рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Бухгалтерский учет на предприятии ТД Центролит рефераты

p> Все арифметические и группировочные операции, выборки, формирование и хранение информационных массивов, а также печать выходных ведомостей выполняет ПК.

АРМ бухгалтера позволяет решать задачи бухгалтерского учета в регламентированном и запросном режимах, контролировать результаты вычислений, при обнаружении ошибок осуществлять повторный счет.

АРМы бухгалтера организуются по функциональному признаку и охватывают участки учета основных средств, материальных ценностей, труда и заработной платы, финансово-расчетных операций, затрат на производство, готовой продукции, а также сводный учет и отчетность.

Отчетность при автоматизированном ведении учета представляет собой совокупность формируемых на ПЭВМ форм отчетности.

С повышением уровня автоматизации учетного процесса объем учетного процесса объем учетной информации и отчетности, составляемой автоматически, возрастает, а доля составленных вручную отчетных документов уменьшается.

Формирование на ПЭВМ учетной информации осуществляется как в соответствии с заранее установленным графиком, так и по запросу. Выдача пользователю информации осуществляется как на печать(через принтер), так и на экран компьютера.

Регулярный режим формирования характерен для внешней отчетности. Она отражается в соответствии с типовых формах, перечень которых и сроки представления устанавливаются Законом «О бухгалтерском учете и отчетности», также устанавливаются Министерствами дополнительные формы отчетности или расшифровки к ней.

В условиях автоматизации отчетности происходит заполнение требуемых форм отчетности автоматическим печатающим устройством ПЭВМ.

Необходимые учетные данные выбираются из внутримашинной базы данных и преобразовываются в соответствующие показатели отчетности на ПЭВМ без вмешательства пользователя.

При такой организации сначала в памяти ПЭВМ формируются показатели отчетности, описательная часть которых включает код формы, номер строки, графы. Затем они автоматически с помощью печатающего устройства заносятся непосредственно в формы отчетности.

В настоящее время рынок прикладных продуктов предоставляет значительный перечень прикладных программ для автоматизации бухгалтерского учета. В последние годы создаются разнообразные фирмы, предлагающие разработки в этом направлении.

Рынок прикладных продуктов по автоматизации бухгалтерского учета непрерывно изменяется, причем изменяется структура как предложения, так и спроса. Связано это с ростом уровня компьютерной подготовки специалистов, бухгалтеров, потребностями развивающихся предприятий, а также с появлением более совершенного технического обеспечения по доступным ценам.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ.

1 Источники информации, основные методы и способы анализа финансового состояния предприятия.

Финансовый анализ является завершающим этапом бухгалтерского учета, использует информационную базу бухгалтерского учета и отчетности и в зависимости от потребности пользователей предоставляет широкий спектр аналитических данных, необходимых для определения различных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Финансовый анализ строится на получении определенных коэффициентов и соотношений, характеризующих различные стороны финансового состояния предприятия. Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансовое состояние может быть хорошим, плохим и напряженным.
Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе говорят о его хорошем финансовом состоянии.

Финансовое состояние предприятия (ФСП) зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как платежеспособность, ликвидность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, эффект финансового рычага и другие, а также методику их расчета.

Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния и его платежеспособности.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса (для ТД *Центролит* это расшифровки кредиторской задолженности, дебиторской задолженности и т.д.).

Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, тат как абсолютные показатели в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид.

Относительные показатели предприятия можно сравнить с общепринятыми
*нормами* для обнаружения степени риска и прогнозирования возможности банкротства; с аналогичными данными других предприятий, что позволяет обнаружить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности; с аналогичными данными за предыдущие годы для обнаружения тенденций улучшения или ухудшения ФСП.

Соотношения, вытекающие из финансовой отчетности предприятия, дают возможность аналитику оценить различные стороны его финансово-хозяйственной деятельности. Совокупность количественных и качественных характеристик финансового состояния предприятия и тенденций его развития, в том числе за ряд лет и в сравнении с характеристиками других предприятий, определяют содержание результатов аналитической работы, оформляемых в виде аналитического заключения.

Экономическая ситуация характеризуется совокупностью текущих показателей, скоростью их изменения, отношением к показателям критической ситуации. В процессе анализа применяют различные способы обработки экономической информации, получения сводных показателей и определения взаимосвязей между этими показателями. Основные из них: сравнение, группировки, средние величины, процентные изменения, коэффициенты, индексы, элиминирование (исключение). При этом сопоставляются одинаковые показатели одного предприятия, полученные в различное время, или сопоставление производится с аналогичными показателями других предприятий подобного типа.
Поэтому наиболее общим требованием, предъявляемым к анализируемым показателям, является сравнимость данных.

