рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Тайны мозга рефераты

Проверка лингвистических способностей правого и левого полушария. Джо рисует телефон, который увидело его правое полушарие, но назвать не может. Левое полушарие отвечает за принятие решений, способность к языкам. За логику отвечает левое полушарие, за творчество – правое полушарие. Его личность и интересы не претерпели изменений. Он чувствует себя так же, но приступов не стало. Внутренний голос рождает только одно полушарие – левое. Эксперименты с Джо привели к осознанию того, что левое полушарие приводит к осознанию свободы воли. Джо с помощью левого полушария назвал песочные часы, но он видел только песок (расщепленный мозг).

Мы изобрели оправдание. Иллюзия, что мы контролируем сознание. Подавляющее большинство поступков определяется подсознанием. Мозг проделывает колоссальную работу. Но нет уверенности, что сознание относится только к левому полушарию.

Каким все-таки образом формируется сознание? Как белковожировая масса создает чувства, которые возникают у нас? Это результат биологической активности?

Будем надеяться, что в 21-м веке мы значительно продвинемся в изучении мозга и самого феномена сознания! Вместе с памятью уходит и личность! Депрессия! Все эти заболевания будут успешно лечиться, если мы продвинемся в изучении мозга!

И все-таки нейробиология не подорвет убеждения, что все мы уникальные существа – люди!

Заключение


Эволюция мозга происходила в течение многих лет. Всплеск творчества и воображения создал наш мир. Мы люди отличаемся от животных, потому доминируем на планете.

Ни одно явление нашей жизни не проходит мимо клеток мозга. Мозг управляет нашими движениями. Мозг - то, что мы есть.

Понять природу нашего сознания чрезвычайно сложно. Чудо, что миллиарды клеток мозга, работая вместе, могут создать так много! Клетки мозга имеют тысячи связей со своими соседями. Каждое событие отражается в мозге. Мозг может формировать, а может и разрывать связи. Наш мозг запоминает важную информацию и забывает второстепенную. Мозг запоминает значимые события. Но второй вид памяти – основа наших знаний. Мы учимся на своем опыте. Любое знание оставляет свои отметины. Наша сущность сохраняет индивидуальность, формируется неповторимая личность.

Первостепенная задача мозга создавать зрительные образы. Наш образ мира лишь отчасти соответствует тому, что есть на самом деле! Феномен зрения изучается очень давно. Но всегда остается, то чего мы не понимаем. Каждый из нас создает свою реальность.

Будем надеяться, что в 21-м веке мы значительно продвинемся в изучении мозга и самого феномена сознания! Многие заболевания будут успешно лечиться, если мы продвинемся в изучении мозга!


Литература


1.                 Плоды просвещения. Тайны мозга. 1-я серия. "Всё проходит через мозг" Документальный сериал (Великобритания, 2000),

2.                 Плоды просвещения. Тайны мозга. 2-я серия. "Эмоции" Документальный сериал (Великобритания, 2000),

3.                 Плоды просвещения. Тайны мозга. 3-я серия. "Мысленный взгляд" Документальный сериал (Великобритания, 2000),

4.                 Плоды просвещения. Тайны мозга. 4-я серия. "Первый среди равных" Документальный сериал (Великобритания, 2000),

5.                 Плоды просвещения. Тайны мозга. 5-я серия. "Развитие мышления"

6.                 Плоды просвещения. Тайны мозга. 6-я серия. "Последняя загадка"

7.                 Мозг, О. М. Бенюмов, М. С. Войно. Большая советская энциклопедия

8.                 Мысль Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Автор Н. Абрамов

9.                 Личность И. С. Кон Большая советская энциклопедия

10.            Магнитоэнцефалограмма Глоссарий.ру: словари по естественным наукам

11.            Инсульт Д. К. Лунев. Большая советская энциклопедия


[1] Кора больших полушарий головного мозга, слой серого вещества толщиной 1-5 мм, покрывающий полушария большого мозга млекопитающих животных и человека. Эта часть головного мозга, развившаяся на поздних этапах эволюции животного мира, играет исключительно важную роль в осуществлении психической, или высшей нервной деятельности, хотя эта деятельность является результатом работы мозга как единого целого. Благодаря двусторонним связям с нижележащими отделами нервной системы, кора может участвовать в регуляции и координации всех функций организма. У человека кора составляет в среднем 44% от объёма всего полушария в целом. Её поверхность достигает 1468-1670 см2.

