Этапы развития и парадигмы естествознания
Этапы развития и парадигмы естествознания
ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ И ПАРАДИГМЫ естествознания.
Баширов Р.И.
Бакинский государственный университет, Азербайджан.
Природа в
системе мировоззрения.
Понятие природа
одно из субстанциональных категорий философии. По своему содержанию оно емкое и
всеохватывающее: элементарные частицы, атомы, молекулы, свет далеких звезд,
моря, реки, леса, извержения вулканов землетрясения и т. д. - это все явления и
объекты природы. К природе также относится и бесконечное разнообразие живых
существ на земле. Понятие природа очень близко к понятию материя, охватывающая
все, даже бесконечную Вселенную.
В широком смысле
слова природа – это материя и обыкновенная реальность, взятые вместе со своими
разнообразными связями, отношениями, атрибутами. В несколько узком смысле
слова природа- совокупность всех естественных условий необходимых для
существования и развития человека и общества.
Чтобы детально
выяснить смысл понятия природы, сопоставим его с противоположным ему и в то же
время вместе с ним составляющим противоположность понятия культура.
Культура – это
освоение в ходе практической деятельности человека предметы, видоизмененные в
форму целесообразных за счет этой деятельности, в свою очередь природа – это
совокупность вещей, существующих на основе объективных законов. Другими словами,
культура – это измененная человеческим трудом и освоенная часть природы, в этом
смысле человеческая деятельность – процесс превращения естественного в
культурное, искусственное. Человек, противопоставляя себя природе посредством
своей сознательной и целесообразной деятельности, остается частью огромной
материи- природы, ее высоким образованием. Одно из мудрых высказываний К.
Маркса подтверждает, что не только физическая, но и духовная жизнь, идеи и мир
мыслей человека связаны с природой. Человек благодаря природе живет и творит.
Говоря образно, природа – это тело человека. Для того, чтобы не умереть, жить и
творить человек вместе с телом- природой должен находиться в более тесном соприкосновении,
связи и общении. Однако природа остается не только естественным условием
существования, важной областью практического общения и преобразующей
деятельности, на основе этого соотношения рождаются и развиваются другие формы
отношений человека и природы. Это, прежде всего осознанное отношение человека к
природе, реализованное в современном обществе в форму естественных наук. Природа
– интеллектуальный объект, один из важных источников наших знаний. Познание
человеком природы – это естественно-научные знания, зародившиеся и
развивающиеся на основе гносеологических отношений, а также естественных наук
(физики, химии, биологии, астрономии, геологии и т. д. )
Во-вторых – это
аксеологическо–оценочное отношение, выраженное человеком по отношению к природе
посредством таких понятий, как добро, зло, красота, возвышенное, польза и т. д.
И, наконец, в
третьих - это впервые в истории современного человека проникшее в область
практической деятельности и с помощью производительных сил общества еще более
развивающееся на виду у естественных сил чувство ответственности. Европейские и
русские исследователи в один голос заявляют, что чувство ответственности за всю
историю теоретического освоения природы у человека появилось лишь в 20 веке
как великое достижение, а в прошлых веках якобы этого чувства у человека не
было, и он не нес ответственности за красоту и великолепие природы.
Исследователям, стоящим на ошибочной позиции исторического подхода к отношениям
«человек- природа» можем привести строки великого Низами, который 850 лет назад
уже призывал к порядку:
Эта природа -
наша мать, любить ее приятно
Вслед за матерью
душа ребенка окажется достойной!
Как видим, Низами
призывал не только нести ответственность за природу, но и любить природу как
мать, быть внимательным и честным по отношению к ней.
Таким образом,
«человек», «общество» и «культура» - понятия противоположные понятию «природа»
и в то же время входят в содержание этого понятия. За всю историю существования
культуры человечества такое противоречивое отношение человека к природе было
связано с различными позициями в области отношения человека к природе. Эти
позиции можно сгруппировать следующим образом.
1) Природа по
своему развитию отстает от культуры и является не правильно сформированной
бессознательной действительностью. Такое отношение к природе было основано на
идее о зависимости природы от человека и на позиции человека как повелителя
природы.
2) Природа как
олицетворение завершенности и совершенности, она стоит выше человека, общества,
культуры и понималась как действительность, которая занимает ступень
преимущества в сравнение с ними. Согласно этой позиции человек должен учиться у
природы и следовать всем ее указаниям.
3) Природа –
стихийные силы, господство хаоса, действительность, которая регулирует
здравомыслие человека.
