рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Возрастная анатомия, физиология и гигиена рефераты

Витамин С содержится в овощах, зелени, фруктах, оcoбeнно в цитрусовых, ягодах (черная смородина, шиповник), в молочных продуктах. Необходимое содержание аскорбиновой   кислоты в ежедневном рационе питания детей до 1 года составляет 30мг от 1 года до 6 лет - 40 мг, от 6 лет до 12 - 50 мг, для детей и  подростков от 12 до 17 лет - 17 мг.

Витамин Р (биофлавоноид) имеет много общего с витамином С. Отмечается важный синергизм этих витаминов в проявлении биологического действия. Основная биологическая роль биoфла­воноидов заключается в их капилляроукрепляющем действии и снижении проницаемости сосудистой стенки. Кроме того, они активизируют окислительные процессы в тканях, способствуют образованию в организме витамина - С. ­Витамин Р содержится в растительных продуктах: черноплод­ной рябине, черной смородине, шиповнике, цитрусовых, землянике, винограде, моркови, свекле, картофеле и др.

Витамины группы В принимают участие в процессах pocта, обмена, способствуют нормальному кроветворению. При недостатке одного из витаминов группы В нарушается деятельность не­рвной системы и желудочно-кишечного тракта.

Витамин В (тиамин) влияет на нейрогуморальную регуляцию, а также повышает двигательную и секреторную функцию желудка. Он входит в состав ряда ферментов, участвует в углеводном обмене и является основной частью молекулы кокарбоксилазы.

Недостаток тиамина приводит к нарушению углеводного обмена, накоплению в тканях молочной и пировиноградной кис­лот, в связи, с чем могут возникать невриты и нарушения функ­ций сердечно-сосудистой системы. Усиленное введение углеводов (с пищей или с лечебными целями) повышает потребность в ви­тамине В. Он необходим при физическом и нервном переутомле­нии, а также при желудочно-кишечных расстройствах, язвах же­лудка. Основными источниками витамина В, являются зерновые продукты, дрожжи и печенка. В отсутствие в организме витамина В, развивается тяжелое заболевание бери-бери. У больных пора­жаются двигательные и чувствительные нервы, нарушается сек­peтopнaя, моторная и всасывающая функция желудочно-кишеч­ного тракта.

Суточная потребность детей в витамине В: в 5 - 7 лет - 1 мг, в 7 - 12 лет -1,5 мг.

Витамин В2 (рибофлавин) относится к естественным оран­жево-желтым пигментам овощей, картофеля, молока и др. Он участвует в ферментных системах, регулирующих в клетках и тканях процессы окисления и восстановления, принимает учас­тие в процессах роста, обмене углеводов, белков и жиров, син­тезе гемоглобина, оказывает нормализующее влияние на функ­цию органа зрения: повышает темновую адаптацию, остроту зрения на цвет.

При недостатке витамина нарушается нормальная функция центральной нервной и сосудистой систем, слизистые оболочки рта и языка покрываются кровоточащими, плохо заживающими трещинами, на коже, особенно около слизистых оболочек (у рта, носа, глаза), развивается себорейный дерматит, возможно нару­шение функции капилляров, проявляющееся в понижении их тонуса, расширении просвета и нарушении кровотока, снижают­ся функция печени и желудочная секреция.

Рибофлавин присутствует в молочных продуктах, мясе, рыбе, хлебе, гречневой и манной крупах, овощах и фруктах, дрожжах, зародышах и оболочках зерновых культур.

Суточная доза витамина В2 для детей: в 4 - 6 лет - 1,2 мг, в 7 - 8 лет - 1,5, в 13 - 15 лет - 2,2 мг.

Витамин РР (никотиновая кислота) содержится в тех же про­дуктах, что и витамины В и В2. Он участвует в реакциях клеточ­ного дыхания и во всех реакциях промежуточного обмена. Нико­тиновая кислота нормализует секреторную и моторную функцию желудка, улучшает секрецию и состав сока поджелудочной желе­зы, нормализует функцию печени. Под влиянием витамина рр повышается использование организмом растительных белков. Он является не только катализатором, но и участником тканевого обмена головного мозга. Велика eгo роль и в процессах нормализа­ции возбуждения и торможения.

Недостаток витамина рр вызывает пеллагру, расстройства фун­кций органов желудочно-кишечного тракта и психики. В более тяжелых случаях поражаются чувствительные и двигательные не­рвы. Наблюдаются ухудшение памяти, головная боль, бессонни­ца, появляется раздражительность, дети становятся капризными, плаксивыми.

