рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Управление безопасностью труда рефераты

• при выборе цветового фона учитывать психологиче­ское воздействие различных цветов на человека[4,97].

Глава 2. Организация безопасности труда на предприятиях

2.1.Охрана труда как важнейший элемент конкурентноспособности предприятия

Актуальность вопросов охраны труда в Рос­сии еще выше, чем на Западе, и объясняется это тем, что более 80% основных фондов рос­сийских предприятий давно выработали свой ресурс. Естественно, что работа на изношен­ном оборудовании влечет за собой повышен­ную аварийность, сопровождающуюся несча­стными случаями различной степени тяжести.

Все это ставит на повестку дня вопросы ох­раны труда как первоочередные задачи раз­вития предприятия. С одной стороны, решение этих задач дает руководителю определенную степень защищенности и уверенности в том, что завтра его предприятие не остановит инс­пектор, а на него прокуратура не заведет уго­ловное дело (в лучшем случае по халатности). С другой - решение вопросов охраны труда дает уверенность персоналу, коллективу предп­риятия в том, что он работает в комфортных ус­ловиях, где выполнены все требования безо­пасности, и что в случае чего (например, несча­стного случая) работник и его семья будут за­щищены путем компенсационных выплат.

Но самое главное заключается в том, что ох­рана труда - это не «пассив» предприятия, фи­нансирование которого дает одни убытки, а его «актив», вложения в который сторицей окупа­ются в кратчайшее время. Необходимо донести до руководителей и закрепить на ментальном уровне тезис о том, что «охрана труда - это выгодно!». Здоровый, уверенный в себе пер­сонал, работающий в комфортных условиях, производит более качественную продукцию, меньше болеет, сокращает непроизводствен­ные затраты, дает более высокую производи­тельность труда и т.д. и т.п. Таким образом, ох­рана труда повышает эффективность произво­дства, т.е. является важнейшим элементом конкурентоспособности предприятия.

Как же лучше построить работу по охране труда на предприятии? В первую очередь нужна не разовая акция (очередная кампания!), кото­рая делается от случая к случаю, в основном для инспектора, а нужна СИСТЕМА - система уп­равления охраной труда (СУОТ), работающая постоянно и планомерно. СУОТ включает в себя:

• цели, задачи и политику организации в об­ласти охраны труда;

• организационную структуру;

• деятельность по планированию;

• распределение ответственности;

• процедуры, процессы и ресурсы для дости­жения целей;

• анализ результативности мероприятий по охране труда[4,13].

Как видим, блоки, составляющие систему, достаточно емко отражают суть действий по ох­ране труда. Все эти действия понятны, логичны и требуют стандартизации на предприятии в соответствии с каким-то документом, устанав­ливающим нормы. И такой документ есть. Это стандарт ГОСТ Р 12.0.006 - 2002 ССБТ «Общие требования к системе управления охраной тру­да в организации», который гармонизирован с международным стандартом ОН8А5 18001-99 «Системы управления охраной здоровья и бе­зопасностью персонала. Требования».

Казалось бы, все хорошо - бери стандарт и работай. Но дело заключается в том, что стан­дарт ГОСТ Р 12.0.006 - 2002 на сегодня практи­чески не находит сколько-нибудь широкого распространения. Дело в том, что этот стан­дарт разрабатывался и принимался в спешном порядке под требования МОТ (Международной организации труда). В результате в нем были допущены многие нестыковки, которые уже че­рез год после его введения в действие потре­бовали изменений. Эти изменения были внесе­ны с 1 января 2004 года, но темп был упущен. Стандарт не нашел понимания среди руководи­телей еще и потому, что заниматься стандарти­зацией отдельного блока невыгодно. Проще делать всю систему менеджмента сразу по единой схеме.

Следует отметить, что сейчас на предприя­тиях России активно идет внедрение апробиро­ванных во всем мире систем менеджмента качества (СМК) по международному стандар­ту (МС) ИСО 9001:2000. Такая система явля­ется универсальной системой управления, выстраивающей все бизнес-процессы с целью их оптимизации и достижения максимального уровня конкурентоспособности предприятия[4,98].