4) Природа –
действительность верных законов, господство естественной неизбежности,
действительность, которая не выходит за рамки существующих законов. Отношение
человека к природе в разные периоды культуры человечества было связано с
существованием различных позиций в отношении человека и природы.
В системе
античного мышления природу рассматривали как единственную, связывающую,
подвижную, изменчивую завершенность и в этом смысле человек по отношению к
природе воспринимается как ее составная часть. Как нам уже известно, античные
философы связывали понятие «природы» с понятием «космоса», понимали его в общем
как знание, достигнутое человеческим умом и в противоположность хаосу,
бесконечности понимали ее как сформированную, совершенную, не разрушаемую действительность.
Созданную подобно природе и подчиненную ее законам жизнь на Земле античные
философы считали идеалом. Решение проблем восприятия с помощью смысловых
сочетаний в рамках натурфилософии – идея античных мыслителей, которая также
полностью совпадала с их взглядами на природу. Одним словом, в античный период
человек считался полноправным хозяином природы.
В средние века в
христианской культуре отношение к природе в корне изменилось. По христианскому
богословию окружающая человека и общество природа создана Богом, однако по
степени развития она стояла ниже человека и таким образом, дух божественного
начала находился не в природе, а в человеке. Так же как источником темных и
разрушительных сил, которые в большинстве случаев приводили к уничтожению
природы или подчиняли воле человека, являлись землетрясения, извержения
вулканов, цунами и т.д., так и в жизни человека происходила борьба духа божественного
начала с греховным началом – телом. В общем, в христианской культуре средних
веков природа понималась как безжизненная действительность, противостоящая
человеку и обществу.
В эпоху
Возрождения у людей зародилась новая форма отношения к природе. Человек
утверждал красоту и совершенство окружающей среды и в противовес туманному
аскетизму средних веков смотрел на природу с чувством радости и счастья, считая
себя в полном смысле слова ее хозяином и владельцем.
С течением
времени в философии и романтической эстетике природа рассматривалась, как средство
выхода из негативных ситуаций, которые порождаются человеческой цивилизацией.
Выдающийся представитель романтизма Жан-Жак Руссо в этот период считал
первопричиной всех несчастий человека его переход из природной в социальную
форму.
В период
установления промышленного капитализма зародился новый тип отношения человека к
природе, и в системе «человек-природа» природа рассматривалась как объект
интенсивной преобразующей деятельности человека; возникло представление о том,
что возможность достижения чего-либо во благо общества является неисчерпаемой
сокровищницей. Френсис Бэкон в этот период утверждал, что главная идея науки и
философии помогала человеку овладеть великими силами природы, и он писал:
«Наука – сила».
Рассматривая
современный период, в котором мы живем, необходимо отметить постепенное
ограничение стихийных элементов в отношении к природе; безостановочное повышение
роли сознательного, организованности; другими словами, речь идет о том, что
основанное на науке, сообразительности, здравомыслии взаимное влияние природы и
общества носит более гуманный характер.
Обобщая
вышесказанное о меняющемся с течением времени отношении человека к природе,
можно выделить 2 главного этапа:
1) Период
экстенсивного отношения к природе, продолжавшийся до середины ХХ века. На этом
этапе, наблюдается, слабое влияние человека на природу: масштаб и количество
материала, приобретенного человеком у природы малы. Самая характерная
особенность этапа в том, что природа рассматривалась как саморегулирующаяся и
самовоспроизводящаяся материальная система.
2) Период
интенсивного отношения к природе, который начался с середины ХХ века.
Количество взятого у природы материала и энергии очень велико. Если на первом
этапе в отношении «человек-природа» человек зависел от природы, на втором этапе
этого отношения уже природа зависит от человека. Одной из характерных
особенностей этого этапа является то, что в этом случае природа не только само регулируется,
но и регулируется человеком. В связи с возникновением интенсивного отношения
общества к природе значительно увеличивалась область взаимосвязи с природой, а
это в свою очередь привела к увеличению масштаба проблем, связанных с
возникновением этого взаимного влияния. Какие же это проблемы?
Чтобы точно
сформулировать и понять эти проблемы необходимо четко представить себе
структуру и уровни природы.
Современная наука
в структуре природы выделяет несколько уровней, которые находятся в
диалектической взаимосвязи друг с другом. Это следующие уровни:
1) Геосфера (гео
– земля, сфера – область) – вся поверхность Земли; области, где живет и не
живет человек. К геосфере также относятся ландшафт Земли, рельеф и атмосфера и
климат, подземные недра, подземные и надземные воды (реки, озера, моря, океаны
и т.д.).
