Тактика спасательных работ и ликвидации последствий при прорыве плотины водохранилища
-
организация
контроля за уровнем воды в искусственных водоемах и его сбросов;
-
создание запасов
взрывчатых веществ и средств взрывания и складов для их хранения;
-
подготовка
временных посадочных площадок для вертолетов;
-
определение
высотных отметок, при которых населенный пункт подвергается подтоплению.
К основным мероприятиям инженерного
обеспечения в ходе наводнения, вызванного прорывом плотины, относятся:
-
спасение
пострадавшего населения с применением плавательных средств;
-
строительство
пунктов посадки и высадки;
-
восстановление
автодорог и железнодорожных путей;
-
восстановление и
строительство мостов;
-
восстановление
поврежденных и строительство новых защитных дамб, водоотводящих каналов и т.п.;
-
ликвидация аварий
на коммунально-энергетических сетях и линиях связи, а также их восстановление;
-
спасение и
захоронение погибшего скота.
К основным организационным мероприятиям инженерного
обеспечения при наводнениях, вызванных прорывами плотин, относятся:
-
приведение в
готовность органов управления и сил инженерного обеспечения, системы свзяи и
оповещения Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Республики Башкортостан;
-
усиление
дежурно-диспетчерской службы в поселках городского типа (один из них районный
центр) и в г. Уфе;
-
ведение
круглосуточного дежурства руководящего состава и органов управления инженерным
обеспечением МЧС РБ;
-
организация
непрерывной инженерной разведки;
-
уточнение
принятых решений и ранее разработанных планов инженерного обеспечения;
-
прогнозирование
инженерного обеспечения и масштабов последствий;
-
принятие
оперативных мер по защите населения и территории;
-
повышение
устойчивости функционирования объектов экономики (подвергающихся воздействию
волны прорыва и затоплению);
-
приведение в
готовность сил и средств инженерного обеспечения, предназначенных для
предупреждения и ликвидации последствий;
-
организация
руководства инженерным обеспечением АСДНР в зонах затопления;
-
организация
непрерывного контроля за выполнением мероприятий инженерного обеспечения;
-
организация
взаимодействия со службами и организациями, выполняющими мероприятия
инженерного обеспечения, а также с организациями военного командования,
министерства внутренних дел, министерства транспорта, корректировка плана
инженерного обеспечения;
Разработка и реализация
организационных, правовых и экономических норм на территории субъекта
Российской Федерации осуществляется в рамках единой государственной политики в
области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера [5].
4.
Способы борьбы с факторами, приводящими к чрезвычайной ситуации
Приведенные превентивные мероприятия при авариях на
гидротехнических сооружениях, угрозе подтопления и затопления осуществляются на
региональном уровне, с учетом разделения по режимам их проведения (1 - режим
повседневной деятельности, 2 - режим повышенной готовности, 3 - режим
чрезвычайной ситуации):
1.
Прогноз
параметров волны прорыва, зон возможного затопления и возможной обстановки при
прорыве ГТС напорного фронта. Прогноз обстановки при аварийном сбросе воды,
доведение его результатов до органов власти, учреждений, организаций и населения.
Характеристика мероприятий, параметры
их проведения: Режимы 1, 2.
-
Проведение
расчетов по известным методикам, моделирование гидрологических процессов с
использованием моделей и режимов реального времени.
-
Проверка и
уточнение проектных решений с учетом последних методических разработок.
-
Задействование
геоинформационных систем региональных центров ГОЧС.
-
Доклад
результатов расчета (прогноза) руководству МЧС и органам власти на местах.
2.
Обеспечение функционирования
системы непрерывного наблюдения за состоянием ГТС и оповещение органов власти,
организаций и населения об угрозе прорыва сооружений напорного фронта и
подготовке и проведении аварийного сброса воды из водохранилища.
Характеристика мероприятий, параметры
их проведения: Режимы 1, 2.
-
Использование
данных традиционных и автоматизированных гидрометрических постов
Гидрометеоцентра, показаний сети метеорадаров, данных спутникового наблюдения.
-
Контроль за
непревышением наблюдаемых параметров критических для конкретных ГТС, выдача
предупреждения на проведение сброса воды по результатам наблюдения.
-
Автоматизация
процесса контроля за состоянием плотин, дамб и т.п.
-
Согласование
времени сброса воды из водохранилищ.
3.
Организация работ
по усилению ГТС (плотин, дамб и т.п.). Режимы 1, 2.
4.
Осуществление
контроля над регулированием паводкового стока водохранилищ (частичного
опорожнения водохранилищ для принятия паводковых вод).
Характеристика мероприятий, параметры
их проведения: Режимы 1, 2.
-
Сезонный сброс
воды из верхнего бьефа в соответствии с расчетами по данным многолетних
наблюдений.
-
Усиление контроля
в предпаводковый и паводковый периоды, периоды половодья.
-
Корректировка
графика сброса воды по данным конкретного периода. Согласование на
межрегиональном уровне графика сброса воды для крупных водохранилищ.
-
Оперативное
обобщение данных о наполнении водохранилищ и выработка предложений по времени и
объему сброса для принятия решения ответственными лицами.
5.
