Типовое положение о профессиональных военизированных аварийно-спасательных формированиях
Типовое положение о профессиональных военизированных аварийно-спасательных формированиях
1. Типовое положение о профессиональных
военизированных аварийно-спасательных формированиях (1993г.)
Статья
1. Основные понятия
1. Аварийно - спасательная
служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для
решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально
объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно - спасательные
формирования.
2. Аварийно - спасательное
формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно - спасательной
службы структура, предназначенная для проведения аварийно - спасательных работ,
основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой,
оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
3. Спасатель - это
гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно - спасательных
работ.
4. Аварийно - спасательные
работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите
природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций
и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных
для них опасных факторов. Аварийно - спасательные работы характеризуются наличием
факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной
подготовки, экипировки и оснащения.
5. Неотложные работы
при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению
аварийно - спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных
ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых
для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
6. Статус спасателей
- это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Украины
и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются
возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
7. Аварийно - спасательные
средства - это техническая, научно - техническая и интеллектуальная продукция, в
том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование,
снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по
технологии аварийно - спасательных работ, а также программные продукты и базы данных
для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения
аварийно - спасательных работ.
Статья 2. Правовые
основы создания и деятельности аварийно - спасательных служб и деятельности спасателей
Правовые основы создания
и деятельности аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований
и деятельности спасателей составляют Конституция, настоящий закон, закон "О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера", другие законы и иные нормативные правовые акты
Статья 3. Основные
принципы деятельности аварийно - спасательных служб и спасателей
Основными принципами
деятельности аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований
и спасателей являются:
принцип гуманизма
и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения
здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
принцип единоначалия
руководства аварийно - спасательными службами, аварийно - спасательными формированиями;
принцип оправданного
риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно - спасательных и неотложных
работ;
принцип постоянной
готовности аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований к
оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
Статья 4. Государственная
поддержка аварийно - спасательных служб и спасателей
Государство оказывает
всемерную поддержку аварийно - спасательным службам, аварийно - спасательным формированиям,
являющимся силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, для чего:
устанавливает систему
налоговых и иных льгот для аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных
формирований, а также для организаций, в инициативном порядке оказывающих финансовую
и материально - техническую помощь аварийно - спасательным службам, аварийно - спасательным
формированиям;
оказывает содействие
организациям, общественным объединениям, органам местного самоуправления в подготовке
и оснащении создаваемых ими аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных
формирований, а также содействие в подготовке граждан, изъявивших желание пройти
обучение по программе подготовки спасателей;
предусматривает систему
мер по правовой и социальной защите спасателей и членов их семей;
оказывает финансовую
поддержку аварийно - спасательным службам, аварийно - спасательным формированиям
исходя из интересов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
отдает предпочтение
при размещении государственных заказов на производство аварийно - спасательных средств,
при прочих равных условиях, предприятиям аварийно - спасательных служб.
Статья 5. Виды аварийно
- спасательных работ
К аварийно - спасательным
работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные
работы, а также аварийно - спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы
по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень
которых может быть дополнен решением Правительства.
АВАРИЙНО
- СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
Статья 6. Задачи аварийно
- спасательных служб
1. Основными задачами
аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований, которые в обязательном
порядке возлагаются на них, являются:
поддержание органов
управления, сил и средств аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных
формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и
проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контроль за готовностью
обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
ликвидация чрезвычайных
ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Кроме того, в соответствии
с законодательством на аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные формирования
могут возлагаться задачи по:
участию в разработке
планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах
и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других
объектах и территориях;
участию в проведении
экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам
и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах;
надзору в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участию в контроле
за соблюдением технологических и инженерно - технических требований в области предупреждения
чрезвычайных ситуаций;
участию в подготовке
решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
пропаганде знаний
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке
населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
участию в разработке
нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно - спасательных
и неотложных работ;
выработке предложений
органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения
деятельности аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований,
социальной защиты спасателей и других работников аварийно - спасательных служб,
аварийно - спасательных формирований;
участию в разработке
и производстве аварийно - спасательных средств, а также другие задачи, не выходящие
за рамки гуманитарных задач, возложенных на единую государственную систему предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Полный перечень
задач, возлагаемых на конкретные аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные
формирования, определяется по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения от
чрезвычайных ситуаций, органами управления при органах исполнительной власти и при
органах местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области
защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями и закрепляется
в положениях об аварийно - спасательных службах, аварийно - спасательных формированиях
или в уставах указанных служб и формирований.
