рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Бухгалтерская проверка предприятия рефераты

В целом по расчетам с бюджетом  предприятие сработало положительно:  не имеет задолженности и соответственно налоговых взысканий, пеней, штрафов и т.п. Все налоги уплачены в соответствии с установленными сроками.

 Однако для бюджета такое состояние дел  на предприятии не является благополучным и выгодным для всего общества в целом.


  В связи с этим рекомендуется:

- на предприятии ввести штатную единицу менеджера;

- пересмотреть систему принятия управленческих решений;

- углубленно изучать конъюнктуру рынка сбыта продукции;

- разработать новые направления в сфере производства и внедрения новых технологий, снижающих себестоимость выпускаемой продукции;

- использование всех доступных способов инвестирования предприятия.


3. Аудит расчетов с бюджетными фондами

В нашей стране официальной датой рождения аудита счи­тается март 1991 г., когда Учредительным собранием Ауди­торской палаты был утвержден ее устав. Поначалу в уставе были даны лишь определение аудита, его организационные формы и его носители. Так, в уставе говорится, что аудит — осуществляемая на договорных началах проверка независи­мым аудитором или аудиторской организацией правильности ведения бухгалтерского учета, достоверности и полноты фи­нансовой отчетности и ее соответствия на предприятии (любой формы собственности) требованиям действующего законода­тельства; что аудитор — физическое лицо, имеющее опреде­ленную квалификацию, необходимый опыт работы и получив­шее лицензию установленного образца на право занятия ауди­том; что аудиторская организация — это предприятие, объеди­няющее аудиторов, предметом деятельности которого являет­ся осуществление аудита.

Одной из основных задач аудита является документальная проверка. Методами документальной ревизии устанавливается соответствие первичной бухгалтерской документации истин­ному содержанию хозяйственных операций. При этом осуще­ствляется контроль и за соответствием самих операций суще­ствующим законам и юридическим подзаконным нормативам.

Особого внимания требуют к себе операции, связанные с налоговым обложением. Зарубежная и наша практика пока­зывает, что в этой области, более чем в какой-либо другой, встречаются злоупотребления (сокрытие или приуменьшение прибыли, просрочки в погашении задолженности бюджету и др.). Учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными.

Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции.

Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются:

- полнота и правильность определения налогооблагаемой базы;

- правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей;

- законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ;

- полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет;

- правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей;

- правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей;

- правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия.

Следует помнить, что отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми и налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.[4]

Внешний аудит - проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальным аудитором с целью объективной оценки  достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности проверяемого предприятия.  Для таких целей предприятия заключают договора с аудиторскими фирмами.  Внутренний  аудит - это по сути внутрихозяйственный контроль за складывающимися на предприятии затратами по местам их формирования и центрам ответственности.

В ходе внутренних проверок выявляются конкретные причины допущенных отклонений от нормативных показателей и требований действующего законодательства. Все управленческие службы обеспечиваются информацией , полученной в ходе аудиторских проверок , с тем , чтобы можно было в полной мере использовать ее для исправления допущенных недостатков и улучшения работы. Внутренний аудит , как правило проводится штатными сотрудниками самого предприятия.

Так как расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюд­жет являются довольно трудоемкими, в бухгал­терском учете для этих целей используется счет 68 "Расчеты с бюджетом". Ана­литический учет по счету 68 ведется по видам налогов. К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета:

"Расчеты по подоходному налогу";

"Расчеты по прибыли";

"Расчеты по НДС";

"Расчеты по налогу на имущество";

"Расчеты по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы";

"Расчеты по налогу на рекламу";

"Расчеты по транспортному налогу" и др.

Аудитор прежде всего должен установить, по каким плате­жам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По ка­ждому налогу необходимо определить правильность:

• исчисления налогооблагаемой базы;

• применения ставок налогов и платежей;

• расчетов сумм налогов;

• применения льгот при расчете и уплате налогов;

• полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;

• составления бухгалтерских проводок по начислению и уп­лате налогов и платежей;

• составления и своевременности представления в налого­вую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;

• ведения аналитического и синтетического учета по счету 68 «Расчеты с бюджетом».

Для проверок необходимо иметь в распоряжении норматив­ную базу (инструкции, положения, ставки налогов и др.) либо в компьютере (информационно-справочные системы типа "Га­рант", "Консультант-плюс" и др.), либо в виде справочников и специальных таблиц. Это значительно сокращает трудоемкость проверок.

Синтетический учет по счету 68 «Расчеты с бюджетом» ведется в журнале-ордере № 8, а аналитический (по видам налогов и платежей) — в ведомости № 7 или на карточках (при журналъно-ордерной форме учета).

 Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (ф. № 1), отчете о финансовых результатах (ф. № 2). Так, в балансе (ф. № 1) дебиторская задолженность показывается по стр. 236 (прочие дебиторы), а кредиторская задолженность — по стр. 626 (задолженность перед бюджетом). В отчете о финансовых результатах (ф. № 2) по стр. 150 проверяется, как отражен на­лог на прибыль.

