рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Возрастная анатомия, физиология и гигиена рефераты

Моторная деятельность тонкой кишки ребенка достаточно активна,­ характеризуется теми же типами сокращений, что и у взрослых (тонические, перистальтические, маятникообразные, сегментирующие). При грудном вскармливании химус проходит по тонкой кишке за 12 - 13 часов; при смешанном, особенно искусственном,  медленнее.

Всасывание в тонкой кишке ребенка осуществляется по типу активного облегченного и пассивного тpacпopтa. В период лактотрофного питания проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки для высокомолекулярных веществ относительно велика. Во вса­сывании имеет значение и пиноцитоз. Регуляция кишечного пищеварения осуществляется нервно-гуморальными, особенно местными механизмами.

6.Пищеварение в толстой кишке.

Толстая кишка у детей равна длине их тела и выполняет резервуарную, гидролитическую и всасывательную функции. Длина толстой кишки у новорожденного и взрослого равна приблизи­тельно длине тела. Просвет кишки увеличивается вплоть до 21 года. Слепая кишка опускается в малый таз обычно только в пубертатном периоде. В возрасте 12 - 14 лет топографическое расположение органов пищеварения такое же, как у взрослых. Жировая ткань откладывается в сальнике только после окончания пубертатного периода.

Длительность пребывания химуса в толстой кишке в зависимости от вида вскармливания ребенка и возраста колеблется от 4 до 12 ч, при этом всасьшается основное количество воды. В первые часы (3 - 19) после рождения кишечник ребёнка освобождается от мекония (первородный кал). Это густая клейкая масса темно-зеленого цвета (РН около 6,0). В состав мекония входят слущив­шийся кишечный эпителий, сгустившаяся слизь, остатки погло­щенных околоплодных вод, желчи (пигменты). Впервые 3 - 5 ч меконий стерилен, а затем в нем появляются микроорганизмы. На 4 - 6-й день меконий из кала исчезает.

Возраст

                     Длина, см

Тонкая кишка


Толстая  кишка


 Новорожденный

338,5

66

 4 - 6 лет

469,9

99,9

 8 - 10 лет

579

116,4

 10 - 15 лет

588,9

140,8

 Взрослый

753,9

160,7

Длина тонкой и толстой кишки:


В первые месяцы жизни дефекация происходит непроизвольно в связи с каждым кормлением  5 - 7 раз в сутки. Затем становится реже, в возрасте 1 года  1 - 2 раза в сутки. К этому времени дефекация становится произвольным актом. При смешанном и искусственном вскармливании акты дефекации более редкие.                                                                                                                                                                                                                                          

 7.Микрофлора желудочно-кишечного тракта.

Ребенок рождается со стерильным желудочно-кишечным трак­том, который затем заселяется микроорганизмами, их вид и коли­чество стабилизируются в каждом отделе пищеварительного тракта. Особое значение во многих процессах имеет микрофлора дисталь­ной части тонкой и всей толстой кишки. Для этих отделов основ­ной является бифидофлора. Состав микрофлоры зависит от многих факторов, но в основном от вида вскармливания и здоровья ребен­ка. Нормальная микрофлора принимает участие в пищеваритель­ном процессе, в обмене веществ всего организма, синтезирует ряд витаминов, важна для формирования иммунобиологической защиты организма, препятствует развитию патогенной микрофлоры кишеч­ника, оказывает влияние на ряд процессов в тонкой и толстой кишке (синтез, инактивация некоторых веществ). Количественная и каче­ственная стабилизация микрофлоры кишечника завершается к школьному возрасту, когда по ocнoвным показателям она стано­вится близкой к микрофлоре взрослого человека.

8.Рациональное питание.

Современная жизнь, с ее необычайно быстрыми темпами, требует от человека хорошей, физической, психической, закалки. Одним из важнейших факторов сохранения хорошего здоровья  является соблюдение правильного режима, важнейшая составная часть которого правильное, здоровое питание. Академик И. П. IIaвлов говорил, что забота о питании - это одно из caмыx старых звеньев в отношениях человека с природой. Питание является одним из важнейших факторов внешней среды, оказывающих влияние на здоровье человека, на всю его жизнь, включая ее  продолжительность. Но человек уже давно утратил способность инстинктивно выбирать продукты, поэтому в своем питании должен руководствоваться достижениями науки и заменить инстинкт разумом. Здоровье - это большая общественная ценность, питание здесь играет не последнюю роль. 3адачей рационального питания является обеспечение поступления, в организм определенного количества веществ, необходимых для построения, обновления и работы организма.         Соблюдая основные принципы правильного, рационального питания, мы сможем сохранить здоровье. Наша пища должна быть разнообразной, вкус­ной.

9.Гигиена питания.

Продукты питания выполняют как строительную, так и энергетическую функцию. По мере роста и развития ребенка потребность в питательных веществах возрастает, но детский организм может усваивать далеко не всякую пищу. Продукты питания по количеству и качеству должны соответствовать особенностям пищеварительного тракта ребенка, а также удовлетворять потребность в пластических веществах и энергии (содержать в достаточном количестве белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, воду и витамины).