В этом плане, видимо, не стоит изобретать велосипед, а стоит воспользоваться системой менеджмента качества по МС ИСО 9001:2000 и СУОТ рассматривать как отдельный блок (эле­мент) этой системы.

Тогда все становится на свои места. Предп­риятиям как воздух нужны такие системы. СМК по МС ИСО 9001:2000 предполагает внедрение восьми принципов качества в практику рабо­ты предприятий, которые перестраивают всю систему управления. Что это за принципы?

1. «Ориентация на потребителя» означает, что вся работа организации строится исходя из признания зависимости от потребителей, на основе анализа текущих и будущих их потреб­ностей.

2. «Лидерство руководителя» означает стремление руководителя к неформальному лидерству, своей деятельностью руководитель должен демонстрировать приверженность к эффективности.

  3. «Вовлечение работников» всех уровней в решение проблем организации. При этом должна быть создана система мотивации и сти­мулирования, ориентированная на поощрение инициативы и активности работников.

4. «Процессный подход» предполагает подход к управлению деятельности и соответ­ствующими ресурсами как к процессу. Под процессами при этом понимаются не только технологические переделы, но и передача и анализ информации, принятие решений, конт­роль их исполнения и пр.

5. «Системный подход к менеджменту» означает, что все выявленные и документиро­ванные процессы должны быть объединены в систему и организованы на достижение целей организации.

6. «Постоянные улучшения» являются не­обходимым элементом поддержания конкурен­тоспособности организации, который направ­лен на непрерывное улучшение качества про­дукции, обслуживания, взаимодействия.

7. «Принятие решений на основе фактов» подразумевает устранение неопределенности, неточности и недостоверности в процессе при­нятия решений.

8. «Взаимовыгодные отношения с пос­тавщиками» позволяют произвести отбор оп­тимальных поставщиков и установить с ними баланс взаимных отношений для повышения эффективности и качества закупок[9,63].

Как видим, создаваемая система менедж­мента качества на основе этих восьми принци­пов является сбалансированной системой эф­фективного управления, охватывающей все ас­пекты деятельности предприятия. В эту систе­му великолепно вписывается охрана труда, без которой нормальная и эффективная работа предприятия становится невозможной.

Согласно концепции стандарта ИСО 9001:2000, в основе системы менеджмента ка­чества, а значит, и в основе системы управле­ния охраной труда находятся два принципиаль­ных подхода - процессный и системный.

Процессный подход предполагает выде­ление каждой процедуры СУОТ в виде отдель­ного процесса, в котором фиксируются начало (вход), продолжение (основные составляю­щие, формы, методы или действия) и оконча­ние (выход) с учетом необходимых взаимосвя­зей. Кроме того, у каждого процесса должен быть свой хозяин процесса, который несет от­ветственность за качественное его исполне­ние. И тогда в случае наступления сбоя сразу видно, где, когда и по каким причинам он прои­зошел.

Системный подход означает построение всех процедур (процессов) СУОТ в виде четкой и логичной взаимосвязанной системы, когда блоки, образующие систему, имеют предельно четкое обозначение, назначение и функции, ко­торые зафиксированы в документальной фор­ме. Суть системы заключается еще и в том, что связи между блоками внутри системы всегда прочнее, чем связи каждого отдельного блока с некими элементами вне системы. Это означа­ет, что система, если она действительно систе­ма, прочна и самодостаточна.

В настоящее время на большинстве рос­сийских предприятий не используется систем­ная документация по охране труда. Поэтому стандартизация СУОТ в рамках СМК настоя­тельно требует:

1) использования традиционных и нахожде­ния новых форм документов (в бумажном и электронном виде);

2) создания документов, которые в концент­рированном виде отражают систему управле­ния охраной труда на предприятии и ее станда­ртные важнейшие характеристики. Это могут быть, к примеру:

• цели и политика организации в области охраны труда;

• руководство по управления охраной тру­да на предприятии;

• стандарты предприятия по охране труда.