Проверяя правильность налоговых выплат в бюджет, аудитору должен убедиться в достоверности показателя по объекту налогооблажения , точности расчетов налогооблагаемой базы  и соблюдению ставок налога с учетом различных видов бюджета, а так же по источнику, за счет которого осуществляется выплата налога.


3.1 Аудит налога на прибыль

Налог на прибыль - один из основных источников поступления средств в бюджет путем государственного изъятия части чистого дохода у предприятий, объединений, организаций, учреждений, которые самостоятельно, либо через входящие в их структуру коммерческие хозрасчетные единицы, либо в порядке договора с иными предприятиями осуществляют хозяйственную или любую другую коммерческую деятельность. Аудитору необходимо четко знать статус налогоплательщика налога на прибыль, характер и виды его основной деятельности , наличие внутренних и обособленных подразделений и деловых партнеров.

При аудиторской проверке правильности исчисления и упла­ты налога на прибыль следует вначале убедиться в том, что налогооблагаемая сумма прибыли исчислена правильно, т.е. себе­стоимость реализованного продукта не искажена и тем самым не внесены искажения в прибыль от реализации, а также в том, что правильно определены результаты от прочей реализации и дохо­ды и расходы от внереализационных операций.

Аудитор при проверке базы налогообложения обязан прежде всего убедиться в правильности учета валовой прибыли, а затем той ее части, которая непосредственно облагается налогом. Следовательно первая операция которую необходимо провести аудитору, в этой связи, заключается  в сопоставлении идентичности балансовых данных о прибыли с ее учетом в главной книге, журналах - орденах, машинограмах по счету 99 (прибыль и убытки) и по отчету о финансовых результатах и их использовании.

При анализе фактической прибыли необходимо иметь доказательства достоверности всех бухгалтерских записей как по кредиту счетов раздела IV «Готовая продукция», так и по дебету этих счетов. От правильности отражения в учете выручки от реализации , затрат производства и издержек обращения зависит точность определения валовой прибыли, которая слагается из прибыли от реализации продукции , основных средств , иного имущества плюс доходы от внереализационных операций за вычетом расходов по последним операциям.  По налогу на прибыль установлен ряд льгот, которые применяются только в зависимости от фактических произведенных затрат и расходов.

 Аудитору следует проверить правильность льгот. Основные из них связаны с использованием труда инвалидов и пенсионеров; с осуществлением капитальных затрат на природноохранные мероприятия  с затратами на содержание объектов здравохранения, дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, образования , с благотворительностью; проведение научно - технических работ ; с развитием малого бизнеса и др.

Однако все льготы имеют определенные ограничения как по порядку их представления , так и по общей сумме. Поэтому аудитор должен внимательно проверить, соответствует ли действующему законодательству составляемый предприятием для налоговой полиции специальный расчет по всем случаям уменьшения налогооблагаемой прибыли.

ООО «Регионтралснаб» занимается изготовлением и реализацией продукции и прочих источников дохода за проверяемый период не имеет. В ходе проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом проверено начисление налога на прибыль. Сумма объекта налогообложения указана верно (проверено путём сверки данных на счетах 90 «Продажи» и 99 «Прибыль и убытки» и бухгалтерских проводках). Ставка налога применяется правильная. Сумма налога пересчитана аудитором и верна. Выявлено нарушение в корреспонденции счетов. Так вместо отнесения суммы налога в дебет счёта 99/1 «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль», это было сделано в дебет счёта 99 «Прибыли и убытки», и сумма начисленного налога записана в кредит счёта 68 «Расчеты с бюджетом» без указания субсчёта.

3.2 Аудит налога на добавленную стоимость


Налог на добавленную стоимость - является косвенным и включается в цену приобретаемых товаров, работ , услуг. НДС заменил действовавшие у нас прежде налоги с оборота и с продаж, и охватывает практически все виды товаров и услуг, занимая важное место в расчетах с бюджетом. Его плательщиками являются все предприятия, организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, если их выручка от реализации товаров превышает сумму, установленную Законом о налоге на добавленную стоимость.

НДС взимается с оборота всех товаров и материальных ценностей, причем в облагаемый оборот включаются авансы под поставку товаров, указания услуг.

НДС взимается с движимого и недвижимого имущества, здания, сооружений , газа.

Уплата налога производится независимо от того, как  произошла реализация ( за деньги, путем прямого товарообмена, с частичной оплатой или безвозмездно ) - исходя из рыночных или государственных средств. Поэтому аудитор при проверке правильности уплаты НДС должен проконтролировать все счета, отражающие движение материальных ценностей, платежные поручения и другие расчетные поручения.

