Бухгалтерская отчетность на предприятии
Показатели оценки
платежеспособности и ликвидности
Платежеспособность предприятия - это способность
своевременно и в полном объеме погашать свои финансовые обязательства.
Ликвидность - это способность отдельных видов имущественных
ценностей обращаться в денежную форму без потерь своей балансовой стоимости.
Понятия
платежеспособности и ликвидности близки по содержанию, но не идентичны. При
достаточно высоком уровне платежеспособности предприятия его финансовое
положение характеризуется как устойчивое. В то же время высокий уровень
платежеспособности не всегда подтверждает выгодность вложений средств в
оборотные активы, в частности, излишний запас товарно-материальных ценностей,
затоваривание готовой продукцией, наличие безнадежной дебиторской задолженности
снижают уровень ликвидности оборотных активов.
Устойчивое финансовое положение предприятия является
важнейшим фактором его застрахованности от возможного банкротства. С этих
позиций важно знать, насколько платежеспособно предприятие и какова степень
ликвидности его активов.
Для анализа устойчивости финансового положения предприятия
целесообразно рассчитывать показатели оценки платежеспособности и ликвидности.
Показатели могут быть представлены финансовыми коэффициентами, величиной
чистого оборотного капитала и коэффициентами структуры оборотных активов.
Коэффициенты платежеспособности и ликвидности отражают
способность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства
лекгореализуемыми средствами. Высокое значение данных коэффициентов
свидетельствует об устойчивом финансовом положении предприятия, низкое их
значение - о возможных проблемах с денежной наличностью и затруднениях в
дальнейшей операционной деятельности. В то же время очень большое значение
коэффициентов свидетельствует о невыгодном вложении средств в оборотные активы.
Расчет показателей
платежеспособности и ликвидности.
1.
Коэффициент текущей ликвидности (покрытия):
(Стр.290-стр216-- стр.244) / (Стр.690 -- стр.640 - стр.650)
Н=(572-1)/273=2,1
К=(1081-7)/623=1,72
Значение коэффициента текущей
платежеспособности и ликвидности на начало периода соответствовало
рекомендуемому, что свидетельствовало о том, что предприятие располагало
ликвидными активами для погашения своей краткосрочной задолженности. На конец
года значение коэффициента снизилось, но предприятие продолжает оставаться
платежеспособным, так как его ликвидные активы превышают размер краткосрочной
задолженности. Значение коэффициента текущей платежеспособности и ликвидности
(1,7) остается в пределах рекомендуемого.
2.
Коэффициент промежуточной платежеспособности
и ликвидности
(Стр.290-стр.2Ю--стр.244)/(Стр690-- стр.640 - стр.650)
Н=(572-55)/273=1,9
К=(1081-81)/623=1,6
Коэффициент
промежуточной платежеспособности и ликвидности позволяет лучше, чем коэффициент
текущей ликвидности оценить платежеспособность, так как включает при расчете в
состав активов их наиболее ликвидную часть.
3.
Коэффициент абсолютной
ликвидности
(Стр.260 + стр.250)/ (Стр.690 - стр.640 --стр.650)
Н=8/273=0,03
К=10/623=0,02
Показывает, какая часть срочных обязательств может быть погашена
наиболее мобильными оборотными средствами.
3.
Показатели финансовой устойчивости
Показатели финансовой
устойчивости предприятия характеризуют структуру используемого предприятием
капитала с позиции его платежеспособности и финансовой стабильности развития.
Эти показатели позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов,
так как отражают способность предприятия погасить долгосрочные обязательства.
Данную группу показателей еще называют показателями структуры капитала и
платежеспособности либо коэффициентами управления источниками средств.
Расчет показателей
финансовой устойчивости
1.
Коэффициент автономии
Стр.490/стр.700
Н=7008/7281=0,96
К=7058/7681=0,92
Более 90% активов
предприятия сформированы за счет собственного капитала. Предприятие обладает
достаточной независимостью и возможностями для проведения независимой
финансовой политики.
2.
Коэффициент заемного капитала
(Стр.590+стр.
690-стр.640-стр.650)/стр.700
Н=273/72841=0,04
К=623/7681=0,08
3.
Коэффициент финансовой зависимости (мультипликатор
собственного капитала)
Стр.300/(стр.490-стр.460)
Н=7281/7008=1,04
К=7681/7058=1,09
4.
Коэффициент финансовой зависимости
(Стр.590+стр.690-стр.640-сьтр.650)/стр.490
Н=273/7008=0,04
К=623/7058=0,09
На 1 рубль собственного
капитала предприятие привлекало от 4 до 9 копеек заемного капитала, то есть
кредиторы практически не участвуют в финансировании предприятия. Зависимость
данного предприятия от внешних источников мала.
5.
Коэффициент покрытия инвестиций (долгосрочной
финансовой независимости)
(Стр.490+стр.590)/700
Н=7008/7281=0,96
К=7058/7681=0,91
6.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными
средствами
(стр. 490-стр.190)/стр.290
Н=(7008-6709)/572=0,5
К=(7058-6600)/1081=0,4
7.