3) разработки и использования документа или блока документов, выражающих перспек­тивы развития СУОТ на определенный период времени и соответствующих изменений в стан­дартах[8,23].

Отметим, что стандарт ИСО 9001:2000 обла­дает достаточной степенью свободы. Но это не значит, что стандарты предприятия по СУОТ могут обладать большой степенью неопреде­ленности. Они должны быть предельно конк­ретны. Однако есть один вопрос, который пока не находит четкого толкования: нужно ли отра­жать в стандарте СУОТ методы наказания?

Российская федерация относится к числу стран прямого действия законов, содержащих возможные меры наказания или ответственности. Поэтому, с одной стороны, во избежа­ние «перегрузки стандартов» нет необходимос­ти привязывать эти меры к предприятию, под­разделению и должностям. С другой - по так называемым ключевым подразделениям и должностям (находящимся в зоне повышенной ответственности или на которые по статистике приходится наибольшее число нарушений и на­казаний) такая конкретизация может быть не­обходима. Кроме того, необходимо помнить главный девиз стандартов серии ИСО - «Страх убивает качество!». Поэтому этим инструмен­том надо пользоваться очень осторожно. Дру­гое дело, что в стандарте должна найти выра­жение система стимулирования персонала, ко­торая в явном виде поощряет безаварийную работу. Пряник (а не кнут) должен стать глав­ным инструментом системы.

Ключевыми терминами в МС ИСО 9001:2000 в области человеческих ресурсов являются: «компетентность», «квалификация» и «под­готовка» персонала. Кадры решают все! Этот старый лозунг сейчас, как никогда, актуален. Профессионально-квалификационное разви­тие персонала является важнейшей ключевой задачей, прямо влияющей (при прочих равных условиях) на качество СУОТ и конкурентоспо­собность предприятий. Для этого необходимо готовить такие кадры.

Качество подготовки слушателей обеспечи­вается за счет привлечения к процессу обуче­ния ведущих специалистов следующих органи­заций.

Учитывая все возрастающую значимость правового регулирования охраны труда на про­изводстве и в этой связи важную роль соответ­ствующих норм нового Трудового кодекса РФ, на занятиях в институте как в программах кур­сов повышения квалификации, так и в регуляр­но проводимых тематических семинарах над­лежащее место занимают правовые вопросы.

Высококвалифицированные специалисты раскрывают слушателям содержание законо­дательных актов, регулирующих требования к соблюдению всех норм по охране труда и тех­нике безопасности на производстве при осу­ществлении всех видов деятельности (при про­ектировании, строительстве и эксплуатации объектов, конструировании машин, механиз­мов и другого оборудования, разработке тех­нологических процессов, организации произ­водства и труда).  

Таким образом, на нынешнем этапе обуче­ние является началом, базой построения эф­фективных систем управления охраной труда. Стандартизация их совместно с СМК по МС ИСО 9001:2000 даст российским предприятиям реальные конкурентные преимущества -эффективное и безопасное производство, а также подготовленный и стимулированный персонал, без которых невозможно завоева­ние лидерских позиций на рынке, удвоение ВВП и безболезненное вхождение России в ВТО.


2.2.Cоздание службы охраны труда и организация ее деятельности

Государственное управление охраной труда осуще­ствляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, а на террито­риях регионов — также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Обязанность по созданию на предприятиях и в органи­зациях службы охраны труда установлена статьей 217 Трудового кодекса РФ, согласно части первой которой в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и для контроля за их выполнением в каждой организа­ции, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба ох­раны труда или вводится должность специалиста по охра­не труда, имеющего соответствую­щую подготовку или опыт работы в этой области.