Витамин А (ретинол) содействует росту всех клеток и тканей организма, а также нормальной функции желез внешней и внут­ренней секреции. Недостаток ретинола сказывается на зрении, вызывая сужение поля зрения и нарушении нормального цветоощущения, а также на состоянии слизистых оболочек дыхатель­ных путей, желудочно-кишечного тракта, почек, верхнего слоя кожи. Все это приводит к резкому снижению сопротивляемости организма к различным микробам.

Витамин А содержится главным образом в продуктах живот­ного происхождения (молоко, сливки, масло, рыбий, жир, яич­ный белок, мясо, печенка) и в растениях (зеленые листья сала­та, щавеля, капуста, зеленый лук). В плодах и овощах, окрашенных в красный и желтый цвета, содержится провитамин  А - каро­тин.

Суточная доза витамина А: от 1 года до 7 лет - 1 мг, от 7 до 15 лет - 1,5 мг (такая же, как и для взрослых).

Витамин D (эртокальциферол) играет важную роль в фосфор­но-кальциевом обмене. Он нормализует всасывание из кишечни­ка солей кальция и фосфора, оказывает регулирующее действие на их обмен, способствует превращению органического фосфора тканей в неорганические его соединения и отложению фосфата кальция в костях, стимулирует рост. Недостаток витамина D в организме ребенка приводит к возникновению рахита наруше­нию нормального окостенения, вследствие этого наблюдаются недоразвитие и деформация костей, страдают мышечная, нервная и другие системы организма.

В периоды ускорения роста необходимым добавлением к пище является витамин D в масляном растворе.

Витамин D содержится в рыбе, рыбьем жире, икре, яичном желтке, свежем молоке и сливочном масле, а также образуется в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей. Применение вита­мина D с лечебной целью требует осторожности. При приеме большого количества его возникают осложнения и возможна тя­желая интоксикация.

Суточная доза витамина D составляет 2 мг.

Витамин Е (токоферол) повышает накопление во внутренних органах всех жирорастворимых витаминов, принимает участие в обмене белка, нормализует мышечную деятельность. Установлена тесная связь витамина Е с функцией и состоянием эндокринных систем, особенно половых желез, гипофиза, надпочечников и щитовидной железы.

Витамин Е содержится в сливочном и растительных маслах, мясе, печенке, яичном желтке, горохе, кукурузе и овощах. Суточ­ная доза для детей составляет 5 мг.

Витамин К способствует нормальному свертыванию крови, участвует в обменных процессах, стимулирующих рост и развитие организма, в дыхании клеток. При заболеваниях желудочно-ки­шечного тракта, печени, а также при длительном приеме сульфа­мидных препаратов и антибиотиков количество витамина К резко снижается, что приводит к плохой свертываемости крови, лом­кости сосудов, кровоизлияниям.

Витамин К содержится в салате, капусте, шпинате, яйцах, молоке.

10.Вскармливание детей первого года жизни.

Правильное вскармливание обеспечивает нормальное физичес­кое и психическое развитие детей.

Материнское молоко является идеальной пищей для ребенка. Оно содержит все необходимые в количественном и качествен­ном соотношении продукты: белки, жиры, углеводы, минераль­ные вещества, витамины, ферменты, гормоны, специфические и неспецифические вещества, убивающие микробов.

Недостаточное количество материнского молока восполняют коровьим, на основе которого приготовляют продукты детского питания. В грудном молоке количественное соотношение между белками, жирами и углеводами близко к 1 : 3 : 6, тогда как в коро­вьем - к 1 : 1 : 1. Такое соотношение обеспечивает лучшее перева­ривание и наиболее полное всасывание детским организмом груд­ного молока.

Основным углеводом женского молока является ß-лактоза. В отличие от α-лактозы коровьего молока она способствует разви­тию микрофлоры, оказывающей благотворное влияние на про­цессы пищеварения. Кроме того, в женском молоке содержатся такие важные для кроветворения элементы, как железо, медь, кобальт.

По сравнению с коровьим, женское молоко значительно богаче такими ферментами, как каталаза, липаза, амилаза. Это способ­ствует быстрому и лучшему его усвоению, а содержащиеся в нем макрофаги, иммунные антитела, лизоцим повышают сопротив­ляемость детей к различным заболеваниям. Кроме того, при груд­ном вскармливании ребенок получает стерильное молоко, а кон­такт с матерью во время кормления способствует психическому развитию малыша.

