция №5

 

Тема: «Проверка учредительных документов и внутренних положений кредитной организации».


1.     Документы, необходимые для проверки.

2.     Аудит учредительных документов.

3.     Проверка внутренних положений кредитных организаций.

4.     Анализ и оценка учетной политики кредитных организаций.

______________________________________________________


1. Документы, необходимые для проверки.

 

В качестве источника информации для выявления нарушений при проверке учредительных документов и внутренних положений кредитных организаций используются:

1.     Учредительные документы.

2.     Внутренние положения, регламентирующие деятельность кредитных организаций.

3.     Протоколы собраний акционеров, заседаний Совета директоров, контрольно-ревизионной комиссии, Правления банка, кредитного комитета и других коллегиальных органов.

4.     Планы работы кредитной организации.

5.     Приказы и распоряжения руководителя кредитной организации.

6.     Акты проверок.

7.     Учетная политика.

8.     Данные бухгалтерского учета и отчётности кредитной организации.


2. Аудит учредительных документов.


Проверка учредительных документов включает следующие этапы:

1.     Выявление наличия следующих документов:

·        в головной организации: лицензии, устав, учредительный договор, дополнительные соглашения, изменения к уставу и составу учредителей, новый устав и лицензии при изменении организационно-правовой формы банка.

·        в филиале: наличие положения о филиале, учрежденного в соответствие с требованиями устава, наличие доверенности на совершение операций и юридических действий управляющим филиалом (на заместителя управляющего выдается доверенность на передоверие).

2.     Исследуются протоколы Собраний участников банка, Заседаний совета директоров, правления банка, приказы и другие внутренние документы.

3.     Соответствие проводимых банком операций полученной им лицензии (на основании данных бухгалтерского учета – баланса или оборотной ведомости).

4.     Проверяется соответствие проводимых банком операций и юридических действий требованиям Устава в том числе:

ü     полномочия и действия управляющего и контролирующих органов (Совета директоров, Собрания акционеров, контрольно-ревизионной комиссии);

ü     полномочия и действия правления банка и других исполнительных органов;

ü     применение на практике утвержденной системы стимулирования;

ü     распределение и использование прибыли;

ü     изменение уставного капитала, состава учредителей, их долей, выпуска акций и т. д.;

Возможные нарушения выявленные в ходе аудиторской проверки:

1.     Превышение полномочий правления банка.

2.     Единоличное принятие председателем правления банка решений отнесенных к компетенции коллегиальных органов.

3.     Нарушение порядка распределения прибыли и формирования резервного фонда.

4.     Формальные действия отдельных коллегиальных органов.

5.     Неправильное оформление протокола.


3. Проверка внутренних положений кредитных организаций.

 

В каждой кредитной организации должны быть разработаны внутренние  правила реализации требований законов и учредительных документов. Внутренние положения должны быть утверждены в порядке, установленном уставом кредитной организации.

Проверка внутренних положений включает:

1.     Проверку их наличия.

2.     Проверку соответствия внутренних положений действующим законам, нормативно-правовых актов Банка России, Уставу кредитной организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7