Общий энергетический расход в пубертатном возрасте повышается, причем наблюдается отчетливо выраженная дифференциация между обоими полами. У мальчиков вплоть до возмужалости имеет место тенденция к повышению. У девочек расход энергии достигает максимума в 12 - 13 лет, после остановки роста уменьшается и в дальнейшем уже стойко держится на величинах, которые на 200-1000 4,1868 Дж меньше суточного расхода энергии  мальчиков.

Основной обмен с момента рождения и вплоть до зрелого возраста постепенно понижается. Однако в период пубертатного ускорения роста нacтyпaeт относительное повышение основного обмена, выявляемое в том случае, если энергетический расход определяется еженедельно, причем с учетом не календарного, а физиологического возраста. Некоторые авторы объясняют повышение основного обмена в пубертатном возрасте более интенсивной деятельностью щитовидной железы. Различие в суточном расходе энергии между мальчиками и девочками обусловлено конституцией и объясняется пониженным  основным обменом, более низкими показателями роста и меньшей физической актив­ностью девочек.

При определенной средней массе тела у детей и подростков энергетический расход составляет 70 - 60 4,1868 Дж на 1 кг в ­сутки, у взрослых - 40 - 30 4,1868 Дж. Величина энергетических затрат зависит от профессии и бывает значительно больше у занимающихся тяжелой физической работой или спортом.

Белок является ocнoвным строительным (пластическим) материалом, из которого формируется клетка. При недостатке белка в ­пище у ребенка ухудшается аппетит, появляются слабость, быстрая утомляемость, апатия, а затем развивается тяжелое заболева­ние - дистрофия. Компенсация энергетического расхода пищевы­ми продуктами в детском возрасте соответствует общеизвестным данным: 15 % общего энергетического расхода обеспечивается за счет белков (по крайней мере, 2/3 которых должны быть животного происхождения), 50 % - за счет углеводов, 33 % - за счет жиров.

Повышенный аппетит и прием значительного количества пищи зависит больше от периодов ускорения роста, чем от возраста.

Интенсивный рост и развитие ребенка требуют больше белка, чем организм взрослого. На первом году жизни дети в зависимо­сти от характера вскармливания на 1 кг массы тела должны полу­чать белка от 2,5 до 4 г в сутки. В возрасте от 1 года до 3 лет - 4 г, от 4 до 7 лет - 3,5 - 4 г. У подростков суточная потребность в белке на 1 кг массы тела составляет 2 г, в то время как у взрослых ­только 1 г.

Важно, чтобы продукты животного происхождения преобла­дали в пище ребенка или, по крайней мере, составляли не менее 75 % его пищевого рациона. Мясо, рыба, сыр, бобовые растения содержат 16 - 25 % белка, яйца, творог, пшеница, рожь, гречиха, пшено - 15 - 88 %. В состав белков входят все аминокислоты, не­обходимые организму.

Правильный обмен белков возможен при соответствующем соотношении их с другими пищевыми веществами (жиры, углеводы, минеральные соли).

Жиры, как и белки, являются источниками энергии, а также носителями витаминов. Часть жиров откладывается под кожей, в мышцах, печени около почек, защищая организм в целом от излишних теплопотерь, а его органы  от травм.

Сливочное масло (в нем содержатся витамины А и D) хорошо усваивается детским организмом. В первые годы жизни говяжий и тем более бараний жир следует исключить из рациона детей, так как они с трудом усваиваются детским организмом. Растительные жиры (подсолнечное, оливковое, кукурузное масло) не содержат нужные для ребенка витамины и лецитин, поэтому могут упот­ребляться лишь в небольших количествах (20 - 25 % суточного ра­циона жиров). Детям первого года жизни требуется в среднем 6 г жира на 1 кг массы Тела, от 1 года до 3 лет - 4 , от 4 до 6 лет ­3 - 3,5, подросткам 1 - 3 г.

Углеводы - органические вещества, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они входят в состав продуктов растительного  происхождения - овощей, фруктов, ягод, злаков (в виде сахара, крахмала, клетчатки). В организме человека углеводы со­держатся в виде животного крахмала - гликогена.

Потребность в углеводах индивидуальна и зависит от возраста, характера деятельности человека и качества других пищевых ве­ществ. Дети до 1 года на 1 кг массы тела должны получать 12 - 14г углеводов в сутки, от 1 до 1,5 года - 15 - 16, от 1,5 до 6 лет - 14 - ­15, подростки - 5 - 10 г.

Излишнее поступление в организм ребенка сахара и сладких продуктов может вызвать чрезмерное брожение в кишечнике, усиленную перистальтику, метеоризм, частый стул. У детей, страдающих экссудативным диатезом, от избытка углеводов, особенно сахара и шоколада, появляются зудящая сыпь, экзема, краснеют и воспаляются веки (блефарит).

Минеральные вещества играют большую роль в процессах протекающих в организме. Одна часть их находится в виде ионов в клетках, другая - во взвешенном состоянии во внеклеточной жидкости (крови, лимфе).