2) Биосфера (био
– жизнь, сфера – область) – и все организмы, живущие в реках и озерах, океанах
Земли, на поверхности Земли, в земле и в атмосфере, их среда обитания и
продукты, обеспечивающие их жизнедеятельность. Впервые разработанное академиком
В.И.Вернадским учение о биосфере включало в себя тонкий живой пласт живущих и
размножающихся на поверхности Земной сферы. Область обитания живых существ –
биосфера образует определенную часть атмосферы. Биосфера – высокоразвитая часть
гидросферы и литосферы. Для каждого из них характерен процесс обмена материей и
энергией. Биосфера – это целая система присущих ей законов существования и
развития.
Влияние на тот
или иной чуждый элемент биосферы приводит к изменениям во всей ее системе.
3) Ноосфера –
буквальный перевод «область ума». Это понятие определяется областью природы,
отражающей умственную деятельность человека, т.е. интеллектом человека. Научное
понимание ноосферы предусматривает такую степень гармоничного развития
взаимосвязи природы с обществом, где продуктивная деятельность человека
становится главным фактором в развитии не только природы, но и общества.
4) Космосфера –
пространство, близкое к Земле; точнее те просторы которые доступны человеку;
пространство, куда он посылает космические ракеты, космические корабли; туда,
где он побывал сам; пространство, которые он интенсивно исследовал; космические
пространства, где в ближайшее время он сможет побывать (Луна, Марс, Венера и
т.д.).
5) Наконец, в
этот список необходимо включить техносферу, которая помогает объяснить
происхождение и характер глобальных проблем современного периода. К техносфере,
которая включает в себя все созданные человеком феномены и совокупность
процессов его деятельности, относятся города, дороги, корабли, искусственные
спутники Земли, шахты, оросительные системы и каналы, искусственные озера,
электрические сети, бытовые и промышленные инструменты, произведения искусства,
коммуникации счетные машины и т.д. Уже из этого неполного списка становится
ясным то, что техносфера вместе со всеми своими пунктами пересекается с гео-,
био- и космосферой и в этом перекрещивании содержатся истинный секрет и причина
многих глобальных проблем, присущих современному периоду.
Взаимосвязь
человека и природы находит свое выражение в понятии «окружающая среда». В
окружающей среде необходимо различать природные и искусственные формы. Понятие
«природное окружение» отражало окружающую среду общества во все периоды.
Однако, в ходе развития человечества менялось окружение и содержание этого
понятия. Понятие «природной среды», окружающей общество, в современный период
охватывает гео- и биосферу, иными словами все материальные системы «стоящие в
стороне от человека» и существующие независимо от него. В связи с развитием
космической техники и космических полетов определенная часть Солнечной системы
также входит в ряд подобных объектов. С этой точки зрения понятие «природная
среда» необходимо отличать от понятия «географическая среда», имеющего более
узкое значение. К последнему относится только поверхность Земли, земная кора,
атмосфера, климат, вода, земной покров, животный и растительный мир, одним
словом все наземные и подземные богатства. Географическая среда является
существенной составляющей природной среды, в то же время это не единственная
полусистема. В современный период понятие природной среды близко к
географической среде, а также охватывает космос, который начинает приобретать
все большие масштабы.
Другим
компонентом окружающей среды является «искусственная среда» или как ее называл
К.Маркс «вторая природа». В процессе обмена веществ с природой люди меняют
окружающий мир, меняют природную среду согласно своим потребностям, другими
словами своей деятельностью они как бы создают вторую природную среду.
В сущности, это
говорит о том, что люди в процессе общественного производства создают не
существовавшие ранее в природе предметы и тем самым, искусственным путем
привносят в природу изменения. Степень прочности этой искусственной среды
определяется уровнем социальных отношений общества и культурного развития. В
связи с развитием общества безостановочно возрастает роль искусственной среды
для этого развития. Созданная человеческим трудом масса всех неживых предметов
и живых организмов называется техномасса, вся масса живущих в природных
условиях живых организмов называется биомассой. Расчеты показывают, что за год
в современный период человечество производит 1013 – 1014
тонн техномассы, за тот же период количество производимой биомассы 1012
тонны. Сравнение этих цифр показывает, что созданная в настоящее время
искусственная среда в 10, даже в 100 раз продуктивнее природной среды. Это в
свою очередь показывает постепенное превосходства искусственной среды над
природной средой в области развития науки и производства.