[2] См. также Нервная система и Центральная нервная система.

[3] См. Антропогенез

[4] См.Австралопитеки.

[5]Личность, общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. В специальных исследованиях понятие " личность " обычно употребляется во втором, более узком смысле: когда педагог говорит о личность школьника-подростка, социолог - о личность рабочего, криминалист - о личность преступника, психиатр - о личность. невротика и т. д., каждый из них имеет в виду прежде всего те черты, которые делают человека соответственно школьником-подростком, рабочим и т. п. и которые для них типичны и существенны, абстрагируясь от остальных. Понятие ".личность" следует отличать от понятий "индивид" (человек как единичный представитель некоего целого - биологического или социального) и "индивидуальность" (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом и т. п.). личность же появляется только с возникновением сознания и самосознания. личность является объектом изучения философии, психологии и социологии.

[6] Мысль, помысел, дума, идея, мнение, положение, понятие, тезис, парадокс, представление; догадка, соображение, суждение, намерение. Ему пришла в голову фантазия. Он напал на мысль.

[7] Мозг человека  около 1,5 кг  складчатой поверхности.

[8]Болезнь Паркинсона - хроническое неврологическое заболевание, обусловленное нарушением обмена катехоламинов (адреналина, норадреналина, дофамина) и их соотношения в подкорковых нервных узлах (ганглиях), в особенности – в продолговатом мозге, и проявляющееся акинезией, тремором и ригидностью мышц. Паркинсонизмом принято называть состояния, клинически сходные с идиопатической формой, но вызванные иными причинами. Заболевание развивается вследствие многих причин, воздействующих на подкорковые ганглии: первичная, наследственно обусловленная недостаточность ферментных систем мозга (идиопатическая форма), интоксикации, в том числе и лекарственные, энцефалиты и черепномозговые травмы, опухоли мозга. В настоящее время в большинстве случаев встречается идиопатическая форма (болезнь Паркинсона).

[9] Нейромедиатор - биологически активное вещество: - выделяемое нервными окончаниями; - способное реагировать со специфическими рецепторами клеточной мембраны и изменять ее проницаемость для определенных ионов, вызывая возникновение потенциала действия (активного электрического сигнала). Нейромедиатор участвует в передаче нервных импульсов с нервного окончания на рабочий орган и с одной нервной клетки на другую. лат.Mediator - посредник

[10] Магнитоэнцефалограмма - запись изменений магнитного поля, обусловленных биоэлектрической активностью мозга. Запись осуществляется при помощи датчиков, расположенных вблизи головы. Электрическая активность головного мозга - совокупность электрических реакций головного мозга, отражающих функции целого мозга и его отдельных образований. Частотный диапазон процессов, протекающих в мозгу, лежит в пределах от 0 до 10 кГц, а амплитудный - в пределах от десятков микровольт до сотен милливольт.

[11] Эпилепсия - хроническое заболевание головного мозга. Протекающее в виде преимущественно судорожных припадков с потерей сознания и изменений личности (“вязкость” мышления , гневливость, злопамятность и т.п.) Для подтверждения диагноза “эпилепсия” необходимо проведение электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющей регистрировать как нормальную, так и патологическую деятельность головного мозга.  Электроэнцефалография - безопасный и доступный метод регистрации и оценки суммарной электрической активности, которая имеет место во многих биллионах клеток коры головного мозга. Условно говоря, это некая “мозговая кривая”, которая имеет различный характер в нормально функционирующем головном мозге и в головном мозге, охваченном эпилептическим разрядом.