Сравнение - важнейший способ анализа деятельности предприятия. При сравнении оценку происходящему дают через сходные понятия и явления.
Сравнение позволяет соизмерять процессы и делать соответствующие выводы.
Необходимым условием применения способа сравнения при анализе является соблюдение сопоставимости показателей. Используемые при сравнении показатели должны быть однородны по экономическому содержанию. Сравнение применяют в следующих случаях:
. сравнение фактических данных текущего периода с данными предыдущих периодов. Это дает возможность выявить направление, динамику и темпы развития, определить происшедшие изменения и их устойчивость;
. сравнение фактических данных предприятия с данными других предприятий, со среднеотраслевыми показателями с целью определить место собственного предприятия, наметить пути его дальнейшего развития.

Группировки используются в анализе для расчленения изучаемой совокупности явлений на однородные составные части (группы или подгруппы) по тому или иному признаку.

C группировками тесно связано исчисление средних величин. Средние величины применяют для общей характеристики совокупности явлений по определенному признаку. Чаще всего в анализе применяют средневзвешенные величины, дающие наиболее точные результаты.

Процентные изменения показывают динамику изменения тех или иных показателей во времени или процентное отношение одних показателей к другим.

Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных статей бухгалтерской отчетности по сравнению с предшествующим периодом.

Вертикальный анализ позволяет выявить удельный вес отдельных статей к итоговому показателю в целом по балансу или по его разделам.

Анализом ФСП занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители (для ТД *Центролит* это ГЛЗ *Центролит*), инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для определения условий кредитования, поставщики для своевременного получения платежей и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель – установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получения максимума прибыли и исключение банкротства.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия ТД *Центролит*.

Основным видом хозяйственной деятельности предприятия является оптовая торговля. Торговля вообще – это форма товарного обращения посредством денег. Оптовая торговля – это реализация товаров, как правило, крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу или переработку.
Товары в результате оптового оборота в конечное поступление не поступают.

Основное назначение оптовой торговли состоит в организации бесперебойного рационального товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения. В основе работы торгового предприятия лежит торгово-финансовый план, в котором находят отражение следующие показатели: оптовый товарооборот, валовый доход, прибыль от реализации и другие.

Главный количественный показатель, позволяющий оценить объемы работы предприятия ТД *Центролит*, является оптовый товарооборот.

Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей переработки, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения, хозяйственных нужд.

В зависимости от организации товародвижения оптовый товарооборот делится на:
V складской;
V транзитный.

Складской оптовый товарооборот – это продажа со складов оптовых торговых предприятий. Транзитный оптовый товарооборот в свою очередь подразделяется на: транзитный товарооборот без участия в расчетах (т.е. организуемый) и транзитный товарооборот с участием в расчетах. Другими словами, предприятие ТД *Центролит* участвует в этом процессе либо как посредник, получающий за организацию продвижения товара комиссионное вознаграждение, либо как собственник, оплативший стоимость товара.

Другим важным показателем, характеризующим хозяйственную деятельность предприятия, является валовой доход.

Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли.

Валовой доход от реализации продукции представляет собой торговую надбавку, относящуюся к реализованным товарам, и составляет разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Валовой доход от реализации продукции характеризуется суммой и уровнем. Уровень этого дохода в оптовой торговле – отношение суммы валового дохода от реализации к объему оптового товарооборота (складского и транзитного с участием в расчетах).

С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплата труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход.

Валовой доход не является показателем, характеризующим прямую эффективность работы предприятия. Он отражает, в определенной степени, долю торговли в сумме цен товаров.

Объем валового дохода от реализации зависит от степени развития рынка, объема, состава, структуры товарооборота, уровня цен закупки, инфляции, объема дополнительных услуг, уровня издержкоемкости торгового процесса.

Торговая надбавка является основным источником формирования валового дохода торгового предприятия. Ее устанавливают в процентах к покупной стоимости товаров с таким расчетом, чтобы покрыть издержки обращения и обеспечить получение прибыли (но не более 20% согласно законодательству).

Следующим не менее важным показателем финансовой деятельности предприятия ТД *Центролит* является прибыль от реализации продукции. Она рассчитывается как разность между валовым доходом и издержками обращения, относящимися к реализованным товарам.

К издержкам обращения на предприятии ТД *Центролит* относятся:
. плата за банковские услуги;
. командировочные расходы;
. заработная плата работников предприятия;
. износ основных средств;
. стоимость материалов для производства;
. чернобыльский налог;
. отчисление в фонд занятости;
. отчисление средств пользователей автомобильных дорог;
. ФСЗН;
. износ МБП;
. расходы будущих периодов.