Окружающая
человека природа, по своей качественной характеристике делится живую и неживую.
Для изучения внешнего мира, для того чтобы найти правильную ориентацию в нем и
для определения оптимальной взаимосвязи с ним, с одной стороны имеет значение
живая и неживая природа, с другой стороны наука и практика определения различий
между живыми и неживыми. В разные периоды человеческой культуры, даже с начала
ее зарождения люди самыми примитивными способами старались отличить живое и
неживое. Например, согласно системе мыслей, присущих анимизму, которая характеризовала
первобытных людей, не только у людей, но и у неживых предметов существует душа,
и они существуют до тех пор, пока душа их не покинет.
Другая система
взглядов, известная в истории мысли человечества - гилозоизм. Сторонники этого
взгляда, определяя все существующее как живое, в общем, отождествляли жизнь
всем существующим. С первого взгляда кажется, что для гилозоизма полностью теряется
значение различия между живым и неживым. Однако это далеко не так, это различие
сохраняется в системе существующих взглядов. Таким образом, здесь не только
жизнь, но и смерть, которая понимается как необычное существование, считается
реальным. С течением времени главной причиной различия живого и неживого в
различном раскладе и в различном масштабе. Человек питается живым, живое
становится для него объектом охоты, рыбалки, собирания и т.д. Также из живых
существ он изготавливает одежду, защищающую его от холода, дождя, снега,
мороза.
Первобытный
человек с течением времени стал предполагать, что некоторые животные находятся
в родственной связи с ним. Нашедшая свое первоначальное выражение в тотемизме
(характерном только для общинного строя) эта тенденция показывает, что
первобытные люди приравнивали предков своего рода с конкретными животными
(тотемон). Например, таким тотемном для тюркских племен являлся волк, для
славян – голубь, для индийцев – корова и змея. Зародившиеся у людей от
определенных чувств и отношений подобная раздвоенность, амбивалентность с
течением времени нашли свое первоначальное выражение в религиозных и
мифологических взглядах общества, в нравственных и эстетических нормах.
Например, одна из норм, находящихся у истоков культуры человечества, наложила
табу (запрет) на убийство животных и поедание их мяса. Сторонники этого запрета
живут сейчас и в наши дни (поклонение корове в Индии).
Вышесказанное еще
раз показывает, что зависящее от уровня развития научного познания соотношение
живого и неживого, а также их противопоставление друг другу воплощалось в жизнь
в разные периоды по-разному.
Представления и
данные о живом, полученные на основе практической деятельности, присущи
биологическому познанию. Охватывающая широкую и очень существенную область
научного познания современная биология исследование живого осуществляет
специальными, познавательными средствами и методами научного познания.
Современные биологические и научные данные, полученные в ходе изучения
непосредственного практического взаимовлияния человека и живого, дополняются
данными других наук (сельское хозяйство, биотехническая и медицина), которые
так же направлены на изучение этого взаимовлияния. Например, биотехнология,
искусственным путем удовлетворяющая разные потребности человека, предоставляет
возможность получить многие вещества и продукты. В современный период все
возможные данные о живом предоставлены биологией. В связи с этим возникает
такой вопрос: в чем заключается роль философии в познании жизни, живого? Смогут
ли биологи обойтись без философских знаний в изучении жизни. В бывшей стране советов
обсуждение этих вопросов носило резкий характер.
В биологии живое
изучается как объект познания. Однако отношение человека к живому разносторонне
и пестро, это отношение наряду с познавательной и практической обладает также
эстетической и этической сторонами. Безусловно, результаты и достижения
биологического познания сами по себе имеют определенную ценность. Оказывая влияние
на мировоззрение человека, биологическое познание его развивает и, в свою
очередь, это развивает мировоззрение биологического познания, т.е., изучение с
философской точки зрения приобретает важное значение. В сущности, эту проблему,
носящую философский характер, можно решить лишь совместными усилиями философии
и биологии. Выясняя роль философии в познании сущности жизни нельзя умолчать о
том, что жизнь для биологии является объектом познания и в этом значении является
противоположностью изучающему его объекту. Однако с точки зрения существования
человека, жизнь не может быть только объектом познания; так, впитывая в себя
зерна жизни, это существование становится ее продолжением и проявлением.
Биология рассматривает живое как бы со стороны и поэтому она в состоянии дать
адекватные знания о живом. В отношении к живому философия преследует совсем
иную цель.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|