Основные элементы, необходимые для жизнедеятельности организма, - это кальций, магний, калий, фосфор, железо,  сера. Они участвуют в строении клеток и тканей, обеспечивают функции сердца, мышечной и нервной систем, нейтрализуют кислоты, образующиеся в процессе обмена веществ.

Кальций - главный строительный материал костной системы. Он содержится в продуктах молочного происхождения, овощах, фруктах. Количество его для детей дошкольного возраста должно быть не менее 1000 мг в сутки.

Для строительства костей и образования мышечной ткани ребенка достаточным поступлением фосфора в организм считается от 1 года до 3 лет 1000 мг, от 3 до 10 лет - 1500 мг. Соотношение кальция и фосфора в питании детей от 1 года до 3 лет должно быть 1: 1, от 3 до 10 лет - 1: 1,5. В пубертатном возрасте peкомендуемую в литературе суточную дозу кальция: обеспечить трудно.

Средние показатели свидетельствуют о том, что достаточно вводить ежедневно с пищей 500 - 600 мг кальция.

Железо входит в состав гемоглобина, сложного белкового соединения, и содержится в красных кровяных шариках - эритроцитах. Его много в овощах, фруктах, мясе, печенке, яичном желтке. Детям дошкольного возраста необходимо получать его в  количестве 15 мг в сутки.

Кроме перечисленных минеральных веществ ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и другие микроэлементы. Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развития организма.

Вода вместе с растворенными в ней минеральными вещества­ми составляет внутреннюю среду организма, являясь основной частью плазмы, лимфы, тканевой жидкости. Все жизненные процессы в организме, особенно ферментативные и тepмopeгуляционные, возможны лишь при участии достаточного количества воды. У детей раннего возраста даже крик и плач вызывают сгу­щение крови, нарушают водный баланс между кровью и тканя­ми тела.

С первых же дней ребенку следует давать ежедневно 30 - 50мл кипяченой воды. В жару (при температуре воздуха свыше 25 С) для детей старше 1 мес. количество воды можно увеличить. Средняя суточная потребность в воде здоровых детей различного возраста:


Возраст

Масса тела, кг

Потребность, мл/сут.

общая

на 1 кг массы тела

3 дня

3

250 - 300

80 - 100

1 0 дней

3,2

400 - 500

125 - 150

3 мес.

5,4

750 - 850

140 - 160

6 мес.

7,3

950 - 1100

130 - 155

9 мес.

8,6

1100 - 1250

125 - 145

1 год

9,5

1300 - 1500

120 - 135

2 года

11,8

1350-1500

115 - 125

4 года

16,2

1600 - 1800

100 - 110

6 лет

20

1800 - 2000

90 - 100

10 лет

28,7

2000 - 2500

70 - 85

14 лет

45

2200 - 2700

40 - 50


Процессы, протекающие в организме, требуют определенных затрат энергии, образование которой обеспечивается пищевыми продуктами. В среднем сгорание в организме 1 г белка дает энер­гии 16,75 кДж, 1 г жира - 37,68 и 1 г углеводов - 15,7 кДж.

Минимальное количество энергии, необходимое для обеспе­чения потребности организма, находящегося в состоянии полно­го мышечного и нервного покоя, называется энергией основного обмена. Основной обмен на единицу массы тела у ребенка значитeльнo повышен, так как в процессе роста и формирования но­вых клеток и тканей энергии затрачивается тем больше, чем мо­ложе ребенок. При физической и умственной работе обмен усиливается, и количество пищевых веществ, требующихся для его поддержания, возрастает.

Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном количестве витамины. Они предохраняют детский организм от болезней (цинга, рахит, пеллагра и др.). Длительное отсутствие в питании какого-либо витамина может привести к развитию авитаминоза, а если в организме не хватает ­нескольких витаминов, то к полиавитаминозу, симптомами ко­торого являются снижение массы тела, замедление роста, общая вялость, повышенная утомляемость, потеря аппетита, излишняя нервозность, нарушение функции желудочно-кишечного такта и др. Передозировка витамина D может вызвать гипервитаминоз, проявляющийся вначале снижением и потерей аппетита, рвотой, диспепсией. Позже развивается почечная недостаточность. Витамины играют важную роль в поддержании иммунобиологических свойств организма, в том числе и устойчивости к инфекциям.

В основу классификации витаминов взят принцип их растворимости в воде и жирах (жирорастворимые и вoдopacтвopимые).

К жирорастворимым витаминам относятся А, D, Е, к водорастворимым - В, С, Р.

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует кислительно-восстановительных процессах организма, активизирует деятель­ность ферментов и гормонов, рост хрящей и костей, повышает cвepтываемость крови, уменьшает скорость оседания эритроцитов, предупреждает отеки и атеросклероз, оказывает ­сопротивляемость организма к различным внешним воздействиям, играет важную роль в поддержании нормального состояния стенок капилляров и сохранении их эластичности. При недостатке витамина С в пище снижается сопротивляемость к простудным заболеваниям, падает работоспособность, появляются боли в суставах, возникает сонливость. Полное отсутствие витамина вызы­вает цингу.

Страницы: 1, 2, 3