[12] Emotions (От лат.Emoveo - волную ). Эмоции - реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей: - имеющие ярко выраженную субъективную окраску; и - охватывающие все виды чувственности и переживаний. Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Различают положительные и отрицательные эмоции.

[13] С такого расстояния можно было поразить копьем.

[14] Гипоталамус – отдел промежуточного мозга, в котором расположены  центры вегетативной нервной системы, тесно связан с гипофизом. Гипоталамус осуществляет связь нервной и эндокринной систем. Гипоталамус регулирует обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной систем и желез внутренней секреции , механизмы сна , бодрствования, эмоций.

[15] Амфетамин впервые поступил в продажу в 1930-х годах как бензедрин и продавался в розницу в качестве ингалятора для лечения насморка. К 1937-му году амфетамин стал доступен в продаже по рецептам в виде таблеток и принимался при расстройствах накролепсии сна и поведенческого синдрома под названием минимальная мозговая дисфункция (MBD), которая сегодня называется расстройство гиперактивности при дефиците внимания (ADHD). В течение второй мировой войны амфетамин широко использовался для поддержания воли у сражавшихся бойцов; тогда же стали доступны декстроамфетамин (декседрин), и метамфетамин (метедрин).

[16] Инсульт  (позднелат. insultus - приступ, от лат. insulto - скачу, впрыгиваю), остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций. Наиболее частыми причинами И. являются гипертоническая болезнь и атеросклероз или их сочетание; нередко И. развивается при заболевании сердца, ревматизме, иногда при болезнях крови и др. Различают геморрагический И. и ишемический И. Геморрагический И. обусловлен кровоизлиянием в мозг; чаще он возникает при гипертонической болезни. Непосредственным толчком к развитию кровоизлияния в мозг во многих случаях бывает эмоциональное или физическое перенапряжение. Излившаяся кровь отчасти разрушает, а отчасти сдавливает окружающую нервную ткань и вызывает отёк мозга. Кровоизлияние обычно сопровождается тяжёлыми общими явлениями - потерей сознания, расстройством дыхания и сердечной деятельности, рвотой. Лицо больного нередко становится багрово-красным. Наблюдаются судороги различного характера. Развиваются те или иные симптомы очагового поражения мозга - параличи конечностей, расстройства чувствительности, нарушения речи и др.

[17]Даже мозг женщины и мужчины отличается. Импатия – сопереживание ( понимание того, что чувствуют другие), дается женщинам легче, чем мужчинам. Для распознавания речи женщины используют два полушария, мужчины используют только правое полушарие. Многим мужчинам сложно устанавливать эмоциональный контакт. До 8 недель в утробе матери все кажутся девочками, но потом все меняется… Новорожденная девочка смотрит на лица, а мальчик на все, что угодно.  Новорожденные девочки любят людей, а мальчики – предметы. Различия зависят от гормона (тестостерон). Мужской тип сознания закладывается уже на 16 неделе внутриутробного развития. Пол сознания может отличаться от пола, который у нас на самом деле…Разница между женщинами и мужчинами в пространственном мышлении. В среднем мужчина набирает на 40 очков больше в тесте на пространственное мышление. Источник фильм ВВС 26.11.06 на канале CTC Мозг мужчин и женщин. Тестостерон – основной мужской половой гормон (андроген) позвоночных животных и человека. Вырабатывается главным образом семенниками. Стимулирует функцию мужских половых органов, развитие вторичных половых признаков. По химической природе – стероид. Используется в медицине. Стероиды – класс органических соединений. Широко распространены в живой природе. К стероидам относятся стерины, желчные кислоты, витамины группы D, половые гормоны, гормоны надпочечников. 