Коэффициент маневренности
(стр.490-стр.190+стр.510)/стр.490
Н=(7008-6709)/7008=0,04
К=(7058-6600)/7058=0,06
Коэффициент маневренности
имеет очень низкое значение, поэтому предприятию следует обратить внимание на
использование собственного капитала.
По данным показателям
финансовое состояние предприятия в целом можно охарактеризовать как устойчивое,
что обеспечивается высокой долей собственного капитала, и предполагает
стабильность его деятельности в будущем году.
3. Показатели деловой активности
Показатели деловой
активности позволяют оценить финансовое положение предприятия с точки зрения
платежеспособности: как быстро средства могут превращаться в наличность, каков
производственный потенциал предприятия, эффективно ли используется собственный
капитал и трудовые ресурсы, как использует предприятие свои активы для получения
доходов и прибыли.
Расчет показателей деловой
активности
1.
Оборачиваемость активов
Стр.010 ф.2/ стр.700
ф.1=3848/7481=0,5
Каждый рубль активов
предприятия оборачивался менее одного раза в отчетном году.
2.
Оборачиваемость запасов
Стр.020 ф.2/стр.210
ф.1=3135/[(55+81)/2]=46
Высокое значение
коэффициента подтверждает благоприятную характеристику финансового состояния
предприятия.
3.
Фондоотдача
стр.010 ф.2/стр.120
ф.1=3848/6563,5=0,58
Финансовое положение предприятия характеризуется как
устойчивое при достаточно высоком уровне платежеспособности предприятия. Низкое
значение коэффициентов платежеспособности и ликвидности свидетельствует о
возможности возникновения проблемы наличности на предприятии и о возможных
затруднениях в дальнейшей операционной деятельности. В то же время очень
большое значение коэффициентов свидетельствует о невыгодном вложении средств в
оборотные активы.
Устойчивость финансового положения предприятия - фактор его
застрахованности от возможного банкротства.
Заключение
Анализу платежеспособности предприятия отводят
первостепенное значение. В то же время, исходя из условий функционирования
российских предприятий, когда практически отсутствуют законодательно
регламентированные возможности взыскать долги с предприятий-должников, а краткосрочные
финансовые вложения не всегда ликвидны, необходимо определиться с выбором
конкретного коэффициента для оценки платежеспособности и ликвидности
предприятия.
Оценка платежеспособности по показателю текущей
платежеспособности и ликвидности, либо промежуточной платежеспособности и
ликвидности может оказаться далеко не точной, и возможно, потребуется в
конкретном случае оценка по показателю абсолютной ликвидности.
При анализе показателей платежеспособности и ликвидности
важно проследить их динамику. За показателями платежеспособности и ликвидности
особенно внимательно следят в странах с рыночной экономикой.
Кредиторы и владельцы уделяют также внимание долгосрочной
финансовой и производственной структуре предприятия. Кредиторов интересует мера
финансового риска, степень защищенности вложенного ими капитала, т.е.
способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. Собственников и
управляющих интересует структура капитала, сочетание различных источников в
финансировании активов предприятия.
Этим задачам отвечают показатели финансовой устойчивости
предприятия. По показателям финансовой устойчивости собственники и
администрация предприятия могут определять допустимые доли заемных и
собственных источников финансирования или, как определяет финансовый
менеджмент, проводить политику финансового левериджа.
Кредиторы предпочитают одалживать предприятиям, у которых
доля заемных средств относительно невелика, собственники же и администрация
предприятия наоборот, предпочитают относительно высокий уровень финансирования
активов предприятия за счет заемных средств.
Как известно, любые заимствования обязывают выплачивать
периодические проценты по ним. Это требует оценки способности предприятия
выплачивать кредиторам проценты, определять их размер, возможный к выплате без
риска оказаться несостоятельным плательщиком.
В группе показателей финансовой устойчивости объединены
такие показатели, которые помогают предприятию определять будущую финансовую
политику, а кредиторам - принимать решения о предоставлении ему дополнительных
займов.
Показатели деловой активности предназначены для оценки
эффективности использования предприятием имеющихся у него активов. Они
позволяют оценить оптимальный размер и структуру активов с позиции
функционирования предприятия. Величина активов должна быть достаточна и
оптимальна для выполнения производственной программы предприятия. Если
предприятие испытывает недостаток в ресурсах, оно должно думать об источниках
финансирования для их пополнения. Наоборот, если величина активов неоправданно
велика, предприятие будет нести дополнительные расходы. Например, наличие у
предприятия избыточных запасов требует дополнительного финансирования для их
поддержания, и влияет на снижение оборачиваемости активов. Это неблагоприятно
сказывается на финансовом положении предприятия. Избыточность активов также
приведет к дополнительным расходам по уплате процентов за пользование заемными
средствами Показатели данной группы характеризуют направления использования
предприятием своих активов для получения доходов и прибыли.
Одним из критериев финансового состояния предприятия и
эффективности управления является способность предприятия генерировать прибыль.