Планирование
эвакуации населения из зон возможного затопления и заблаговременное ее
проведение при угрозе затопления.
Характеристика мероприятий, параметры
их проведения: Режимы 1, 2, 3.
-
Отработка планов
проведения эвакуации. Определение мест размещения эвакуированного населения,
порядка обеспечения его жизненно важных потребностей.
-
Доведение до
населения порядка действий и правил поведения в случае осуществления эвакуации.
-
Установление
порядка и норм обеспечения, определение источников финансирования
эвакомероприятий. Создание формирований транспортного, материального
обеспечения.
-
Планомерное
проведение эвакуации в случае возникновения реальной угрозы.
В случае подтопления
6.
Дренирование
территорий (по результатам изысканий и проектирования). Режим 1.
7.
Оповещение населения.
Характеристика мероприятий, параметры
их проведения: Режимы 2, 3.
-
Задействование
федеральной, территориальных и локальных систем оповещения в случае
возникновения реальной угрозы.
-
Использование
ручного и автоматизированного способов оповещения, централизованное управление
системой оповещения объектов экономики, принудительное переключение программ
вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на
передачу сигнала оповещения.
8.
Предотвращение
смыва загрязнений, ГСМ и т.п. Режимы 2, 3.
9.
Подготовка и
реконструкция насыпей, дамб. Режимы 1, 2.
10.
Контроль за
состоянием зданий, сооружений.
Характеристика мероприятий, параметры
их проведения: Режимы 2, 3.
-
Усиление
строительных конструкций ответственных объектов после обследования.
-
Запрещение
эксплуатации аварийных зданий и сооружений.
-
Обследование
оснований и фундаментов, гидроизоляция.
-
Определение
перечня ремонтно-восстановительных организаций и служб. Создание запасов
строительных материалов и изделий для ремонтных работ.
11.
Подготовка сил и
средств для ликвидации последствий.
Характеристика мероприятий, параметры
их проведения: Режимы 1, 2.
-
Создание,
экипировка и оснащение, подготовка и аттестация профессиональных, нештатных и
общественных аварийно-спасательных формирований (АСФ) на базе предприятий,
ведомств, федеральных и территориальных органов.
-
Поддержание в
готовности аварийно-спасательных служб (АСС). Создание запасов
материально-технических средств по профилю ЧС.
-
Выделение материально-технических
и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС. Планирование действий, отработка
взаимодействия, проведение учений и тренировок.
12.
Распашка поперек
склонов, террасирование склонов (Режим 1) с целью перевода скоротечного
поверхностного стока в замедленный подземный.
13.
Берего- и
дноукрепительные работы. Режимы 1, 2.
14.
Спрямление русла
(для малых рек и водотоков). Режимы 1, 2.
15.
Обвалование
сплошное и по участкам (Режимы 1,2) для защиты населенных
пунктов, объектов экономики, транспортных коммуникаций по результатам
обследования и данных многолетних наблюдений. Способствует предотвращению смыва
загрязнений и ГСМ
16.
Подсыпка
территорий. Режимы 1, 2.
17.
Противоэпидемические
мероприятия. Режим 3.
18.
Обследование
транспортных коммуникаций, кабельных линий, мостов, шлюзов, закрытых водоемов,
шламоотстойников, водопропускных труб, попадающих в зону возможного затопления (Режимы
2, 3) на предмет физической устойчивости и способности функционировать в
экстремальных условиях.
19.
Ограничение
использования некоторых объектов.
Характеристика мероприятий, параметры
их проведения: Режимы 2, 3.
-
Решение
принимается по результатам обследования или данных прогноза.
-
Производится
оценка последствий ограничений для населения и экономики. Компенсация продукции
или услуг за счет внешних поступлений.
-
Согласование
порядка введения ограничений и получения компенсаций.
20.
Разработка планов
и различных сценариев. Подготовка руководящего состава. Режимы 1,2.
(Планирование и корректировка планов; использование данных мониторинга и
прогнозирования; проведение учений и тренировок; отработка взаимодействия;
внедрение систем поддержки принятия решений на основе ЭВМ и др.).
21.
Составление
проектов защиты территорий, их планомерная реализация. Режим 1.
22.
Водопоглощающие
скважины (по результатам изысканий). Режим 1.
23.
Контроль за
размещением и строительством объектов в соответствии с законодательством,
требованиями норм и правил. Режим 1.
24.
Создание запасов
материально-технических средств и сорбирующих материалов для ликвидации ЧС и их
последствий. Режимы 1, 2.
25.
Подготовка команд
для подрыва льда с целью предотвращения и ликвидации заторов на реках. Режимы
1, 2, 3.
26.
Готовность
коммунальных служб. Режимы 1, 2. (Разработка планов действий в условиях
угрозы и в ходе ликвидации ЧС; обеспечение материально-техническими ресурсами;
создание запасов резервных автономных источников энергоснабжения, тепла и
т.п.).
27.
Организация
круглосуточного дежурства (Режим 2) на постах наблюдения, штабах ГОЧС,
коммунальных службах, хозяйственных органах, органах охраны порядка.
28.
Откачка воды и
прочистка водоотводных каналов. Режим 2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|