[18] Размер не имеет значение. Мужчина – 1 кг 600 г, Женщина – 1 кг 400 г. Имеет значение, как мозг использовать. Главное связи в мозгу!!!! Эйнштейн  - 1 кг 200 г, у Эмиля Золя  размер мозга был еще меньше! (фильм BBC на СТС ноябрь 2006 года)

А вот такое мнение: Умственные способности зависят от размера мозга. Дата: 03.01.2006 Интеллектуальные способности зависят от массы мозга, причем, чем больше масса, тем человек умнее, установили ученые из Университета МакМастера. В исследовании канадских нейрофизиологов под руководством Сандры Вительсон (Sandra Witelson) приняли участие сто добровольцев, страдающих неизлечимыми заболеваниями, но сохранивших ясность ума. Врачи заручились предварительным согласием пациентов на посмертное вскрытие и манипуляции с органами. При жизни всем участникам провели тестирование интеллектуальных способностей. После смерти каждого участника ученые извлекали и взвешивали головной мозг, сообщает journal Brain. Выяснилось, что вербальные способности женщин напрямую зависят от массы мозга. Женщины с более «тяжелым» мозгом имели более высокий IQ по результатам проведенных тестов. У мужчин такая же зависимость наблюдалась только среди праворуких субъектов. Способность ориентироваться в пространстве также коррелировала с массой мозга у женщин, однако эта зависимость была менее выраженной. Что касается мужчин, то у них не было обнаружено никакой взаимосвязи между этими показателями. Канадские ученые также установили, что в возрастном интервале от 25 до 80 лет мозг мужчин уменьшается в размере, у женщин же этот размер остается неизменным. Причины, лежащие в основе этого явления, доподлинно не известны, но предположительно связаны с генетическими, гормональными или другими отличиями. Сандра Вительсон отметила, что в будущем предстоит определить, какую роль играют врожденные и приобретенные факторы в формировании мозга и развитии интеллектуальных способностей. Ученые также предупредили о недопустимости использования магнитно-резонансных изображений мозга (полученных при магнитно-резонансном исследовании) для определения интеллектуальных способностей студентов и работников. Источник: Mednovosti.Ru

[19] До сих пор эволюция человека шла главным образом по пути увеличения мозга: объем мозга австралопитека составлял всего 400 мл, у homo erectusa (человека прямоходящего) — 1000 мл, у современного человека — в среднем 1300 мл. По сути, за 3 миллиона лет объем нашего мозга вырос примерно в 3 раза — прирастая по пол-литра каждый миллион лет. По этой же логике через 3 миллиона лет объем человеческого мозга превысит 3 литра. Однако сегодня большинство ученых отвергают подобную перспективу. По мнению антропологов, последние 30 тысяч лет нас мало изменили физически, не считая таких мелочей, как грациализация (утончение) скелета и измельчение зубов. В остальном мы недалеко ушли от ближайших предков, живших на Земле около 200 тысяч лет назад. Источник: журнал Новый Век 2000 (New Age), апрель 2003г. Автор: Светлана Белотоцкая  Тема: эволюция Человека

[20] Речь, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. Речевые средства в этом процессе постепенно потеряли свой "естественный" характер и стали системой искусственных сигналов (см. Семиотика). При этом они не просто тем или иным образом организуют в принципе независимую от них деятельность, а вносят в неё новое объективное содержание (слово как единство общения и обобщения) и этим способствуют перестройке её структуры: в языковом знаке фиксируются не только внешние, природные связи объектов, но также связи и отношения, возникающие в самом процессе деятельности.

[21] Каждый человек начинает говорить после рождения, подражая окружающим. Ступеньки освоения у всех одинаковы - звуки, слова, фразы. Это научная аксиома. Однако ученые до сих пор не могут ответить на вопрос - когда активно формируется зона мозга, отвечающая за речь - до рождения человека или только после появления на свет. Интересно, что врожденных задатков именно к человеческому языку у детей нет. Это подтверждают исследования современных "маугли". Они прекрасно говорят на языке животных, которые их взрастили, но с трудом переходят на обычный, попав в человеческое общество. "У человека нет врожденной способности перепрограммироваться", - считают ученые. Иначе говоря, если инопланетяне вдруг решат усыновить земного младенца, он без труда начнет говорить на их языке. 

