В последнем тезисе всплывает популярный ныне у наших политиков и экономистов тезис - "вначале надо разбогатеть, наладить хорошую жизнь, а уж потом и про экологию подумать время придет". Эта тупая и очевидно людоедская логика пока непобедима. Сытый голодного не разумеет. Умирающие от радиации или химического отравления не могут доказать крупнотелым бюрократам, что после этого обогащения по совдеповскому рецепту об экологии думать будет поздно: охранять будет особо нечего, а тех, для кого охранять (предполагается, что для народа), тоже останется немного.

     Мы имеем полное отсутствие государственного экологического контроля. Полное отсутствие государственной экологической политики. Полное отсутствие возможности влиять на принятие экологически значимых решений. Понятно, что речь идет лишь о носителе российской государственности и конституционном "хозяине" всех природных богатств страны - населении РФ в целом.»

    

                           





                              Заключение

     Создание в России ООПТ является выдающимся достижением охраны природы мирового уровня. 16 территорий России отнесены ЮНЕСКО к объектам Всемирного наследия (в том числе девственные леса Коми, озеро Байкал, башкирский Урал, Убсунурская котловина, дельта Лены, Куршская коса, плато Путорана, Валдайская возвышенность).

     Заповедники и национальные парки занимают около 2% территории нашей страны. Много это или мало, сколько ещё нужно?  Точно определить потребность в охраняемых природных территориях для такого крупного региона мира, как Россия, невозможно. Надо исходить не из какой-то заданной цифры, а из необходимости охраны того или иного объекта, который можно сохранить только в заповедниках.

     Моделируя заповедник будущего, нельзя упускать из виду одну из его главных функций – природоохранную. Чтобы надёжно охранять всё, что заповедано, нужны обученная стража, наделённая соответствующими правами и как следует экипированная, юридические нормы, гарантирующие неотвратимость наказания за грубые нарушения заповедного режима, особенно со стороны организаций и хозяйств.

     «Победу в борьбе за экологическое равновесие одержат не отдельные особо охраняемые территории, а их глубоко продуманная функциональная система. В каждой ландшафтной зоне и подзоне, в каждой физико-географической стране и провинции Российской Федерации необходимо иметь комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих государственных заповедников, национальных и местных природных парков, различных заказников и памятников природы. Именно они призваны укрепить каркас регионального и общего экологического баланса. Основы такой системы сейчас создаются, но их надо постоянно уточнять и совершенствовать. В этих вопросах недопустим догматический подход, нетерпима ведомственная и местническая психология. Только все вместе, общими силами, к единой цели – вот формула успеха…» (В.В.Дежкин)

      Федеральная сеть особо охраняемых природных территорий - это более 2% общей площади Российской Федерации - хозяйство очень большое и во многих случаях чрезвычайно "лакомое" для бизнеса. Это целая "страна", причем, одна из лучших в мире по богатству природного разнообразия, научному и туристическому потенциалу. Она имеет почти 90-летнюю историю развития, занимает площадь больше чем, к примеру, вся Швеция, но реально находится вне государственной системы управления.

     В результате реформы системы органов федеральной власти и разработки ряда законопроектов (новые редакции Лесного кодекса, закона "Об особо охраняемых природных территориях") возникла реальная угроза разрушения системы заповедного дела в России. Заповедники и национальные парки остались без управления на уровне Российской Федерации. Эти функции раньше исполнял Минприроды России, в настоящее время они "бесхозные".     

После 2000г. получила распространение опасная идеология деэкологизации, в соответствии с которой время для охраны природы в России настанет только после того, как страна станет богатой и процветающей, а для того чтобы она стала богатой, надо всемерно облегчать использование природных ресурсов.

     Главной экологической проблемой России является искусственное занижение реальной стоимости природных ресурсов. Получаемая за счёт этого огромная сверхприбыль (достояние небольшого числа частных лиц) могла бы стать серьёзным источником финансирования мероприятий по охране природы.

