рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Тайны мозга рефераты

На этом основаны фокусы… Мы фокусируем внимание на одном и упускаем из вида другое. Фокусники умело этим пользуются.

Несчастный случай. У больной после инсульта, повреждено правое полушарие, происходит “игнорирование части пространства”.

Женщина видит только то, что справа. Все, что находится слева - игнорируется. Предлагается срисовать с картинки изображение кошки (у кошки на рисунке 2 хвоста). Рисует. Глаза видят все хорошо, но процессы контроля внимания нарушены, она рисует, только то, что изображено справа. В результате больная нарисовала только половину кошки, которая изображена на рисунке…

Глаза – рабы системы внимания. Она видит картинку целиком и считает, что ее рисунок закончен. То, что не хватает на бумаге - дорисовывает воображение.

Мозг постоянно искажает, то, что мы видим. Мы скорее угадываем, чем строим изображение с нуля. Каждый творит свой собственный мир. Большая часть того, что мы видим, сохраняется в воспоминаниях. Прошлый опыт используется в дорисовке изображения. Зрение это не улица с односторонним движением. Это палка о двух концах (такое восприятие). С одной стороны вроде бы удобно, но….

Тренер мальчиков по футболу болен, он пользуется образами, а не тем, что он видит. Он скрывает это. Только сохраненные в мозгу изображения позволяют ему делать вид, что он видит все нормально. Используя воображение, он рисует предметы в мыслях, но не узнает их в жизни. Между тем, что он видит и что представляет себе - огромная пропасть.

Феномен зрения изучается очень давно. Но всегда остается, то чего мы не понимаем. Первостепенная задача мозга создавать зрительные образы.

Каждый из нас создает свою реальность.

 

4. Первый среди равных


Человек - самое высокоразвитое животное на нашей планете. Несмотря на то, что у человека 99 процентов генов похожи на гены шимпанзе, мы от них сильно отличаемся. Мы – другие[17]. В нашем мозгу есть такое, что дает нам возможность созидать[18].

Какие изменения происходили внутри мозга в процессе его эволюции? Почему человеческий мозг обладает способностью к постоянному созиданию?

Шимпанзе на редкость сообразительны. Но у них отсутствует речь. Средний человеческий мозг в 3 раза больше, чем мозг шимпанзе[19].

Одна из способностей человека- стремление к цели, разработка плана действия. Как удалось нашему мозгу достичь таких высот?

Этот больной воевал во Вьетнаме. Он уцелел, но был ранен. Шрапнель вошла в переднюю часть мозга Майкла. И в его психике наступили изменения. Он не может устроиться на стабильную работу. Он влачит жалкое существование. Работает уборщиком в больнице. У него нет цели. Почему жизнь Майкла так резко изменилась?

Тест (Игра в карты). При постоянном проигрыше люди прекращают игру. Майкл не останавливается. У него склонность просаживать деньги. Из-за ранения в голову пострадала и личная жизнь Майкла. Несколько раз женился, но каждый раз не удачно. Ранение в переднюю долю мозга лишило возможности ставить цели. Он не может рассуждать логически, не может разрабатывать планы дальнейшего поведения и воплощения их в жизнь.

Лобная часть мозга остается загадкой для ученых. Человек, развиваясь, передает свой опыт из поколения в поколение[20]. Мозг человека хранит значение тысяч слов[21]. 100 лет назад ученые думали, что за умение разговаривать отвечают две области мозга. Затем ученые составили схему функционирования остальных участков мозга[22].

После инсульта этот ученый уже не может произнести речь, которую он произносил до инсульта. Он не может ни писать, ни читать. Он с трудом понимает, что ему говорят. Ему трудно составлять связные предложения. Кровоизлияние повредило левую часть полушария.

У людей, перенесших инсульт характер повреждения мозга разный. Иногда кажется, что он все понимает, но видно, что у него явные нарушения речевого аппарата. Не может подбирать слова и составлять из них предложения. Речевой процесс имеет невероятно сложную структуру. Речь редко восстанавливается после инсульта.

Женщине делают операцию на мозге. Слабые разряды тока посылаются в мозг, он ничего не чувствует. Женщину просят произносить числа (считать). Счет зависит от многих участков мозга. У каждого человека своя сеть участков, отвечающих за речь.

200 пациентов и у всех расположение участков, отвечающих за речь разное.

Речевая система мозга имеет чрезвычайно сложное строение. Было обнаружено, что в коре головного мозга, если человек знает несколько языков, то за одно и тоже слово на разных языках отвечают разные участки мозга. Одна область реагирует на фрукты, другая на инструменты и т.д.

