рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Основы антропологии рефераты


12. Видовое единство человека. Понятие о расе


Видовое единство человечества

История науки знает неоднократные попытки доказать, что человеческие расы представляют собою различные виды и даже роды, однако большинство исследователей определяет человечество как единый вид.

Все расы при смешении дают плодовитое потомство. Поэтому не удивительны высокие цифры рождаемости населения Южной Америки, Южной Азии и других областей. В Бразилии количество "чистых" индейцев, живущих в лесах, составляет 2% от общего количества населения, а количество метисов - 33%.

Все зоны соприкосновения разных расовых типов всегда являлись одновременно зонами смешения. Стихийный процесс расового смешения не могут остановить социальные преграды и террористические меры, направленные на сохранение "чистоты" расы. Некоторые расы выглядят внешне достаточно контрастно (пигмеи Африки и северо-американские индейцы, северные европейцы и южные китайцы), но все человеческие расы связаны рядом промежуточных типов.

Понятие расы

Все ныне живущее человечество с точки зрения биологической науки представляет один вид Homo sapiens ("человек разумный"), распадающийся на более мелкие подразделения, именуемые расами. Термин "раса" созвучен арабскому "ras" ("начало", "происхождение"), итальянскому "razza" ("раса", "племя").

Расы человека отличаются друг от друга рядом признаков - цветом кожи, волос, глаз, типом волос, чертами лица, формой черепа, пропорциями тела и другими не существенными для жизнедеятельности признаками. Расовые признаки связаны с наследственностью и мало меняются под воздействием среды.

Расы связаны с определенной территорией (ареалом).В настоящее время данная связь может не обнаруживаться (черная раса представлена в населении Африки и Америки), однако она существовала в прошлом. Не все биологические признаки человека являются расовыми признаками. Например, развитие жироотложения, мускулатуры, различия в осанке - не расовые отличия, так как связаны с влиянием среды сейчас.

На Земле уже насчитывается около 6 млрд. людей. Среди них нет, и не может быть двух совершенно одинаковых людей; даже близнецы, развившиеся из одного яйца, несмотря на огромное сходство их внешнего облика, и внутреннего строения, всегда какими-то мелкими чертами отличаются друг от друга. Наука, изучающая изменения физического типа человека, известна под

именем "антропологии" (греч, "антропос" – человек). Особенно сильно заметны телесные различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке.

Деление вида Homo Sapiens на расы произошло два с половиной столетия назад. Происхождение термина "раса" точно не установлено; возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова "рас" (голова, начало, корень). Есть также мнение, что термин этот связан с итальянским razza, что значит "племя". Слово "раса" примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.

Расы - это исторически сложившиеся группировки (группы популяции) людей разной численности характеризующиеся сходством морфологических и физиологических свойств, а также общностью занимаемых ими территорий.

Развиваясь под влиянием исторических факторов и относясь к одному виду (H.sapiens), раса отличается от народа, или этноса, который, обладая определенной территорией расселения, может содержать несколько расовых комплексов. К одной и той же расе может принадлежать ряд народов и носителей многих языков. Большинство ученых сходятся во мнении, что существует 3 крупных расы, которые в свою очередь распадаются на более мелкие. В настоящее время по мнению разных ученых, насчитывается 34 – 40 рас. Расы отличаются друг от друга по 30-40 элементам. Расовые особенности наследственны и являются приспособительными к условиям существования.

Целью моей работы является систематизировать и углубить знания о человеческих расах.


13. Социальные корни расизма. Научная несостоятельность расистских теорий


Антропология (наука о человеке) как самостоятельная дисциплина начала развиваться во второй половине 18- го века во Франции и Германии. Ее границы с этнологией, биологией, анатомией человека тогда еще не были четко очерчены, но она считалась точной наукой и на начальной стадии занималась изучением различных человеческих рас. (Только позднее она превратилась в общественную дисциплину.)

Интерес к расам возник в мире вследствие развития путешествий и последующих описаний увиденного, а также распространения в мире колониализма. Вначале антропология имела лишь описательный характер, затем появляются различные классификации.

В 1738 году швед К.Линней опубликовал "Систему природы" ("Systema nature"), в которой разделил человечество на четыре расы, описав их физические и нравственные черты. Позже было опубликовано еще несколько аналогичных сочинений, и хотя мнение о принципах деления на расы у разных авторов были различные, все они основывались, прежде всего, на цвете кожи представителей рас.