     Состояние охраны окружающей среды в РФ относится к наиболее острым стратегическим проблемам жизнеобеспечения населения. Актуальные задачи охраны окружающей среды России:

в области исполнительной власти – повышение эффективности государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды (в т.ч. путём отделения управления природопользованием от контроля за использованием природных ресурсов, усиления влияния государственной природной экспертизы и контроля, совершенствования системы государственного экологического мониторинга); присоединение ко всем существующим природоохранным конвенциям и соглашениям, касающимся России; экологизация системы налогообложения и использование получаемой при этом природной ренты в интересах всего общества (в т.ч. для увеличения уровня финансирования мероприятий по охране природы до 4-5% расходной части федерального бюджета);

в области законодательства – разграничение компетенции и полномочий по вопросам охраны среды и природопользования между федеральными и региональными органами власти и органами местного самоуправления, законодательная поддержка благотворительности на экологические цели;

в области общественных движений – расширение участия общественности в принятии решений по социально-экономическому развитию территорий, поддержка массового экологического движения.

Решению экологических проблем России будет способствовать более широкое использование мировых достижений в этой области, а также признание экологических проблем важнейшей частью национальной безопасности.

                 



                  Список использованной литературы

1.  Большая Российская энциклопедия: В 30 т. Т. «Россия». – М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

2.     Дежкин В.В. В мире заповедной природы. – М.: Сов. Россия, 1989.

3. Дежкин В.В. Особо охраняемые природные территории. - «Лазурь»:    Популярный литературно-художественный альманах    экологической направленности для молодёжи. 2004, №6, с. 9-11.

     4. Дежкин В.В. Природопользование: Курс лекций. – М.: Изд-во МНЭПУ,1997.

5.  Ермолин Б.В. Охраняемые природные территории Европейского Севера России: Учебное пособие. – Архангельск, 1999.

6.     Заповедники Советского Союза (краткий справочник). –М.:Лесная промышленность, 1977.

7.  Тишков А. Проблема сохранения биологического разнообразия.-  «Лазурь»: Популярный литературно-художественный альманах    экологической направленности для молодёжи. 2004, №8, с. 4-7.

     8. ООПТ России: справочно-информационная система.- http//oopt.info

    

     9. Сборник руководящих документов по заповедному делу. 3-е изд. – М.,    2000.




                   









                                                                                           Приложение 1



              Государственные природные заповедники (карта)

На настоящее время (начало 2006 г.) в России действует 101 государственный природный заповедник общей площадью около 340000 кв. км. во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 70 субъектах Российской Федерации.










                                                                                        












                                                                                            Приложение 2

                                         Алфавитный список

государственных природных заповедников

А

Азас
Алтайский
Астраханский

Б

Байкало-Ленский
Байкальский
Баргузинский
Басеги
Бастак
Башкирский
Белогорье
Богдинско-Баскунчакский
Болоньский
Большая Кокшага
Большехехцирский
Большой Арктический
Ботчинский
Брянский лес
Буреинский

В

Верхне-Тазовский
Висимский
Витимский
Вишерский
Волжско-Камский
Воронежский
Воронинский

Г

Галичья Гора
Гыданский

Д

Дагестанский
Дальневосточный Морской
Дарвинский
Даурский
Денежкин камень
Джергинский
Джугджурский

Ж

Жигулевский

З

Зейский

И

Ильменский

К

Кабардино-Балкарский
Калужские засеки
Кавказский
Кандалакшский
Катунский
Кедровая Падь
Керженский
Кивач
Командорский
Комсомольский
Корякский
Костомукшский
Кроноцкий
Кузнецкий Алатау
Курильский

Л

Лазовский
Лапландский


М

Магаданский
Малая Сосьва
Мордовский

Н

Ненецкий
Нижнесвирский
Норский
Нургуш

О

Окский
Олекминский
Оренбургский
Остров Врангеля

П

Пасвик
Печоро-Илычский
Пинежский
Полистовский
Поронайский
Приволжская лесостепь
Приокско-Террасный
Присурский
Путоранский

Р

Рдейский
Ростовский

С

Саяно-Шушенский
Северо-Осетинский
Сихотэ-Алинский
Сохондинский
Столбы

Т

Таймырский
Тебердинский
Тигирекский
Тунгусский

У

Убсунурская котловина
Уссурийский
Усть-Ленский

Х

Хакасский
Ханкайский
Хинганский
Хоперский

Ц

Центрально-Лесной
Центральносибирский
Центрально-Черноземный

Ч

Черные земли

Ш

Шульган-Таш

Э

Эрзи

Ю

Юганский
Южно-Уральский





: 1, 2, 3, 4, 5, 6