Временное правительство России также внесло свой вклад в заповедное дело - направило в 1917 году своего эмиссара на защиту заповедника "Аскания-Нова" и еще двоих - в Крым, организовывать национальный парк. Руководство Советской Россией принимало меры по организации заповедников даже в годы гражданской войны.

     Первыми заповедниками советского периода стали Астраханский и Пензенский, учреждённые в 1919г.; тогда же была объявлена заповедником и Аскания-Нова. В 1920г. на Урале был организован Ильменский заповедник. В то же время руководство заповедниками было возложено на Народный комиссариат по просвещению – ведомство, не связанное с эксплуатацией природных ресурсов, в котором имелись специальные подразделения по охране природы. В 1924г. на Северном Кавказе был создан Кавказский заповедник, а в 1925 – заповедники Столбы (под Красноярском), Галичья Гора (Липецкая обл.), Лес на Ворскле (с 1999г заповедник Белогорье в Белгородской обл.) и др. Именно тогда сформировалось представление о государственном заповеднике как природоохранном и научно-исследовательском учреждении ( в отличие от зарубежных национальных парков, предназначенных прежде всего для общения человека с природой).

     В 1933г. был учреждён Комитет по заповедникам при Президиуме ВЦИК, преобразованный в 1939г. в Главное управление по заповедникам при Совнаркоме РСФСР. В 1935-40гг на территории РФ было создано более 10 государственных заповедников. Широкомасштабные преобразования, происходившие в то время в стране, заставили сотрудников заповедников наряду с научной работой заниматься решением практических задач: акклиматизацией растений и животных, закладкой ферм, питомников и плантаций различного профиля и др.

     В годы Великой Отечественной войны многие заповедники оказались на оккупированной территории и понесли тяжёлый урон, однако ни один из них не был закрыт. Более того, в 1943 году организованно 2 новых заповедника, в 1945 - 6. В первые послевоенные годы возникли пять новых заповедников в Подмосковье (до наших дней из них сохранился только Приокско-Террасный), на северном берегу Рыбинского водохранилища (Дарвинский), в Свердловской обл. (Висим и Денежкин Камень), в Забайкалье (Читинский), а также на Сахалине (Средне- и Южно-Сахалинский).

     С серьёзными трудностями столкнулось заповедное дело в 1950-60-х гг., когда был принят ряд необоснованных решений о реформировании системы заповедников. В августе 1951 года Сталин подписал постановление, предписавшее закрыть 88 из 128 заповедников СССР. В результате реорганизации в 1951г. число заповедников сократилось более чем вдвое, а их общая площадь уменьшилась с 120 тыс. до 10 тыс. кв. км. Прокатившаяся по стране волна очередных репрессий не пощадила и защитников природы, заповедники считались иждивенцами на шее государства. Какой от них толк, если видимой прибыли не приносят?  В 1951г. было упразднено большинство крупных заповедников Сибири и Дальнего Востока (в их числе Алтайский, Кондо-Сосвинский, Кроноцкий, Саянский, Читинский). Сохранившиеся заповедники, территории которых были сокращены до минимума, получили более низкий статус научно-опытных станций, ориентированных на решение конкретных задач сельского, лесного и охотничьего хозяйства.  На выведенных из-под заповедного режима территориях резко усилилась хозяйственная деятельность. Рубили лес, косили траву, стреляли зверя, ловили рыбу. Пострадала производственная и материально-техническая база заповедников; конторы, научные помещения, жильё, транспорт перешли в руки новых хозяев. Прервались многолетние исследования, исчезли бесценные архивы. Понесли урон профессиональные кадры. Моральные, нравственные издержки тоже задержали процесс развития природоохранного дела. Ликвидация всех Главных управлений по заповедникам при Советах Министров союзных республик привела к существенным нарушениям системы управления заповедниками и обеспечения их научной  деятельности.

     Во второй половине 1950-х гг., после создания Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при СМ РСФСР, началось восстановление разрушенной заповедной системы. Были воссозданы Алтайский, Башкирский, Кроноцкий заповедники, расширены территории Баргузинского, Сихотэ-Алинского, Печоро-Илычского и некоторых других заповедников. В 1960г. принят «Закон об охране природы в РСФСР», в котором имелись специальные статьи о заповедниках и других охраняемых природных территориях. Несмотря на это, уже в 1961г. 16 заповедников было ликвидировано (причём некоторые из них повторно), ряд других преобразован в филиалы, а территории 7 - были уменьшены. Некоторая стабилизация наступила в середине 60-х гг., когда были приняты меры для восстановления заповедных территорий, обеспечения их организационной и правовой деятельности.

     Развитие системы заповедников ускорилось в 1970-80-х гг.,  что связано с осознанием государством и обществом  актуальности и значимости глобальных экологических проблем. В Москве и Новосибирске в системе Главохоты РСФСР были созданы специальные подразделения для научного проектирования новых заповедников, которые размещались преимущественно на Крайнем Севере (Таймырский, Усть-Ленский, Остров Врангеля), в районах Дальнего Востока (Буреинский, Джугджурский), Сибири (Саяно-Шушенский, Малая Сосьва, Сохондинский, Даурский), а также в Европейской части РСФСР (Нижнесвирский, Брянский Лес). В 1983г. были учреждены первые на территории России национальные парки – Сочинский и Лосиный Остров (Москва). Важными этапами в истории российского заповедного дела стали организация Государственных комитетов СССР и РСФСР по охране природы (1988г.), а также постановление ВС СССР «О неотложных мерах по экологическому оздоровлению страны» (1989г.), которое предусматривало существенное расширение заповедной сети.