Наконец, британский врач (живший, однако, во Франции) У.Ф.Эдвардс произвел научную революцию, разделив расы по телосложению; в 1829 году он опубликовал знаменитую книгу "О физиологических свойствах человеческих рас в связи с их историей". Ее новизна заключалась, в частности, в том, что в отношении французов он пришел к мнению, что они происходят от двух различных рас и, одновременно, что эти расы существуют в несмешанном виде до сих пор (т.е. в 19-ом веке). Он также восстановил в правах термин "исторические расы", вследствие чего появилась возможность выделения разных расовых групп, хотя бы и имевших одинаковый цвет кожи. В связи с этим он указал и на физические особенности части евреев. Эдварде не сомневался, что самым достоверным признаком расы является размер и форма черепа; рост и цвет волос тоже важны, но они играют второстепенную роль (дополнительно он использовал для различения рас еще и итальянские исследования в лингвистике по особенностям произношения).

Уверенность Эдвардса в преобладающем значении формы черепа для различения рас была неслучайной: десятилетиями, с конца 18 века, процветала в Европе френология, "наука об изучении человеческого черепа", утверждавшая, что особенности мозга связаны с теми или иными чертами его "хранилища" - черепа. Размер той или иной части черепа определяет, якобы, ту или иную характеристику самого мозга, следовательно, человеческий характер можно узнать, изучив тот или иной череп. В начале 40-х годов 19 века швед Рециус предложил коэффициент для измерения черепов (длина черепа делится на его ширину и умножается на 100) - так называемый cephalic index. Многие годы эта формула служила исходной точкой в исследованиях не только псевдо- но и настоящих ученых.

В 1893 году французский философ Альфред Фуйе предсказал - не осознавая в полной мере силу своего предвидения: "Люди еще будут убивать друг друга из-за разницы в один балл между их черепами".

Итак, антропология изучала тогда расовые проблемы, связанные преимущественно с особенностями телосложения, с привлечением для этого достижений общественных наук.

Обращаем особое внимание на этот переход науки от сухого научного факта к социальным спекуляциям; подобный процесс, как мы убедимся далее, происходил и в других отраслях знания. Повсеместное его распространения было связано с тем абсолютным значением, которое общество придавало научным открытиям.

Многие ученые пришли к выводу, что существует огромная разница не только во внешнем облике, но и в характерах представителей разных рас. В этой среде было принято считать, что различие цвета кожи, толщины губ, строения глаз, качества волос обуславливает природное неравенство людей. "Обязательно должна обнаружиться связь между внутренними и внешними различиями рас" - историки романтической школы оказались первыми, кто принял этот тезис в своих научных комментариях.

Так был сделан первый шаг к расизму, развившемуся в полной мере в первой половине 19-го века.

У идеологического расизма была, конечно, связь и с общественно-политическими процессами развития национализма и колониализма, но эта связь переживала еще так называемый "наивный" - младенческий период; пока у людей еще оставалась возможность быть расистами, отрицая насильственный и иерархический его характер.

Новая стадия расизма, вскоре ставшая доминирующей, началась, когда в систему антропологических проблем стали вплетать проблемы биологические.

Биология

В отличие от общепринятой в то время Библейской версии о единовременном сотворении мира и идентичности современной природы с той, которая была сотворена Творцом, в 19 веке появилась биологически обоснованная теория эволюции природы.

Одним из первых эволюционистов стал французский биолог Жан-Пьер Ламарк, предположивший, что разнообразие видов, форм, оттенков живых существ есть результат их приспособления к окружающей среде. Длительные процессы привели, в конце концов, к изменению природных форм. Но теория Ламарка строилась, в основном, на предположениях и была плохо обоснована. Тем не менее, она распространилась во Франции и других странах, ибо время от времени гипотезу Ламарка подкрепляли вновь открытые феномены. Летом 1830 года во Французской Академии состоялся горячий диспут о достоверности ламаркизма, немецкий поэт Гете внимательно следил за ходом этих споров.