Речевые процессы происходят не только в мозге человека. Обезьяны не могут разговаривать, но понимать значение слов она может. “Спокойнее” – абстрактное слово. Обезьяна понимает значение этого слова. Биолог, работающий с обезьяной стала говорить громко и обезьяна подошла к доске и показала на символ, означающий это слово. Обезьяна выучила 200 символов. Она понимает смысл предложения :“Дай собачке кусочек хот-дога” (сложность в том, что здесь игра слов!). И угостила собачку!

Обезьяна может понимать речь. От 5 до 7 лет – это возраст, когда обезьяну можно научить этому. Если ей интересно, она может понимать целые диалоги. Развитие мозга людей и человекообразной обезьяны зависит от условий, в которых она развивается.

В чем разница мозга обезьяны и человека? Проводились серии опытов с обезьяной. Только ли размер мозга влияет на речь?

Где ботинок? Такой вопрос задавали человеку и обезьяне. У человека задействуется левое полушарие, у обезьяны и левое и правое. Мозг обезьяны и человека очень отличается!

Какая рука у шимпанзе доминирующая (скорее всего, правая). Большинство людей - правши. Этот факт свидетельствует об особом устройстве нашего мозга. За логику отвечает левое полушарие, за творчество – правое.

В цепочке эволюции навыков от шимпанзе до человека происходят огромные изменения[23].

Сотни тысяч лет неандертальцы мастерили одни и те же инструменты. Неразвитое сознание ограничивало и речевые способности. Не было творческого мышления. Со временем появились, кроме каменных орудий, костяные и деревянные орудия, а также украшения. А потом люди перешли к созданию более совершенных орудий и технологий.

Во Франции найден самый первый портрет в истории человечества – он написан кроманьонцем 28 000 лет назад[24], Этот портрет на 12 000 лет древнее, чем самые древние настенные портреты, найденные до сих пор. Самая древняя живопись в Европе была найдена в пещерах Шове (Франция, 32 000 лет) и Фумане (Италия, 36 000 лет), а в пещерах всего мира оставлено более 50 000 рисунков. Новая находка обнаружена в пещере Вильонер. Почти год с момента открытия ученые не сообщали о своей находке, поскольку изучали кости и пигменты краски в лаборатории в Майами.

При создании изображения была использована незамысловатая техника: сажа на плоской грани сталактита, всего несколько линий. Художником скорее всего был кроманьонец, который обладал ярким и, как казалось до сих пор, не свойственным той эпохе творческим сознанием. «Нет никаких сомнений в том, что эти художники были кроманьонцами, а не неандертальцами, хотя существовали одновременно. Эволюция мозга тесно связана с эволюцией сознания, но дело тут не в объеме мозга – как раз у них он был одинаковый», – считает куратор отдела антропологии Американского музея национальной истории Ян Таттерсалл.

Несколько лет назад антрополог из Гарварда Даниэль Либерман доказал, что у кроманьонцев были лучше развиты лобные доли мозга, которые отвечают за креативное мышление, планирование, язык, а также артистические способности.

Эволюция мозга происходила в течение многих лет. Всплеск творчества и воображения создал наш мир. Мы люди отличаемся от животных, потому доминируем на планете.

 

5. Развитие мышления


Мозг - развивающаяся структура[25]. Жизненный опыт человека сочетается с деятельностью его мозга, который постоянно адаптируется к меняющимся условиям жизни. Как наш мозг изменяется в течение жизни? Каким образом познание мира влияет на формирование мозга?

Мозг состоит из миллиардов клеток, которые имеют тысячи связей со своими соседями. Каждое событие отражается в мозге. Мозг может формировать, а может и разрывать связи.

Мальчику (Гарри) было 6 лет, когда в мозгу лопнул кровяной сосуд и в результате – эпилепсия. Он постоянно находился в состоянии приступа. Они выражались в том, что Гарри двигал челюстью и становился агрессивным. С годами его состояние ухудшалось. В мозге Гарри шли постоянные волнения. Его мозг постоянно то включается, то выключается. Левое полушарие пострадало, а правое – нет.

Семье Гарри предложили сделать операцию по удалению поврежденной части мозга. Удалили все левое полушарие мозга. Как это повлияет на его жизнь?

3 дня после операции он не приходил в сознание. Потом открыл глаза и сказал впервые за 6 лет связное предложение. Речь заметно улучшилась. Правая часть тела слушается плохо, но он занимается лечебной физкультурой. Вторая часть мозга частично берет на себя функции левого полушария[26].