Анализ по финансовым коэффициентам целесообразно
использовать при составлении документов, содержащих финансовые данные
(например, кредитного соглашения). Если составляемый документ содержит
ограничивающие условия, которые основаны на определенных соотношениях и
расчетах, целесообразно выполнить анализ наиболее важных коэффициентов и учесть
прогнозное развитие предприятия. Такой анализ необходим для того, чтобы знать,
насколько предприятие соответствует этим критериям, построенным на оценке
будущих событий в настоящий момент, и избежать неприятностей.
Глава 5. Основные мероприятия по
переходу на новый план счетов бухгалтерского учета
К 1 января 2002 года должен быть
завершен переход российских предприятий на новый План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом
Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н (далее - новый План счетов).
Изменения в Плане счетов не являются
"революционными". Они отражают направления реформирования
бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов,
осуществляемого последнее десятилетие. Вместе с тем переход на новый План
счетов требует определенной подготовительной работы.
§ 1.
Задачи подготовительной работы
К основным задачам подготовительной
работы относятся:
·
проведение внутреннего аудита состояния
синтетического и аналитического бухгалтерского учета с целью выявления имущества
и обязательств, подлежащих списанию но разным причинам;
·
разработка плана работы по переходу на новый План
счетов бухгалтерского учета.
Переход на новый План счетов не
должен быть превращен в формальную процедуру, Не следует торопиться с
использованием новых счетов и тем более использовать одновременно счета нового
и действующего Плана счетов (далее - План счетов 1992 г.). Целесообразно
осуществить переход на счета нового Плана при составлении баланса на 1 января
2002 года.
Анализ практики состояния
бухгалтерского учета на предприятиях разных сфер деятельности и
организационно-правовых форм позволяет выделить следующие основные недостатки,
которые могут существенно усложнить работу по переходу на новый План счетов:
1) отсутствие налаженной системы
единого документооборота, основанной на логистике хозяйственных процессов
предприятия и первичной документации, фиксирующей хозяйственные операции;
2) как следствие не налаженной
системы документооборота – использование "лоскутной автоматизации"
бухгалтерского учета, которая не позволяет создать эффективную систему
управленческого бухгалтерского учета;
3) отсутствие системы управленческого
учета (или ее плохая организация), что не позволяет удовлетворять потребности
менеджеров предприятия в информации, необходимой для принятия управленческих
решений;
4) небрежное ведение аналитического
учета, нарушение документооборота, что приводит к искажению учетных данных и,
как следствие, к ошибкам в финансовой отчетности;
5) формальный подход к разработке
Положения по учетной политике;
6) превращение инвентаризации в
формальную процедуру отражения учетных данных, что не позволяет своевременно
выявлять несоответствие фактического наличия активов и обязательств предприятия
и учетных данных.
Для осуществления подготовительной
работы по переходу на новый План счетов рекомендуется создать рабочую группу, в
состав которой должны войти специалисты, имеющие профессиональное
представление об используемых на предприятии средствах.
§ 2. Этапы
плана подготовительной работы
В план
целесообразно включить следующие этапы:
I этап.
Проведение сплошной инвентаризации активов с соблюдением всех предусмотренных
процедур.
В ходе инвентаризации проверяются
и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и
обязательств.
До начала проверки фактического
наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на
момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении
материальных ценностей и денежных средств и расписку материально ответственного
лица о том, что все записи за предыдущий период полностью произведены.
При инвентаризации подсчитываются,
обмериваются и взвешиваются все материальные объекты, имеющиеся у организации,
а также на принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете
(находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для
переработки).
Основные цели
инвентаризации:
·
выявление имущества, фактически имеющегося в
наличии у организации;
·
сопоставление фактически имеющегося имущества с
данными бухгалтерского учета;
·
проверка достоверности учета обязательств.
Инвентаризация проводится в
соответствии с требованиями следующих нормативных актов:
1) Федерального закона от 21.11.96 г.
№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
2) Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н (далее — Положение
по ведению бухгалтерского учета);
3) Методических указаний по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.95 г.
№ 49;
4) Постановления Госкомстата России
от 18.08.98 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации
но учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Результаты инвентаризации признаются
действительными только и том случае, если соблюдена процедура ее проведения,
включающая следующие этапы:
·
проведение подготовительных мероприятий, назначается
инвентаризационная комиссия, составление перечня проверяемых имущества и
финансовых обязательств);
·
взвешивание, обмеривание, подсчет
материально-производственных запасов; фиксирование результатов в
инвентаризационных описях;
·
сопоставление данных инвентаризационных описей с
данными бухгалтерского учета;
·
оформление результатов инвентаризации.
Новым Планом счетов не предусмотрены
счета для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов и их износа.
Поэтому
важной целью инвентаризации является определение
принадлежности каждого объекта, учитываемого в составе малоценных и быстроизнашивающихся
предметов (счет 12 Плана счетов 1992 г.), к основным средствам или к
инвентарю и хозяйственным принадлежностям (счет 10, субсчет 9 нового
Плана счетов.
При осуществлении инвентаризации
следует также учитывать, что при применении нового Плана счетов стоимость
временных сооружений относится по фактической себестоимости производства
непосредственно на затраты капитального строительства или учитывается в качестве
инвентаря на субсчете 10-9 с калькулированием фактической себестоимости
на субсчете 08-3.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|