Статья 7. Создание
аварийно - спасательных служб
1. В соответствии
с законодательством аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные формирования
могут создаваться:
на постоянной штатной
основе - профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно
- спасательные формирования;
на нештатной основе
- нештатные аварийно - спасательные формирования;
на общественных началах
- общественные аварийно - спасательные формирования.
2. Профессиональные
аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования
создаются:
в федеральных органах
исполнительной власти - решениями Правительства по представлениям соответствующих
министерств, ведомств и организаций, согласованным с федеральным органом исполнительной
власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти;
органами исполнительной
власти в соответствии с законодательством Украины;
в организациях, занимающихся
одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством
предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно - спасательных
служб, аварийно - спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию
с органами управления при органах исполнительной власти, специально уполномоченных
на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в органах местного
самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено
законодательством Украины.
3. Нештатные аварийно
- спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в
обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством, или по решению администраций
организаций в порядке, предусмотренном законодательством.
4. Общественные аварийно
- спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами
которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 8. Состав аварийно
- спасательных служб
Состав и структуру
аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований определяют создающие
их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти, органы
местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных
на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований
законодательства Украины.
В состав аварийно
- спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно - спасательные
формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно
- спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно - спасательных служб
могут входить научно - исследовательские учреждения, образовательные учреждения
по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации
по производству аварийно - спасательных средств.
Статья 9. Комплектование
аварийно - спасательных служб
1. Комплектование
аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований осуществляется
на добровольной основе.
2. В профессиональные
аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования
на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для
обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные
при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие
установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки,
а также требованиям, предъявляемым к их морально - психологическим качествам.
3. К непосредственному
исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно - спасательных службах,
профессиональных аварийно - спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие
возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение
по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение
аварийно - спасательных работ.
По вопросу, касающемуся
страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
спасателей, проходивших службу в военизированных горноспасательных частях.
4. При приеме граждан
в профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные
формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт),
в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия
оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного
выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей
указанных аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований на
дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Трудовой договор (контракт)
со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно - спасательной
службы, аварийно - спасательного формирования в случае однократного необоснованного
отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 10. Регистрация
аварийно - спасательных служб
1. Все аварийно -
спасательные службы, аварийно - спасательные формирования подлежат обязательной
регистрации.
2. Регистрацию аварийно
- спасательных служб, аварийно - спасательных формирований установленным порядком
осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный
на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
органы управления при органах исполнительной власти и органы управления при органах
местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.
Статья 11. Деятельность
аварийно - спасательных служб
1. Аварийно - спасательные
службы, аварийно - спасательные формирования в своей деятельности руководствуются
законодательством Украины, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими
нормативными правовыми актами.
2. В связи с особым
характером деятельности профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных
аварийно - спасательных формирований руководство ими предполагает неукоснительное
выполнение всеми работниками профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных
аварийно - спасательных формирований приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями
указанных служб и формирований. Данное требование распространяется на нештатные
и общественные аварийно - спасательные формирования при участии указанных формирований
в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Прекращение работ
как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно
- спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях не
допускается.
4. Профессиональные
аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования
могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной
основе.
5. Готовность профессиональных
аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований
к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется
в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий
федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами
государственного надзора, органами управления при органах исполнительной власти
и органами управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченными
на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 12. Аттестация
аварийно - спасательных служб
1. Все аварийно -
спасательные службы, аварийно - спасательные формирования подлежат аттестации в
порядке, устанавливаемом Правительством Украины.
2. Аварийно - спасательные
службы, аварийно - спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие
в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению
работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и
к проведению аварийно - спасательных работ не привлекаются.
3. Приостанавливается
полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние
профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных
формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам,
не отвечают требованиям, установленным законодательством Украины. Порядок приостановления
деятельности указанных организаций устанавливается законодательством Украины.
Статья 13. Привлечение
аварийно - спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Привлечение аварийно
- спасательных служб, аварийно - спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных
ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно
- спасательными службами, аварийно - спасательными формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами
взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
установленным порядком
действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|