При вскармливании грудного ребенка следует учитывать су­точную потребность в молоке, которая зависит от массы тела, состояния здоровья и возрастных потребностей. Количество грудного молока на одно кормление:

Возраст, мес.

Количество молока, мл

1

90 - 100

2

120 - 130

3

150 - 175

От 3 до 6

180 - 200

От 6 до 12

200


Оптимальное время кормление определяется в зависимости от такого состояния ребенка, когда он уже достаточно проголо­дался и активно выражает беспокойство. Обычно кормление про­водят в следующие часы: при 7-разовом кормлении - в 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 24 ч, при 6-разовом - в 6, 9 ч 30 мин, 13 ч, 16 ч 30 мин, 20 ч, 23 ч 30 мин, при 5-разовом - в 6, 10, 14, 16 и 22 ч. Кормление в одни и те же часы создает ритмичность в деятель­ности пищеварительных желез и способствует рефлекторному отделению пищеварительных соков. Вместе с тем допустимы от­клонения в пределах получаса или часа от установленного вре­мени приема пиши.

При кормлении следует прикладывать ребенка то к одной, то к другой груди, обращая внимание на полное опорожнение. В случае недостаточности молока у матери впервые 2 - 3 мес. после каждого кормления грудью добавляют донорское молоко, которое предва­рительно стерилизуют и подогревают, молочные смеси.

Несмотря на то, что естественное вскармливание является наи­лучшим для детей грудного возраста, они уже с 1-го месяца жиз­ни нуждаются в дополнительном введении в рацион питания ви­таминов, некоторых минеральных солей, органических кислот. С этой целью уже с месячного возраста в питание вводят соки, начиная с нескольких капель. Постепенно увеличивая количество сока, его доводят до 30 - 50 мл в сутки (в 2 - 3 приема) для детей первых шести месяцев, до 60 - 80 мл - от 6 мес. до 1 года. Не рекомендуется давать клубничный, земляничный и виноградный соки, так как они могут послужить причиной диатеза и усиленно­го брожения пищи в кишечнике.

В рацион ребенка 1,5 - 2 мес. можно включать фруктовые пюре, предназначенные для детского питания.

В качестве важного источника витаминов и микроэлементов необходимо постепенно вводить яичный желток. Вначале его вво­дят небольшими порциями, растирая с грудным молоком, но уже в 4 - 4,5 мес. с целью наименьшей аллергизации организма и про­филактики вирусных заболеваний ребенку дают один желток ку­риного яйца, сваренного вкрутую.

В 5 мес. ребенок в состоянии усваивать новые виды пищи. Груд­ное молоко уже не может полностью удовлетворить потребности во всех питательных веществах, поэтому ребенок 4,5 - 5 мес. дол­жен получать прикорм. Если своевременно не начать прикорм, то происходят задержка в росте и развитии, нарушение обмена ве­ществ.

Первым видом прикорма может быть овощное пюре или 5 % каша. Начиная с 5 - 5,5 мес. в рацион ребенка вводят 3 - 5 г сливоч­ного масла, с 6,5 мес. - суп на мясном бульоне и сухарик из белого хлеба (2 - 3 г). С 7,5 - 8 мес. назначают третий прикорм кефир или цельное молоко с печеньем. В этом же возрасте ребенок должен получать мясо (до 30 г в день). Вначале дают фарш (варе­ное мясо, дважды провернутое), а с 10 мес. - фрикадельки и к концу года - паровую котлету.

В летний период грудное вскармливание желательно сохранить до ослабления жары, но кормить детей грудным молоком после года нецелесообразно.

Смешанное и искусственное вскармливание назначают только при существенных показаниях и недостаточном количестве или полном отсутствии грудного молока.

Смешанным считается такое вскармливание, при котором дети получают не только грудное молоко, но и дополнительное пита­ние (докорм). При искусственном вскармливании грудное молоко отсутствует в рационе или по объему составляет менее 1/5 суточ­ного рациона. В настоящее время при смешанном и искусствен­ном вскармливании используют молочные смеси, в которых с учетом особенностей пищеварения и обмена веществ ребенка из­менен состав коровьего молока.

Прикорм при смешанном и искусственном вскармливании с помощью адаптированных молочных смесей вводят в те же сро­ки, что и при естественном вскармливании, при использовании неадаптированных смесей - на месяц раньше. Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие грудных детей, особенно при смешанном и искусственном вскармливании, является их вскармливание «по аппетиту». Это значит, что часы кормления нужно строго соблюдать, а количество пищи в каждое кормление зависит от аппетита ребенка.