Несколько позже в Англии нашлось множество сторонников теорий социолога Герберта Спенсера, обосновавшего в 50-х годах свои социологические гипотезы именно новейшими биологическими открытиями. Окончательно сформулировал и доказал теорию эволюции знаменитый англичанин Чарльз Дарвин: его "On origin of species" ("Происхождение видов"), впервые опубликованное в 1859 году, переиздавалось бесчисленное множество раз на всех языках Европы. Биолог обосновал процесс эволюции в природе и сформулировал его главнейшие законы: закон естественного отбора и закон борьбы за существование.

На научные гипотезы Дарвина жадно, как на сокровищницу, набросились люди, решившие использовать их для разработки социальных тем (отсюда и возник термин - "социальный дарвинизм"). Вот главные тезисы "социал-дарвинистов":

а. природа построена на эволюции, и самая высшая ступень эволюции - млекопитающие, среди которых первенствуют приматы, а венчает пирамиду человек - хомо сапиенс;

б. у эволюции "нет границ" (Дарвин), но если это так, то, следовательно, среди людей нынче тоже протекает процесс эволюции. Следовательно, внутри современного человечества можно и нужно искать различные виды, а среди них - самый высший.

Так, уцепившись за уже существующий расизм, социал-дарвинисты создали расистский дарвинизм. Но как можно было среди прочих рас выделить высшую расу? Расисты начали утверждать, что таковой является белая раса:

- в войнах белый человек завоевал мир и создал повсюду свои колонии, духовно поработив все народы;

- в сфере духа породил величайших философов-европейцев;

- в музыке - создал классику;

- в архитектуре белыми созданы величайшие творения, например, - готические соборы;

- в технологии - паровозы и пароходы - изобретения белого человека, заставившего природу работать на себя и т.д.

Сразу видно, что это субъективные критерии, основанные как на посылке на собственном же выводе, предполагавшем, что белая раса - высшая. Но в свое время (а, может быть, не только в свое) они считались вполне объективными, доказывающими подлинное различие рас в талантах и интеллекте.

Второй вывод, как бы дополняющий первый, был связан с "борьбой за существование".

Считая, что раз борьба за существование есть закон природы, и, следовательно, она не может носить отрицательного характера, социал-дарвинисты утверждали, что возражение пацифистов-моралистов против войн не обоснованы. Более того, лица, отрицавшие справедливость "законов природы", возможно, и есть "злоумышленники", "слабые", придумавшие эти гуманистические теории, чтобы с их помощью предотвратить свое поражение от руки "высших", "лучших" по природе. Мир и гармония в среде народов, проповедовавшиеся в Европе ранее, перестали теперь казаться обязательными даже для нравственных людей.

Лингвистика

Развитию расистских идей содействовали исследования в еще одной науке - в лингвистике (языкознании), развивавшейся с конца 18 века.

Готфрид фон Гердер в книге "Происхождение языка" (1772 г.) обратился к проблеме рождения языков: по его мнению, в основе появления речи у человека лежал инстинкт. Когда европейцы открыли для себя санскрит, язык праиндийцев, и узнали о его близости к европейским языкам, в науке возникла новая лингвистическая школа (вместо признанной со времен Римской империи) - сравнительно-историческая.

Англичанин Вильям Джонс, первым исследовавший санскрит, предположил, что у готского, индийского, древнегреческого, латыни и, возможно, древнеперсидского языков - есть общий предок (1770 г.). Вслед за ним эту идею развил немец Фридрих Шлегель в книге "О языке и мудрости индийцев", 1880. Вскоре языковед Клафорт ввел термин "индоевропейская группа языков". Повлияли на развитие новой лингвистики и датские языковеды, занимавшиеся тевтонскими языками скандинавских эпосов, в частности - древнеисландским языком.

Новый вклад внес в лингвистику той эпохи Якоб Гримм, зачинатель германской языковедческой школы, романтик, изучавший как фольклор, так и древнюю немецкую литературу; он обнаружил древнейшие выражения в сохранившихся народных диалектах. Вместе с братом Вильгельмом ("братья Гримм") он создал новую немецкую грамматику (1819 г.) и важнейший словарь (1852 г.).

В 20-х годах 19-го века исследователи индоевропейских языков начинают употреблять новый профессиональный термин - "ариец". В санскритских легендах этим словом обозначали древних завоевателей Индостана, и дословное его значение, по-видимому, - "хозяин", "аристократ" или "чистый", т.е. отличающийся от аборигенов.