Динамика рассмотренных показателей работы предприятия (в млн. рублях) за 1997 год по месяцам представлена в таблице 3.2.1.

Таблица 3.2.1.
|Месяцы |Товарооборот |Валовой доход |Прибыль от |
| | | |реализации |
|Январь |214 |25 |8 |
|Февраль |303 |29 |13 |
|Март |500 |32 |22 |
|Апрель |484 |59 |21 |
|Май |590 |77 |18 |
|Июнь |812 |191 |131 |
|Июль |918 |83 |28 |
|Август |1387 |102 |20 |
|Сентябрь |1172 |119 |42 |
|Октябрь |1332 |103 |34 |
|Ноябрь |1178 |116 |22 |
|Декабрь |406 |34 |-54 |
|Итого |9296 |970 |305 |

Для наглядности изобразим динамику этих показателей в графиках.

3 Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности предприятия.

Для определения способности предприятия погашать свою задолженность используются показатели ликвидности и платежеспособности. Оценка платежеспособности предприятия и ликвидности баланса производится через ряд коэффициентов, изучение которых позволяет аналитику получить ответы на интересующие вопросы. При этом, как и большинство аналогичных показателей, эти коэффициенты сравниваются с теми же коэффициентами, которые были рассчитаны по предприятию в предыдущие годы, и значениями таких же показателей в среднем по отрасли.

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ предприятия определяется из условия, что сумма текущих активов больше или равна его внешней зедолженности.

Текущие активы по данным баланса равны итогам по строке 230 и по строке
450.

Внешняя задолженность равна ДФО+РПП, т.е. итогам по строке 650 и по строке 860.

Динамика этих показателей показана в таблице 3.3.1.

Таблица 3.3.1
|Показатели |На начало года |На конец года |
|Текущие активы |2082 |4916 |
|Внешняя задолженность |1134 |3812 |

ЛИКВИДНОСТЬ оценивают для определения способности предприятия своевременно погашать свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы. Предприятие может быть ликвидным в большей или меньшей степени, поскольку в состав текущих активов входят разнообразные оборотные средства, среди которых имеются как легкореализуемые, так и труднореализуемые для погашения внешней задолженности.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые сгруппированы по степени срочности их погашения.

Наиболее распространенными коэффициентами для оценки ликвидности являются: коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент текущей (общей) ликвидности или коэффициент покрытия.

КОЭФФИЦИЕНТ АБСОЛЮТНОЙ ЛИКВИДНОСТИ (Кл) рассчитывается как отношение ликвидных активов (это деньги и краткосрочные финансовые вложения, т.е. сумма строк 250-310 баланса предприятия ТД *Центролит*) к краткосрочным обязательствам (т.е. к 3 разделу пассива баланса).

КОЭФФИЦИЕНТ АБСОЛЮТНОЙ ЛИКВИДНЫЕ АКТИВЫ

ЛИКВИДНОСТИ = ---------------------------
-----------------(коэффициент критической оценки)
КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБ-ВА

Расчет коэффициента абсолютной ликвидности

Таблица 3.3.2.
| |На начало года |На конец года |
|Ликвидные активы (сумма |24 |65 |
|строк 250-310) | | |
|Краткосрочные обязательства |1134 |3812 |
|(3 раздел пассива) | | |
|Коэффициент абсолютной |0,02 |0,18 |
|ликвидности | | |

Это наиболее жесткий критерий платежеспособности, показывающий, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно. Его значение считается достаточным, если он выше 0,2-0,25. Если предприятие в текущий момент может на 20-25% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. По данным предприятия ТД
*Центролит* мы видим, что коэффициент абсолютной ликвидности очень мал, но он увеличился в конце года по сравнению с началом, следовательно увеличилась и часть краткосрочных обязательств, которая может быть погашена немедленно.

Чем выше размер текущих активов, тем больше возможностей отвечать по своим обязательствам, увеличивать масштабы своей деятельности.

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕКУЩЕЙ (ОБЩЕЙ) ЛИКВИДНОСТИ является менее жесткой оценкой возможности предприятия погасить краткосрочную задолженность; он рассчитывается как отношение текущих активов (3 раздел актива баланса) к краткосрочным обязательствам (3 раздел пассива баланса).

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕКУЩЕЙ ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ

(ОБЩЕЙ) = ---------------------
--------------

ЛИКВИДНОСТИ КРАТКОСРОЧНЫЕ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Согласно стандартам считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах между 1 и 2. Нижняя граница обусловлена тем, что текущих активов должно быть по меньшей мере достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе предприятие может оказаться неплатежеспособным по этому виду кредита. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза считается также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективным их использовании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7