Суточная потребность детей первого года жизни в основных пищевых веществах и энергии при различных видах вскармливания (на 1 кг массы тела):


Пищевые вещества

Возраст, мес.

Вскармливание

естественное

смешанное

искусственное

Белки, г/кг

До 4

2 - 2,5

3*

3,5**

3,5*

4**

4 - 9

3 - 3,5

3 - 3,5

3,5 - 4

10 - 12

3 - 3,5

3,5 - 4

3,5 - 4

Жиры, г/кг

До 4

6,5 - 6

6,5 - 6

6,5 - 6

4 - 9

6 - 5,5

6 - 5,5

6 - 5,6

10 - 12

5,5 - 5

5,5 - 5

5,5 - 5

Углеводы, г/кг

Весь первый год

12 - 14

12 - 14

12 - 14

Энергетическая ценность, кДж/кг

До 4

502,4 - 523,4

502,4 - 544,3

502,4 - 544,3

4 - 9

481,5 - 423,4

481,5 - 523,4

481,5 - 523,4

10 - 12

460,5 - 502,4

460,5 - 502,4

460,5 - 502,4

 

* - при использовании адаптированных молочных смесей

** - при использовании неадаптированных молочных смесей

11.Питание детей от 1 года до 7 лет.

Если ребенка вскармливали нормально, то к 1 году его можно переводит на общий стол. Организуя питание детей старше 1 года, необходимо учитывать физиологические особенности: нарастание ферментативной энергии пищеварительных соков, развитие же­вательного аппарата, вкусового восприятия.

На втором году, когда у ребенка уже достаточно зубов, его меню становится более разнообразным. Ему можно давать не только каши, но и запеканки, котлеты, тушеное мясо, нарезанное ку­сочками, фрикадельки, котлеты, куриное мясо, мозги, печенка, оладьи. Следует исключить из пищевого рациона ребенка жирную свинину и баранину. Рыба может быть любая, необходимо только следить, чтобы ребенок не поперхнулся рыбной косточкой. В дет­ское питание надо включать фрукты, овощи, ягоды, зелень (лук, укроп, шпинат, салат и т.д.).

В детских учреждениях меню составляют ежедневно. Каждый день дети должны получать определенное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Суточный рацион животных жиров от 1 года до 3 лет составляет 75 %, от 4 до 6 лет - 65, от 7 лети старше - 50 % от общего количества.

Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между отдельными приемами пищи не более 4 ч. Завтрак состав­ляет 20 - 25 %, обед - 30 - 35, полдник - 15 - 20, ужин - 20 - 25 % суточной энергетическая ценность пищевого рациона.

Раздача готовой пищи производится немедленно после ее при­готовления. В помещении, где едят дети, надо создать атмосферу уюта, спокойствия и во время еды поддерживать у детей хорошее настроение. Не следует заставлять ребенка съедать всю порцию пищи, если он отказывается это сделать.

Детей учат мыть руки перед едой, во время приема пищи пра­вильно сидеть (не откидываться на спинку, не расставлять и не ставить на стол локти), пользоваться столовыми приборами. Во время еды дети не должны отвлекаться, играть приборами, набивать полный рот пищей и разговаривать.

Доставка и хранение продуктов должны находиться под стро­гим контролем заведующего и медицинского работника дошколь­ного учреждения.

Дошкольные учреждения должны иметь холодильники и про­ветриваемые, складские помещения для хранения продуктов. До­ставленные продукты подвергают санитарному осмотру и отбра­ковке. Результаты фиксируют в специальном журнале. Оценка качества продуктов проводится медицинским работником детского учреждения и поваром. При малейшем подозрении на недоброка­чественность какого-либо продукта питания следует отделить его от остальных и подвергнуть дополнительному лабораторному ис­следованию.

Перед кулинарной обработкой продуктов необходимо прове­рить готовность и санитарное состояние инвентаря. Инвентарь и посуда должны быть исправными, чистыми и соответствовать сво­ему назначению.

Персоналу, работающему в дошкольных учреждениях, следует постоянно содержать в чистоте одежду, обувь, соблюдать сани­тарно-гигиенический режим, вовремя проходить медицинский осмотр, лабораторные исследования и делать предохранительные прививки.

12.Литература.

1. Обреумова Н.И., Петрухин А.С. «Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков». Учебное пособие для студентов дефектологический факультете высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2000.    

2. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Трошин В.И. Основы физиологии человека: Учебник - М., 2000.

3. Бениаминова М.В. Воспитание детей.- М.,1981.




Страницы: 1, 2, 3