Мозг приспосабливается лучше всего в детстве. Мозг - не застывшая структура. Связи в мозге постоянно изменяются. Мы не утрачиваем способность к обучению.

Каким образом мозг изменяется во время обучения?

Чтение. Наш мозг автоматически расшифровывает буквы. Учиться читать, конечно, лучше в детстве. Потом гораздо сложнее.

Есть область в мозге, отвечающая за преобразование букв в слова. При преобразовании букв в слова в мозге появляются новые связи[27].

Мальчика учили читать. Его мозг сканировали до обучения и после. На снимке четко видны изменения в мозге (черточки – связи!).

Когда мы становимся взрослыми, наш мозг изменяется. Воспоминания! Память развивается по мере роста организма. Никто не помнит себя младенцем. Самые ранние воспоминания в основном от 2 до 4-х лет. Как изменяется мозг по мере развития памяти? Новорожденный ребенок (1 месяц) способен узнавать голос матери. 3 года. Его мозг в состоянии запомнить эмоциональную информацию.

Активность мозга разная у разных возрастов. Сущность памяти – чем крепче связи, тем лучше мы помним. Базовые воспоминания могут быть стерты из памяти или просто переместились в другую часть мозга, которая нам не доступна? При воспоминании о конкретном событии происходит переживание и толчок к размышлению. Как мозг хранит воспоминания?

Тест. Фотографии 4-людей. Под каждым фото указаны профессия и ФИО. Фото быстро показывается испытуемому, а потом он должен по профессии назвать ФИО. Женщина, которая занимается изучением мозга, прекрасно справилась с тестом.

А вот парень 22 лет болен амнезией и он не может справиться с заданием, хотя он уже много раз видел эти фотографии. В детстве он получил повреждение мозга. Родители обратили внимание на это, когда ему было 9 лет. Он не помнил, где его вещи. Он не может ориентироваться в новой обстановке. К врачам он попал в 13 лет. Его память действует, если многократно повторят, то, что ему следует запомнить. Исследуя его мозг, врачи узнали, как функционирует память. Его мозг не может самостоятельно воспроизвести событие из прошлого. Он просто заучил, то, что ему рассказывают родители. Трудно представить каково это вглядываться в свое прошлое и ничего не видеть. Родители стараются напомнить ему о том, что было в его жизни.

Наш мозг запоминает важную информацию и забывает второстепенную. Мозг запоминает значимые события. Но второй вид памяти – основа наших знаний. Мы учимся на своем опыте. Эти факты (семантическая память, память о фактах), это - живая база данных. Семантическая память помогает нам. Связи между нейронами постоянно обновляются.

Слабоумие бывает не только у пожилых людей.

У этого человека связи между нейронами нарушены. Физически он чувствует себя хорошо. У него семантическая деменция (слабоумие). Дефект психики. Отмирание клеток! Слона такой больной назовет собакой или кошкой. Он не забыл слова, он утратил знания. Не все приобретенные знания утрачиваются. Он всегда любил играть в карты, у него сохранилась память на карты, на правила игры. Его слабоумие нельзя вылечить, но хотя бы удовольствие от жизни он получает.

Тест. После 60 лет пациенты, проходят маршрут с препятствиями. В наушники испытуемые слышат указания и их задача выполнить поставленные задачи. Они затрачивают умственные способности, чтобы выполнить движения, а молодые не думают, как двигаться. Одновременно преодолевать препятствия и говорить пожилые не могут. Им трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Мудрость пожилых людей состоит в том, что они обрабатывают информацию выборочно. Они сами определяют границы внешнего мира. Мир с возрастом уменьшается, активность нашего мозга меняется[28]. Любое знание оставляет свои отметины. Наша сущность сохраняет индивидуальность, формируется неповторимая личность.

 

6. Последняя загадка


Каждый человек обладает собственными чувствами и ощущениями. Каким образом мозг наделяет нас способностью осознавать самих себя?

Каждое утро мы просыпаемся, мозг дает вам понять, что это вы. Сознание не вкладывается извне. Это результат мозговых процессов, но каких?

Главная цель нейробиологии интерпретировать все, что с нами происходит. Как 1,5 кг нейронов и кровеносных сосудов, масса, похожая на масло, обеспечивает наиболее совершенные формы регуляции всех жизненных функций организма и его уравновешивания со средой, в том числе и высшую нервную деятельность, а у человека - и психической функции, включая мышление?