Эти исследование были использованы расистами в своих целях. В частности, было сделано предположение, что все племена, говорящие на индоевропейских языках, состоят в кровном родстве (возможность кровного родства без родства языков, как и родства языков без кровного родства, представлялась невероятной). Так и возникли термины "арийский народ" и "потомки арийцев", хотя существовали многочисленные разногласия о том, какие именно народы должны входить в "арийскую группу". Одним из главных сочинений подобного рода стала книга швейцарца Адольфа Пише "Индоевропейские источники или примитивные арийцы". В предисловии он утверждал, что именно санскритские корни помогут понять историю человечества: в среде индоевропейцев живет "раса, которая с помощью Высших сил будет властвовать над миром". Она "выделяется красотой своей крови и интеллекта", доказательством чему служит "богатство гармоний и совершенство структуры ее языка".

19-й век дал толчок изучению еще одного пласта лингвистики - восточных языков. Катализатором этого процесса послужило открытие и расшифровка аккадского языка, сыгравшего в истории роль, подобную роли санскрита для индоевропейских. Среди лингвистов-востоковедов, в особенности тех, кто изучал иврит, выделялся в середине века француз Эрнест Ренан. Он и дал группе языков Ближнего Востока название "семитские языки", использовав библейское сказание о происхождение человечества от Шема (Сима), Яфета и Хама, сыновей Ноаха (Ноя).

В 1855 году, опубликовав "Общую историю и сравнительную систему семитских языков", он обосновал в ней общность группы этих языков и народов, использовав для их обозначения термин "семитские народы" (более подробно он развил те же идеи в "Новых мыслях об общности характера семитских народов" Сказанное выше кратко обрисовывает как истоки расизма, так и методологию расистской аргументации.

Истоки расизма

Итак, в 19 веке сложился подходящий общественный климат для внедрения расизма в духовную жизнь общества. Все его составляющие оказались объединены в книге французского аристократа-дипломата графа Артура де Гобино "О неравенстве человеческих рас" (1853-55 гг., т.е. еще до "Происхождения видов" Дарвина - это доказывает, что идеи витали в воздухе). Во Франции, на родине автора, его книга не пользовалась популярностью, но в Германии, благодаря его близкой дружбе с великим композитором Рихардом Вагнером, на сочинение Гобино откликнулись многие. Кроме вышеупомянутых постулатов ("ключ к пониманию истории таится в расовых особенностях ее субъектов", "критерии величия белой расы", похвала арийцам и проч.), творение Гобино отличалось также крайним историческим пессимизмом. Из-за недооценки миром важности расового фактора все расы, мол, перемешались, и потому в будущем нельзя будет отыскать силу, которая поведет человечество к прогрессу:

"Счастливая случайность помогла выполнить главную задачу... но мало шансов на счастливое будущее". Гобино считал, что явно поздно исправлять испорченную историю человечества.

Другие расисты с ним не соглашались: дарвиновские идеи о возможности повлиять на "природу", т.е. "улучшить расу", их явно ободряли. Кроме того, эту группу идеологов объединяло трагическое ощущение необходимости и срочности каких-то действий для "спасения мира", "гонки наперегонки со временем".

Следует отметить попутно, что лично Гобино относился к евреям с определенной симпатией, хотя и считал их расой ниже арийцев. Он ценил их, как он выражался, за "мудрость народа", понявшего еще во времена Эзры и Нехемии, т.е. в 5-ом веке до нашей эры, важность принципа чистоты расы и воспринявшего объявленный запрет на смешанные браки.

Расизм и его социальные корни

С расистской точки зрения, человечество делится на "высшие" и "низшие" расы, причем различия между ними наследственны и не могут изменяться под влиянием внешних условий, вследствие чего никакие социальные преобразования не могут превратить "низшую" расу в "высшую" или даже сгладить их различия. "Низшие" расы, по утверждению расистов, всегда подчинялись "высшим", а в тех случаях, когда по каким-либо случайным обстоятельствам этого не происходило, культура деградировала, и средством для ее возрождения могло служить только приведение "низшей" расы к покорности или полное ее уничтожение.

Антропология была использована для "доказательства" того, что все те явления, которые в действительности, неизбежно вытекают из определенной системы производственных отношений на современном историческом этапе.

Для этой цели была создана особая отрасль тенденциозной публицистики, имеющая некоторое внешнее сходство с антропологией, но в действительности менее всего заинтересованная в фактах и их научном освещении <...> (с. 511—512).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21