Источники: KorrespondenT.Net, #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Центр Брока - двигательный центр речи в коре головного мозга. P.P.Broca - французский хирург, 1824-1880

[23] Если бы можно было отмыть, постричь и одеть нашего далекого предка кроманьонца, его было бы непросто отыскать в толпе современных людей. Кроманьонец, живший на территории Европы 40 000 лет назад, являлся, как говорят антропологи, «человеком с современной анатомией». Это был самый что ни на есть Homosapiens—венец природы, обладатель совершенного мозга. И этот мозг, считали ученые, с тех пор не эволюционирует. Американский генетик Брюс Лан из Чикагского университета решил опровергнуть эти истины из школьного учебника. Он только что разработал теорию, согласно которой мозгу человека еще есть куда расти. «После того как наши предки стали прямоходящими, первым делом у них изменился объем мозга, а уже потом появились другие навыки. Сейчас, на новом витке эволюции, наш мозг также идет первым в изменениях физиологии человека»,—провозглашает ученый. Лан утверждает, что нашел два гена, которые отвечают за увеличение объема мозга, и выяснил, что они продолжают изменяться. Следом, обещает Лан, будет увеличиваться и сам мозг людей. По его мнению, естественный отбор «приветствует тех, у кого есть такие изменения в геноме». Группа Лана изучила гены микроцефалин и ASPMу более 1000 человек со всего мира. Оба гена известны тем, что одна из их мутаций вызывает микроцефалию—страшную болезнь, когда дети рождаются с мозгом, размеры которого намного меньше обычных. Но, как выяснил Лан, бывают и другие мутации. Они, предположил ученый, напротив, могут привести к увеличению объема мозга. Одна из таких мутаций 300 000 лет назад навсегда разделила эволюционные линии человека и шимпанзе—у обезьян эти гены сильно отличаются от наших. Русский Newsweek" 26 сен - 2 окт 2005 № 36 (66)  Наука и здоровье Никита Максимов

[24] Cообщает «Русский Newsweek». 19 июня 2006

[25] С помощью спец. приборов можно сделать тюнинг мозга . Пластичность мозга огромна. Мозг – космос.

[26] Вот еще пример. С этим мальчиком несколько лет назад случилась беда. В оружейном магазине произошел случайный выстрел, в результате пришлось удалить правое полушарие полностью. Функции правого полушария взяло на себя левое полушарие. Ребенок достаточно успешно учится….

[27]Дислексия — это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием. Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличиться в спорте, живописи, музыке, математике или физике. Можно привести примеры известных и выдающихся людей с дислексией: Ричард Брэнсон, Том Круз, Энтони Хопкинс, Лив Тайлер и др. Основные симптомы дислексии: чтение замедленное,по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

[28] Технологии умной старости. Свежесть ума сберечь до глубокой старости. Ему 84 года , но он студент и очень хорошо выглядит. Миф о старческом маразме. Благополучие в жизни больше зависит от мозга, чем от мускулов. Постоянная стимуляция мозга. Постоянная учеба – лучшая гимнастика для мозга. Нужна нагрузка мозга. НЕРВНЫЕ клетки еще как восстанавливаются! Не лечить мозг, а учить его. Думайте позитивно, это самое главное. Третий период жизни, а не стареющий мозг!!! Позитивные мысли – основа нашего здоровья. Справляться со стрессом. Хронический стресс и в результате инфаркты и инсульты. При инсульте все хуже, чем при инфаркте. Только 12% после инсульта умирают, остальные – инвалиды. Если человек просто думает о неприятностях,  это уже плохо влияет на его здоровье.

[29] Испытуемого помещают в сканер для сканирования мозга.

[30] Мозг не чувствует боли, “Молчание ягнят”. Доктор Лестер вскрыл бедняге череп, вынул кусок мозга, поджарил и заставил съесть!


Страницы: 1, 2, 3