Новая очень мощная волна создания заповедников наблюдается уже в 90-х гг. В 1993 году в системе Госкомприроды России было создано 6, в 1994 году - 5, в 1995 г. - 4, в 1996 г. - 1 и в 1997 г. - 4 новых заповедника. Таким образом, за эти 5 лет было создано более одной пятой существующих в стране заповедников общей площадью в 10,3 млн. га, т.е. почти треть заповедной территории страны. В столь высокой интенсивности создания новых заповедников проявилось ряд обстоятельств переломной эпохи. Во-первых, это перераспределение власти от центра к местным органам - экологическая общественность легко добивалась успеха на местных уровнях, апеллируя к региональному престижу местных властных элит в регионах, где до последнего времени заповедники отсутствовали. Во-вторых, сказался резкий рост активности "зеленых" движений в конце 80-х - начале 90-х гг. И, наконец, в- третьих, положительный эффект возымела неясность в вопросах собственности на землю. Пока земля не получила реальных собственников или не вернулась полностью в руки государственных чиновников, сопротивление производителей природоохранным усилиям экологов оказалось ослабленным. Позже такого же благоприятного периода не будет при любом сценарии развития России. Последним в 20в. был учреждён заповедник Эрзи в Ингушской Республике (2000г.)





  

 

 

 

 

 

 

 3. Российские заповедники сегодня

     Минувший двадцатый век ознаменован становлением и развитием заповедной системы в нашей стране. Испытав подъемы и падения, эта система к моменту перехода в новый век и новое тысячелетие представлена сто одним государственным заповедником общей площадью порядка 35 млн. га  и 35 национальными парками общей площадью 6,96 млн га (0,41% от территории страны). Сохраняют они 80% видового богатства растительного и животного мира.  В заповедной системе трудятся тысячи энтузиастов, охраняющих и познающих заповедную природу. Каждый из наших заповедников по-своему уникален и неповторим, у каждого из них своя история, свои традиции, свои герои.

     С 1997 года 11 января отмечается День заповедников и национальных парков. Инициаторами проведения праздника стали широко известные

природоохранные организации нашей страны - Центр охраны дикой природы, экоцентр «Заповедники».  11 января был выбран днем заповедников и национальных парков в ознаменование годовщины образования первого государственного заповедника России. В этот день в 1916 году впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник.

     Природные заповедники и национальные парки, действующие во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 69 субъектах Российской Федерации России, находятся в настоящее время под угрозой. На их территорию претендуют застройщики коттеджных поселков, баз отдыха, горнолыжных курортов, организаторы охотничьих хозяйств и геологи. При этом эффективность государственного управления этой уникальной системой катастрофически падает. Вот что рассказал о проблемах заповедного дела в России заслуженный эколог РФ Всеволод Степаницкий: «… В последнее время система надзора и управления заповедниками начала деградировать. Вскоре она может исчезнуть вовсе. Чуть ли не каждый день совершаются попытки оторвать лакомые кусочки от территорий заповедников и национальных парков, чтобы на этих местах создать горнолыжные курорты, территории для элитной охоты или отдать их под застройку. Причем в ряде случаев это делается с подачи или согласия государственных природоохранных органов, которые обязаны защищать интересы заповедных территорий. Попытки незаконных посягательств на ресурсы заповедных территорий были всегда, но никогда они не достигали такой интенсивности, как за два последних года. Это явление полностью совпало с ослаблением системы государственного управления особо охраняемыми природными территориями (ООПТ).

     Угроза масштабного развала всей системы управления заповедниками и национальными парками возникла с началом нынешней административной

реформы. Все началось с того, что в новой структуре федеральных органов исполнительной власти ни перед одним не ставилась эта задача. В итоге функции по надзору и непосредственному управлению ООПТ были переданы Росприроднадзору, а за нормативное регулирование и общую политику отвечает Министерство природных ресурсов. Сложившаяся ситуация, по мнению представителей общественных организаций, абсурдна и даже опасна для заповедников. Дело в том, что в структуре Росприроднадзора для ведения заповедного дела не предусмотрено даже специализированного управления или департамента. Вместо этого там работает маленький отдел из 5 человек, которые вынуждены следить за состоянием 135 национальных парков и заповедников и за работой более 10 тысяч сотрудников этих ООПТ. Для сравнения: в отделе заповедников Главохоты РСФСР пять человек 'ведали' 45 заповедниками, а в управлении заповедного дела Госкомэкологии России на 18 специалистов приходилось 94 заповедника; в департаменте ООПТ Минприроды сохранность 130 национальных парков отслеживали 15 специалистов. На этом фоне становится даже неудобно говорить о финансовых интересах заповедников и природных парков - их просто некому отстаивать. Рост затрат на содержание ООПТ в 2004 году превысил уровень предшествующего года на 30%, но средств из бюджета в 2004 году было выделено всего на 1,3% больше, чем в 2003 году. При этом бюджетные ассигнования на капитальное строительство в 2005 году снижены втрое.

: 1, 2, 3, 4, 5, 6