По вопросам деятельности служб охраны труда создана большая база нормативно-правовых актов — «Элект­ронная библиотека инженера по охра­не труда», размещенной в Интернете, в которую включено около 2000 доку­ментов, содержащих нормативные  требования охраны труда, промышленной безопасности, пожарной и санитарно-эпидемиологической безопаснос­ти. В нее входят практически все документы, необходимые для организации и полноценной работы службы охраны труда и других структурных подразделений. Действующие законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда размещены также на многих других сайтах Интернета и доступны для любого пользователя. Исходя из этого, отсылочные нормы в данной статье приведены в минимальном объеме.

При создании организации или при ее первом структу­рировании особого распорядительного акта о создании службы охраны труда не требуется. Если же решение о создании службы принимается после достижения установленного количества персонала и при наличии уже утверж­денной структуры, руководитель орга­низации издает приказ (распоряжение) о создании службы охраны труда, кото­рым одновременно утверждается по­ложение о службе, должностные инст­рукции сотрудников службы, а также решаются другие основные вопросы организации ее деятельности.

Служба охраны труда организации создается в форме самостоятельного структурного подразделения, подчи­няющегося непосредственно руководи­телю организации или, по его поруче­нию, одному из его заместителей. В штат службы включаются специалисты по охране труда, на должности которых назначаются, как правило, лица, име­ющие квалификацию инженера по ох­ране труда, либо специалисты, имею­щие высшее профессиональное (техни­ческое) образование без предъявления требований к стажу работы или сред­нее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должнос­ти техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним професиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории ука­занных лиц до назначения их на долж­ности специалистов по охране труда должны пройти специальное обучение по охране труда.

 В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяже­лых и связанных с вредными и опас­ными условиями труда работах) функ­ции службы охраны труда могут вы­полнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с боль­шей численностью работников функ­ции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда с штатной числен­ностью работников 3—5 единиц (вклю­чая должность начальника бюро) или отдел охраны труда с штатной чис­ленностью работников от 6 единиц и более.

При определении задач и функций службы охраны труда работодателю целесообразно воспользоваться Рекомендациями по организации работы службы      охраны труда в организации, утвержденными постановлением Мин-труда России от 08.02.2000 № 14.

Согласно указанным Рекомендаци­ям перед службой охраны труда необ­ходимо поставить следующие задачи:

 - организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

-контроль за соблюдением работников законов и иных нормативных ; правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглаше­ния по охране труда, других локаль­ных нормативных правовых актов организации;

- организация профилактической работы по предупреждению производ ственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улуч­шению условий труда;

-  информирование и консультирование работников организации, в том  числе ее руководителя по вопросам |охраны труда;

-  изучение и распространение передового опыта по охране[7,92].

Для выполнения поставленных за­дач на службу возлагаются следующие функции:

1) учет и анализ состояния и причин  производственного травматизма,  профессиональных заболеваний и  заболеваний, обусловленных производственными факторами;

2) оказание помощи подразделениям в  организации и проведении измере­нии параметров опасных и вредных производственных факторов, в оцен­ке травмобезопасности оборудова­ния, приспособлений;

3) организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по  условиям труда, сертификацией ра­бот по охране труда и контроль за их проведением;

4) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране  труда профессиональных союзов или  иных уполномоченных работниками  представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудо­вания, машин и механизмов, при­способлений, средств коллективной и индивидуальной зашиты работни­ков, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

5) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных  строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комис­сий по приемке из ремонта устано­вок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

6)согласование разрабатываемой в организации проектной, конструк­торской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;

7)разработка совместно с другими под­разделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных за­болеваний, заболеваний, обусловлен­ных производственными факторами;

8)оказание организационно-методи­ческой помощи по выполнению зап­ланированных мероприятий;

9)участие в составлении разделов кол­лективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглаше­ния по охране труда в организации;

10)оказание помощи руководителям под­разделений в составлении списков профессий и должностей, в соответ­ствии с которыми работники долж­ны проходить обязательные предва­рительные и периодические меди­цинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответ­ствии с которыми на основании действующего законодательства ра­ботникам предоставляются компен­сации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условия­ми труда;

Страницы: 1, 2, 3, 4