Сложность создает заинтересо­ванность налоговой службы в незамедлительном взимании макси­мальной суммы этого налога. Стремление собрать как можно скорее налог — и не только с объема реализованной продукции (работ, услуг), но и с сумм полученных авансов и предоплаты за будущую поставку — заметно усложнило учетные записи по удержанию налога на добавленную стоимость с перегонкой удер­жанных сумм со счета на счет. вначале по дебету 64 "Расчеты по авансам полученным" и кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по на­логу на добавленную стоимость". Затем при отгрузке продукции, выполнении работ или оказании услуг делается обратная провод­ка: по дебету счета 68 и кредиту счета 64 на сумму ранее удер­жанного налога с полученного аванса или предварительной опла­ты. И хотя в конечном счете делается запись по дебету счета 64 и кредиту счета 90 "Продажи", с тем чтобы на кредите счета 90 была собрана вся выручка от реализации, с которой удерживает­ся также сумма налога, мы приходим к тому же конечному ре­зультату. Особенно это важно в условиях инфляции, когда луч­ше скорее получить в доход бюджета более или менее полноцен­ные деньги, нежели позже, уже значительно подвергшиеся инфляции.

В интересах действующей налоговой политики усложнены также расчеты налога на добавленную стоимость по приобретен­ным материальным ресурсам. Если первое время НДС по посту­пившим ресурсам списывался в уменьшение задолженности по НДС на реализованные товары, работы и услуги, то затем нало­говая служба пришла к выводу о том, что такой способ учета НДС может сократить поступление налога в будущем. И было принято решение, согласно которому налог на добавленную сто­имость по приобретенным ресурсам должен вначале аккумулиро­ваться на дебете субсчета 68, который был впоследствии заменен синтетическим счетом 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Суммы НДС по оприходованным ма­териальным ресурсам и работам (услугам) производственного ха­рактера, выполняемым сторонними организациями, списываются с кредита соответствующих субсчетов счета 19 "НДС по приоб­ретенным материальным ресурсам" в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" (субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стои­мость") по мере проведения расчетов с поставщиками. Суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и немате­риальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основ­ных средств и нематериальных активов. Такой же порядок дей­ствует и в отношении субъектов малого предпринимательства, не перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплачивающих в бюджет НДС.

Аудитор в процессе проверки достоверности налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость вначале должен удостовериться в правильности исчисления предприятием оборо­та по реализации товаров (работ, услуг). Убедится в правильности расчета НДС. Расчет составляется по специально разработанной форме и состоит по сути в том , что сумма налога , подлежащая уплате в бюджет, предстает как разность между суммами налога, полученными от покупателей за приобретенные ими товары, и суммами налога, которые уплачены поставщиками за материальные ресурсы, топливо, услуги, чья стоимость фактически отнесена в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения.

Тщательного анализа требует два обстоятельства: обоснованность применения льгот по НДС как по предприятиям , так и по товарам и услугам и точность расчета на возмещения из бюджета сумм, которые уплаченные поставщиками налоги на НДС превышают аналогичный собственный налог предприятия. Также проверяют своевременность перечисления налога, включая и уплату авансовых платежей.

 В ООО «Регионтралснаб» проверке подвергнуто начисление НДС за проданную продукцию. Объект налогообложения проверен и указан верно. Ставка налога, применявшаяся для исчисления суммы налога соответствует действующей. Сумма налога рассчитана верно. Корреспонденция счетов установлена правильно.

3.3 Аудит налога на имущество


Налог на имущество - этот налог введен для того, чтобы стимулировать эффективное использование имеющихся активов, чтобы предприятия своевременно освобождались от ненужного имущества. Его уплачивают, за исключением льготируемых, все предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также их структурные подразделения, имеющие свой расчетный счет и отдельный баланс.

Налогом на имущество, независимо из какого источника оно получено, облагается среднегодовая стоимость имущества, находящегося на балансе предприятия.

Аудитор должен проверить правильность общей суммы объекта налогообложения и величину налога, исчисляемую поквартально нарастающим итогом с начала года.

Аудитору следует иметь в виду, что по налогу на имущество установлено значительное число льгот, как в зависимости от статуса налогоплательщика, вида его деятельности, так и от вида облагаемого налогом имущества. Размер конкретной налоговой ставки регионы Российской Федерации определяют самостоятельно. Стоимость имущества на первое число берется по Главной книге. Сумма налога рассчитывается из предполагаемой ( плановой ) среднегодовой стоимости имущества , а конце года делается перерасчет на фактическую стоимость. За занижение (сокрытие) последней налогоплательщик несет ответственность.

Далее в ООО «Регионтралснаб» проверялся применяемый предприятием порядок бух­галтерского учета расчетов с бюджетом по налогу на имущество, который должен быть тождествен порядку, установленному Ин­струкцией Госналогслужбы РФ "О поряд­ке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предпри­ятий". В соответствии с инструкцией учет расчетов предприятий с бюджетом (кроме банков) по налогу на имущество предприятий ведется на балансовом счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдель­ном субсчете "Расчеты по налогу на имущество".

Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отража­ется по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" и дебету счета 99 "Прибыли и убытки". Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Ра­счеты с бюджетом" и кредиту счета 51 "Расчетный счет". Таким образом установлено, что ошибок в учете и исчислении налога на имущество на данном предприятии не существует.

3.4 Аудит налогов удерживаемых с  доходов физических лиц


Аудитору следует провести выборочную проверку правильности удержания налога как со штатного персонала, так и с лиц , привлекаемых к работе на основании договора подряда и по трудовым соглашениям. Базой для исчисления налога является совокупный доход физического лица с начала и до конца календарного года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9