Мы всегда, что-то осознаем. Вы ведете машину, многое делается автоматически, думаете о чем - то, но вот вы переключаетесь и концентрируете внимание на вождении. Так есть ли центр контроля сознания?

Грэг Янг обладает необычным мозгом. Его приглашают для исследований ученые всего мира. Он уроженец Честера. Когда ему было 8 лет, его сбила машина. Он не видит, то, что справа. У него половина зрения. В 20 лет его обследовали. Феномен – зрячая слепота. Грэг получил локальное повреждение зрительного анализатора. Опыт. Светящиеся точки движутся по экрану. Он не видит точки, но улавливает направление их движения. Какие участки мозга ответственны за сознание. Он реагирует, но не осознает. В это время задействован один очень маленький отдел мозга, но когда видит точки, то задействован целый ряд отделов мозга.

Не достаточно просто получить информацию, надо ее обработать. Зрячая слепота показала, что нет специального участка, отвечающего за сознание.

В мозге сосредоточены тысячи цепочек между нейронами. Представьте, что мозг подобен поверхности озера во время дождя. Всплеск активности в определенный момент времени, осознание мысли и чувства, проносящиеся в нашей голове….Что происходит в мозге, когда мы без сознания? Анестезия воздействует на весь мозг. Этот процесс происходит постепенно, мозг как будто утухает.

Исследование полубессознательного состояния. Дается такая доза наркоза, при которой пациент не чувствует боли, но находится в полубессознательном состоянии. Малые дозы вызывают галлюцинации, то есть искажают сознание. В Цюрихе изучается воздействие анестетиков. Например, можно использовать кетамин. Испытуемый комментирует свои ощущения после введения препарата, у него возникают галлюцинации. Ему кажется, что он взлетает. Как небольшие дозы анестетиков искажают реальность? Он рассказывает, что ощущает. Идет огромная волна нейронной активности, это причина галлюцинаций. Все это видно при сканировании мозга[29]. Сознание – это мимолетное изменение взаимодействия клеток. Под действием препарата кетамина, создается сеть клеток. Испытуемый “путешествовал по галактике”. Алкоголь, никотин также приводят к таким изменениям в мозге…

Контролирование степени осознания боли[30]. Эдинбург. Шоу для мозга. Удивительная демонстрация членовредительства. Как они блокируют боль, не выносимую для других? Многие люди могут лежать на гвоздях, не ощущая дискомфорта. Получается, что, настраивая разум, можно контролировать боль. Эти люди фактически перемещают свой разум в другое место. Намеренно заполняя свое воображение, чем-то, чтобы блокировать боль. Мужчина не чувствует боль, потому что знает, что произойдет. Если он встанет с постели и внезапно ушибет палец, то закричит от боли, но если подготовит себя, то блокирует боль в результате подсознательной активности мозга….

Чего вы боитесь? Большой теннис. Подача мяча. Скорость мяча 160 км/час. Все на автомате. Находясь на корте, ты не думаешь, а просто бьешь по мячу. Видишь только, угол, куда летит мяч, все происходит неосознанно.

0,5 сек задержка, прежде чем происходит осознание. Внезапно остановить автомобиль, осознавая это, очень сложно, все происходит на подсознательном уровне! Все быстрые реакции – неосознанные действия…Что первично? Деятельность мозга или наше желание? Считается, что мы обладаем осознанной волей. Мы считаем, что действиями руководит побуждение.

Измерение мозговой активности во время принятия решения. Электроды следят за состоянием мозга до, во время и после принятия решения. Женщине набирает на клавиатуре время, в которое произошло побуждение. На построенном графике вырисовывается интересная картина. Известно среднее время принятия решения. Мозг начинает готовиться к решению, задолго до того, как ею произошло осознание, того, что она приняла решение.

Наше сознательное действие и свобода воли не более, чем иллюзия. Решения – результат подсознательных решений созревающих в мозге. Мы – органическая машина и все тело – машина. Но человек - особенная машина.

С 60-х годов проходит кампания в защиту свободы слова. Но действительно ли разум дает нам полную свободу контролировать свои действия. Кажется, что мы обладаем свободной волей.

В лесах Нью - Геншира. Этому мужчине (Джо) 20 лет назад сделали операцию. До этого у него каждый день было по 2-3 эпилептических припадка. Рискнули, ему повезло! Его мозг разделили на две части. Волокна (50000) соединяют правое и левое полушарие. Их распилили. После этого он стал интересен для исследования.

Страницы: 1, 2, 3